Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА У УЧАЩИХСЯ С ОПОРОЙ НА ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

Работа №144796

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования лексического навыка у учащихся средней школы
Глава 2. Методика формирования лексического навыка у учащихся с использованием поэтических текстов
Заключение
Библиографический список
Приложение

Изучение английского языка является сложным и трудоемким процессом. Необходимо развивать навыки, которые позволят участвовать в процессе коммуникации. Лексический навык является одним из важнейших компонентов изучения языка, так как знание лексики и особенностей ее грамотного употребления необходимы для того, чтобы выучить язык полноценно. Существуют разные методы и способы изучения лексических единиц, но универсальным материалом можно считать поэтические тексты. С их помощью можно не только выучить новую лексику, но также познакомиться с культурой, историей, обычаями и особенностями людей, которые являются носителями языка. Стихотворения позволяют расширить лингвострановедческие знания, увеличить интерес к иностранному языку и развить творческое мышление и воображение.
Данная работа посвящена формированию лексического навыка у учащихся с опорой на поэтические тексты как аутентичного, так и не аутентичного характера. Использование стихотворений при обучении позволит достичь основных целей и задач изучения иностранного языка у учащихся. Для того, чтобы работа с поэтическими текстами проходила максимально эффективно, преподавателю необходимо учесть множество факторов, как по отбору материала, так и по работе с ним. Это позволит учащимся избежать возможных ошибок, которые будут препятствовать процессу развития в изучении иностранного языка.
Применение поэтических текстов может происходить в соответствии с разными учебными целями. Можно использовать стихотворения для развития грамматических или фонетических навыков изучения, мы составили комплекс упражнений и методические указания к его применению для формирования лексического навыка, так как знание лексики необходимо для развития других языковых навыков. Также, использование поэтических текстов приобщает учащихся к языковой культуре носителей языка и расширяет кругозор. Возможность работы с текстами подобного рода позволит повысить интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время поэтические тексты широко используются в обучении иностранному языку. Появляется все больше сборников со стихотворениями, которые составляются именно для тех, кто изучает иностранный язык. Многие учебные пособия и сборники содержат стихотворения с упражнениями, которые развивают сразу несколько речевых навыков. Составленный нами комплекс упражнений и рекомендации по выбору поэтических текстов для работы с учащимися направлен на формирование лексического навыка в простой и доступной для учащихся форме.
Объектом данного исследования является формирование лексического навыка у учащихся.
Предметом исследования являются поэтические тексты аутентичного и не аутентичного характера как материал для формирования лексического навыка.
Цель нашей работы состоит в структурировании и систематизации теоретических знаний по формированию лексического навыка, разработке методики его формирования с опорой на поэтические тексты и ее апробации.
В соответствии с поставленной целью нами были выделены следующие задачи:
• Провести анализ и исследование теоретических материалов об особенностях формирования лексического навыка у учащихся;
• Изучить психофизиологические характеристики учащихся разных возрастных периодов;
• Рассмотреть методики работы с поэтическими текстами;
• Описать критерии выбора поэтических текстов для составления комплекса упражнений;
• Осуществить отбор поэтических текстов, основываясь на выбранной нами методике;
• Составить комплекс упражнений для работы с выбранными текстами;
• Подвести итоги проведенной апробации.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы, наблюдение, апробация.
Методологической базой исследования послужили методические разработки Е.Н. Солововой, И.М. Бермана, Е.И. Пассова, Е.В. Носонович, Р.П. Мильруда, S. Thornbury и др.; научные статьи, сборники стихотворений и упражнений.
Научная новизна исследования. В работе выявлены особенности формирования лексического навыка у учащихся средней школы; разработана методика формирования лексического навыка с применением поэтических текстов.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы при преподавании дисциплины «Иностранный язык» в средней школе. Комплекс упражнений может быть использован не только с группами учеников, но также при индивидуальном и самостоятельном изучении иностранного языка.
Теоретическая значимость состоит в том, что в данной работе собран и систематизирован научный материал по формированию лексического навыка и структурированы особенности работы с поэтическими текстами.
В соответствии с поставленными задачами нами определена структура работы: введение, теоретическая часть исследования, практическая часть исследования, заключение, библиографический список и приложения.
В первой главе рассматриваются вопросы формирования лексического навыка с помощью поэтических текстов. Во второй главе рассматриваются критерии отбора поэтических текстов, приемы работы с поэтическими текстами и представлены результаты апробации комплекса упражнений.
Исследование проводилось в МОУ СОШ № 115 г. Екатеринбурга

