Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ): НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Работа №38749

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Понятие, сущность и задачи молодежной политики 9
1.2. Основные направления молодежной политики в РФ 17
1.3. Современное состояние молодежной политики в РФ 22
ГЛАВА II. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОБОСНОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
2.1. Реализация федеральной программы молодежной политики в РФ 27
2.2. Политико-правовые аспекты молодежной политики в Республике Татарстан 31
2.3. Политико-правовые аспекты молодежной политики в Удмуртской
Республике 35
ГЛАВА III. РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
3.1. Реализация региональной программы молодежной политики в Республике
Татарстан и Удмуртской Республике 39
3.2. Технологии реализации молодежной политики 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложения


Молодежь, как особая социальная и возрастная группа, во все времена являлась наиболее энергичной и динамичной частью общества и носителем инновационного потенциала. Именно она является той особой социальной категорией, которая одновременно перенимает опыт и знания предыдущих поколений и активно создает новый продукт, воспринимает новые ценности, а затем транслирует их будущим поколениям. При этом неограниченном потенциале, подкрепленным преимуществами молодого возраста, положение молодежи в обществе не является устойчивым в должной мере: оно характеризуется переходностью, нестабильностью, нередко сопровождается сменой культурно-ценностных установок под влиянием социальных изменений. Существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, склонность к экстремистским действиям, а также социальное напряжение в обществе. В данной ситуации помочь развить инициативу и самостоятельность молодого поколения для построения собственного будущего и государства призвана государственная молодежная политика, ведь именно от сегодняшнего положения молодежи зависит экономическое развитие государства и его мощь.
В Российской Федерации функционирование политики в сфере поддержки и развития молодежи обеспечивается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На общегосударственном уровне происходит лишь формирование общих концепций содержания и направления деятельности по реализации молодежной политики, тогда как большая часть функций по ее реализации переходит в регионы. Для ее успешной реализации в субъектах она адаптируется под локальную специфику и особенности, под их действием приобретая специфические и уникальные черты. Таким образом, исследование молодежной политики не только на федеральном, но и региональном уровне является актуальным, так как позволяет исследовать вопрос на более детальном уровне с учетом региональных, национальных и территориальных особенностей выбранных субъектов.
В современных условиях молодежь является не только массовой социальной группой, она также составляет значительную часть электората страны и является действующим лицом политической жизни России. Наблюдается заметное усиление влияния молодежи на функционирование политической системы общества, на формирование политических институтов и, в конечном счете, на процесс принятия и приведение в жизнь политических решений. От форм и технологий проводимой государственной молодежной политики в вопросе повышения политической культуры и степени политического участия напрямую зависят тенденции будущих настроений в обществе. Будет ли населению страны присущ политический абсентеизм? Будут ли граждане абсолютно поддерживать курс проводимой политики государства, или политические взгляды и убеждения молодежи трансформируют и дестабилизируют политическую ситуацию в стране? В связи с эти становится актуальным изучение вопросов, связанных с осмыслением роли молодежи в современном политическом процессе, изучением форм и содержания ее политической активности, механизмов реализации государственной молодежной политики и оптимизации деятельности институтов политического участия молодежи в российском политическом процессе.
Степень научной разработанности проблемы. В силу своей актуальности молодежная проблематика привлекала к себе внимание исследователей, начиная с 60-х годов 20 столетия. В этот период появляются работы, раскрывающие социальную сущность молодежи, сложные вопросы ее воспитания, социализации
Молодежь как поколение, а также закономерности развития преемственности новых поколений молодежи исследованы в работах С.В.Анохина, В.А.Бобако, С.И.Левиковой.
Наиболее существенный вклад в становление отечественной социологии молодежи внесли И.С.Кон, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, В.И.Чупров, Ю.А.Зубок, И.М.Ильинский
В работах О.А.Гайнутдинова, А.А. Зеленина, А.Н.Мацуева, И.Я.Мосякина, B. В.Нехаева, М.А.Таранцова и др. обращается внимание на анализ опыта и уроков реализации молодежной политики на региональном уровне; становление и деятельность органов по делам молодежи как государственного института.
