Введение 3
Глава 1 Нормативно-методологический подход к исследованию молодёжной политики 19
§1.1 Нормативно-правовое регулирование молодёжной политики в современной России 19
§1.2 Направления и механизмы реализации современной государственной молодёжной политики РФ 34
Глава 2 Публичность в молодёжной политике Республики Карелия 50
§2.1 Основные механизмы и факторы осуществления государственной молодёжной политики в Республике Карелия: проблема реализации принципа публичности 50
§2.2 Основные проблемы и их решения в публичной молодежной политике Республики Карелия 69
Заключение 79
Список использованных источников 83
Приложение 1 103
Приложение 2 105
Приложение 3 107
Молодёжь как социально-демографическая группа имеет важность для любого государства, так как является носителем инновационного потенциала, именно она придёт на смену нынешнему поколению и будет участвовать в осуществление власти. Разработка эффективной государственной молодежной политики позволит достичь устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности страны.
В последние годы в России молодёжная политика приобретает всё большую актуальность и востребованность, в связи с разными обстоятельствами, среди которых необходимость консолидации общества вокруг государства, за счёт патриотически настроенного общества и регрессивная возрастно-половая пирамида, способная в будущем привести к кризисам в разных сферах жизни общества. Примерами востребованности выступают: разработанный в 2020 году Федеральный закон РФ «О молодёжной политике в РФ»; поправки в Конституцию РФ, в результате которых было внесено понятие молодёжная политика; федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» добавленный в национальный проект «Образование», а также всероссийское исследование по реализации государственной молодежной политики РФ проведённое Коллегией Счётной палаты РФ. Помимо этого, в 2022 году резко выросли поступления Федеральному агентству по делам молодёжи с 18,3 млрд. руб. в 2021 до 38,2 млрд. руб. в 2022 и 54,1 млрд. руб. в 2023 году; в конце 2023 года Президент РФ по итогам заседания Государственного Совета рекомендовал высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации создать в системе органов государственной власти каждого субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти, реализующий молодежную политику в субъекте Российской Федерации, а уже в 2024 году в послании Федеральному собранию Путин В.В. сообщил о новом национальном проекте «Молодёжь России», призванный провести комплексную работу в сфере развития молодёжной политики и тем самым объединить в себе все механизмы поддержки, которые предоставляются государством для молодых людей.
Что касается Республики Карелия, то в ней также фиксируется резкий рост расходов на молодёжную политику, так в 2020 году было расходовано 25,8 млн. руб., но уже в 2021 году потратили 60,9 млн. руб., а в 2022 году 84,3 млн. руб. Помимо этого, в конце 2023 года в структуре исполнительной власти Республики по рекомендации главы государства появилось новое подразделение – Управление по молодёжной политике, полномочия которому были переданы от отдела по делам молодёжи Министерства образования и спорта Карелии. Также на сегодняшний день отсутствуют актуальные комплексные исследования, посвященные анализу реализации молодёжной политики в Республике Карелия, в открытых источниках отсутствуют актуальные исследовательские данные по реализации молодёжной политики в Республике, наиболее актуальным является «Отчет по результатам социологического исследования "Развитие добровольчества в Карелииʺ» от 2019 года, который затрагивает лишь одно направление государственной молодёжной политики. По данным Росмолодёжи Карелия не является лидером в осуществлении молодёжной политики, что может позволить выявить больше число значительных проблем и препятствий в её осуществлении, с которыми не сталкиваются или уже решили субъекты-лидеры РФ по реализации молодёжной политики. Так, например, в Карелии наблюдается проблема с публичностью государственной молодёжной политики, и акторов, её реализующих.
...
В заключении данной выпускной квалифицированной работы, в соответствие с поставленной целью и задачами, во-первых, было конкретизировано понятие государственная молодёжная политика, проанализирована нормативно-правовая база в сфере молодёжной политики РФ на предмет устойчивости принципа субъектности молодёжи, а также обозначены основные акторы реализующие государственную молодёжную политику в РФ. Так, под государственной молодёжной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации молодёжи. Что касается принципа субъектности, то был выявлен факт его неустойчивости в реализации государственной молодёжной политике РФ. Это связано с отсутствием в определении молодёжной политики Федерального закона «О молодёжной политике РФ» отсылки на принцип равноправного участия молодёжи в осуществлении государственной молодёжной политики, неготовностью по данным ВЦИОМ большинства граждан РФ доверить реализацию проектов молодежи, а также наличием регулирующих и нормотворческих функций у Министерства науки и высшего образования, ограничивающих деятельность Федерального агентства по делам молодёжи. Обозначенные органы государственной власти являются основными акторами, реализующими государственную молодёжную политику в России на федеральном уровне.
