ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КОЛЛОКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В КРЕАТИВНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Коллокационная компетенция в продуктивной письменной речи на иностранном языке 9
1.1.1. Обучение школьников продуктивной письменной речи на иностранном языке 10
1.1.2. Развитие у школьников коллокационной компетенции в продуктивной письменной речи на иностранном языке 15
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников в контексте обучения креативной письменной речи 20
1.2.1. Психолого-педагогический портрет старшеклассника 20
1.2.2. Учет психолого-педагогических особенностей старшеклассников при обучении креативной письменной речи на иностранном языке 25
1.3. Обучение иноязычной креативной письменной речи в старшей школе .... 29
1.3.1. Роль и место креативной письменной речи на иностранном языке в старшей школе 29
1.3.2. Методы и приемы обучения иноязычной креативной письменной речи 33
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 39
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮКОЛЛОКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИСТАРШЕКЛАССНИКОВ КРЕАТИВНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 42
2.1. Характеристика умений иноязычной письменной коммуникации 42
2.1.1. Умения иноязычной письменной коммуникации у старшеклассников 42
2.1.2. Характеристика умений и стратегий иноязычной письменной речи на уровне «независимого пользователя языка» (B2) 46
2.2. Анализ потребностей старшеклассников при обучении креативной письменной речи 50
2.2.1. Онлайн-анкетирование старшеклассников как метод исследования опыта изучения коллокаций и написания креативных текстов на английском языке 50
2.2.2. Анализов результатов анкетирования старшеклассников 54
2.3. Методика формирования коллокционной компетенции старшеклассников в креативной письменной речи на английском языке 59
2.3.1. Шкала оценивания англоязычных креативных письменных текстов в старшей школе 59
2.3.2. Диагностическое тестирование уровня сформированности англоязычных креативных письменных умений учащихся 65
2.3.3. Анализ результатов диагностического тестирования учащихся 10-11 классов ГОУП СОШ №27 г. Санкт-Петербурга 68
2.3.4. Система упражнений по формированию коллокационной компетенции в креативной письменной речи в жанре история 76
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Приложение 1 92
Приложение 2 96
Приложение 3 100
Приложение 4 109
Приложение 5 134
Приложение 6 140
В данной работе рассматривается обучение коллокациям в письменных видах речевой деятельности, в частности, в креативном жанре история. Проанализированы особенности обучения письменной коммуникации, а также специфика создания креативных текстов. Разбираются основные трактовки понятия коллокация. Исследование проводится в рамках лексического подхода. Коллокационная компетенция выступает основой развития креативных письменных умений. В практической главе представлены результаты анкетирования старшеклассников об их опыте овладения креативной письменной речи и использования в их текстах коллокаций. В ходе исследования разработана система критериев с учетом творческого характера жанра история. В качестве диагностики сформированности коллокационной компетенции и творческих способностей проведено диагностическое тестирование в СОШ №27 города Санкт-Петербурга. С учетом анализа выявленных проблем разработаны методические рекомендации по экспериментальному обучению написанию историй на английском языке.
Актуальность данного исследования определяется тем, что современная школьная система обучения иностранному языку нацелена на развитие коммуникативных умений, а именно умение создавать собственные высказывания, формулировать свои мысли на иностранном языке. Достижению данной цели препятствует низкий уровень коллокационной компетенции. Сами коллокации могут выступать в качестве единиц обучения написанию текстов. Таким образом, актуальна разработка методических рекомендаций по обучению креативной письменной речи и развитию коллокационной компетенции.
Объектом данной диссертации является обучение старшеклассников креативной письменной речи на английском языке.
Предметом исследования формирование коллокационной компетенции старшеклассников в процессе обучения креативной письменной речи в жанре история.
Цель - выявить потребности учащихся с помощью экспериментальной диагностики и с учетом полученных данных разработать методические рекомендации по формированию коллокационной компетенции в креативной письменной речи старшеклассников на английском языке.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
1. Проанализировать особенности обучения креативной письменной речи и формирования коллокационной компетенции;
2. Изучить психолого-педагогические особенности обучения старшеклассников и провести онлайн-анкетирование с целью выявления основных проблем, с которыми респонденты сталкиваются при овладении креативной письменной речью на уроках иностранного языка;
3. Разработать и апробировать диагностическую подсистему упражнений;
4. Разработать шкалу оценивания креативных письменных текстов в жанре история;
5. Оценить истории респондентов по разработанной шкале, проанализировать результаты диагностического среза, выявить основные проблемы фокусной группы учащихся при создании письменных текстов в жанре история;
6. С учетом анализа результатов диагностического тестирования разработать методические рекомендации по развитию коллокационной компетенции в креативной письменной речи.
Поставленные задачи решаются с помощью следующих методов: анализ лингвистической и методической литературы, описание, анкетирование...