Существенный вклад в развитие анализа факторов, детерминирующих политическое участие, внесли Ю.Левада, А.Панарин, Е.Шестопала, Г.Алмонд,C. Верба
Значительный вклад в исследование мотивов вовлечения индивида в политику внесли А.Маслоу, В.Н.Бабенко, Т.Г.Биткова, М.К.Горшков, A. И.Ковалев, В.А.Луков, Н.А.Хохлова, Г.И.Климанова, Ф.Э.Шереги.
Изучением молодежной политики, форм и методов включения молодежи в политику, во властные отношения, в управленческие процессы занимались B. В.Криворученко, Ю.И.Мастеровая, С.В.Орлов, В.В.Павловский, И.Н.Родионов, В.И.Соколов и др.
Среди новых работ, представляющих интерес для осмысления проблем молодежи как актора политического процесса, выделяются исследования Ю.А.Зубок, В.В.Касьянова, О.А.Коряковцевой, Н.С.Рашковецкой, В.И.Чупрова Различные аспекты деятельности молодежных объединений, движений, структур, их участие в молодежной политике изучали С.В.Алещук, Н.Д.Вавилина, А.И.Ковалева, В.К.Криворученко, В.А.Луков, С.Н.Першуткин, В.А.Родионов, Е.Г.Слуцкий, И.М.Ильинский.
Данная тема достаточно раскрыта в части исследований молодежной политики, проводимой на общегосударственном уровне. Аспект реализации государственной молодежной политики на региональном уровне (а именно
Республики Татарстан и Удмуртской Республики) не получил должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке.
Объект исследования - молодежная политика в Российской Федерации Предмет исследования - политическое
Цель исследования - оценка уровня влияния проводимой государственной молодежной политики на уровень политической активности молодежи
Задачи:
1. Определить значение понятий «молодежь» и «молодежная политика»;
2. Изучить направления проводимой государственной молодежной политики;
3. Изучить проблемы, возникающие при реализации государственной молодежной политики;
4. Рассмотреть политико-правовые обоснования реализации федеральной программы молодежной политики;
5. Изучить политико-правовые аспекты молодежной политики в Республике Татарстан;
6. Изучить политико-правовые аспекты молодежной политики в Удмуртской Республике;
7. Рассмотреть реализацию региональных программ молодежной политики в Республике Татарстан и Удмуртской Республике;
8. Определить технологии реализации молодежной политики в изучаемых регионах.
Методы исследования - наблюдение, анализ, институциональный, опрос. Структуру работы составляет введение, 3 главы, включающие 8 параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
В главе «Теоретико-методологические основания исследования молодежной политики» рассматриваются основные теоретические аспекты исследования молодежной политики:
Определение молодежной политики. В параграфе раскрываются теоретические взгляды на определение критериев и свойств, по которым молодежь можно выделить среди остальных социальных групп, выделяются подходы к определению понятия «молодежь», приводятся примеры определений из законодательных актов, а также рассматривается определение понятия «государственная молодежная политика» в его широком и узком значении. В части изучения понятия «государственная молодежная политика» рассмотрены классификации подходов к определению и его характеристика.
Направления молодежной политики. В данной части исследования приводится обоснования проведения государственной молодежной политики по широкому кругу направлений. Рассмотрены и проанализированы направления деятельности, приведенные в уставах институтов молодежной политики и основных законодательных актах, регулирующих деятельность в этой отрасли.
Проблемы молодежной политики. В параграфе приводится перечень основных проблем и недостатков в области государственной молодежной политики России. Среди рассмотренных аспектов - отсутствие закона о молодежной политике на федеральном уровне, отсутствие органа, всецело регулирующего осуществление государственной молодежной политики, ориентированность молодежной политики на определенные группы молодых людей, а не на молодежь в целом и другие.
