Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №68430

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Гражданская позиция: сущность и значение 6
1.2. Воспитание гражданина России в условиях реализации стандартов
второго поколения 10
1.3. Анализ педагогических условий гражданского воспитания младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 14
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 28
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности гражданской
позиции у младших школьников 28
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» зз
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 45

Формирование гражданской позиции личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
В современном обществе значительно изменилось отношение к таким ценностям, как Отечество, долг, честь, верность героическим традициям своего народа, знание истории страны и её символики. В связи с этим крайне актуальным становится формирование гражданской позиции у младших школьников.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте определяются требования к формированию у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций(ФГОС НОО).
В новом ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье. (ФЗ «Об образовании в РФ»)
Одна из вечных проблем педагогики, которую нельзя решить раз и навсегда - это гражданское воспитание. Любая эпоха, любая историческая ситуация по-своему отражается на гражданском мировоззрении.
Предпосылки для решения обозначенной выше проблемы созданы в трудах классиков отечественной педагогики. Вопросы формирования гражданственности и патриотизма, гражданского становления личности школьника рассматриваются в работах А.С. Макаренко(1977), В.А. Сухомлинского(1982), и других видных ученых-педагогов и психологов.
Анализ методической литературы и практики гражданского воспитания школьников свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме воспитания гражданина. На современном этапе данное направление разрабатывается в исследованиях Н.Ю. Синягиной(2011), Л.В. Кузнецовой(2014), Е.Е. Вяземского, Т.М. Толкачевой, С.В. Колотий и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской позиции у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс гражданского воспитания младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования гражданской позиции у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс гражданского воспитания младшего школьника в ходе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
• использовать технологию проблемного обучения;
• в проведение уроков включать проектные задачи, направленные на формирование гражданского самосознания младших школьников.
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
• рассмотреть сущность и значение понятия «гражданская
позиция»;
• выделить особенности формирования гражданственности у младших школьников;
• рассмотреть педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»;
• разработать и апробировать педагогические условия формирования гражданской позиции младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: «диагностика уровня гражданской позиции» М.И. Рожкова.
База исследования - МБОУ «Проходенская ООШ» Корочанского района Белгородской области, 4 «А» класс в количестве 15 человек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение гражданской позиции; особенности гражданского воспитания младших школьников; педагогические условия гражданского воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию гражданственности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Реализация гражданской грамотности личности очень актуальна. Особое внимание важно уделить несовершеннолетнему слою населения, так как в последующем они становятся опорой, будущим России. С младшими школьниками должна проводиться воспитательная работа.
Предполагается, что младшие школьники могут знать теорию, какие у них есть права, обязанность и ответственность, но в нашем современном обществе, нужно уметь их реализовать на практике. Перенести умения в жизнь. Защищать свое собственное мнение, отстаивать позиции. Умение правильно себя вести в конфликтных ситуациях, а именно стараться избегать их, делать правильный выбор, иметь ориентиры в правовых нормах и гражданских аспектах. А с этим не каждый может справиться. Для этого, детей нужно обучать, закладывать эти знания в школе, чтобы выпускники вышли в жизнь и сумели реализовать свое гражданско-правовое образование.
Встает вопрос в подготовки грамотного населения. Политика государства направлена на обучение учеников, как добропорядочных граждан, уважающих закон, высокий уровень правовой культуры. Потребность государства в решении проблемы повышения уровня гражданской грамотности и культуры отражена в требованиях к содержанию образования, обозначенных в статье 14 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Детство и отрочество - одни из важнейших периодов жизни. Все те знания, что были достигнуты в этом периоде, воспринимаются остро и оставляют след в личности человека.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В современном отечественном образовании накоплен значительный опыт в области исследования результатов гражданского образования. В развитии гражданского образования одним из глав задач является мониторинг и диагностика.



1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: [приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373: по состоянию на 31.12.2015]. - М.: Наука, 2015. - 27 с.
Специальная литература
2. Абрамян Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дисс... канд. пед. наук / Т.М. Абрамян. - М.: Проспект, 2011. - 185 с.
3. Андресюк А.М. Результаты теоретического осмысления понятия «гражданская позиция школьников / А.М. Андресюк // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 113. - С. 82-85.
4. Балобанова Т.Н. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде / Т.Н. Балобанова // Человек и образование. - 2016. - № 9. - С. 104-105.
5. Баранов П.А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности // Гражданское образование: материалы международного семинара / П.А. Баранов. - СПб., 2012. - С. 66-68.
6. Березутский Ю.В. Гражданская позиция молодежи региона: опыт социологического анализа / Ю.В. Березутский, Н.С. Щепочкин // Власть и управление на Востоке России. - 2011. - № 1. - С. 151-159.
7. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 405-412.
8. Быков А.К. Современное состояние и проблемы формирования патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Молодёжь и общество. -
2011. - № 4. - С. 72-86.
9. Вахрушев, А.А. Роль предмета «Окружающий мир» в формировании личностных и метапредметных результатов в Образовательной системе «Школа 2100»/ Журнал «Начальная школа плюс До и После». - М.: 2014. - 127 с.
10. Волобоева Н.Н. Особенности программы развития активной гражданской позиции подростков / Н.Н. Волобоева // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2015. - № 39. - С. 264-267.
11. Вырщиков А.Н. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания / А.Н. Вырщиков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 15-23.
12. Гладченкова С.В. Формирование гражданской позиции юристов в вузе: к постановке проблемы / С.В. Гладченкова, О.В. Гороховцев // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 1. - С. 167-170.
13. Грявцева Г.Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин: дисс.... канд. пед. наук / Г.Я. Грявцева. - Челябинск: МарТ, 2012. - 214 с.
14. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 2013. - 214 с.
15. Кириллов Д.В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: дисс.. канд. пед. наук / Д.В. Кириллов. - Волгоград: Оникс, 2012. - 208 с.
16. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования: дисс.. канд. пед. наук / Т.И. Кобелева. - Самара: ВЛАДОС, 2011. - 186 с.
17. Крицкая Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: дисс. ... канд. пед. наук / Н.Ф. Крицкая. - Киров: Феникс, 2013. - 214 с.
18. Лисовский В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 254 с.
19. Перепеча Н.Н. Формирование гражданской позиции студентов высших учебных заведений: дисс.. канд. пед. наук / Н.Н. Перепеча. - М.: Проспект,
2012. - 200 с.
20. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для бакалавров / П.И. Пидкасистый. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 255 с.
21. Сало-Фоот Ю.А. Воспитание патриота. Практика, основанная на теории / Ю.А. Сало-Фоот // Молодежь и общество. - 2011. - № 1. - С. 54-64.
22. Стрельникова Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников во внеклассной работе школы: дисс. канд. пед. наук / Э.П. Стрельникова. - Липецк: МарТ, 2011. - 267 с.
23. Улановская И.М. Эффективность развития детей, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100» / И.М. Улановская, Е.Г. Юдина // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2013. - 320 с.
24. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 2011. - № 8. - С. 45-51.
25. Шаленов А.М. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80 гг.: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.М. Шаленов. - М.: Академия, 2012. - 18 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