Во-вторых, были выявлены основные направления и механизмы реализации современной государственной молодёжной политики России на федеральном уровне. Так, среди основных направлений государственной молодёжной политики были выделены: развитие волонтёрства (добровольчества), развитие креативных индустрий для творческой самореализации молодёжи, трудовая самореализация молодых граждан, их устойчивое развитие, поддержка молодых предпринимателей, популяризация патриотизма среди молодого поколения, реализация интеллектуального потенциала молодёжи, а также налаживание международных отношений. В качестве основного механизма реализации государственной молодёжной политики в России на федеральном уровне были выделены национальные проекты РФ и национальный проект «Образование», в частности, в идейных рамках которого реализуются все молодёжные проекты. Основным инструментом же выступило предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям, которые осуществляют молодёжную политику в конкретных формах. К таким формам относятся, фестивали, форумы, конкурсы, акции, проекты и т.п.
В-третьих, были выявлены основные механизмы и факторы осуществления государственной молодёжной политики в Республике Карелия. Среди основных факторов оказались – низкая численность молодёжи и населения в целом, а также низкий уровень финансирования государственной молодёжной политики из регионального бюджета. Так, по оценкам Росмолодёжи, Карелия вошла в группу субъектов РФ с численностью молодёжи ниже 200 тыс. чел., а точнее 119 тыс. чел., что является 23% от всего населения региона. В 2020 году молодёжная политика занимала 0,04% от общих расходов регион, в 2021 году 0,09%, в 2022 году 0,1%, а в 2023 году 0,03%. По данным Коллегии Счётной палаты, в 2020 году Карелия по доле регионального бюджета выделяемого на молодежную политику была на 77 месте из 85 субъектов РФ, а с 2018 по 2021год по совокупному выделению средств из регионального и местных бюджетов Карелия занимала 80-е место из 85 субъектов. Данные факторы сформировали такой механизм реа ё осущетвлени выслизации государственной молодёжной политики в Карелии, при котором основным инструментом её осущетвлении выступает грантовая поддержка федеральных органов власти. В сфере молодёжной политики, таким грантодателем выступает Федеральное агентство по делам молодёжи. Региональные институты также поддерживают местные организации, но чаще всего выступают в качестве софиннсирования, предоставляя юридическим и физическим лицам ресурсы для осуществления проекта.
В-четвёртых, были определены основные проблемы осуществления государственной молодёжной политики в РФ и Республике Карелия. Среди них оказались: понимание государственной молодёжной политики как составного элемента другой политики, а не самостоятельную область государственного управления; неустойчиваость принципа субъектности молодёжи в осуществлении государстенной молодёжной политики; низкий уровень открытости данных; отсутствие единого достоверного источника информации о реализации государственной молодёжной политики в РФ; низкий уровень информированности молодёжи о реализуемой в их регионе государственной молодёжной политике; отсутствие государственной программы по молодёжной политике; низкий уровень регионального финансирования государственной молодёжной политики.
В-пятых, были предложены рекомендации по преодолении существующих проблем государственной молодёжной политики в Республике Карелия. Среди них внедрение системы кадрового резерва; предоставление открытого доступа к общественно значимым данным по молодёжной политике и публикация их на официальном сайте Управления по молодёжной политике Карелии; регулярный мониторинг и формирование публичного доклада о состоянии молодёжной политики; создание должности инспектора для отслеживания ключевых показателей реализации государственной молодёжной политики в регионе; активная популяризация в Карелии системы АИС «Молодёжь России»; расширение каналов коммуникации между представителями государственных молодёжных структур и молодёжью, привлечение блогеров к наиболее крупным, флагманским мероприятиям, с целью вовлечения новой аудитории; разработка государственной программы Карелии по развитию молодёжной политики; привлечение федеральных грантовых средств и бизнеса для закрытия финансовых брешей.
Таким образом, в результате последовательного решения поставленных задач удалось рассмотреть сущность государственной молодёжной политики в России, проанализировать её проблемы и на основе этого сформулировать рекомендации по их устранению, а также достичь поставленной цели по выявлению основных проблем государственной молодёжной политики в Республике Карелия и поиску методов их преодоления.
1. Вопросы Министерства по делам молодёжи Республики Татарстан : Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 11.07.2018 № 563. Текст : электронный // Кабинет министров Республики Татарстан URL: https://minmol.tatarstan.ru/file/pub/pub_1591515.pdf
2. Материалы и документы к проекту бюджета Республики Карелия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Текст : электронный. / Официальный сайт: Министерства финансов Республики Карелия. Раздел сайта: Составление бюджета на 2022-2024 годы. Москва. URL: http://minfin.karelia.ru/materialy-i-dokumenty-k-proektu-bjudzheta-respubliki-karelija-na-2022-god-i-na-planovyj-period-2023-i-2024-godov (дата обращения: 10.07.2023).