В главе «Политико-правовые обоснования молодежной политики в регионах» рассмотрены следующие аспекты:
Реализация федеральной программы молодежной политики в Российской Федерации. В параграфе рассмотрены основные институты и законодательные акты, регулирующие государственную молодежную политику на федеральном уровне.
Политико-правовые аспекты молодежной политики в Республике Татарстан. В данном параграфе рассмотрено становление, развитие и современное состояние Закона Республики Татарстан «О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан», института, регулирующего государственную молодежную политику в регионе (Министерства по делам молодежи Республики Татарстан), а также деятельность других институтов молодежной политики региона.
Политико-правовые аспекты молодежной политики в Удмуртской Республике. Рассмотрено становление, развитие и современное состояние Закона Удмуртской Республики «О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике», института, регулирующего государственную молодежную политику в регионе (Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики), а также деятельность других институтов молодежной политики региона.
В главе «Региональная молодежная политика в Приволжском федеральном округе» подробно рассмотрены механизмы реализации молодежной политики в исследуемых регионах:
Реализация региональной программы молодежной политики в Республике Татарстан и Удмуртской Республике. В данном параграфе рассмотрен перечень региональных проектов, посвященных вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь республики, повышению ее политической активности и политической культуры. Приводится анализ эффективности этих проектов в Республике Татарстан и Удмуртской Республике.
Технологии реализации молодежной политики. В параграфе рассмотрены результаты опроса, проведенного среди молодежи исследуемых республик. Приводится анализ результатов по каждому вопросу и их совокупности, которые позволяют сделать выводы об уровне политической активности молодежи Удмуртии и Татарстана, факторах, влияющих на рост или спад политической активности молодежи, а также изменение уровня политической активности с течением времени.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что достижение основных целей государственной молодежной политики осуществляется путем реализации молодежных программ и проектов, направленных на улучшение ситуации в молодежной среде, повышение уровня самоорганизации молодежи, развитие ее инициатив и дальнейшее вовлечение молодежного потенциала в процесс решения наиболее значимых государственных задач.
Вместе с тем, реализация молодежной политики на региональном уровне является необходимым условием для функционирования всей системы осуществления общегосударственной молодежной политики. Адаптация молодежной политики под региональные особенности является необходимым условием для ее успешной реализации.
В субъектах Российской Федерации при реализации молодежной политики большую роль играют региональные министерства по делам молодежи, НКО, а также консультативно-совещательные органы при законодательных органах субъектов (молодёжные парламенты). Приоритетными направлениями работы являются программная и проектная деятельность.
В целях повышения политической активности и политической культуры молодежи в Республике Татарстан и Удмуртской Республике проводится ряд общественно-политических проектов. При анализе данных программ сделан вывод о более развитой системе подготовки и реализации подобных программ в Республике Татарстан, чем в Удмуртской Республике.
При анализе результатов опроса «Оценка влияния проводимой региональной молодежной политики на уровень политической активности молодежи» были сделаны выводы о совокупном увеличении интереса молодежи к политике, результаты по регионам показали следующие тенденции - молодежь Удмуртии в целом проявляет больший интерес к политике, тогда как молодежь Татарстана более проявлена в части политической активности.
На основании проведенного исследования были выявлены следующие перспективы развития молодежной политики Удмуртской Республике и Республике Татарстан:
1. Увеличение доли молодежи, принимающей участие в реализации региональной молодежной политике;
2. Развитие институциональных форм участия молодежи в региональной молодежной политики (института молодежного парламента и молодежного правительства);
3. Дальнейшее развитие общественно-политических проектов в Республике Татарстан;
4. Увеличение числа общественно-политических проектов, направленных на повышение уровня политического участия молодежи, в Удмуртской Республике
5. Ориентация региональной молодежной политики на проектный стиль работы.



