Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подход к анализу процесса исследования особенностей социальной адаптации китайских студентов в ВУЗах России 10
1.1. Социальная адаптация как предмет социологического анализа 10
1.2. Особенности социальной адаптации китайских студентов в разные
периоды образовательного сотрудничества между Китаем и Россией: исторический подход 33
Глава II. Особенности социальной адаптации китайских учащихся в ВУЗах
России 47
2.1. Эмпирическое Социологическое исследование «Особенности
социальной адаптации китайских студентов ВУЗах России» 47
2.2. Факторы и пути оптимизации процесса социальной адаптации
китайских студентов в России 76
Заключение 86
Список литературы 88
Приложения 100
Актуальность темы исследования. В последние годы ведущие российские университеты начали активно внедрять международные элементы образования, чтобы повысить свой статус на международном уровне. Для достижения этой цели специально создаются новые проекты и программы, проводятся исследования межкультурных аспектов и осуществляются программы обменов как для студентов, так и для преподавателей. Инициативы правительства РФ, которые направлены на достижение международного образовательного стандарта, подталкивают российские университеты к разработке новый стратегий для дальнейшего развития и созданию устойчивых взаимовыгодных отношений с иностранными вузами-партнерами.
Для студентов, рассматривающих возможность обучения за границей, важны такие аспекты, как учебные программы, качество образования, дальнейшие перспективы на трудоустройство, помощь с визами, наличие медицинской страховки, условия проживания в университетских общежитиях и климат. Эти факторы влияют на успешность социальной адаптации иностранных учащихся. Несмотря на трудности и проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения за границей, Россия предоставляет иностранным студентам государственные квоты обучения, что для многих абитуриентов является главным условием выбора университета и страны для обучения. Согласно данным Forbes Education Russia, в рейтинг 500 лучших университетов мира по версии QS-2024 вошли 11 российских вузов1.
По состоянию на 1 октября 2023 г. в университетах России на всех уровнях обучения обучались 355 тыс. иностранных студентов2. Согласно заявлению министра образования и науки Валерия Фалькова, наибольшую популярность среди иностранных студентов приобретают специальности в области здравоохранения, такие как педиатрия, лечебное дело и стоматология, а также международные отношения, экономика, юриспруденция и строительство. Также он добавил, что в последнее время заметно возрастает интерес к инженерным направлениям. Фальков указал, что студенты из стран Шанхайской организации сотрудничества составляют две трети всех иностранных студентов в России. Самое большое количество студентов приходится на Казахстан, за ним следуют Узбекистан и Китай, а далее располагаются Таджикистан и Индия3. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2023-2024 учебном году в российских университетах обучается 41,4 тыс. китайских студентов. В 2022 г. количество студентов из Китая составляло 37 тыс., в 2021 г. — 32,5 тыс., а в 2020 г. — 29,6 тыс. Таким образом, за последние несколько лет число китайских студентов увеличилось почти на 12 тыс. человек4. Кроме того, прогнозируется дальнейший рост численности студентов из Китая.
В связи с ростом числа китайских студентов в РФ и стремлением создать комфортную образовательную среду, сохранить и укрепить позиции России на рынках образовательных услуг КНР, становятся особенно важными вопросы, связанные с исследованием влияния новых учебных методов на социальную адаптацию студентов. Эти методы обучения могут помочь большему числу обучающихся и облегчить решение адаптационных проблем, возникающих у иностранных студентов из Китая.
Степень разработанности темы. Современное исследование проблемы социальной адаптации показывает её междисциплинарный характер, признавая важность вклада из различных научных областей.
В российских вузах проблемами адаптации занимаются такие ученые, как Г.А. Зборовский и Е.А. Шуклина5. Эти социологи исследуют основные закономерности и уникальные аспекты социальной адаптации, включая ее характер, скорость и типы. Они особо акцентируют внимание на различных трудностях, с которыми студенты сталкиваются в процессе обучения.
...
