Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства выражения оценки в учебных текстах по истории (функционально-семантический аспект)

Работа №59227

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4965 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ 10
1.1. Оценка как функционально-семантическая категория 10
1.1.1 Понятие текстовых категорий 10
1.1.2. Функционально-семантические категории 12
1.1.3. Общее семантическое значение и структура оценки 14
1.1.3.1, Семантическое значение оценки 14
1.1.3.2, Структура оценки 18
1.1.4. Оценка и модальность 22
1.1.5. Классификация оценок 24
1.2. Оценка в жаре научно-учебной прозы 29
1.2.1. Обоснование оценки в структуре научно-учебного текста 29
1.2.2. Семантическая структура учебного текста 30
ВЫВОДЫ 33
ГЛАВА II. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ В УЧЕБНО-НАУЧНОМ
ТЕКСТЕ ПО ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВСКОГО УЧЕБНИКА «ИСТОРИЯ РОССИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 1985-2008гг») 35
2.1 Субъект оценки в учебно-научном тексте 35
2.1.1. Индивидуальный субъект оценки 36
2.1.2. Субъект «общее мнение» 39
2.1.3. Оценка, представленная как истинная в реальном мире 40
2.2. Объект оценки в тексте по истории 42
2.2.1. Предметные объекты 44
2.2.2. Непредметные объекты 45
2.2.3. Сравнительные оценки 48
2.3. Классификация оценочных значений в тексте по истории 50
2.3.1. Рациональные и эмоциональные оценки 50
2.3.2. Общие и частные оценки 52
2.3.2.1. Общие оценки 52
2.3.2.2 Частно-оценочные значения в учебно-научном тексте 54
2.3.2.2.1. Сенсорные оценки 55
2.3.2.2.2. Сублимированные оценки 56
2.3.2.3. Рационалистические оценки 57
2.3.2.3.1. Утилитарные оценки 57
2.3.2.3.2. Нормативные оценки 58
2.3.2.3.3. Телеологические оценки 59
2.4. Структура поля оценки в тексте по истории 61
2.4.1. Микрополе субъекта оценки 61
2.4.1.1. Индивидуальный субъект 61
2.4.1.2. Субъект «общее мнение» 64
2.4.1.3. Оценка, представленная как истинная в реальном мире 65
2.4.2. Общая оценка 67
2.4.3. Частные оценки 68
2.4.3.1. Телеологические оценки 68
2.4.3.2. Утилитарные оценки 70
2.4.3.3. Нормативные оценки 71
2.4.3.4. Этические оценки 73
ВЫВОДЫ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Данная работа посвящена изучению различных языковых средств с оценочным значением. Оценка является одной из важнейших сторон коммуникативно-познавательной деятельности человека. Она свойственна всем видам отображения действительности, в том числе, рациональному, научному мышлению.
Ценностный подход не противоречит научному познанию, а является одной из его сторон. Теоретическое познание представляет собой систему, в которой объединены три смысловых потока - собственно содержательный (информационный), аксиологический (в узком смысле - оценочный) и методологический. Они составляют семантическую основу речевого поля [Котюрова , с.171].
Современными исследователями признается закономерное присутствие оценки в научном и учебно-научном тексте, ее особый характер и коммуникативные функции, обусловленные экстралингвистическими факторами. Этим вопросам посвящены работы М.Б.Воробьевой, Л.В.Славгородской, Н.А.Шиукаевой, С.Д.Погореловой, Л.В.Сретенской, М.К.Дементьевой, Д.С.Кожаровой и др. В последнее время особое внимание уделяется исследованию оценочного аспекта в политическом дискурсе, в публицистических текстах и СМИ [Пчелинцева М.А., Токарь Э.К., Выгузова Е.Ю., Овчарова Г.Б., Нетреба М.М., Малярчук У.О. и др.]. Однако изучение языковых оценочных средств в текстах по истории с того времени, как в России изменились ценностные ориентиры и оценки представленных исторических событий, не проводилось.
Актуальность данной работы обусловлена вниманием в современных исследованиях к языковым средствам выражения оценки и возможностью рассмотрения средств разных уровней языка в структуре функционально-семантического поля оценки в текстах вузовского учебника по истории. Актуальность проводимого исследования также значима в связи с тем, что сегодня происходит переосмысление исторических событий российской истории, и их оценки меняются.
