Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Блог в коммуникативной среде Интернета: содержание и понятие…8
1.1. Блог в медийной сфере: содержание понятия................................................8
1.2. Социальная оценочность как категория медийной среды……………......14
1.3. Оценка как тип языкового значения.............................................................17
1.4. Типы оценочных значений по классификации Н.Д. Арутюновой.............23
1.5. Способы выражения оценки при помощи языковых средств.....................27
1.6. Средства художественной выразительности публицистического стиля речи как средства оценки ………………………...……………….…………….33
Выводы к первой главе..........................................................................................36
Глава 2. Классификация оценочной лексики в блоге Цискаридзе….………...39
2.1. Характеристика блога Цискаридзе: содержание и структура………….…39
2.2. Классификация языковых средств выражения оценки, используемых в блоге Цискаридзе…………………………………………………………….…..40
2.3. Анализ единиц по лексико-семантическому значению ……………….…44
2.4. Анализ единиц по тематическим группам (объектам)……………………56
2.5. Роль языковых средств оценки в блоге Н.Цискаридзе…………………….74
Выводы ко второй главе…………………………………………………………77
Заключение………………………………………………………………...…..…79
Список литературы................................................................................................81
Приложение............................................................................................................86
Интернет стал неотъемлемым элементом современной жизни в последние годы, чему в немалой степени способствовало распространение коронавирусной инфекции. Всё больше людей используют интернет как основное средство для получения и передачи информации. Особенной популярностью стал пользоваться блог, завоевавший расположение огромного числа молодых людей как наиболее свободный и открытый жанр.
В традиционном понимании блог – это своего рода дневник, который ведется автором постоянно, в открытой форме. Он предназначен для прочтения пользователями интернета; это публичное пространство для ведения дневника. Однако структура блога не сводится только к дневнику. Туда могут быть включены интервью, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие сайты и т.п.
С точки зрения лингвистики блог рассматривается как «публичный, общедоступный, открытый, нелинейный, интерактивный, динамичный, полифоничный гипертекст, который создается при участии автора и активных читателей» [Новикова 2005]. Это влечет за собой неизбежное использование в блогах оценочных языковых средств, поскольку блогеры делятся своими мыслями, переживаниями, мировоззрением.
Кроме того, теперь писатели создают и распространяют свои новые произведения непосредственно в блогах, а не придерживаются традиционной издательской модели. Эта новая форма существования литературы - в блогосфере – в значительной степени и привлекла внимание широкой общественности к. творческим личностям в блогах, вызвала новую волну интереса к их деятельности и стремление постичь их внутренний мир.
Основное внимание уделяется личности интернет-пользователя, так как в блоге не только развивается связь между блогерам и читателем, но и, что более важно, через блог может быть понята личность (характер) автора.
Помимо того, что блог отражает индивидуальную личность блогера, он представляет большой интерес и с лингвистической точки зрения: необходимость четко выражать конкретные взгляды и мысли обусловливает выбор слов (лексический аспект), их порядок (синтаксический аспект), структуру ведения блога.
В сегодняшней все более сложной онлайн-среде людям зачастую трудно выбрать надежные, достоверные источники информации и правильно судить о происходящем вокруг них. Но в последнее время многие известные личности открыли и ведут собственные блоги, которые позволяют людям больше узнать о своих кумирах, перенять их идеи, найти положительные нравственные идеалы, обрести в них нравственную опору.
Все вышесказанное и обусловливает актуальность нашей работы.
Объект исследования – языковые средства выражения оценки в русскоязычном блоге.
Предмет исследования – семантика языковых оценочных средств в блоге творческой личности (на материале блога Николая Цискаридзе)...
Итак, в соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи: выработано рабочее определение блога, даны определения оценки как лингвистической категории, а также социальной оценки как категории медийной среды. В первой главе определяется основное понятие оценки как категории языка, которая выражает установки и отношения человека к объекту и используется для передачи этих отношений в языке, рассмотрены языковые средства создания оценочного значения на разных языковых уровнях (лексическом, словообразовательном, синтаксическом, фонетическом, фразеологическом, грамматическом, невербальном), а также классификация оценочных значений Н. Д. Арутюновой (сенсорно-вкусовые, эстетические, психологические, этические, утилитарные, нормативные, телеологические).
