Государственная политика стимулирования рождаемости в Российской Федерации
|
Введение 5
Глава 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ
РОЖДАЕМОСТИ 7
1.1. Модели рождаемости 7
1.2. Теория демографических волн 13
Выводы 17
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 18
2.1. Демографическая ситуация в Российской Федерации до 2007 года 18
2.2. Причины и последствия низкой рождаемости в Российской Федерации 20
2.3. Меры по стимулированию рождаемости в зарубежных странах 24
2.4. Меры по стимулированию рождаемости в Российской Федерации 26
2.4.1. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей» 26
2.4.2. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей» 29
2.4.3. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ..33
2.4.4. Субсидирование ипотеки для семей с детьми 34
2.5. Результаты текущей государственной политики стимулирования рождаемости в
Российской Федерации 36
2.5.1. Динамика рождаемости в период с 2007 по 2017 года 36
2.5.2. Статистика реализации государственной политики стимулирования
рождаемости в Российской Федерации 37
2.5.3. Аналитический обзор экспертных оценок результативности политики
стимулирования рождаемости в Российской Федерации 40
Выводы 47
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 49
3.1. Проведение глубинного интервью 50
3.2. Проведение опроса 53
3.2.1. Подготовка данных к анализу и их предварительное описание 53
3.2.2. Результаты опроса 57
3.3. Моделирование принятия решения о рождении ребенка 62
3.4. Потенциальные меры государственной политики стимулирования рождаемости
в Российской Федерации 70
Выводы 72
Заключение 74
Список источников 76
Приложения
Глава 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ
РОЖДАЕМОСТИ 7
1.1. Модели рождаемости 7
1.2. Теория демографических волн 13
Выводы 17
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 18
2.1. Демографическая ситуация в Российской Федерации до 2007 года 18
2.2. Причины и последствия низкой рождаемости в Российской Федерации 20
2.3. Меры по стимулированию рождаемости в зарубежных странах 24
2.4. Меры по стимулированию рождаемости в Российской Федерации 26
2.4.1. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей» 26
2.4.2. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей» 29
2.4.3. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ..33
2.4.4. Субсидирование ипотеки для семей с детьми 34
2.5. Результаты текущей государственной политики стимулирования рождаемости в
Российской Федерации 36
2.5.1. Динамика рождаемости в период с 2007 по 2017 года 36
2.5.2. Статистика реализации государственной политики стимулирования
рождаемости в Российской Федерации 37
2.5.3. Аналитический обзор экспертных оценок результативности политики
стимулирования рождаемости в Российской Федерации 40
Выводы 47
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 49
3.1. Проведение глубинного интервью 50
3.2. Проведение опроса 53
3.2.1. Подготовка данных к анализу и их предварительное описание 53
3.2.2. Результаты опроса 57
3.3. Моделирование принятия решения о рождении ребенка 62
3.4. Потенциальные меры государственной политики стимулирования рождаемости
в Российской Федерации 70
Выводы 72
Заключение 74
Список источников 76
Приложения
Значительной проблемой России начала XXI века является демографический кризис, одной из причин которого выступает низкий уровень рождаемости. На фоне перехода к современному типу семьи и уменьшению желаемого количества детей вследствие различных причин прогнозируется снижение уровня рождаемости. Перед государством стоит вопрос стимулирования населения к рождению детей, в том числе второго, третьего и следующих.
Еще в 1995 году был принят закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который с тех пор регулярно дополняется и выплаты по которому индексируются. Также для решения демографической проблемы Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 была утверждена Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ включает в себя перечень основных задач и мер демографической политики, связанных со стимулированием рождаемости, укреплением института семьи и сокращением материнской и младенческой смертности. 29 декабря 2006 года был принят закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», одним из направлений которого было введение материнского капитала. Действие материнского капитала направлено на улучшение жилищных условий, получение образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, а также на повышение уровня пенсионного обеспечения. Новыми мерами по стимулированию рождаемости, реализация которых началась с начала 2018 года, являются субсидирование ипотеки для семей со вторым или третьим ребенком, родившимися после начала 2018 года, а также ежемесячные пособия при рождении первого ребенка или ежемесячные выплаты из материнского капитала на второго ребенка для нуждающихся семей.
В настоящий период времени экспертами прогнозируется очередное продолжительное снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, способное привести к новому демографическому кризису. Относительно текущей демографической политики существует мнение, что она не оказывает должного влияния на рождаемость и не будет способна стимулировать рождение детей в должной мере.