Иностранные студенты, которые учатся в России, изучают курс истории, работают с такими текстами, поэтому для них важно понимать не только информацию, имеющую объективный характер, но и то, как эта информация оценивается авторами. Таким образом, изучение текстов по истории актуально в аспекте русского языка как иностранного (далее РКИ).
Объектом исследования выступают оценочные суждения, равные как предложению, так и сложному синтаксическому целому, которые содержат языковые средства разных уровней языка и выполняют единое коммуникативное задание - оценивание фактов, событий, представленных в учебном тексте по истории.
Предметом исследования является семантическая структура функционально-семантического поля оценки в текстах по истории в университетских учебниках.
Новизна работы состоит в том, что впервые исследуются разноуровневые языковые средства оценки, представленные в современном учебном тексте по истории России 20-го века, выявляется соотношение разных видов и языковых средств оценки и их прагматический потенциал.
Материалом для исследования служат учебные тексты, взятые из учебника по истории России 20-го века, по которому учатся студенты Санкт- Петербургского университета.
Цель исследования состоит в том, чтобы представить описание языковых средств выражения оценочных значений в учебных текстах по истории, выраженных единицами разных уровней языка, и выявить лексические и синтаксические особенности передачи ценностного суждения в текстах такого типа.
Достижение поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) систематизировать языковые средства выражения оценки в учебных текстах по истории;
2) выявить особенности функционирования разноуровневых языковых
средств, используемых для выражения оценки в учебном тексте;
3) определить ядерные и периферийные языковые средства, представленные в исследуемых текстах;
4) определить общую аксиологическую направленность текстов университетского учебника по истории;
5) выявить соотношение положительных и отрицательных оценочных значений;
6) проанализировать изменения, нашедшие отражение в языке, которые произошли при оценивании фактов, событий, представленных в учебном тексте по истории, и были связаны с переоценкой некоторых исторических событий в России.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
1) языковые средства выражения оценки находят место в учебном тексте по истории;
2) в текстах вузовского учебника по истории оценка реализуется средствами морфологического, лексического, синтаксического уровней языка;
3) эти языковые средства входят в функционально-семантическое поле оценки и имеют центр (ядро) и периферию;
4) функционирование языковых средств, выражающих оценку, определяется спецификой учебного текста.
В работе использованы следующие методы исследования:
1) методы непосредственного наблюдения, обобщения, классификации;
2) описательно-аналитический метод;
3) метод полевого структурирования;
4) метод сплошной выборки.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предполагается описать и систематизировать разноуровневые языковые средства оценки, проанализировать их функционирование, представить классификацию оценочных значений аксиологической семантики и их прагматическое значение в вузовских учебных текстах по истории. Наблюдения и выводы, представленные в работе, могут быть использованы при дальнейшем изучении языковых средств в учебных текстах и при анализе их семантической структуры.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в исследованиях категории оценки, в работе по изучению семантических структур функционально-семантического поля, посвящённых языковым средствам, в курсе лингвистического анализа учебных текстов по истории, в практике обучения русскому языку иностранных учащихся.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Оценка является одной из важнейших лингвистических категорий, принимающих непосредственное участие в организации языкового общения. Оценка - как мнение о важности, весомости, ценности, нужности, полезности, целесообразности, эстетичности, этичности и т.д. (одним словом, о значимости) для человека того, что обозначается оценочными предикатами, обусловленное признанием или непризнанием его ценности с точки зрения соответствия или несоответствия его качеств каким-либо ценностным критериям - может быть соотнесена с единицами разных уровней языковой системы. Исследование средств выражения оценки представляет собой интерес на современном этапе развития лингвистической науки, особенно в учебных текстах по истории 20 века.
Оценочные средства являются важнейшей составляющей языка. Они выражают субъективное ценностное отношение автора к миру, отражённое в научном и рациональном мышлении. В ходе исследования были системно описаны языковые средства выражения оценочных значений в учебных текстах по истории на всех уровнях языка и выявлены особенности функционирования разноуровневых языковых средств. Определены ядерные и периферийные языковые средства и выявлены соотношение положительных и отрицательных оценочных значений.