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе достижения поставленной цели мы смогли осуществить выполнение определенных задач. Нами было раскрыто основное понятие данной работы, а именно «лексический навык». Выделив виды лексического навыка и характеристики каждого из них, нам удалось понять компоненты речевой деятельности учащихся и этапы для их эффективного развития. Рецептивный лексический навык подразумевает умение воспринимать лексические единицы на слух или при чтении. Продуктивный лексический навык означает умение правильного использования лексических единиц в письменном или устном процессе общения. Мы проанализировали методические разработки по обучению иностранному языку и ознакомились с особенностями формирования лексического навыка у учащихся. Для каждого вида навыка существуют свои рекомендации и принципы формирования, которые должны быть учтены преподавателем.
Вторым основным понятием нашего исследования является «поэтический текст». Он представляет собой литературное произведение, которое отличается наличием рифмы. Поэтические произведения могут использоваться для более эффективного изучения лексического состава языка. Для того, чтобы работа со стихотворениями была интересна учащимся, преподавателю необходимо ознакомиться с методикой работы с поэтическими текстами. Самыми универсальными этапами работы являются: восприятие, имитация, подстановка и трансформация.
Изучив психофизиологические особенности учащихся разных возрастов, мы смогли определить характеристики развития учащихся, понять их уровень знаний и психологических особенностей, и составить для них комплекс упражнений.
Составленный комплекс упражнений был основан на материале поэтических текстов. Для того, чтобы осуществить правильный подбор материала, мы выделили критерии отбора поэтических текстов. К ним 63
относятся: размер, структура, тема, количество знакомой и новой лексики, соответствие возрастным особенностям и уровню знаний учащихся. Также, ключевым моментом при отборе материала является аутентичность или не аутентичность текста.
После этого, нами был описан процесс создания упражнений к подобранным стихотворениям. Мы выбирали произведения и упражнения к ним в соответствии с выбранной нами методикой. Упражнения соответствовали перечисленным этапам формирования лексического навыка. Мы постарались задействовать коммуникативный, аудиальный и визуальный методы работы для того, чтобы работа на занятиях была более разнообразной и способствовала быстрому усвоению материала.
Проведенная нами апробация по применению составленного комплекса упражнений показала, что использование поэтических текстов благотворно влияет на успеваемость учащихся и помогает достигнуть лучших результатов в формировании лексического навыка.
В апробации принимали участие три группы учеников, в двух из которых был применен составленный комплекс упражнений. Мы сделали вывод, что неудовлетворительные результаты по успеваемости на занятиях английского языка в группах, где ученики работали с поэтическими текстами, практически отсутствовали.
Таким образом, поставленная нами цель была достигнута