Проведенное исследование позволило разработать систему упражнений по формированию коллокационной компетенции при написании креативного жанра история на английском языке.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы разные трактовки письменной речи и сформулировано определение с учетом всех характеристик, а также описан процесс обучения данному умению. Письменная речь - это спланированное, развернутое выражение мыслей с помощью навыков письма и продуманного отбора языковых средств. Для создания текста необходимо реализовать 4 этапа: замысел, план, написание текста, корректировка. Все тексты подразделяются по областям употребления: учебные, профессиональные, социальные, личные, творческие. Проблемными аспектами в процессе обучения являются недостаточность практики, отсутствие идей, поэтому важно обучать письменной речи системно. Исследование опирается на основные положения лексического подхода, основная цель которого состоит во взаимосвязанном обучении «грамматикализованной лексики» через анализ речи носителей языка. Проведенное исследование позволило рассмотреть коллокацию как единицу обучения письменной речи: коллокация - оформленное лексически и грамматически устойчивое сочетание знаменательных слов, которое характерно для аутентичных текстов. Использование коллокаций в речи позволяет повысить беглость и точность выражения мыслей, коллокационная компетенция заключается в знании и умении использовать коллокации в речи. Респондентами исследования были ученики 10 и 11 классов, теоретическое исследование дало возможность выявить их основные психолого¬педагогические особенности: умение критически мыслить, развитие волевых и аналитических способностей, эмоциональная стабильность, стремление к самовыражению, профессиональное самоопределение, умение планировать. Поэтому на уроках учащиеся выявляют языковые закономерности и способны
общаться, выражать себя на иностранном языке. Одно из качеств, которое развивается в школе - это креативность, которая оценивается по нескольким параметрам: беглость, гибкость, оригинальность, любознательность,
дивергентность. Для развития данных качеств важно развивать самостоятельность, инициативность учащихся, повышать мотивацию. Под креативной письменной речью понимают творческое речевое самовыражение пишущего с помощью языковых средств, которое обладает следующими характеристиками: выразительность, нешаблонность, осознанность,
оригинальность, саморефлексия. Выделены жанры креативной письменной речи: стихотворение, рассказ, неоконченная история, текст на письмо или другой художественный текст, текст с чужой точки зрения, эссе. История - самый частый креативный жанр, основными параметрами которого являются события, герои, хронотоп, стиль. При обучении креативной письменной речи необходимо учесть личностные особенности пишущего, изучить креативные приемы (мозговой штурм, ассоциативная цепочка, текст по картинке, план или схема, диаграмма, ментальная карта, каркас текста, список опорных вопросов) и формы работы, разработать специальную систему критериев...
1. Абазовик Е. В. Роль коллокаций в обучении иностранному языку/ Проблемы германской и романской филологии. 2017. С. 265 - 368.
2. Азимов Э. Г, Щукин А.Н. Словарь методических терминов. Санкт- Петербург, 1999.
3. Алексеева Л. Б. Коллокационная компетенция в письменной научной речи как составляющая цели обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2010. № 3. С. 1396.
4. Алексеева Л.Б. Методика формирования коллокационной компетенции у студентов неязыковых факультетов в процессе обучения английской научной речи: дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011.
5. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. —104 с.
6. Виноградова Т. И. Взаимосвязь креативности и индивидуально-личностных особенностей старшеклассников // Сибирский педагогический журнал. 2015. №3. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/vzaimo svyaz-kreativnosti-i-individualno-lichnostnyh-osobennostey-starsheklassnikov (Дата обращения: 23.11.2023).
7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика/ Учебное пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
8. Долженко Ю.Ю., Позднякова А.С. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования // ТДР. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sovremennyy-i-effektivnyy-sposob-issledovaniya(Дата обращения: 24.11.2023)
9. Житкова Е. В. Креативное письмо в процессе обучения иностранному языку в вузе // Язык и культура. 2009. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnoe-pismo-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-vuze(Дата обращения: 23.12.2023)
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480с.
11. Кащеева А. В. Развитие подходов к обучению письму на иностранном языке / Проблемы современного образования. 2017. № 6. С. 127 - 138. URL:https: //e. lanbook. com/journal/issue/306117 (Дата обращения: 23.12.2023)
12. Карамова Э.И., Шурухина Г.А. Психологические особенности проявления инициативности студентов и старшеклассников // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-proyavleniya-initsiativnosti-studentov-i-starsheklassnikov(Дата обращения: 23.12.2023)
13. Коблева С. Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-vozrastnyh-psihologicheskih-osobennostey-starsheklassnikov(Дата обращения: 23.12.2023)
14. Колесина К. Ю., Малашихина В. В. Развитие креативных способностей обучающихся на основе инновационных технологий обучения иностранному языку // Российский психологический журнал. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnyh-sposobnostey-obuchayuschihsya-na-osnove-innovatsionnyh-tehnologiy-obucheniya-inostrannomu-yazyku(Дата обращения: 23.12.2023)
15. Колесова Д. В. Критерии оценки письменной речи (обучение и тестирование в рамках ТРКИ) // Актуальные вопросы языкового тестирования / С.Ахола, А.А.Башарин, Н.И.Башмакова [и др.]; под ред. И.Ю.Павловской. — Вып. 2. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — 684 с....(56)