Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРА С ВНУТРЕННЕЙ ФОРМОЙ СЛОВА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШУТКИ

Работа №60047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения окказионализмов и языковой игры 7
1.1. Понятие окказиональные слова 7
1.2. Окказионализмы как средство создания языковой игры 13
1.3. Игра с внутренней формой слова как разновидность
словообразовательной игры 21
Выводы по главе 26
ГЛАВА II. Игра с внутренней формой слова как разновидность
словообразовательной игры в языке СМИ 27
2.1 Игра с внутренней формой глаголов с семантически неопределенным,
«диффузным» значением 27
2.2 Игра с внутренней формой полнозначных слов 37
2.3 Игра с внутренней формой графическими средствами 42
2.4 Новые графические средства языковой игры 47
Выводы по главе 49
ГЛАВА III. Методологический аспект изучения игры с внутренней формой
слова 51
3.1. Методические рекомендации к изучению темы «Игра с внутренней
формой слова как средство создания словообразовательной шутки» 51
3.2. План - конспект по теме «Игра с внутренней формой слова как средство
создания словообразовательной шутки» 59
Заключение 66
Список использованной литературы 70


Современный русский язык, как живая, динамично развивающаяся система, адекватно реагирует на глобальные изменения, происходящие в нашей стране. Процесс демократизации в самом широком смысле этого понятия коснулся не только политической системы и социально-культурного развития нации. Наименование «демократизация» перешло и на процессы, меняющие систему словообразования в русском языке. В общем, данный процесс можно охарактеризовать как размывание границ традиционного словообразования и усиление роли «диффузности» в определении семантических полей лексических единиц.
Учитывая, что в последние годы многие исследователи говорят о феномене разговорности, превалирующем в различных речевых жанрах, можно сделать справедливый вывод о том, что основные принципы разговорной речи влияют на все остальные стили языка. Данная инверсия ведет к нарушению культурно - речевых норм. В то же время использование речевых ресурсов разговорного стиля значительно обогащает выразительные возможности русского языка.
Наибольший эффект смещения принципов построения культурно-речевых норм можно наблюдать в языке современных масс-медиа.
Ранее СМИ выступали «рупором» нормы языка и высокого стиля литературной речи. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. В условиях жесткой конкуренции, в погоне за аудиторией, СМИ значительно снижают планку речевой культуры и стремятся угодить вкусам максимально широкого круга потребителей информационных продуктов.
Дабы привлечь внимание именно к своему изданию, активно применяются различные инструменты речевого воздействия. Широкую популярность в последнее время приобрел механизм языковой игры.
Языковая игра в современной науке рассматривается с различных ракурсов -лингвистического,культурологического,коммуникативного, психологического, когнитивного и др. Широта подходов к данному феномену оправдана серьезностью влияния, которое оказывают СМИ в современном обществе на
общее развитие коммуникативных технологий в социуме. Активизируя все богатство арсенала вербально-выразительных средств, современные масс-медиа особое внимание уделяют специфическим механизмам воздействия на общественное сознание.
Одним из таких механизмов являются лингвистические средства языковой игры.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обосновывается несколькими критериями:
1. Ее современностью - указанные процессы лингвистической игры и создания на их основе различных словообразовательных шуток активно действуют в наши дни.
2. Крайней степенью насущности, которая обусловлена динамичным
развитием процессов словотворчества, в том числе за счет
словообразовательных игр.
3. Важностью, которая заключена в необходимости изучения механизмов игрового словообразования.
4. Значительностью, определяемой глобальными последствиями
воздействия механизмов творческого словообразования посредством СМИ на развитие речевой культуры носителей языка.
Иными словами, тщательность изучения данной темы определит возможность выработки практических рекомендаций для более эффективного использования механизмов словообразовательной игры и прогнозирования вектора развития данной системы словообразования в будущем.
Объект исследования - функционирующие в языке СМИ слова игрового характера.
Предмет исследования - механизмы создания словообразовательной шутки посредством игры с внутренней формой слов.
Для осуществления исследовательской работы нами выбраны следующие методы: метод словообразовательного анализа, метод компонентного анализа, метод контекстуального анализа.