Основной проблемой, связанной с проведением и оценкой реализации демографической политики является неочевидность факторов, которые способны повлиять на уровень рождаемости в Российской Федерации, а так же непосредственно степень их влияния. Таким образом, объектом данного эмпирического исследования является рождаемость в Российской Федерации. Предмет исследования - факторы, способствующие росту рождаемости.
Целью данной выпускной квалификационной работы является идентификация направлений демографической политики, способных стимулировать рождаемость в Российской Федерации. Основными задачами являются: исследование моделей рождаемости; изучение опыта зарубежных стран в вопросах стимулирования рождаемости; исследование динамики уровня рождаемости в Российской Федерации; рассмотрение текущих мер государственной политики стимулирования рождаемости; идентификация факторов, способствующих росту рождаемости в Российской Федерации. В результате проведенного анализа может быть определен перечень возможных направлений демографической политики, способных стимулировать рождаемость в Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования государственной политики стимулирования рождаемости в Российской Федерации.
В качестве инструментария исследования используются анализ статистических данных, сбор и обработка данных, эконометрическое моделирование в форме построения дерева принятия решений о рождении ребенка и интерпретация полученных результатов. Источниками информации являются нормативные правовые акты (в том числе указы Президента Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, постановления Российской Федерации), официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, материалы периодической печати, официальные материалы Федеральной службы государственной статистики. Другим источником информации для написания данной выпускной квалификационной работы являются материалы моего годового курсового проекта на тему «Оценка влияния программы «Материнский капитал» на уровень рождаемости в Российской Федерации», написанного в 2017 году. Для сбора первичной информации применяются фокусированное интервью и опрос.
Таким образом, в рамках первой главы осуществляется изучение значимых моделей рождаемости. Во второй главе рассматриваются зарубежный опыт, текущие меры государственного стимулирования рождаемости в Российской Федерации и их результативность. В третьей главе приводятся результаты опроса женщин на предмет выявления основных факторов, способных подтолкнуть их к рождению ребенка, и осуществляется построение соответствующих эконометрических моделей.
Еще в 1995 году был принят закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который с тех пор регулярно дополняется и выплаты по которому индексируются. Также для решения демографической проблемы Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 была утверждена Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ включает в себя перечень основных задач и мер демографической политики, связанных со стимулированием рождаемости, укреплением института семьи и сокращением материнской и младенческой смертности. 29 декабря 2006 года был принят закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», одним из направлений которого было введение материнского капитала. Действие материнского капитала направлено на улучшение жилищных условий, получение образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, а также на повышение уровня пенсионного обеспечения. Новыми мерами по стимулированию рождаемости, реализация которых началась с начала 2018 года, являются субсидирование ипотеки для семей со вторым или третьим ребенком, родившимися после начала 2018 года, а также ежемесячные пособия при рождении первого ребенка или ежемесячные выплаты из материнского капитала на второго ребенка для нуждающихся семей.
В настоящий период времени экспертами прогнозируется очередное продолжительное снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, способное привести к новому демографическому кризису. Относительно текущей демографической политики существует мнение, что она не оказывает должного влияния на рождаемость и не будет способна стимулировать рождение детей в должной мере.
Основной проблемой, связанной с проведением и оценкой реализации демографической политики является неочевидность факторов, которые способны повлиять на уровень рождаемости в Российской Федерации, а так же непосредственно степень их влияния. Таким образом, объектом данного эмпирического исследования является рождаемость в Российской Федерации. Предмет исследования - факторы, способствующие росту рождаемости.
Целью данной выпускной квалификационной работы является идентификация направлений демографической политики, способных стимулировать рождаемость в Российской Федерации. Основными задачами являются: исследование моделей рождаемости; изучение опыта зарубежных стран в вопросах стимулирования рождаемости; исследование динамики уровня рождаемости в Российской Федерации; рассмотрение текущих мер государственной политики стимулирования рождаемости; идентификация факторов, способствующих росту рождаемости в Российской Федерации. В результате проведенного анализа может быть определен перечень возможных направлений демографической политики, способных стимулировать рождаемость в Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования государственной политики стимулирования рождаемости в Российской Федерации.
В качестве инструментария исследования используются анализ статистических данных, сбор и обработка данных, эконометрическое моделирование в форме построения дерева принятия решений о рождении ребенка и интерпретация полученных результатов. Источниками информации являются нормативные правовые акты (в том числе указы Президента Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, постановления Российской Федерации), официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, материалы периодической печати, официальные материалы Федеральной службы государственной статистики. Другим источником информации для написания данной выпускной квалификационной работы являются материалы моего годового курсового проекта на тему «Оценка влияния программы «Материнский капитал» на уровень рождаемости в Российской Федерации», написанного в 2017 году. Для сбора первичной информации применяются фокусированное интервью и опрос.
