Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная политика стимулирования рождаемости в Российской Федерации

Работа №144759

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ
РОЖДАЕМОСТИ 7
1.1. Модели рождаемости 7
1.2. Теория демографических волн 13
Выводы 17
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 18
2.1. Демографическая ситуация в Российской Федерации до 2007 года 18
2.2. Причины и последствия низкой рождаемости в Российской Федерации 20
2.3. Меры по стимулированию рождаемости в зарубежных странах 24
2.4. Меры по стимулированию рождаемости в Российской Федерации 26
2.4.1. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей» 26
2.4.2. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей» 29
2.4.3. Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ..33
2.4.4. Субсидирование ипотеки для семей с детьми 34
2.5. Результаты текущей государственной политики стимулирования рождаемости в
Российской Федерации 36
2.5.1. Динамика рождаемости в период с 2007 по 2017 года 36
2.5.2. Статистика реализации государственной политики стимулирования
рождаемости в Российской Федерации 37
2.5.3. Аналитический обзор экспертных оценок результативности политики
стимулирования рождаемости в Российской Федерации 40
Выводы 47
ГЛАВА 3. ФАКТОРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 49
3.1. Проведение глубинного интервью 50
3.2. Проведение опроса 53
3.2.1. Подготовка данных к анализу и их предварительное описание 53
3.2.2. Результаты опроса 57
3.3. Моделирование принятия решения о рождении ребенка 62
3.4. Потенциальные меры государственной политики стимулирования рождаемости
в Российской Федерации 70
Выводы 72
Заключение 74
Список источников 76
Приложения

Значительной проблемой России начала XXI века является демографический кризис, одной из причин которого выступает низкий уровень рождаемости. На фоне перехода к современному типу семьи и уменьшению желаемого количества детей вследствие различных причин прогнозируется снижение уровня рождаемости. Перед государством стоит вопрос стимулирования населения к рождению детей, в том числе второго, третьего и следующих.
Еще в 1995 году был принят закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который с тех пор регулярно дополняется и выплаты по которому индексируются. Также для решения демографической проблемы Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 была утверждена Концепции
демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Этот документ включает в себя перечень основных задач и мер демографической политики, связанных со стимулированием рождаемости, укреплением института семьи и сокращением материнской и младенческой смертности. 29 декабря 2006 года был принят закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», одним из направлений которого было введение материнского капитала. Действие материнского капитала направлено на улучшение жилищных условий, получение образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, а также на повышение уровня пенсионного обеспечения. Новыми мерами по стимулированию рождаемости, реализация которых началась с начала 2018 года, являются субсидирование ипотеки для семей со вторым или третьим ребенком, родившимися после начала 2018 года, а также ежемесячные пособия при рождении первого ребенка или ежемесячные выплаты из материнского капитала на второго ребенка для нуждающихся семей.
В настоящий период времени экспертами прогнозируется очередное продолжительное снижение уровня рождаемости в Российской Федерации, способное привести к новому демографическому кризису. Относительно текущей демографической политики существует мнение, что она не оказывает должного влияния на рождаемость и не будет способна стимулировать рождение детей в должной мере.
Основной проблемой, связанной с проведением и оценкой реализации демографической политики является неочевидность факторов, которые способны повлиять на уровень рождаемости в Российской Федерации, а так же непосредственно степень их влияния. Таким образом, объектом данного эмпирического исследования является рождаемость в Российской Федерации. Предмет исследования - факторы, способствующие росту рождаемости.
Целью данной выпускной квалификационной работы является идентификация направлений демографической политики, способных стимулировать рождаемость в Российской Федерации. Основными задачами являются: исследование моделей рождаемости; изучение опыта зарубежных стран в вопросах стимулирования рождаемости; исследование динамики уровня рождаемости в Российской Федерации; рассмотрение текущих мер государственной политики стимулирования рождаемости; идентификация факторов, способствующих росту рождаемости в Российской Федерации. В результате проведенного анализа может быть определен перечень возможных направлений демографической политики, способных стимулировать рождаемость в Российской Федерации. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования государственной политики стимулирования рождаемости в Российской Федерации.
В качестве инструментария исследования используются анализ статистических данных, сбор и обработка данных, эконометрическое моделирование в форме построения дерева принятия решений о рождении ребенка и интерпретация полученных результатов. Источниками информации являются нормативные правовые акты (в том числе указы Президента Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, постановления Российской Федерации), официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, материалы периодической печати, официальные материалы Федеральной службы государственной статистики. Другим источником информации для написания данной выпускной квалификационной работы являются материалы моего годового курсового проекта на тему «Оценка влияния программы «Материнский капитал» на уровень рождаемости в Российской Федерации», написанного в 2017 году. Для сбора первичной информации применяются фокусированное интервью и опрос.