В результате исследования нашего материала нами было установлено, что в учебных текстах по истории оценка реализуется средствами морфологического, лексического, синтаксического уровней языка. Эти языковые средства входят в структуру функционально-семантического поля оценки и составляют центр и периферию. Функционирование языковых средств, выражающих оценку, определяется спецификой учебного текста.
Исследование категории оценки в русской лингвистике достигло значимых результатов. Оценка представляет собой универсальную категорию и рассматривается в прагматическом, логико-семантическом и функционально-семантическом аспектах. Но изучение семантики оценки и средств её выражения остаётся актуальным, так как связано с определением системы ценностей, характерной для разных периодов развития языка и общества.



1. Александрова Н.А. Об оценке в научной дискуссии //Общие и частные проблемы функциональных стилей. - М., 1986. - С.153-158.
2. Арутюнова Н. Д. Типы значений: Оценка. Событие. Факт. - М., 1988. - 341 с.
3. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. М., 2008. - 496 с.
4. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М., 1961. - 416 с.
5. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. - Л., 1983. - 208 с.
6. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. - М.: Наука, 1984. -232 с.
7. Васильев Л.М. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты // Исследования по семантике. - Уфа: Изд-во БГУ, 1996. - С. 55-62.
8. Вежбицка А. Метатекст в тексте / А. Вежбицка // Новое в зарубежной лингвистике. - М : Прогресс, 1978. - Вып. 8. - С. 402-421.
9. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - 3е изд. - М.,1986. - 639 с.
10. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. - М.: Наука, 1985. - 232 с.
11. Воробьева М.Б. Особенности реализации оценочных значений в научном тексте // На-учная литература: Язык, стиль, жанры. М.,1985. С. 47¬
56.
12. В с е в о л о д о в а М . В . Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М. В. Всеволодова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 502 с.
13. Выгузова Е.Ю. Репрезентация языковых средств оценки жкономической ситуации в СМИ //Вестиник Московского государственного областного университета. Сер. Лингвистика. 2010. № 5. - С. 15-18.
14. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. - 139 с.
15. Голодная В.Н. О некоторых подходах к объяснению механизма трансформации оценочного знака в структуре текста.- [Электронный ресурс].-ЦКЬ:
http://www.actualresearch.ru/nn/2010_3/Article/philology/golodnaya.htm(дата обращения 22.04.2016).
16. Дементьева М.К. Языковые средства вырадения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе //Политическая лингвистика. №4 (30) - М., 2006. - С. 82-92.
17. Золотова Г. А. Коммуникативный аспект русского синтаксиса. - М.,1982. - 386 с.
18. Золотова, Г.А. Субъектные модификации русского предложения [Текст] / Г.А. Золотова // Sagners Slavische Sammlung. Bd. 17. Munchen, 1991. -
С. 509-515.
19. Иванова Г.Ф. Ментальные сферы языка: оценка: монография [Текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 124с.
20. Ивин А.А. Основания логики оценок. - М.,1970. - 230с.
21. Ильенко С. Г. Русистика : избр. тр. СПб., 2003.
22. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии [Текст] / В.И. Карасик // Языковая личность: Проблемы коммуникативной личности. Волгоград, 2001. - С. 3-16.
23. Касторнова О.Н. Слова категории оценки и модальность в русском языке. // Вопросы современной науки и практики. Университет им.
В.И.Вернадского. 2006. № 4(6). С.107-111.
24. Киселева Л.А. 1968 - Некоторые проблемы изучения эмоционально-оценочной лексики современного русского языка // Проблемы русского языкознания. Уч. зап. ЛГПИ. Л., 1968. С.377-415.
25. Кожина М.Н. Стилистика текста в аспекте коммуникативной теории языка //Стилистика текста в коммуникативном аспекте. - Пермь, 1987.- С.4¬23.
26. Котюрова М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста. - Красноярск, 1988. - 171 с.
27. Кругликова Г. Г. К семантике количественной оценки // Языковые единицы в речевой коммуникации. - Л., 1991. - С.80-93.