1. Гайдин, А.Ю. Региональная молодежная политика: Социокультурные аспекты : автореф. дис. ... д-ра. соц. наук: 23.00.02 / А.Ю. Гайдин; Саратов. гос. ун-т. Саратов, 2002. С.36.
2. Гегель Л.А. Казакова Е.О. Ключевые проблемы развития молодежной политики в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. 2015. С.2.
3. Детское общественное движение «Юность» / проектная деятельность // URL: http://www.dodunost.ru/ (дата обращения 02.03.2019)
4. Добрынина В.И. Воспитание личности - процесс управляемый // Социальное управление и молодежь.-Вып.Ш. - М., 1972. С.29.
5. Дюкарев В.В. Нужен ли России закон о молодежной политике // Вестник международного политического института. 2018. №2(65). С. 12-18.
6. Железняк П, Бариев М. : нет закона о молодежи - нет проблем, связанных с ней : [нет федерального закона о молодежи] // МК-Поволжье : Российский региональный еженедельник : Общественно-политическая газета. 2017. 5-12 июля (№28). С.14.
7. Желудякова Т.В. Уровни реализации государственной молодежной политики в России : проблемы разграничения полномочий // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. -№8. С.8-12.
8. Зинурова Р.И. Нормативно-правовое регулирование молодежной политики : учебное пособие / Р.И. Зинурова, Э.Б. Гаязова, А.Р. Тузиков; М-во образ. и науки Росии, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : Изд-во КНИТУ, 2013. - 208 с.
9. Интерес молодежи к политике, Фонд «Общественное мнение» // URL: https://fom.ru/Politika/13285 (дата обращения 30.04.2019).
10. Исламшина Т.Г., Ялалова Ф.Г. Социология: учеб. пособ. для вузов / под ред. Т.Г. Исламшиной, Ф.Г. Ялалова. Нижнекамск, 2004. 204 с.
11. Калинкина М.Ю. Государство и молодежь. Сборник избранных трудов. - М., 2006. - 119 с.
12. Карпенко О.М., Ламанов И.А. Молодежь в современном политическом процессе России. - М.: Изд-во СГУ, 2006. - 560 с.
13. Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: моногр. - М: ИНФРА-М, 2019. - 148 с.
14. Кирнос А.В., Еремина О.А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации в начале XXI в: доктринальные и нормативно-правовые основы // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 2. - 39 с.
15. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. - М: Социум, 1999. - С.302.
16. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. 39 с.
17. Лисовский В.А. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи. - М., 1962. С.7.
18. Луков В. А. Молодежная политика: концепция И. М. Ильинского. Знание. Понимание. Умение, [S.l.], n. 2, июнь 2016. URL: http://joumals.mosgu.ru/zpu/artide/view/251/294 (дата обращения: 02.06.2019).
19. Лупачева Н.С. Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения / Н.С. Лупачева. Государственное управление. Электронный вестник. Вып. №67. 2018. С.284.
20. Максимова А.А. О необходимости принятия федерального закона о молодежи и молодежной политике. Материалы Международного молодежного научного форума. Москва, 08-12 апреля 2013 г. М.: ООО «МАКС Пресс», 2013. С.3.
21. Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Удмуртской Республики // Реестр республиканских молодёжных и детских общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики (на 01 января 2018 года) URL: http://www.minsport18.udmurt.ru/lines/molodej/associations/ (дата обращения
07.04.2018)
22. Молодежная политика в Российской Федерации : управление развитием творческого потенциала : материалы Междунар. научн.-образ. форума (Казань, 25 мар-та 2016 г.) / [научн. ред. Г.В.Морозова]. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 323 с.
23. Молодежный парламент при Государственном Совете Удмуртской Республики // URL: https://mpudm.ru (дата обращения 13.05.2019).