В процессе написания дипломной работы нами проведен анализ множества исследовательских трудов по теме творческого словообразования, языковой игры, теории окказионализмов, неологизмов, а также научной литературы, монографий, методических разработок, материалов периодических изданий региональных газет, телепрограмм, электронных масс-медиа (газета «Комсомольская правда Татарстан», газета «Metro», газета «Казанские ведомости», газета «Молодежь Татарстана», газета «Время и деньги», газета «Вечерняя Казань», интернет-газета «Бизнес» и мн. др.).
Целью данного исследования является изучение языковой игры с внутренней формой слова, в результате которой создаются словообразовательные шутки.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы словообразования: узуального и
окказионального.
2) выяснить, какое место в системе словотворчества занимают
окказионализмы с юмористическим контекстом.
3) провести исследование методов окказионального словообразования в семантическом поле периодических печатных изданий.
4) дать характеристику особенностям газетных окказионализмов.
5) проанализировать полученные теоретические выводы и создать на их основе практические рекомендации.
6) выявить тенденции развития и направления окказионального
словообразования в текстах газет.
7) продемонстрировать функционирование игры с внутренней формой.
Научная новизна исследования состоит в том, что игра с внутренней формой слов рассматривается как феномен языка СМИ. Исследование проводится на материале региональных газет Республики Татарстан. Новизна обоснована непрерывностью процесса словотворчества и, как следствие, обновления лексического запаса русского языка.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сделанные в ходе работы выводы могут явиться основой для разрешения ряда актуальных вопросов, возникающих в процессе исследования словотворчества.
Практическая значимость. Данная дипломная работа будет полезна лингвистам, журналистам, лексический материал данного исследования, а также методические рекомендации помогут обогатить теорию и практику преподавания курсов современного русского языка в целом.
Структура данной дипломной работы строилась, исходя из предмета, целей и задач исследования. Таким образом, в построении хода исследования применены принципы анализа и синтеза. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая часть посвящена изучению теоретических основ и накопленного опыта в области игрового словообразования. Вторая глава представляет собой результаты практических работ с исследуемым материалом. Третья - методические указания к работе с данной темой и конспект урока, позволяющий, опираясь на изученный материал, доходчиво и эффективно донести основные результаты исследования до учеников. Заключение подводит логический итог всей проделанной работе, подтверждает либо опровергает выдвинутую гипотезу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в данной работе мы рассмотрели основные типы и виды окказионального словообразования в языковой игре. Попытались разобраться в причинах широкого использования данного механизма контекстуального словообразования в газетной речи. Сделали выводы об эффективности такого механизма словообразования и о масштабах его влияния как на частную читательскую аудиторию, так и на процессы, происходящие в современном русском языке в целом.
Особое внимание в процессе исследовательской работы обратили на игру с внутренней формой слова. Затем применили теоретические знания на практике, анализируя газетные тексты ведущих периодических изданий в России. Для сравнения с газетным форматом иногда, в качестве анализируемого материала, изучали тексты электронных СМИ.
В результате исследования установлено, что словообразовательная игра в контенте современных масс-медиа представлена разнообразными структурными типами.
Количественно преобладают словарные новообразования, созданные по узуальным моделям и типам.
Игровой характер нового слова создается при помощи:
• использования необычной основы, чаще всего - имени собственного, существительного или акронима:
• нетипичного сочетания основы и аффикса.
Имя существительное продолжает лидировать в качестве основы окказионального словообразования.
Среди существительных, являющихся основой словарной игры, преобладают отвлеченные.
- анализ прилагательных инноваций позволяет говорить об активизации такого игрового средства, как окказиональные формы степеней сравнения. Эти формы активно образуются как от относительных прилагательных, так и имен существительных;
В качестве базы для окказиональных глаголов чаще используют отыменные глаголы.
В качестве наречий, используемых в языковой игре, более используют лексемы, оканчивающиеся на «о».
В газетном языке есть свои особенности словарной игры. Примеры окказиональности чаще встречаются в заголовках, а не в основном тексте.
Весьма распространена такая разновидность прецедентного словообразования, как игра с внутренней формой слова (псевдочленение, псевдомотивация, аффиксальное наращение). В СМИ такая тенденция обоснована усилением индивидуального характера словообразования.
Помимо словарных механизмов создания окказионализмов, в распоряжении газет имеются также графические способы реализации языковой игры:
- скобки;
- кавычки;
- шрифтовые вариации;
- различные печатные знаки.