Таким образом, в рамках первой главы осуществляется изучение значимых моделей рождаемости. Во второй главе рассматриваются зарубежный опыт, текущие меры государственного стимулирования рождаемости в Российской Федерации и их результативность. В третьей главе приводятся результаты опроса женщин на предмет выявления основных факторов, способных подтолкнуть их к рождению ребенка, и осуществляется построение соответствующих эконометрических моделей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В Российской Федерации до 2007 года наблюдалась устойчивая депопуляция, начавшаяся в 90-х годах прошлого века. После 2007 года рождаемость начала расти, однако с 2016 года начался новый период спада. Такую динамику может обуславливать сложившаяся вследствие демографических волн структура населения, в том числе количество женщин фертильного возраста. Согласно теории демографических волн, провалы в числе рожденных детей повторяются через поколение, и это значит, что Россию ждет очередной продолжительный спад рождаемости.
Если анализировать зарубежный опыт проведения демографической политики, можно выделить ее основные мероприятия. Ключевыми направлениями стимулирования рождаемости за рубежом являются активное освещение в СМИ демографических проблем, воздействие на сформированную модель репродуктивного поведения, финансовая поддержка в форме пособий и законодательство об абортах, в том числе ограничение их проведения. Однако в большинстве стран акцент делается на проведении именно семейной политики, то есть на создании более благоприятных условий для рождения и воспитания детей.
Снижение рождаемости является важной для государства проблемой, так как приводит к негативным последствиям, в том числе ставит под угрозу идентичность нации, может вызвать экономические и социальные проблемы и ряд других негативных последствий. Основными причинами отсутствия желания иметь детей являются переход от традиционного типа семьи к современной модели, недостаточный уровень материального благополучия семей, увеличившиеся карьерные амбиции женщин.
Для решения сложившейся проблемы был разработан и принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». После старта программы материнского капитала демографическая ситуация в стране начала стабилизироваться: рождаемость начала расти, естественный прирост населения стал положительным. Помимо этого, суммарный коэффициент рождаемости в 2015 году составил около 1,78 ребенка на одну женщину по сравнению с 1,3 ребенка на женщину в 2006 году. Но в 2016 году рождаемость снова начала падать. В конце 2017 года было принято решение о начале реализации новых мер государственной поддержки: ежемесячных выплатах нуждающимся семьям, имеющим детей, и субсидирование ипотеки.
Среди экспертов распространены противоположные точки зрения относительно воздействия на число рожденных детей государственной политики стимулирования рождаемости. Некоторые исследователи и государственные деятели считают, что на 74
желание населения иметь детей решающее воздействие оказал материнский капитал. Кроме этого, эксперты уверены, что субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту и выплата ежемесячных пособий нуждающимся семьям также являются очень перспективными. Другие исследователи считают, что на рождаемость материнский капитал не оказал желаемого воздействия и что новые меры в будущем также не продемонстрируют высоких результатов. Кроме того, существует мнение, что реализуемая государственная демографическая политика способна стимулировать рождение у неблагополучных групп населения, что является нежелательным.
По данным проведенного опроса женщин Иркутской области, Санкт-Петербурга и Красноярского края, выявилась недостаточная информированность женщин о существующих мерах государственной политики стимулирования рождаемости. Мнение относительно воздействия текущих мер государственной поддержки семей с детьми на рождаемость также разделилось на тех, кто считает меры эффективными, и тех, кто с этим не согласен. Помимо этого, опрошенные женщины согласились, что существенным является обеспечение доступного и качественного обслуживания в области здравоохранения, образования и социальной защиты, то есть создание благоприятных условий для жизни и рождения ребенка. В ходе исследования было выявлено, что основными факторами, влияющими на желание иметь детей, являются состояние здоровья женщины, количество детей у нее на данный момент, стабильность ее рабочего места, ее семейное положение, наличие у нее братьев или сестер и регион ее проживания.
Таким образом, для роста рождаемости необходимо в первую очередь принятие мер, способствующее улучшению состояния здоровья женщин, создавать условия, благоприятствующие поздним рождениям. Важно обеспечить доступность качественного обслуживания в областях образования и социальной защиты во всех регионах страны. Помимо этого, развитие идеи многодетности и поддержка семейных ценностей способны оказать положительное воздействие. Также обеспечение благоприятных условий для материнства вне брака может положительно сказаться на рождаемости. Важно создать условия, при которых повысится надежность трудового положения женщин. Необходимо информировать население о существующих мерах государственной поддержки семей с детьми. Кроме этого, перспективным может быть учет региональной специфики в моделях репродуктивного поведения при модернизации текущей политики.



