Введение………………………………………………………………………3
Глава I ТЕОРЕТИЧСЕКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У УЧАЩИХСЯ………………………………………………….8
1.1. Сущность, содержание и структура понятия «гражданская позиция».8
1.2. Особенности и условия формирования гражданской позиции……….24
Глава II АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ…………………………..................................................................42
2.1. Формирование гражданской позиции личности за рубежом и в России42
2.2. Роль современных детских общественных объединений и организаций в воспитании и развитии гражданской позиции у учащихся…………………65
2.3. Роль советника директора по воспитанию в современной школе……..73
Глава IIIОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ…………………………………….86
3.1. Специфика восприятия патриотизма учащимися………………………86
3.2. Особенности понимания учащимися граждаснкой позиции…………..97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………118
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………..128
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………..134
ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………..137
Актуальность исследования. Современное общество претерпевает глобальные перемены на этапе формирования новой государственной системы. Процессы, которые происходят, часто носят неконтролируемый характер, так как отсутствует ясная позитивная государственная идеология, в том числе изменилась иерархия общественных ценностей, также разрушились институты социализации подрастающего поколения. Все негативные черты современного общества обусловлены ослаблением значимости нравственных ценностей. В том числе и нестабильная политическая обстановка в обществе породила низкий уровень культуры поведения молодежи .
Изменения, которые происходят в обществе и стране в целом, определяют новые вызовы к системе образования. Самореализация личности в период обучения и после окончания, социализация в обществе и активная адаптация являются важнейшими задачами современной школы.
Процесс социализации современной молодежи происходит в условиях разрушения норм и ценностей, а также снижения общей культуры. Тем самым происходит трансформация жизненных ориентиров общества, которая оказывает влияние на формирование ценностных ориентации подростков .
История развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что проблема усвоения правил и норм, принятых в обществе – это центральная проблема общества, переживающего изменения на пути перестройки государства и формирование общественного уклада. Очевидно, что чем ниже уровень воспитанности человека, тем доступнее его сознание для манипулирования его волей и энергией .
Являясь одним из социальных институтов, школа играет особую роль в процессе формирования позиции школьников, так как она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества.
Современные подростки испытывают проблемы в процессе развития у них ценностных ориентаций, которая выражается в отсутствии у них базовых жизненных ценностей таких как: духовность, гражданственность, патриотизм.
Воспитание патриотизма и гражданственности у молодежи всегда было во внимании основных институтов социализации – в семьи и школы .
Таким образом «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны к сотрудничеству и обладают развитым чувством долга за судьбу своего Отечества» .
Становление патриотизма и гражданственности, как социальный процесс, россиян в целом, как нации, и молодежи в этом процессе, пока относится к разряду малоисследованных.
Степень разработанности темы исследования. Тема патриотизма и гражданственности, в разных значениях и смыслах, поднималась в отечественной науке и публицистике в работах В. Белинского, Н. Бердяева , Г Данилевского, И. Ильина, Н. Карамзина, В. Ключевского , Н. Лосского, Г. Плеханова, A.Радищева, Н.Рериха, В. Розанова, П. Сорокина, М. Трубецкого, Г. Федотова .
В советское время данная тематика начинает активно проявлять себя лишь во второй половине 30-х годов, но особенно в период Великой Отечественной войны. Данное И. Сталиным в 1944 году определение советского патриотизма легло в основу большинства работ, вплоть до начала перестройки.
...
Теоретическое и эмпирическое исследование особенностей гражданской позиции у старших школьников позволило сделать следующие выводы.
Гражданская позиция – это концепция, которая означает активное участие граждан в общественной жизни, защите своих прав и интересов, а также принятии ответственности за судьбу своего общества. Гражданская позиция предполагает осознанное участие в политической, социальной и экономической жизни страны, а также стремление к улучшению условий жизни и развитию общества в целом.
Гражданская позиция играет важную роль в формировании гражданского общества, которое является основой демократического государства. Она способствует развитию гражданского самосознания, укреплению демократических институтов, повышению качества жизни граждан и обеспечению стабильности и процветания общества в целом.
Тем самым, основываясь на концепциях «гражданин» и «позиция», внедрение гражданской позиции осуществляется в контексте коллективных взглядов, причём в динамике личностного развития она постепенно приобретает ключевую, доминирующую роль. Гражданская позиция формирует индивидуальность через призму подхода и характеристик взаимодействий человека с окружающей реальностью. Этот термин отражает комплекс политических, правовых, этических прав и обязательств индивида перед государством, подразумевая осознанный, добросовестный подход к жизни в обществе. Гражданская позиция определяется как развитие устойчивой системы отношений к себе в качестве гражданина, к законодательству, общественной жизни и окружающим людям.
Значимость в формировании гражданской позиции заключается в том, что эмоции помогают детям и подросткам понимать себя и других людей, развивать моральные ценности и мотивацию к действию, а также способствуют формированию уважения к различиям и стремлению к позитивным изменениям в обществе.
Главная цель заключается в том, чтобы каждый школьник стал активным и ответственным гражданином, способным критически мыслить, принимать обоснованные решения и участвовать в жизни общества.