Частным проявлением языковой игры можно назвать пародирование или имитацию индивидуальной речевой манеры какой-либо медийной личности или особенностей произношения (имитация акцента отдельных российских этносов, имитация иностранного акцента, детской речи и т.п.). Также нередким явлением в газетном тексте последних лет стало окказиональное
переосмысление и обыгрывание иноязычной лексики, иностранных аббревиатур, варваризмов, которые сегодня составляют достаточно большой пласт общего лексического состава языка.
С чем связано столь широкое использование средств языковой игры и почему сама область окказионального словотворчества весьма богата языковыми средствами и способами реализации? У лингвистов имеются два объяснения: философское и культурно-речевое.
Философская причина, по мнению ученых, кроется в специфике русской ментальности, которая отличается природной неопределенностью, энтропией. Русский национальный характер, поведение и политику принятия решений отличают некоторая непоследовательность, нечеткость исполнения и неопределенность. Так как язык является основным выразителем ментальности, в нем наблюдается прогрессирующая диффузность номинаций, значений и форм. Стоит отметить, что диффузные варианты и вариации встречаются и в других славянских языках. Поэтому существует более предметное объяснение, связанное с богатством диффузности внутренних форм слова: неопределенность, энтропия содержательного смысла обеспечивают
говорящему на русском языке свободу выбора смысловых оттенков для комфортного высказывания определенной мысли. Некий речевой комфорт посредством экспрессии в ресурсах речевого самовыражения, словесного творчества. Кроме того подвижность форм и полисемия дают необходимую основу для непринужденной коммуникации, столь важной в работе масс- медиа. Более того, родная русская речевая практика с ее традициями к сниженным и маргинальным диффузивам, дает ощущение свободы выбора и самовыражения, наибольшей возможности экспрессии. Поэтому в последние годы наблюдается активное сближение газетной и разговорной речи, снижение речевой культуры печатного слова в борьбе за внимание читателя в условиях крайне жесткой конкуренции. Данную тенденцию связывают с социокультурными процессами, повлекшими за собой изменение языка СМИ: увеличением свободы средств выражения, значительным повышением уровня экспрессии, приоритетной позицией воздействующей, эмотивной и манипулятивной функций. В связи с ускоренными темпами обновления активного лексического словаря приоритетной оказывается прагматика высказывания. А одним из самых оптимальных способов ее реализации в тексте является аксиологический потенциал словесной игры в окказиональность.
Кроме того окказиональность преимущественно проявляется в речевой стратегии отдельных авторов, формируя индивидуальный, творческий стиль изложения. Субъективизм высказывания и выражение авторского отношения к описываемой ситуации неразрывно связаны с воздействующими интенциями, которые автор реализует в своем речевом акте. Играя важную роль в создании новых языковых реалий, которые впоследствии, выходя за рамки определенного контекста, переходят в разряд неологизмов.
Также достаточно распространенным видом языковой игры вне поля графических и словоформенных ресурсов является использование контекстуальной многозначности, когда актуализируются как прямое, так и переносное значение слов.
Отталкиваясь от философских и прагматических причин широкого использования механизмов языковой игры, перечислим основные причины динамично развивающейся политики окказионального контекстуального словообразования в текстах современных газет:
- стремление привлечь внимание читателя;
- актуализация на ведущих темах информационной политики;
- авторский субъективизм подачи информации;
- индивидуализация речевого стиля;
- усиление эмоциональной составляющей текста путем использования слов с более высокой степенью экспрессии;
- активное использование дефиниций сленга;
- интенсивная неологизация.
Совмещая семантику окказиональных и узуальные лексических единиц, учитывая перекрестное семантическое поле, возникающее в процессе использования такого приема, у автора появляется возможность практически бесконечного процесса формирования семантической парадигмы, что, с одной стороны значительно обогащает языковой потенциал, а с другой - стирает границы семантического поля отдельной лексической единицы, лишь усугубляя диффузность информационного посыла и, как следствие, диффузность адекватности читательского восприятия.



1. Алексеев Д.И. Аббревиатуры как новый тип слов // Развитие словообразования современного русского языка. - М., 1966.
2. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии,- М.: Рус.яз., 1957.-295с.
3. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ. Калининград, 1997.
4. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1965.
5. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию //Винокур Г.О. избранные работы по русскому языку. М., 1959.
6. Витгенштейн Л. Философские исследования //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М., 1985.
