ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 6
1.1. Понятие, существенные условия и стороны договора поставки
товаров для государственных и муниципальных нужд 6
1.2. Содержание договора поставки товаров для государственных и
муниципальных нужд 14
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД _ 20
2.1. Особенности заключения и исполнения договора поставки
товаров для государственных и муниципальных нужд 20
2.2. Ответственность сторон за неисполнение обязательств по договору поставки товаров для государственных и муниципальных
нужд 24
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Актуальность темы исследования предопределена, прежде всего, тем, что в настоящее время активно используется договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Он охватывает почти весь товарооборот в хозяйственной деятельности. Важность этого договора определяется тем, что на его основе происходит установление хозяйственных связей между заказчиком и поставщиком, а также переход материальных ценностей. Данный договор является одним из самых часто используемых договоров и играет важную роль в гражданском товарообороте.
Государство обязало детские сады, школы и институты использовать договоры поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Заключение данных договоров происходит максимально открыто и прозрачно. Информация о предмете договора, цене, поставщике выложена на официальном сайте, посвященном госзакупкам, где любой желающий может получить нужную ему информацию. Однако многие об этом не знают и ошибочно полагают, что государство заключает контракты только с теми поставщиками, с которыми налажена тесная связь.
Актуальность данной темы обусловливается также и тем, что заключение и размещение договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд требует специальных знаний, сопровождающихся необходимостью решения комплекса организационных и правовых вопросов, не характерных для обычных договоров купли-продажи и поставки. При этом возникает много неясностей в правоприменительной практике.
Объектом исследования являются обязательственные отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие обозначенные отношения, а также практика их применения.
Цель дипломной работы - анализ проблем, связанных с особенностями договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, а также выработка предложений для совершенствования законодательства в данной области.
Указанная цель предопределила постановку следующих исследовательских задач:
• рассмотреть понятие и основные элементы договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
• выявить особенности заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд;
• проанализировать источники правового регулирования
• охарактеризовать содержание договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
• определить права и обязанности сторон, их ответственность
• сформулировать выводы по результатам работы.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких авторов, как С.С. Алексеев, А.М. Васильев, Н.А. Васильева, Е.В. Иванова, И.А. Танчук, Н.Д. Эриашвили.
Методологическая основу исследования составляют методы анализа и синтеза, специально-юридический и формально-логический.
Нормативной основой работы являются Конституция Российской Федерации1, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)2 (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о закупках)3.
Структуру дипломной работы составляют введение, две главы, поделенные на параграфы, анализ правоприменительной практики, методическая разработка по теме дипломной работы, заключение и список использованных источников.
В результате проведенного исследования было определено, что договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд представляет собой сложную, многогранную правовую конструкцию. В соответствии с ГК РФ гражданская ответственность поставщика наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений Закона о закупках.
На основании указанного акта, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что нормативные изменения в целом носят положительный характер, некоторые из них вызывают вопросы в силу их противоречивости. Например, предполагалось, что при осуществлении закупки заказчику дан широкий спектр инструментов для ее осуществления, а по факту практика использования способов закупки, кроме электронного аукциона и запроса котировок, очень мала. Также неэффективна система контроля и обжалования закупки, где участником является любое физическое или юридическое лицо, подавшее заявку. Появляются специальные организации, готовые шантажировать заказчиков в интересах третьих лиц. Сам же контролирующий орган зачастую может выносить кардинально противоположные решения в отношении схожих вопросов, так как отсутствует специальный орган, имеющий полномочия давать разъяснения по тому или иному аспекту Закона о закупках.
Много ошибок совершается и на стадии подготовки документации. Заказчик зачастую не имеет профессиональных кадров в сфере закупок. На сегодняшний день существует множество обучающих центров по повышению квалификации и обучению теории и практики применения Закона о закупках, но для осуществления такой деятельности государство установило требование о наличии лицензии на образовательную деятельность, при этом отсутствуют стандарты на учебную программу и требования о квалификации преподавателей.
Безусловно, работа, связанная с доработкой Закона о закупках, ведется ежегодно, например, начиная с середины 2018 г. все закупки перейдут в электронный формат, что положительно скажется на прозрачности отдельных процедур. Однако при этом целесообразно обязать участников анализируемых договорных отношений указывать в заявке на участие в закупках полные данные об источниках и основаниях приобретенных поставляемых товаров. Было бы неплохо также подтверждать указанные сведения соответствующими документами (например, заверенными копиями подтверждающих документов). Данное предложение можно было бы внести в ст. 31 Закона о закупках.
Также существенно изменится процедура обеспечения заявки, которую правительство решило упразднить. В целом, думается, тенденции по развитию Закона о закупках носят положительный характер, но сфера эта настолько огромна, что охватить все и сразу не представляется возможным. Ведь очень сложно прописать общие правила для закупок в медицине, строительстве, оборонном заказе, технологической сфере. Из этого следует, что имеет смысл принять подзаконные акты и типовые документы, ряд принципиально важных постановлений Правительства, создать библиотеку закупочных документов (проектов контрактов, документаций закупок и др.), методические и учебные материалы.
Кроме того, целесообразно ввести нормы для обучающих организаций, и создать орган, который будет давать разъяснения всех аспектов Закона о закупках. С точки зрения совершенствования законодательства, думается, следует сделать более жесткими требования закона, связанные с правовым статусом комиссии заказчика, рассматривающей заявки на тендере.
Так, в ст. 9 Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» целесообразно добавить требование о необходимости обязательного прохождения обучения всеми членами комиссии, а не только одним из них.
Также представляется необходимым повысить ответственность за так называемый сговор или подлог между представителями заказчика и потенциальными поставщиками.
Аффилированность в данном вопросе может повлечь к большим финансовым убыткам. На сегодняшний день тендеры с начальной максимальной ценой выше 5 миллионов рублей зачастую уже распределены между конкретными участниками рынка. Ужесточение наказаний за подобные нарушения и перевод их в разряд уголовного деяния, думается, могут способствовать развитию здоровой конкуренции на рынке.
Таким образом, очевидно, что договорные отношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, достаточно сложны и требуют внимательного подхода и совершенствования.
1. Конституция Российской Федерации от 13 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 23 декабря
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.12.2017) // Российская газета. 1994. 8 декабря.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. от 05.12.2017.) // Российская газета. 2008. 22 мая.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) // Российская газета. 2001. 31 декабря.
5. Федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 31.12.2017) // Российская газета. 2013. 12 апреля.
6. Федеральный закон от 29 декабря 1994 № 79 «О государственном материальном резерве» (в ред. от 05.04.2016) // Российская газета. 1995. 17 января.
7. Приказ ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 17.03.2016) // Российская газета. 2015.
8. 5 июня.
9. Судебная практика
10. Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 2001 № 15/18 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» // Российская газета. 2001. 8 декабря.
11. Решение Федеральной антимонопольной службы от 19.09.2016 № ВП - 460/16 по жалобе № 201600100161002233 //URL:http://zakupki.gov.ru/epz/com plaint/card/complaint-information.html?id=1662707 // (Дата обращения
12. 11.01.2018).
13. Решение Федеральной антимонопольной службы от 02.09.2016 № 11293 по жалобе № 201600146382000877 //URL:http://zakupki.gov.ru/epz/complaint/ card/complaint-information.html? id=1655150 // (Дата обращения 11.01.2018)
14. Решение Федеральной антимонопольной службы от 20.07.2017 № 11353 по жалобе № 1135-3 // (Дата обращения 11.01.2018).
15. Решение Федеральной антимонопольной службы от 24.08.2017 №328-А по жалобе №328-А.// (Дата обращения 11.01.2018)....53