Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства создания языковой игры в русской детской поэзии

Работа №145443

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы80
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
Глава 1. Теоретические основы изучения языковой игры в русской детской поэзии 5
1.1. Понятия языковой игры 5
1.2. Приёмы создания языковой игры 12
1.2.1. Языковая игра, построенная на обыгрывании полисемии 12
1.2.2. Языковые игры, построенные на обыгрывании антонимических отношений 16
1.2.3. Языковые игры, построенные на обыгрывании синонимии 18
1.3. Лингводидактический потенциал языковой игры 20
1.3.1. Языковая игра в обучении произношению 20
1.3.2. Языковая игра в обучении лексике и фразеологии 23
1.3.3. Языковая игра в обучении грамматике 25
1.4. Русская детская игровая поэзия 27
1.4.1. Поэзия как род литературы и поэтическая функция языка 27
1.4.2. Детская поэзия и круг детского чтения 29
1.4.3. История русской детской игровой поэзии 30
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Анализ детских стихотворений, построенных на языковой игре 34
2.1. Языковые игры, построенные на приеме оживления метафоры 34
2.2. Языковые игры, построенные на использовании антонимов 40
2.3. Языковые игры, построенные на использовании синонимов 50
Выводы по Главе 2 58
Заключение 60
Список литературы 62
Приложение 66

Языковая игра - это разнообразные виды шутливого сознательного нарушения языковых и речевых норм. Она выражает стремление говорящего раскрыть свои способности в реализации языковой компетенции. Языковая игра широко используется в русской поэзии как форма эстетического выражения, бросающая вызов языковым нормам, в том числе в стихотворениях для детей.
В XX веке в детской литературе важным объединяющим началом оказывается игровое. Писатели активно идут на эксперимент, который ярко и эффективно проявляется в игровой форме. Вместе с тем в это время начинается и активное изучение этого феномена. Новое направление в детской литературе, называющееся игровой поэзией, появилось в 20-30-е годы прошлого века, который педагоги и писатели называют «веком ребенка». Оно возникло на базе традиционных, уже установившихся направлений и основывалось на детском фольклоре, сказочном юморе К. Чуковского, детской сатире С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.
Актуальным становится изучение феномена игровой поэзии. Размышления над приемами, которые используются в детской поэзии, позволяют уточнить наши представления об устройстве и функционировании языка, специфике языковой системы и особенностях языковой нормы в области фонетики, грамматики и лексики.
В современном мире активно развиваются коммуникативные методики преподавания языков, центральное место в которых отводится формированию и поддержанию интереса студентов к изучению языка. Гибкое использование текстов, построенных на основе языковой игры на уроке РКИ, может сделать занятия более интересными, увлекательными, эмоциональными и выразительными, тем самым оставляя неизгладимое впечатление у обучающихся. Веселость и оригинальность языковых игр может стимулировать интерес изучающих русский язык и облегчить изучение языка.
В данной работе исследуются тексты детской литературы, построенные на использовании лексических приемов создания языковой игры, с целью их дальнейшего применения на занятия по русскому как иностранному. Веселость и оригинальность языковых игр может стимулировать интерес изучающих русский язык и облегчить изучение языка. Такая постановка задачи определяет актуальность работы.
Существуют различные типы языковой игры, построенные на обыгрывании фонетических, грамматических, графических и лексических явлений. В рамках данной работы наше внимание будет сосредоточено на лексических средствах создания языковой игры, так как они наиболее часто используются в детской игровой поэзии.
Несмотря на очевидные преимущества использования приемов языковой игры для формирования металингвистической способности обучающихся, формирования и развития представлений о природе комического, принятого в русскоязычной культуре, потенциал, заложенный в детской игровой поэзии, практически не используется на занятиях РКИ. В анализе русскоязычной детской поэзии в аспекте РКИ и заключается новизна предлагаемого исследования.
Объектом данного исследования является язык детской поэзии XX-XXI веков и её лингводидактический потенциал в сфере преподавания РКИ.
Предметом данной работы являются лексические приемы создания языковой игры в детских поэтических текстах.
Гипотеза исследования. Тексты русской детской поэзии построены на простом лексическом материале, но позволяют рассмотреть сложные языковые явления в области лексики: особенности семантической структуры многозначного слова, его включенность в синонимические ряды и антонимические пары...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе мы описываем теоретические основы исследования языковой игры, включая понятия языковой игры и средств ее создания.
В первой главе мы сосредоточились на анализе теоретических основ языковой игры, предложенных несколькими лингвистами, в том числе Л. Витгенштейном, Е.А. Земской, В.З. Санниковым, Т.А. Гридиной, В.И. Шаховским и Б.Ю. Норманом. Сделан вывод, что российские лингвисты разделяют понятия языковой игры на два основных направления: часть ученых связывает языковую игру с сознательным нарушением нормы, другие видят в языковой игре отклонение от определенных правил, но в пределах нормы. В обоих направлениях подчеркивается деструкция речевой нормы и творческий характер языковой игры.
Теоретической основой данного исследования является понятие, введённое Гридиной. В ее понятии языковая игра предстает как форма ненормативного речевого акта говорящего, направленного на творческое использование языковых ресурсов и средств для реализации его экспрессивных намерений. Мы, вслед за исследователем, понимаем осознанное нарушение языкового канона, форму лингвокреативной деятельности, отражающую стремление говорящих к обнаружению собственной компетенции в реализации языковых возможностей. В языковой игре внимание обращено на сам язык, на его устройство и функционирование.
Кроме того, детские стихотворения построены на обнаружении языковых закономерностей, они обладают богатым педагогическим потенциалом. Изучение детских стихов с использованием языковых игр повышает мотивацию читателя к изучению русского языка, поэтому такие произведения могут быть использованы на занятиях русского языка как иностранного, в том числе при работе во взрослой аудитории.
Основными лексическими средствами, которые мы охарактеризовали в нашем исследовании для построения языковой игры, являются: полисемия (метафора), антонимы и синонимы.
Во второй главе мы сосредоточились на анализе конкретных лексических приемов, используемых в русской детской поэзии. Для анализа были выбраны тексты, содержащие полисемию, антонимы и синонимы, связанные с природными явлениями. Проанализировав 23 детских стихотворения, мы пришли к выводу, что тексты детской поэзии во многом построены на различных приёмах языковой игры. На основе проведенного анализа использования 15 лексических приемов, 56 лексических единиц в детской поэзии, можно помочь учащимся улучшить понимание иноязычных текстов.
Анализируя детские стихотворения на основе приемов полисемии (метафоры), антонимов и синонимов, мы пришли к выводу, что в стихотворениях присутствуют следующие лексические приемы: метафора, метонимия, каламбур, ложная дихотомия, парадокс, контекстуальный антоним, контекстуальный синоним, синонимия, лексический повтор, градация, аккумуляция, антитеза, оксюморон, антифразис и акротеза. Эти лексические приемы помогают читателю осознать типы переноса наименования, типичные для конкретных слов в русском языке, научиться понимать взаимосвязь между многозначностью и явлениями синонимии, антонимии и осознать различие между отдельными русскими словами...


