Введение 3
1. Характеристика и повышение конкурентоспособности акционерного
общества 7
1.1. Виды и основные черты акционерных обществ 7
1.2. Сущность конкурентоспособности организации 17
1.3. Научные подходы к управлению конкурентноспособностью 25
2. Оценка состояния и направлений развития деятельности АО «АльфаБанк» 31
2.1. Структура банка и анализ финансового состояния АО «Альфа-Банк»
2.2. Основные направления развития деятельности 49
2.3. Основы и опыт управления рисками банковской деятельности 53
3. Разработка мероприятий, направленных на повышение
конкурентоспособности АО «Альфа-Банк» 57
3.1. Постановка проблемы 57
3.2. Подходы к повышению конкурентоспособности АО «АльфаБанк» 59
Заключение 67
Список использованной литературы 70
Сложившаяся практика экономической жизни в целом мире показывает, что рынок и конкуренция — главный механизм развития современной экономики, более мощный чем любой иной фактор ее движения. Эффективность функционирования рынка выше тем, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Конкуренция требует определенного, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных оснований. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции или даже сводит ее на нет. Результат — застой в экономике, снижение ее эффективности, возможное спад жизненного уровня населения страны. Главное в том, что конкуренция — это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, ее разрушительное или даже, напротив, слабое проявление — признак явного неблагополучия на рынке, появления «перекосов» и больших диспропорций в его развитии.
Создание эффективного рыночного механизма предполагает обеспечение условий для конкуренции во всех сферах экономической системы, и, прежде всего, на рынке банковских услуг, являющемся важнейшим составляющим рыночной инфраструктуры. К тому же, современный этап экономического развития характеризуется активно протекающими трансформационными процессами. В рыночной системе появляются улучшения, связанные с появлением признаков постиндустриального этапа развития, новой ролью информационных технологий, глобализацией мирохозяйственных связей. Происходящие изменения затрагивают все сферы экономических отношений, и в частности финансовые рынки, развитие которых отличается особым динамизмом: финансовая глобализация опережает глобализацию экономики, значительно увеличивается скорость движения финансовых потоков, расширяется сфера миграции капитала в поиске эффективных сфер инвестирования и др. Учет многообразия новых факторов, которые раннее не включались в исследовательский арсенал, вызывает необходимость расширения теоретических представлений о тенденциях и закономерностях развития конкурентных отношений на рынке банковских услуг.
Исследование конкуренции на рынке банковских услуг имеет важное значение с позиции обеспечения компетентного регулирования банковской конкуренции, целенаправленного формирования позитивных условий, обеспечивающих развитие эффективной конкуренции между участниками финансового рынка России, поиска адекватных способов противодействия недобросовестной конкуренции и монополизации рынка.
Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.
Под банковской конкуренцией следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества между кредитными организациями в целях обеспечения лучших возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли в данных условиях.
Для России, интегрирующейся в мировое хозяйство, формирование конкурентной банковской системы становится приоритетной задачей. Совершенствование конкуренции в банковском секторе относится к числу важнейших экономических проблем. От ее решения зависит не только результативность функционирования кредитных организаций, но и эффективность экономики страны в целом. Конкуренция является закономерным процессом, затрагивающим интересы большинства населения, причем не, только непосредственных производителей и потребителей банковских услуг, но и всех других членов общества. Конкуренция непосредственно влияет на равновесие на финансовом рынке и, тем самым, на стабильность экономической системы России в целом, что крайне немаловажно в контексте имеющих место в настоящий момент кризисных макроэкономических явлений.
...
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы проведено комплексное исследование теоретических и практических аспектов управления конкурентоспособностью АО «Альфа-Банк». По результатам анализа основных показателей деятельности Банка можно сделать следующие выводы.
Наибольшее влияние на деятельность организации оказывают политические, экономические и технологические факторы внешней среды. Основными движущими силами, определяющими конкурентную стратегию организации являются наличие сильных Банков-конкурентов, предоставляющих аналогичные услуги и продукты, предпочтение клиентов, а также опасность появления услуг-заменителей.