Формирование критического мышления играет важную роль в развитии гражданской позиции у подростков. Критическое мышление представляет собой способность анализировать информацию, оценивать различные точки зрения, вырабатывать собственное мнение и аргументировать свои убеждения. Эти навыки необходимы для того, чтобы подростки могли активно участвовать в общественной жизни, принимать информированные решения и выступать за свои права и интересы. В современном мире, насыщенном информацией и разнообразными точками зрения, критическое мышление становится особенно важным для подростков. Они должны уметь различать факты от мнений, критически относиться к информации из СМИ, интернета и социальных сетей, а также уметь анализировать сложные общественные проблемы и находить конструктивные решения. Для формирования критического мышления у подростков необходимо создать благоприятную образовательную среду, которая будет поощрять активное обсуждение и анализ социальных вопросов. Школы и другие образовательные учреждения могут проводить уроки по развитию критического мышления, организовывать дискуссии, дебаты и проектные мероприятия, которые помогут подросткам учиться анализировать информацию, вырабатывать собственное мнение и аргументировать свои убеждения.
Формирование гражданской позиции школьника рассматривается как в аспекте его гражданско-правового обучения, так и в аспекте его внеурочной деятельности, при этом акцент делается в пользу обучения гражданско-правовым знаниям. Вместе с тем, нами не выявлено работ, где описано формирование гражданской позиции школьников в целостном педагогическом процессе (обучении и воспитании), в образовательно-воспитательном пространстве школы, рассматривающемся как воспитательная система.
В российской и зарубежной науке имеется большое количество исследований, рассматривающих различные варианты решения проблемы формирования гражданской позиции у учащихся.
Формирование гражданской позиции школьника рассматривается как в аспекте его гражданско-правового обучения, так и в аспекте его внеурочной деятельности, при этом акцент ставится в пользу обучения гражданско-правовым знаниям. Вместе с тем, нет четкой концепции, где описано формирование гражданской позиции учащихся в целостном процессе.
Современные детские общественные объединения и организации играют важную роль в формировании гражданской позиции у школьников, помогая им осознать свою активную роль в обществе, развитие навыков и знаний, необходимых для участия в общественной жизни и принятия ответственности за судьбу своего общества.
Несмотря на наличие недоработок и недотатков в работе, Российское движение детей и молодежи и образовательное учреждение играют важную роль в прцесее формирования гражданской позиции учащихся в современной России.
Также имеет местопроблема буллинга, которая требует особого внимания со стороны как школы, так и семьи.Как проявилось в исследовании, значимая часть подростков не имеют четких представлений о гражданственности и патриотизме, что требует серьезных воспитательных интервенций. Необходимо также работать с учащимися в области получения и анализа информации.
Выявленная тенденция в недостаточности сформированности гражданской позиции у школьников свидетельствовует о высоком запросе общества на соответствующую трактовку основных ценностей, гражданственности и патриотизма в воспитании будущего поколения современной России.
Исходя из этого, дальнейшее изучение проблемы формирования гражданско-патриотического воспитания учащихся является необходимым и требует особого внимания.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 17. 02. 2023 года N 273- ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.05.2024).
2. Абрамова Н. А. Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. М.: МГГУ имени М. А. Шолохова, 2020. 160 с.
3. Алексеев, В. М. "Социальная работа с молодежью". Москва, 2020.
4. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т.; под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980. 286 с.
5. Андресюк А.М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция» школьников [Текст]/А.М. Андресюк // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2021. - №113. - С. 82-85.
6. Аронов А.А. Воспитывать патриотов [Текст]: Кн. для учителя/ А.А. Аронов. - М.: Просвещение, 1989. - 172 c.
7. Байбородова Л. В. Воспитательная деятельность: учебник /
8. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности [Текст]/ П.А. Баранов // Гражданское образование: Материалы международного семинара. - СПб, 1997. - С. 66-68.
9. Березутский Ю.В., Щепочкин Н.С. Гражданская позиция молодёжи региона: опыт социологического анализа [Текст]/ Ю.В. Березутский, Н.С. Щепочкин // Власть и управление на Востоке России. - 2022. - №1. - С.151-159.
10. Богомолова, Н. С. "Гражданская позиция: формирование и развитие". Санкт-Петербург, 2018.
11. Богомолова, Н. С. "Гражданская позиция: формирование и развитие". Санкт-Петербург, 2018.
12. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды: под ред. Д. И. Фельдштейна М., В: Ин-т практической психологии, 1995. Том 4. С. 112 – 113.
13. Болотина Е.Е. Модель становления гражданской позиции подростка в воспитательной среде школы [Текст]/ Е.Е. Болотина. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2022. - Том 15. - С. 123–127.
14. Буторина Т. С., Овчинникова Н. П. Воспитание патриотизма средствами образования: учеб. Пособие для вузов, колледжей и учащихся школ; под ред. Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. СПб.: КАРО, 2018. 221 с.
15. Васильев, А. И. "Педагогика гражданственности". Москва, 2019.
...
101 источник