Таким образом, в рамках первой главы осуществляется изучение значимых моделей рождаемости. Во второй главе рассматриваются зарубежный опыт, текущие меры государственного стимулирования рождаемости в Российской Федерации и их результативность. В третьей главе приводятся результаты опроса женщин на предмет выявления основных факторов, способных подтолкнуть их к рождению ребенка, и осуществляется построение соответствующих эконометрических моделей.
В Российской Федерации до 2007 года наблюдалась устойчивая депопуляция, начавшаяся в 90-х годах прошлого века. После 2007 года рождаемость начала расти, однако с 2016 года начался новый период спада. Такую динамику может обуславливать сложившаяся вследствие демографических волн структура населения, в том числе количество женщин фертильного возраста. Согласно теории демографических волн, провалы в числе рожденных детей повторяются через поколение, и это значит, что Россию ждет очередной продолжительный спад рождаемости.
Если анализировать зарубежный опыт проведения демографической политики, можно выделить ее основные мероприятия. Ключевыми направлениями стимулирования рождаемости за рубежом являются активное освещение в СМИ демографических проблем, воздействие на сформированную модель репродуктивного поведения, финансовая поддержка в форме пособий и законодательство об абортах, в том числе ограничение их проведения. Однако в большинстве стран акцент делается на проведении именно семейной политики, то есть на создании более благоприятных условий для рождения и воспитания детей.
Снижение рождаемости является важной для государства проблемой, так как приводит к негативным последствиям, в том числе ставит под угрозу идентичность нации, может вызвать экономические и социальные проблемы и ряд других негативных последствий. Основными причинами отсутствия желания иметь детей являются переход от традиционного типа семьи к современной модели, недостаточный уровень материального благополучия семей, увеличившиеся карьерные амбиции женщин.
Для решения сложившейся проблемы был разработан и принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». После старта программы материнского капитала демографическая ситуация в стране начала стабилизироваться: рождаемость начала расти, естественный прирост населения стал положительным. Помимо этого, суммарный коэффициент рождаемости в 2015 году составил около 1,78 ребенка на одну женщину по сравнению с 1,3 ребенка на женщину в 2006 году. Но в 2016 году рождаемость снова начала падать. В конце 2017 года было принято решение о начале реализации новых мер государственной поддержки: ежемесячных выплатах нуждающимся семьям, имеющим детей, и субсидирование ипотеки.
Среди экспертов распространены противоположные точки зрения относительно воздействия на число рожденных детей государственной политики стимулирования рождаемости. Некоторые исследователи и государственные деятели считают, что на 74
желание населения иметь детей решающее воздействие оказал материнский капитал. Кроме этого, эксперты уверены, что субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту и выплата ежемесячных пособий нуждающимся семьям также являются очень перспективными. Другие исследователи считают, что на рождаемость материнский капитал не оказал желаемого воздействия и что новые меры в будущем также не продемонстрируют высоких результатов. Кроме того, существует мнение, что реализуемая государственная демографическая политика способна стимулировать рождение у неблагополучных групп населения, что является нежелательным.
По данным проведенного опроса женщин Иркутской области, Санкт-Петербурга и Красноярского края, выявилась недостаточная информированность женщин о существующих мерах государственной политики стимулирования рождаемости. Мнение относительно воздействия текущих мер государственной поддержки семей с детьми на рождаемость также разделилось на тех, кто считает меры эффективными, и тех, кто с этим не согласен. Помимо этого, опрошенные женщины согласились, что существенным является обеспечение доступного и качественного обслуживания в области здравоохранения, образования и социальной защиты, то есть создание благоприятных условий для жизни и рождения ребенка. В ходе исследования было выявлено, что основными факторами, влияющими на желание иметь детей, являются состояние здоровья женщины, количество детей у нее на данный момент, стабильность ее рабочего места, ее семейное положение, наличие у нее братьев или сестер и регион ее проживания.
Таким образом, для роста рождаемости необходимо в первую очередь принятие мер, способствующее улучшению состояния здоровья женщин, создавать условия, благоприятствующие поздним рождениям. Важно обеспечить доступность качественного обслуживания в областях образования и социальной защиты во всех регионах страны. Помимо этого, развитие идеи многодетности и поддержка семейных ценностей способны оказать положительное воздействие. Также обеспечение благоприятных условий для материнства вне брака может положительно сказаться на рождаемости. Важно создать условия, при которых повысится надежность трудового положения женщин. Необходимо информировать население о существующих мерах государственной поддержки семей с детьми. Кроме этого, перспективным может быть учет региональной специфики в моделях репродуктивного поведения при модернизации текущей политики.