В результате проведенного исследования сформулированы положения, которые выносятся на защиту:
I. Анализ теоретических подходов к социальной адаптации:
В ходе исследования был проведен детальный анализ различных теоретических подходов к социальной адаптации, включая тавтологические и полисемантические методы. Установлено, что адаптация является многоуровневым процессом, охватывающим онтогенетическую и филогенетическую адаптацию. Это подтверждает необходимость мультидисциплинарного подхода для понимания динамики межкультурных взаимодействий и образовательной миграции китайских студентов в России. Основные теоретические подходы включают концепции социальной адаптации в контексте социологических, психологических и культурологических исследований.
II. Исторический анализ адаптации китайских студентов:
Изучена эволюция социальной адаптации китайских студентов в разные периоды образовательного сотрудничества между Китаем и Россией. Выявлено, что с течением времени изменялись мотивы выбора российских вузов и особенности адаптационных процессов, связанные с изменением внешнеполитической и образовательной среды. Например, в советский период преобладали идеологические и политические мотивы, тогда как в постсоветский период на первый план вышли экономические и стремление к международной интеграции.
III. Эмпирическое социологическое исследование:
Проведено эмпирическое социологическое исследование, выявившее современные особенности социальной адаптации студентов из Китая в российских университетах. Основные проблемы адаптации включают:
• Трудности в изучении русского языка, что затрудняет учебный процесс и коммуникацию с преподавателями и одногруппниками;
• Социально-бытовые проблемы, такие как условия проживания в общежитиях, нехватка мебели и бытовой техники, проблемы безопасности и санитарно-гигиенические условия;
• Климатические условия, которые могут негативно влиять на физическое здоровье и психоэмоциональное состояние студентов, особенно при переходе в новый климатический пояс;
• Социокультурные и коммуникативные трудности, связанные с различиями в образовательных системах и социальной жизни.
IV. Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации:
Определены основные факторы, влияющие на процесс социальной адаптации китайских студентов в России. Эти факторы включают мотивацию для обучения, уровень владения русским языком, социально-бытовые условия, климатические особенности и культурные различия. Также было выявлено, что успешность адаптации изменяется по мере обучения, что связано с психологическими аспектами, такими как уровень тревожности и самооценка.
V. Разработаны конкретные рекомендации по улучшению процесса социальной адаптации китайских студентов в российских университетах:
• Увеличение количества часов изучения русского языка и создание дополнительных курсов по русскому языку и культуре;
• Улучшение жилищных условий, включая ремонт общежитий, обеспечение мебелью и бытовой техникой, повышение уровня безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических норм;
• Организация культурных мероприятий и межкультурных тренингов для студентов, чтобы облегчить интеграцию в новое культурное и социальное пространство;
• Создание специализированных психологических и информационных служб для поддержки иностранных студентов, которые будут предоставлять консультации и помощь в адаптации.
1. Андреев, А.А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет. М.: МИПК, 2013. 57 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология (учебник для вузов). - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс,
3. Ардаматский Н.А. Системный подход и системный анализ как методологическая основа прогресса медицинской науки и практики // Вестник новых медицинских технологий. - 1996. - N° 1.- С.85-88.
4. Арефьев, А.Л., Шереги, Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с.
5. Афонасенко Е . Особенности этнического самосознания современных китайцев // Развитие личности . М .: МГПУ, 2004 . No 1.С . 131-143 .
6. Беляева, Е. А. (2022). Адаптация китайских студентов в поликультурной среде российской высшей школы в период дистанционного обучения. Koinon, 3, 2, 220. https://doi.Org/10.15826/koinon.2022.03.2.025
7. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия. Т. 1,1926 г. С. 216.
8. Геккель Э. Естественная история миротворения. - Спб: Научная мысль, 1909. - 384 с.
9. Геккель Э. Естественная история миротворения. - СПб: Научная мысль, 1909. - 384 с.
10. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (историкометодологическое исследование). - Л.: Наука, 1989. -189 с.
11. Густырь, А.В. Введение в дистанционное образование. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000. 326 с.
12. Дементьева С.В. Учебная миграция в Россию в контексте реформы российского образовательного законодательства // материалы Ежегодной международной научно-практической социологической конференции «Продолжая Грушина». - М.: ВЦИОМ, 2012. - С. 116117.
13. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. - 2007. - No3. - С. 73-77;
14. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995.-352 с.
15. ЕлютинаМ.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология. - М.: Инфра-М, 2004. - 157 с.
... всего 93 источников