1. Аналитика экспертов ВЦИОМ. Доступное жилье и материальный достаток - основа
демографического роста [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. — Режим доступа:
https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=4340 (дата обращения: 01.04.2017) [11].
2. Бахвалова, М. К чему приведут новые пособия на детей и льготы по ипотеке [Электронный ресурс] / М. Бахвалова // Клерк. — Режим доступа: https://www.klerk.ru/boss/articles/471407/ (дата обращения: 7.05.2018) [22].
3. Башлачев, В. А. Демография: русский прорыв. Независимое исследование. / В. А. Башлачев. — М.: Белые альвы, 2006. — 192 с. [7].
4. Вишневский, А. Г. Демографический след войны [Электронный ресурс] / А. Г.
Вишневский // Демоскоп Weekly. — 2016. — № 689-690. — Режим доступа:
http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0689/tema06.php (дата обращения: 23.04.2018) [6].
5. Выбор женщины: карьера или семья? [Электронный ресурс] // Всероссийский центр
изучения общественного мнения. — 2014. — № 2533 (3). — Режим доступа:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114735 (дата обращения: 13.04.2017) [12].
6. Вяткин, В. История запретов и разрешений абортов в России [Электронный ресурс] / В. Вяткин // МИА «Россия сегодня». — Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20100803/261197627.html (дата обращения: 14.05.2018) [8].
7. Гипотетический минимум естественной рождаемости [Электронный ресурс] //
demographia.ru. — Режим доступа: http://www.demographia.ru/node/168 (дата
обращения: 01.04.2018) [4].
8. Даничев, А. "Мужчины становятся женственными": почему в России упала рождаемость [Электронный ресурс] / А. Даничев // МИА «Россия сегодня». — Режим доступа: https://ria.ru/society/20180131/1513637727.html (дата обращения: 14.05.2018) [13].
9. Демографическая политика в России: вызовы и ответы [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. — 2015. — № 2879 (7). — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115318 (дата обращения: 13.04.2017) [25].
10. Демографический понятийный словарь / под ред. Л. Л. Рыбаковского. — М. : Центр Социального прогнозирования, 2003. — 352 с. [1].
11. Дети рождаются не из-за денег [Электронный ресурс] // Лента.Ру. — Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2017/04/03/malevamatcap/ (дата обращения: 24.05.2017) [9].
12. Закутин, А. К вопросу повышения рождаемости в России [Электронный ресурс] / А.
Закутин // Катехон. — Режим доступа: http://katehon.com/ru/article/k-voprosu-
povysheniya-rozhdaemosti-v-rossii (дата обращения: 22.04.2018) [34].
13. Закутин, А. Семейная политика в Европе [Электронный ресурс] / А. Закутин // Катехон. — Режим доступа: http://katehon.com/ru/article/semeynaya-politika-v-evrope (дата обращения: 12.03.2018) [16].
14. Иванов, С. Демографические тревоги прошлого и настоящего [Электронный ресурс] /
С. Иванов // Демоскоп Weekly. — 2013. — № 543-544. — Режим доступа:
http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0543/tema05.php (дата обращения: 22.02.2018) [14].
15. Индексация материнского капитала по годам. До какого года планируется поддержка
в 2017 году [Электронный ресурс] // Пособия.Инфо. — Режим доступа: http://posobiya.info/mk/indeksaciya-materinskogo-kapitala.html (дата обращения:
01.04.2017).
16. Индекс гипотетического минимума естественной рождаемости (гмер) В.А. Борисов [Электронный ресурс] // Файловый архив студентов StudFiles. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3651571/page:4/ (дата обращения: 13.03.2018) [5].
17. Индексы рождаемости Э. Коула [Электронный ресурс] // Файловый архив студентов StudFiles. — Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3651571/page:5/ (дата обращения: 13.03.2018) [3].
18. Информация о материнском (семейном) капитале [Электронный ресурс] // Пенсионный фонд Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.pfrf.ru/opendata~7706016118-materinskikapital (дата обращения: 13.04.2017) [18].
19. Ипотека под 6% для семей с двумя детьми и многодетных [Электронный ресурс] // Пособие на ребенка. — Режим доступа: http://posobie-expert.ru/news/ipoteka-6- procentov-v-2018-godu/ (дата обращения: 29.04.2018) [26].
20. Князев, А. Помогут ли пособия повысить рождаемость? [Электронный ресурс] / А. Князев // Мир новостей. — Режим доступа: https://mirnov.ru/obshchestvo/pomogut-li- posobija-povysit-rozhdaemost.html (дата обращения: 18.04.2018) [32].
21. Кожевников, И. Аналитический центр при правительстве: более 12 млн работающих
россиян живут за чертой бедности [Электронный ресурс] / И. Кожевников // Открытая Россия. — Режим доступа:
https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:BlRAJWVhOxEJ:https://openrussi a.org/notes/715529/+&cd=3&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 19.05.2018) [27].