Если анализировать зарубежный опыт проведения демографической политики, можно выделить ее основные мероприятия. Ключевыми направлениями стимулирования рождаемости за рубежом являются активное освещение в СМИ демографических проблем, воздействие на сформированную модель репродуктивного поведения, финансовая поддержка в форме пособий и законодательство об абортах, в том числе ограничение их проведения. Однако в большинстве стран акцент делается на проведении именно семейной политики, то есть на создании более благоприятных условий для рождения и воспитания детей.
Снижение рождаемости является важной для государства проблемой, так как приводит к негативным последствиям, в том числе ставит под угрозу идентичность нации, может вызвать экономические и социальные проблемы и ряд других негативных последствий. Основными причинами отсутствия желания иметь детей являются переход от традиционного типа семьи к современной модели, недостаточный уровень материального благополучия семей, увеличившиеся карьерные амбиции женщин.
Для решения сложившейся проблемы был разработан и принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». После старта программы материнского капитала демографическая ситуация в стране начала стабилизироваться: рождаемость начала расти, естественный прирост населения стал положительным. Помимо этого, суммарный коэффициент рождаемости в 2015 году составил около 1,78 ребенка на одну женщину по сравнению с 1,3 ребенка на женщину в 2006 году. Но в 2016 году рождаемость снова начала падать. В конце 2017 года было принято решение о начале реализации новых мер государственной поддержки: ежемесячных выплатах нуждающимся семьям, имеющим детей, и субсидирование ипотеки.
Среди экспертов распространены противоположные точки зрения относительно воздействия на число рожденных детей государственной политики стимулирования рождаемости. Некоторые исследователи и государственные деятели считают, что на 74
желание населения иметь детей решающее воздействие оказал материнский капитал. Кроме этого, эксперты уверены, что субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту и выплата ежемесячных пособий нуждающимся семьям также являются очень перспективными. Другие исследователи считают, что на рождаемость материнский капитал не оказал желаемого воздействия и что новые меры в будущем также не продемонстрируют высоких результатов. Кроме того, существует мнение, что реализуемая государственная демографическая политика способна стимулировать рождение у неблагополучных групп населения, что является нежелательным.
По данным проведенного опроса женщин Иркутской области, Санкт-Петербурга и Красноярского края, выявилась недостаточная информированность женщин о существующих мерах государственной политики стимулирования рождаемости. Мнение относительно воздействия текущих мер государственной поддержки семей с детьми на рождаемость также разделилось на тех, кто считает меры эффективными, и тех, кто с этим не согласен. Помимо этого, опрошенные женщины согласились, что существенным является обеспечение доступного и качественного обслуживания в области здравоохранения, образования и социальной защиты, то есть создание благоприятных условий для жизни и рождения ребенка. В ходе исследования было выявлено, что основными факторами, влияющими на желание иметь детей, являются состояние здоровья женщины, количество детей у нее на данный момент, стабильность ее рабочего места, ее семейное положение, наличие у нее братьев или сестер и регион ее проживания.
Таким образом, для роста рождаемости необходимо в первую очередь принятие мер, способствующее улучшению состояния здоровья женщин, создавать условия, благоприятствующие поздним рождениям. Важно обеспечить доступность качественного обслуживания в областях образования и социальной защиты во всех регионах страны. Помимо этого, развитие идеи многодетности и поддержка семейных ценностей способны оказать положительное воздействие. Также обеспечение благоприятных условий для материнства вне брака может положительно сказаться на рождаемости. Важно создать условия, при которых повысится надежность трудового положения женщин. Необходимо информировать население о существующих мерах государственной поддержки семей с детьми. Кроме этого, перспективным может быть учет региональной специфики в моделях репродуктивного поведения при модернизации текущей политики.
Подобные работы
- Совершенствование информационной политики в сфере стимулирования рождаемости в Российской Федерации на примере проекта «My.baby_app»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - Государственное управление пенсионным обеспечением в Российской Федерации
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Материнский семейный капитал как инструмент социальной политики государства по поддержке семьи в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Анализ формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 -
Анализ формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 490 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ
УСТАНОВОК У МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ ВОЛОКОНОВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Правовые основы демографической политики в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