3. Материалы к проекту закона об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Текст : электронный // Министерство финансов и бюджетной политики Белгородской области : офиц. сайт. Раздел сайта Проекты документов. [Москва]. URL: http://beldepfin.ru/publications/materialy-k-proektu-zakona-oboblastnom-byudz2425 (дата обращения: 10.07.2023).
4. О бюджете Республики Татарстан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов : Закон Республики Татарстан от 23 ноября 2022 года № 82-ЗРТ. Текст: электронный // Министерство финансов Республики Татарстан : офиц. сайт / Министерство финансов Республики Татарстан. [Москва], cop. 2024. URL: https://minfin.tatarstan.ru/byudzhet-2023.htm?pub_id=3492276 дата обращения 10.07.2023).
5. О молодёжной политике в Российской Федерации : Федеральный закон 30.12..2020 : принят Гос. Думой 23.12.2020 : одобрен Советом Федерации 25.12.2020. Текст : электронный // КонсультантПлюс : офиц. сайт / Компания «Консультант Плюс». - [Москва], cop. 1997. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=372649&dst=100001#0KcW2oTzQSv6mJ0C (дата обращения: 15.03.2024)
6. О Начальнике Управления по молодёжной политике Республики Карелия : Указ Главы Республики Карелия от 15 декабря 2023 года № 88. Текст : электронный // Государственная система правовой информации : офиц. сайт / Официальный интернет-портал правовой информации. - [Москва], cop. 2005-2024. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/1000202312150001 (дата обращения 22.08.2023).
7. О признании утратившим силу постановления Правительства Белгородской области от 18 января 2021 года N 10-пп : Постановление Правительства Белгородской области от 16.05.2022 № 297-пп. Текст: электронный // КонсультантПлюс : офиц. Сайт / Компания «Консультант Плюс». [Москва], cop. 1997. URL: https://docs.cntd.ru/document/406063211?marker
8. О федеральном агентстве по делам молодежи : Постановление Правительства от 29.05.208. Текст : электронный // КонсультантПлюс : офиц. Сайт / Компания «Консультант Плюс». - [Москва], cop. 1997. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=434870#ZRGc9oTEPk3UI6QT2 (дата обращения: 21.04.2024).
9. О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов : Федеральный закон от 05.12.2022 / Принят Гос. Думой 24.11.2022 : одобрен Советом Федерации 30.11.2022. Текст : электронный // КонсультантПлюс : офиц. Сайт / Компания «Консультант Плюс». - [Москва], cop. 1997. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=433298#xCbkE6UyueFmOUam (дата обращения: 10.07.2023).
10. Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 / URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149509 (дата обращения: 20.08.2023).
11. Об окружном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов : Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2021 №111-ЗАО. Текст: электронный // Департамент финансов Ямаало-Ненецкого автономного округа : офиц. сайт. Раздел : Бюджет. 2022. – [Москва], cop. 2024. URL: https://www.yamalfin.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4316:2021-11-01-14-10-34&catid=231:2021-11-01-14-09-37&Itemid=147 (дата обращения 10.07.2023).
12. Об утверждении государственной программы «Развитие молодёжной политики в Республике Татарстан на 2019-2025 годы : Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 05.03.2019 № 158. Текст: электронный // КонсультантПлюс : офиц. Сайт / Компания «Консультант Плюс». [Москва], cop. 1997. URL: https://minmol.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2753515.pdf (дата обращения 10.07.2023).
13. Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие молодежной политики на территории Белгородской области" : Постановление Правительства Белгородской области от 13.12.2021 № 608-пп. Текст: электронный // КонсультантПлюс : офиц. сайт / Компания «Консультант Плюс». - [Москва], cop. 1997. URL: https://docs.cntd.ru/document/578021628 (дата обращения 10.07.2023).
14. Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие молодежной политики" : Постановление Правительства ЯНАО от 25.12.2013 № 1126-пп. Текст: электронный // КонсультантПлюс : офиц. cайт / Компания «Консультант Плюс». - [Москва], cop. 1997. URL: https://docs.cntd.ru/document/412700927 (дата обращения 10.07.2023).
15. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. Текст : электронный // КонсультантПлюс : офиц. Сайт / Компания «Консультант Плюс». - [Москва], cop. 1997. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134.
...
131 источник