1. Александрова Е. М. Языковая игра по правилам и без: на материале русского, английского и французского языков: монография / Е. М. Александрова. - М.: Университет книжный дом, 2018. - 249 с.
2. Александрова Е.М., Астафьева О.А. Языковая игра в русском анекдоте. - М.: Университетская кн., 2015. - 151 с.
3. Александрова О.В. Преподавание английского языка и лингвистика сегодня: новые стратегии и удачные решения: материалы конференции / О. В. Александрова. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 338 с.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека/ Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 895 с.
5. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - Санкт-Петербург : Паритет, 2006. - 314 с.
6. Большой академический словарь русского языка: В 30 т / Под ред. К. С. Горбачевича. - СПб.: Изд-во «Наука», 2004.
7. Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика. - 1980. - URL: https: //ssrlab.by/wp-content/uploads/2018/12/2015_lobanov_kompyuternyj - s intez-i-analiz-intonacionnyh-konstrukcij.pdf (дата обращения: 30.05.2023).
8. Витгенштейн Л. Голубая книга / пер. с английского Вадима Руднева. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 128 с.
9. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку : Метод. пособие / Рос. акад. образования. Ин-т общ. сред. образования; Р. С. Алпатова и др. - Обнинск : Титул, 1999. - 79 с.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
11. Глазков Н.И. Тексты. Состав. Вступительная статья. Оформление. Избранное. -М.: Художественная литература, 1989. - 525 с.
12. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : Урал. ГПИ, 1996. - 215 с.
13. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна : Критич. анализ / А.Ф. Грязнов. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 172 с.
14. Зализняк А. А. Русская семантика в типологической перспективе / А. А. Зализняк. - Москва : Языки славянских культур, 2013. - 635 с.
15. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.И. Языковая игра // Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М.: Наука, 1983. - 485 с...(48)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