22. Коробкова, Н. А. Перспективы модернизации программы «Материнский капитал»
[Электронный ресурс] / Н. А. Коробкова, Д. А. Алябина // Современные научные
исследования и инновации. — 2017. — № 3. — Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79503 (дата обращения: 10.04.2017) [37].
23. Куприянов, Г. Что ждет материнский капитал [Электронный ресурс] / Г. Куприянов // Дни.ру. — Режим доступа: https://www.dni.ru/economy/2016/9/06/347388.html (дата обращения: 22.04.2018) [24].
24. Курилова, А. Сокращение капитала ведет к увеличению рождаемости [Электронный
ресурс] / А. Курилова // Коммерсантъ.ru. — Режим доступа:
http://www.kommersant.ru/doc/3150459 (дата обращения: 25.04.2017) [38].
25. Люльчак, Е. Такая демографическая политика - самый короткий путь уничтожения народа [Электронный ресурс] / Е. Люльчак // Мир новостей. — Режим доступа: http://mirnov.ru/arhiv/mn974/mn/24-1.php (дата обращения: 24.05.2017) [36].
26. Материнский капитал приводит к обнищанию россиян [Электронный ресурс] //
Рамблер/новости. — Режим доступа: https://news.rambler.ru/kids/36504706- (дата
обращения: 10.05.2017) [39].
27. Новодережкин, А. Топилин: число женщин в детородном возрасте сократится почти на треть через 15 лет [Электронный ресурс] / А. Новодережкин // информационное агентство ТАСС. — Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4869731 (дата обращения: 01.05.2018) [10].
28. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. : распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г N 1618-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70727660/ (дата обращения: 01.04.2017) [29].
29. Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году : Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 г. N 74 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 289227/ (дата обращения: 13.02.2018).
30. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей : Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1711 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Iug74r1pVi.pdf (дата обращения: 13.02.2018).
31. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : федер. закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ : принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года : одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6659/ (дата обращения: 13.02.2018).
32. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей : федер.
закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ : принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года : одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64872/ (дата
обращения:10.04.2018).
33. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей : федер. закон от 28.12.2017 N 418-
ФЗ : принят Государственной Думой 21 декабря 2017 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 286470/ (дата обращения:
13.02.2018).
34. Орехин, П. Государство заплатит за первенца [Электронный ресурс] / П. Орехин, Р.
Фаляхов // газета.ш. — Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/business/2017/11/28/11014820.shtml (дата обращения: 15.05.2018) [19].
35. Петрова, Е. Россиян все меньше: маткапитал не помогает [Электронный ресурс] / Е.
Петрова // газета.ш. — Режим доступа:
https://www.gazeta.ru/business/2018/01/22/11621660.shtml (дата обращения: 14.05.2018).
36. Рыночнова, Д. Вострецов и Волынец предложили заменить маткапитал другой системой [Электронный ресурс] / Д. Рыночнова // Парламентская газета. — Режим доступа: https://www.pnp.ru/politics/2017/03/1 (дата обращения: 22.04.2018) [40].
37. Сапожков, О. Материнский капитал нельзя ни реформировать, ни упразднять
[Электронный ресурс] / О. Сапожков // Коммерсантъ.ш. — Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3082403 (дата обращения: 07.05.2017) [23].
38. Сапожков, О. Население потребует заботы [Электронный ресурс] / О. Сапожков //
Коммерсантъ.ш. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3001587 (дата
обращения: 22.04.2018) [31].
39. Седракян Р. Мировой опыт демографического регулирования [Электронный ресурс] / Р. Седракян // Известия. — 2017. — Режим доступа: https://iz.ru/news/664692 (дата обращения: 24.04.2018) [15].
40. Синявская, О.В. Влияние новых мер российской демографической политики на вероятность рождения вторых и последующих детей [Электронный ресурс] / О.В. Синявская и др. // Демоскоп Weekly. — 2015. — № 625 - 626 (1). — Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0625/analit (дата обращения: 01.04.2017) [35].
41. Слонимчик, Ф. Оценка влияния политики материнского капитала в России [Электронный ресурс] / Ф. Слонимчик, А. Юрко // Демографическое обозрение. — 2015. — № 3. — Режим доступа: https://demreview.hse.ru/2015--3/174829693.html (дата обращения: 22.04.2018) [33].
42. Счетная палата назвала число живущих за чертой бедности россиян [Электронный ресурс] // Электронное периодическое издание «Ведомости». — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2017/12/22/746234-golikova-nazvala-chislo- zhivuschih-za-chertoi-bednosti-rossiyan (дата обращения: 19.05.2018) [28].


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