7. Габинская О.А. Типология причин словотворчества. - Воронеж, 1981.- 176с.
8. Гаспаров Б.М. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
9. Головин Б.Н. О типах лексических значений слов русского языка // Вопросы лексикологии и стилистики: Уч. зап. Горьк. ун-та, Горький, 1960.
10. Гридина Т.А. Ассоциативный потенциал окказионального слова //Слово в системных отношениях на разных уровнях языка. Екатеринбург, 1993.
11. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.215 с.
12. Гловинская М.Я. Активные процессы в грамматике (на материале инноваций и массовых языковых ошибок) // Русский язык конца ХХ столетия (1985 - 1995), М., 1996.
13. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человека //Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
14. Девкин В.Д. Диалог: немецкая разговорная речь. М.: Высш. школа, 1981. 160с.
15. Журавлев А.Ф. Иноязычное заимствование в русском просторечии (фонетика, морфология, лексическая семантика) // Городское просторечие. М., 1984.
16. Журнал «Экология языка и коммуникативная практика» [Электронный ресурс] //URL http://www.philol.msu.ru/~humlang/articles/novgazlex.html (дата обращения 21.03.16)
17. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Флинта, 1979. 240 с.
18. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
19.Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 1996.
20. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981. 278 с.
21. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.
22. Изотов В.П., Панюшкин В.В. Неузуальные способы словообразования. Конспекты лекций к спецкурсу. Орел, 1997.
23. Ильясова С. В. Диссерт. докт. филол. н. //Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ// Ростов-на-Дону, 2002, 432 с.
24. Колесников Н.П. Кое-что о псевдоомонимах //Русская речь. 1990. №6.
25. Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.
26. Крысин Л.П. Языковое заимствование как проблема диахронической социолингвистики // Диахроническая социолингвистика. М., 1993.
27. Лаптева О.А. Разговорная речь // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
28. Левсковская К.А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. М., 1962.
29. Лопатин В.В. Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования. М., 1973. 152 с.
30. Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово). М., 1976.
31. Нефляшева И.А. Новообразования в газетно-публицистическом стиле: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1998.
32. Нефляшева Н.А. Окказионализмы как реализация словообразовательных
возможностей языка //Филологический вестник. 1999. №1. Адыгейский
госуниверситет. Научный и образовательный журнал.
33. Николина Н.А. «Скорнение» в современной речи // Язык как творчество М., 1996.
34. Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. СПб., 1994.
35. Нухов С. Ж. Языковая игра в словообразовании: автореф. дис. на соис. учен. степени док. филол. наук. М., 1997.
36. Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1913.
37. Рахимкулова Г.Ф. Игровая поэтика и игровая стилистика //Филологический вестник РГУ. 2000. №1. С. 5-10.
38. Ревзина О.Г. Поэтика окказионального слова // Язык как творчество. М., 1996.
39. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999. 541 с.
40. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М.: Просвещение, 1974.
41. Терещенкова А.А. Лингво-семантическая природа каламбура //Стилистический анализ художественного текста. Смоленск, 1988.
42. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Ред. Ефремовой Т.Ф., М., 1996.
43. Трудности русского языка. Словарь-справочник / Ред. Рахмановой Л.И. М., 1974.
44. Усолкина А. В. Языковая игра как текстообразующий фактор: автореф. дис. на соис. учен. степени канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002.
45. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М., 1996.
46. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография //Вопросы языкознания.1957.№4.С.64-73.
47. Хан-Пирра Э. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании //Развитие словообразования современного русского языка. М.,1966.
48. Хейзинга Й. Опыт исследования игрового элемента в культурологи // Самосознание европейской культуры ХХ века. М.: Полит. Лит. Мыслители и Писатели, 1991.
49. Хромова С.А. Индивидуально-авторское словотворчество в его отношении к языковому образовательному стандарту. Саратов, 2007.
50. Цикушева И.В Феномен языковой игры как объект лингвистического исследования, выпуск №90/2009, [Электронный ресурс] // URL https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-yazykovoy-igry-kak-obekt- lingvisticheskogo-issledovaniya (дата обращения 12.04.16)
51. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х тт. М., 1994.
52. Янко-Триницкая Н.А. Продуктивные способы и образцы окказионального словообразования // Актуальные проблемы русского словообразования.
Ташкент, 1975.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