24. Молодежь России. - М.: Московская школа политических исследований, 2011. - С. 62.
25. О государственной молодежной политике в Удмуртской Республике (с изменениями на 25 декабря 2018 года) / URL: http://docs.cntd.ru/document/960009222 (дата обращения 03.05.2019).
26. Об организации Татарстанское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая Г вардия Единой России» / Министерство по делам молодежи Республики Татарстан // URL: http://mger.tatarstan.ru/rus/about.htm (дата обращения 11.04.2019)
27. Общественная молодежная палата при Государственном Совете
Республики Татарстан // URL:
http://www.gossov.tatarstan.ru/organizations/molod_palata_gsrt/ (дата обращения
13.05.2019)
28. Общественно-политический проект «ПолитЗавод» // URL: httpV/политзавод.рф (дата обращения 11.04.2019)
29. Общественные наблюдатели РСМ на президентских выборах // URL: https://vk.com/@konrsm-obschestvennye-nabludateli-rsm-na-prezidentskih-vyborah (дата обращения 13.04.2019)
30. Отчет о работе / Общественная молодежная палата при Государственном
Совете Республики Татарстан //
http://www.gossov.tatarstan.ru/fs/ site_documents_struc/files/otch_2018.docx (дата обращения 13.05.2019)
31. Отчет о результатах работы 2018 год / Молодежныйй парламент при Государственном Совете Удмуртской Республики // URL: https://docs.google.com/document/d/1hajHJ0z5hfRQEWK8PoS- lm2ssZ_alFGa2XOpzI_DR-I/edit (дата обращения 13.05.2019)
32. Распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС КонсультантПлюс
33. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс
34. Реализация государственной молодежной политики в Удмуртской
Республике / URL: http://www.minsport18.udmurt.ru/lines/molodej/ (дата
обращения 03.05.2019).
35. Республиканский конкурс молодежных лидеров «Вверх!» // URL: http://rezervrt.ru/vverx/ (дата обращения 20.04.2019)
36. Росмолодежь / направления // URL : https://fadm.gov.ru/activity/scope (дата обращения: 26.05.19).
37. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - С. 35 - 40.
38. Социология: учеб. пособ. для вузов / под ред. Т.Г. Исламшиной, Ф.Г. Ялалова, Нижнекамск, 2004. С.204.
39. Стратегия государственной молодежной политики Республики Татарстан до 2030 года // URL: http://mc-shatlyk.ru/wp-content/uploads/2016/11/Strategiya- gosudarstvennoy-molodyozhnoy-politiki-RT-do-2030-goda.pdf (дата обращения 05.06.19)
40. Татарстанское региональное отделение Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» // URL: http://molgvardia.tatar/#onas (дата обращения: 11.04.2019)
41. Федеральная служба государственной статистики / Демография // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/de mography/# (дата обращения 05.04.2019).
42. Филимонова Н.М. Развитие молодежной политики в регионах России : монография / Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, Н.Н. Ползунова, Е.Г. Ерлыгина, И.А. Зайцева. - Москва : РУСАЙНС, 2018. - 122 с.
43. Хайдаров Р.Р., Овчинина Т.Б. Социология молодежи и молодежная политика: Учебное пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. Ун-та, 2009. С.6.
44. Чирун С.Н. Молодежная политика в ситуации постмодерна (государство, власть, общество): автореф. дис. ... д-ра пол. наук: 23.00.02 /
45. Чирун С.Н. Молодежная политика и молодежное движение: учеб. пособие / С.Н. Чирун; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - С. 17.
46. Шикунов Д.В., Баринов С.В. Молодежная политика как отрасль политики государства и ее основные задачи // социально-гуманитарное обозрение. 2017. №4. С. 75-78.
47. Small S., Memmo M. Contemporary Models of Youth Development and Problem Prevention: Toward an Integration of Terms, Concepts, and Models // Family Relations - 2004. - Vol. 53, № 1. - P. 3-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