Анализ внутренней среды организации показал, что в АО «АльфаБанк» сильными стратегическими позициями являются организационная структура, конкурентоспособность услуг, уровень себестоимость услуг, эффективность системы реализации услуг, уровень менеджмента, использование информационных технологий и инноваций, способность к лидерству руководства и персонала, качество материальной базы, корпоративная культура. Финансовое состояние организации, репутация на рынке, известность товарного знака, отношения с органами власти, степень вертикальной интеграции оценивается как устойчивая позиция.
Создание условий для развития конкуренции на рынке Банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.
В целом, основными целями дальнейшего развития Банковского сектора можно назвать:
1. Повышение качества осуществления Банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;
2. Укрепления доверия к российскому Банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;
3. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов Банков;
4. Предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.
С одной стороны, конкурентоспособность современного коммерческого Банка определяется уровнем его соответствия потребностям клиентов и высокими темпами роста его клиентской базы. Но такая трактовка отражает лишь одну сторону деятельности Банка - создание услуг, и в этом смысле под конкурентоспособностью Банка как организации можно понимать степень притягательности его продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Поэтому минимизация издержек, с одной стороны, и проведение маркетинговой компании, направленной на повышение ценности Банковского продукта и услуг для потребителя, - с другой, способствуют росту, так называемого запаса конкурентоспособности Банковского продукта. Создание конкурентоспособных Банковского продукта и услуг определяются тем, насколько совершенны бизнес-процессы в Банке.
Главное для кредитной организации - удовлетворять запросы клиентов и расширять клиентскую базу. И, как показывает практика, главными факторами, определяющими ценность Банка для клиента, являются: тарифы Банка, затраты времени клиентом, эффект от использования услуг Банка.
Развитие и внедрение новых Банковских услуг, повышение качества обслуживания клиентов, снижение процентных ставок и упрощение процедур кредитования, а также выбор приоритетных и более доходных направлений деятельности Банка и внедрение новых видов вкладов позволят увеличить сроки Банковского кредитования и привлекут новых клиентов в Банк. Реализация данных направлений развития позволит сохранить устойчивость Банка, укрепить лидирующие позиции в Банковской сфере.
Конкуренция на рынке Банковских услуг хотя и осуществляется в условиях более жесткого регулирования по сравнению с иными рынками финансовых услуг, но продолжают существовать отдельные области, оказывающиеся вне поля зрения органов Банковского надзора. Это свидетельствует о настоятельной необходимости дальнейшего развития законодательства.
1. О банках и банковской деятельности. Федеральный закон № 395I от 02.12.1990г ((в ред. Федеральных законов от 03.07.2015 № 106-ФЗ).
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ. Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. №25 от 01.09.1998г. ст.32, 34.
3. ФЗ РФ от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», ст. 3. Консультант
4. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика - М.: «Центр экономики и маркетинга», 2012.
5. Жуков Е.Ф. Менеджмент и маркетинг в банках: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 191с.
6. Зражевский В.В. Теоретические и методологические основы конкурентоспособности банковской системы Российской Федерации. Монография. - М.: Изд-во РАКО. - 2013.
7. Лаврушина О.И. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под. ред. д-ра экон. наук, проф. Лаврушина О.И. - М.: Юристъ, 2014. - 688с.
8 . Портер М.Е. Конкуренция. М.: Издательство Вильямс, 2014. с.
61-63.
9. Плясунков А.В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции: Автореферат диссертации / А.В. Плясунков. Мн. БГПА, 2012. - 21 с.
10. Пятенко С. В. Проблемы исследования современного финансового капитала. / Отв. ред. Аникин А. В. - М., 2012.
11. Световцева Т.А., Федорович Н.П. Мониторинг конкурентоспособности банковских услуг населению//«Социально- экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы», ВЗФЭИ, сборник научных статей/под ред. к.э.н. Дремовой Л.А. - Курск: 2014г. - 231с.; с.208-211
12. Тавасиев А. М., Ребельский Н. М. Конкуренция в банковском секторе России. М.: Юнити, 2011. С. 60.
13. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия "Высшее образование" - М.: ИНФРА-М, 2012 г. - 312 с.
14. Андреева М.А., Прасолова Е.Н. Зарубежный опыт комплексного банковского обслуживания физических лиц // Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы 10-й межвуз. конф. асп. и докт. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 0,25 п. л. / 0,13 п. л.
... всего 51 исотчников