Методом сплошной выборки мы отобрали слова и выражения, содержащие оценочность, в блоге Николая Цискаридзе. Во второй главе работы даны характеристики блога Н. Цискаридзе: его структура, классификация видов постов. Выявив ряд лексико-семантических групп, нам удалось также классифицировать тексты в блоге Цискаридзе по темам (искусство: кино, музыка, театр, изобразительное искусство, художественная литература, а также статьи о медийных личностях). Очевидной становится тематическая направленность блога Н. Цискаридзе — это культура и искусство. Также нам удалось охарактеризовать языковые средства, используемые автором для оценки (метафоры, сравнения, клише), а также структурировать слова и выражения, употребляемые Н. Цискаридзе для выражения оценки, по типам оценочных значений (утилитарная, психологическая, этическая, эстетическая, чувственная). Проанализировав средства выражения оценки в блоге, мы выявили особенности авторского стиля (экспрессивность, избыточность, богатство языковых средств), а также некоторые черты его авторской индивидуальности.
Гипотеза исследования, состоящая в том, что языковые средства выражения оценки в блоге творческой личности, на примере блога Николая Цискаридзе, демонстрируют уникальные особенности, обусловленные личностью автора и спецификой медийной среды, подтвердилась. Эти средства не только отражают индивидуальные взгляды и эмоции, но и способствуют формированию социальной оценки, влияя на восприятие читателей. Основные типы оценочных значений, такие как утилитарная, психологическая, этическая, эстетическая и чувственная оценки, проявляются через специфические лексические и синтаксические конструкции, что позволяет выявить характерные черты творческой личности и её влияния на аудиторию. Убеждение и влияние - важный компонент содержания блога Н.Цискаридзе. Сам блог выглядит как задуманный для просветительской цели. Знакомя читателей с широким спектром культурных феноменов (личностей творцов, а также их творений), Н.Цискаридзе в своих текстах знакомит читателей и с собой, своим прекрасным внутренним миром и уникальным мировосприятием.
Таким образом, цель нашего исследования – выявить языковые средства, используемые для выражения социальной оценки в блоге творческой личности, - достигнута. По итогам нашего исследования можно с уверенностью утверждать, что использование эмоционально-оценочной лексики - это не просто констатация окружающей реальности и ее признаков, это прежде всего выражение субъективного отношения к ней, оценивание определенных объектов и ситуаций. Автор анализируемого нами блога Н. Цискаридзе существует в художественно-эстетической среде, которая насквозь пронизана оценочным содержанием, чем и объясняется наличие большого количества языковых средств оценки в его блоге.
1. Апресян Ю.Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Прагматика и проблемы интенсиональности. – М., 1988. – С. 3–22.
2. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений [Текст] / Н. Д. Арутюнова; Оценка, событие, факт; Отв. ред. Г. В. Степанов; АН СССР, Ин-т языкознания. – М., 1988
3. Ахманова О. Словарь лингвистических терминов. - М., 2013. - 618 с.
4. Баженова Е. А., Иванова И. А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blog-kak-internet-zhanr (дата обращения: 19.04.2023).
5. Басалаева Е.Г. Прагматический макрокомпонент и способы его семантизации в электронной базе данных // Вестн. Новосиб. гос. пед. ун-та. – 2016. – № 6. С. 112–125.
6. Бронникова Ю. О. Словообразовательные средства выражения оценки в русском языке / Ю. О. Бронникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-1. – С. 276-279.
7. Булыгина, Т.А. Трипольская. Теория лексикографии: национально- культурный компонент в семантике слова и способы его представления в базе данных прагматически маркировано лексики // Вопросы лексикографии. - 2017. – С. 5-17.
8. Васильев Л. М. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты // Исследования по семантике: Семантические категории в русском языке. — Уфа: Башкир, гос. ун-т, 1996. — С. 55—62.
9. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. - М., 2005. – С. 544
10. Вольф E.M. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф; Отв. ред. Г. В. Степанов. - Москва : Наука, 1985. – С. 228
11. Горошко Е. И., Землякова Е. А. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2011. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-zhanrovedenie-stanovlenie-teoreticheskoy-paradigmy (дата обращения: 19.04.2023).
12. Горошкова Е. И., Жигалина Е. Ф. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-zhanrovedenie-ustoyavsheesya-i-spornoe (дата обращения: 19.04.2023).
13. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008. – С. 203.
14. Дунев А.И., Дымарский М. Я., Кожевников А. Ю. и др. Русский язык и культура речи: учеб.для вузов / под ред. В. Д. Черняк. М. – СПб.: Высш. шк.; Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 509 с.
15. Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М. Основные подходы к определению понятий «Блог» и «Блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike(дата обращения: 19.04.2023)...50