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Акбаева Х. Лексика в систему языковых средств как важнейший компонент речевой деятельности - Academy. - 2017. - С. 46 - 48
1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам, Москва: Просвещение, 1969. - 279 с.
2. Бабинская, П.К., Будько, А.Ф., Леонтьева, Т.П., Чепик, И.В. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учебное пособие / П.К. - Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 288 с.
3. Бантурова О.А. Эффективные методы и приемы расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка // Инновационная наука. - 2018. - №4 - С. 54-60
4. Бароненко Е.А. К вопросу о применении песенного материала для формирования лексического навыка // Инновационная наука. - 2018. - №4 - С. 141- 143
5. Берман И.М. Методика обучения английскому языку - М.: Высшая школа, 1970. - 230 c.
6. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №4 - С. 51-57
7. Бронская В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №2. - С. 17-21
8. Бухбиндер В.А., Миролюбов А. А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Педагогика. - 2012. - № 10. - С.16 - 21
9. Ваулина Ю.Е., Дули Д., и др. Spotlight 5 (Английский в фокусе. 5 класс). - М.: Просвещение, 2016. - 164 с.
10. Ваулина Ю.Е., Дули Д., и др. Spotlight 5: workbook (Английский в фокусе: рабочая тетрадь. 5 класс). - М.: Просвещение, 2011. - 88 с.
11. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 2012. - 257 с.
12. Верхогляд В. А. Английские стихи для детей. - М.: Айрис-пресс,
2006. - 96 с.
13. Витлин Ж. А. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // ИЯШ. - 2000. - №5. - С. 31 - 37.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Владос-пресс, 2004. - 264 с.
15. Зарубина Ю.И. Бодулева А.Р. Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка // Инновационная наука. - 2017. - С. 178-180
16. Захарова О.В. Совершенствуем лексические навыки // Коммуникативная методика. - 2004. №2. С.2-5.
17. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе, Москва: Просвещение, 1991. - 222 с.
18. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть I. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - 101 с.
19. Исломов Д.Ш. Поэтические формы как культуроведческий компонент при обучении иностранному языку // Педагогические науки. - 2015. - №1.- С. 1-6
20. Комарова Ю. А. Использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов, ИЯШ.- 2008. - №4. - С. 34 - 40.
21. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В.Конышева. - Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 176 с.
22. Коростелев, В.С. Основы функционального обучения иноязычной лексике / В.С.Коростелев. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1990. - 128с.
23. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 317 с.
24. Макарова И.А. Работа с поэтическим текстом на уроках французского языка в средней школе // ИЯШ. - 2011. - №2. - С. 30-34
25. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый кур лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 241 с.
26. Майоренко И.А., Эпоева Л. Б. Коммуникативные стратегии и расширение словарного запаса при обучении английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - С. 12-16
27. Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Мн: Вышейшая школа, 2004. - 552 с.
28. Молчанова И. Ю. Поиск эффективных способов совершенствования лексических навыков английского языка // International Scientific Review. - 2016. - C. 45-49
29. Мухина В. С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2002. - 310 с.
30. Немов Р. С. Психология. - Кн. 1. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 687 с.
31. Нетребина А.А. Сущность лексических навыков. Классификация лексических навыков // Профессиональное сообщество преподавателей иностранного языка XXI века. - 2017. - С. 151-154
32. Носонович Е. В., Мильруд Р.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста // ИЯШ № 2, 1999. - С. 23 - 28.
33. Носонович Е. В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // ИЯШ. - 1999. - №1. - С. 21 - 25.
34. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, 2015. - 730 с.
35. Опойкова О. Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // ИЯШ. - 2005. - №8. - С. 13 - 17.
36. Пакшиванова Е.О. Формирование лексического навыка на среднем этапе обучения на уроках английского языка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - 2016.- №48. - С. 251 -255
37. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
38. Пальцева Т.И. Задания для самостоятельной работы при формировании речевого лексического навыка // Концепт. - 2016. - С. 23-26
39. Петровский А.В. Общая психология. Словарь. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 494 с.
40. Поллок К., Зимина М.С. Стихи английских поэтов. Книга для чтения с аудиодиском для учащихся средних и старших классов. - М.: Бином-Пресс, 2006. - 112 с.
41. Поршнева Е. Р. Грамматические концепты и способы их построения при изучении иностранного языка (на материале зарубежных исследований). // ИЯШ. - 2008. - №6. - С.17 - 21.
42. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Костаревой; УрГПУ, Екатеринбург, 2007. - 136 с.
43. Рабочая программа по английскому языку УМК Spotlight 5 ФГОС
44. Рачок Т. П. Работа над стихотворениями на уроках английского языка // ИЯШ. -1999.- № 2 - С. 21-25
45. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе и в средней школе: пособие для учителя/ Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: «Просвещение», 1988. - 224 с.
46. Саитбекова Г.М. Использование стихов при обучении немецкому языку // ИЯШ. - 2008. - №6. - С. 40-45
47. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс. Пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. - М.:АСТ: Астрель, 2008. - 238 с.
48. Соловьева С. Ю. Использование стихотворений и песен на уроках английского языка //European Research. - 2016. - С. 63-68
49. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. - СПб: Питер, 2006. - 208 с.
50. Сотникова С.А. Формирование языковой компетенции с использованием песни на уроках французского языка // Сибирский педагогический журнал. - 2016.- С. 56-59
51. Старков, А.П. Обучение английскому языку в средней школе /А.П.Старков. - М.: Просвещение, 1978. - 224 с.
52. Столяренко Л. Д. Педагогика. - М.: Юрайт, 2001. - 544 с.
53. Филатов, В. М. Методика обучения иностранному языку в начальных и основных общеобразовательных школах. - РнД.: Феникс, 2004. - 351 с.
54. Хадамова С. С. Трудности в формировании лексических навыков на уроках иностранного языка // Достижения науки и образования. - 2018. - С. 57-59
55. Хромов С.С. Методика использования аутентичных ресурсов для обучения английскому языку // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - С. 18-24
56. Цыбизова А.К., Павлова Л.В. Коммуникативная методика формирования иноязычных лексических навыков у младших школьников // Гуманитарно-педагогические исследования. - 2017. - С. 34-40
57. Штиглуз Л.Б., Гилимшина В.Р., Формирование речевой лексической компетенции в классе основной школы // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2017. - С. 33-37
58. Brown, H., Douglas. Teaching by principles. An Interactive Approuch to Language Pedagogy / H. D. Brown. - Longman, 2001. - 480 p
59. Harmer, J. The practice of English Language / Jeremy Harmer. - Longman, 2003. - 317 p .
60. Moor H. Pick a Poem / Helen Moor. - Scholastic, 2012. - 160 p.
61. Thornbury, S. How to Teach Vocabulary / S. Thornbury. — Edinburgh: Pearson, 1999. — 185 p.
62. Gustafson Scott Favorite Nursery Rhymes from Mother. - Artisan,
2007. - 100 p.
63. Milligan Spike Hidden Words: Collected Poems. - Penguin New Ed edition, 1997. - 192 p
64. Thorndike, Edward L. Educational Psychology. - New York: Teachers College, Columbia University, 2010 - 268 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