28. Лукина Н. В. Смысловая структура метатекста (на материале творчества Т. Толстой): дис. ... канд. филол. наук. - Астрахань, 2011. - 177 с.
29. Лукьянова Н.А. - Экспрессивная лексика разговорного употребления. Проблемы семантики. Новосибирск, 1986.
30. Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст: к типологии внутритекстовых отношений [Текст] /М.В. Ляпон. - М.: Наука, 1986. - 200 с.
31. Малярчук У.О. Лексические средства выражения оценки в текстах СМИ на современном этапе //Ученый записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальные коммуникации» Том 26 (65). № 1, 2012. - С.243-248
32. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск, 1990. - 134 с.
33. Мягкова Е.Ю. Эмоциональная нагрузка слова: опыт психолингвистического исследования: Монография [Текст] / Е.Ю. Мягкова. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. - 110 с.
34. Наер В.Л. Единицы языковой коммуникации и коммуникативные потенции языковых единиц [Текст] / В.Л. Наер // Сб. науч. трудов. МГПИИЯ. Вып. 312. М., 1988. - С. 70-75.
35. Новоселова О. А. Семантика оценочных прилагательных и их лексикографическое описание (на материале русских говоров Сибири): Дис.... канд.филол.наук. - Новосибирск, 1990. - 201 с.
36. Овчарова ГБ. Смена ценностных ориентиров российского общества: лингвокультурологический анализ //Система ценностей современного общества, №21, 2011. - С. 62-68.
37. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью [Текст] / Е.В. Падучева. - М.: УССР, 2004.- 228 с.
38. Перфильева Н. П. Метатекст: текстоцентрический и лексикографический аспекты : дис. .д-ра филол.наук.-Новосибирск,2006. - 436с.
39. Писанова Т.В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики: Эстетические и этические оценки [Текст] / Т.В. Писанова: Дис. докт. филол. наук: 10. 02. 19. - М., 1997. - 393 с.
40. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст] / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2001. - 148 с.
41. Проскуркина С.Н. Семантика и функции объекта оценки в современном русском языке: Автореф. дис....канд.филол.наук.- Киев,1992 -18с.
42. ПчелинцеваМ.А. Оценка советских политических деятелей в яызке русских писателей-эмигрантов перевой волны //Инновационные технологии в обучении и производстве: матер. VII всерос. науч.-практ. конф. (г. Камышин, 22-23 дек. 2010 г.) В 5т. Т.3 /ГОУ ВПО ВолгГТУ, КТИ (филиал) ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - С. 53-56.
43. Славгородская Л.В. Научный диалог. Лингвостилистические проблемы. Л.: Наука, 1986.
44. Сретенская Л.В. Функциональная семантико-стилистическая категория оценки в научных текстах разных жанров: автореф. дис... канд. филол. наук. Санкт-Петербург, 1994.
45. Стилистический энциклопедический словарь русского языка /под ред. Кожиной М.Н; -2-е изд., испр.и доп. -М.:Флина: Наука, 2006. - 696с.
46. Столярова Э.А. Лексико-семантическое поле оценки в разговорной речи. Словарные категории [Текст] / Э.А. Столярова. - М.: Наука, 1988. - С. 186-191.
47. Таюпова О. И., Жаббарова Ф. У. Категории текста как лингвистические универсалии. Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 20 (311). Филология. Искусствоведение. Вып. 79. С. 98-100.
48. Турун е н Н. Метатекст как глобальная система и вопросы конструирования текста в пособиях по развитию речи / Н. Турунен // Стереотипность и творчество в тексте. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1999. - С. 310-319.
49. Хидекель С.С., Кошель Г.Г. Природа и характер языковых оценок // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1983. - С. 11-13.
50. Чернявская В. Е. Интерпретация научного текста / В. Е. Чернявская. - СПб. : Наука, 2004. - 127 с.
51. Шаймиев В. А. Метадискурсивность научного текста (на материале лингвистических произведений): автореф. дис. ... д-ра филол. наук . - СПб.,
1999. - 46 с
52. Шаховский В.И - Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж, 1987.
53. Ярыгина З. А. Способы и средства репрезентации метаструктуры современного учебного текста // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.2, Языкознание. 2014 . № 1(20). С.26-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