ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ И УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
|
Введение………………………………………………………......………......……...3
1 Теоретические аспекты государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации ……………………………………………………..........6
1.1 Понятие и особенности правового режима оружия и его оборота ……… 6
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая государственный оборот оружия в Российской Федерации ……………………...……………….………14
1.3 Виды и структурные элементы оборота оружия в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2 Актуальные аспекты государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации……………………………………………………….....25
2.1 Особенности гражданско-правового аспекта оборота оружия …………..25
2.2 Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота оружия……………………………………………………………………………31
2.3 Проблемы правоприменения государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации и возможные пути их решения…………….40
Заключение.…………………………………………………...……….……..……..51
Список использованных источников…………………………………..…….……53
Приложение А Количество и число преступлений……………..………………...58
Приложение Б Преступления, связанные с оружием…………………………….59
Приложение В Страны с самым высоким уровнем владения оружия…….…….62
1 Теоретические аспекты государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации ……………………………………………………..........6
1.1 Понятие и особенности правового режима оружия и его оборота ……… 6
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая государственный оборот оружия в Российской Федерации ……………………...……………….………14
1.3 Виды и структурные элементы оборота оружия в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
2 Актуальные аспекты государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации……………………………………………………….....25
2.1 Особенности гражданско-правового аспекта оборота оружия …………..25
2.2 Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере оборота оружия……………………………………………………………………………31
2.3 Проблемы правоприменения государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации и возможные пути их решения…………….40
Заключение.…………………………………………………...……….……..……..51
Список использованных источников…………………………………..…….……53
Приложение А Количество и число преступлений……………..………………...58
Приложение Б Преступления, связанные с оружием…………………………….59
Приложение В Страны с самым высоким уровнем владения оружия…….…….62
Статья 2 Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 №150-ФЗ декларирует, что оружие является источником повышенной опасности [2, ст.2] и по смыслу этой статьи различные субъекты государства используют оружие в зависимости от его целей назначения. В последнее время внимание общественности и органов власти обращено к вопросам оборота оружия в стране. Это обусловлено серией трагических событий, связанных с вооруженными нападениями на образовательные организации, и иными участившимися случаями незаконного применения оружия, в первую очередь огнестрельного. В связи с этим государственное регулирование оборота оружия является важной часть гарантии обеспечения конституционного права человека на жизнь и здоровье.
По различным оценкам, у каждого четвертого россиянина есть родственники, друзья или знакомые, которые хранят дома огнестрельное оружие. По данным Росгвардии, в 2020 году – легально на руках у населения находилось почти 6,5 млн стволов, которыми владели 3,7 млн человек. Это примерно 2,5% жителей страны [39]. В 2021 году был проведен опрос граждан России, результаты которого опубликовали на сайте фонда «Общественное мнение». Больше трети опрошенных социологами уверяют, что умеют пользоваться огнестрельным оружием, хотя у большинства этих людей его нет. При этом 92% россиян считают правильным, что в стране запрещена свободная продажа оружия [31].
В связи с этими факторами, государственное регулирование оборота оружия приобретает особое значение, поскольку оно обеспечивает функционирование системы правоотношений, относящихся к обороту огнестрельного оружия и устанавливает необходимые правовые ограничения. Институт государственного регулирования оборота оружия является предметом изучения ученых и юристов. По мнению доктора юридических наук О.А. Дизера, оборот оружия нуждается в государственном регулировании со стороны его компетентных органов. Незаконное владение оружием ведет к обострению криминогенной обстановки, формирует предпосылки для совершения общественно опасных деяний против личности и собственности [22]. Исследованию правоотношений, относящихся к государственному регулированию оборота оружия, посвящены работы следующих авторов: В. В. Бычкова, О.А Дизера, Ю.В. Загайновой, С.В. Малькова, И.Я. Полуяхтова, К.И. Скловского, В.И. Сургутскова, В.Г. Тищенко, В.А. Томсинова и др.
Гражданско-правовой аспект государственного регулирования оборота оружия тесно взаимосвязан с уголовно-правовым аспектом. Несоблюдение первого влечет за собой действие второго аспекта. Например, предметом споров служит включение в категорию оружия травматических средств, особенно внешне не отличимых от боевых пистолетов и автоматов. Проблемным является определение разновидностей, режима хранения и транспортировки спортивного оружия.
Актуальность темы представленной работы обусловлена тем, что оружие является средством повышенной опасности и государственное регулирование оборота оружия в Российской Федерации создает механизм правового регулирования использования и оборота оружия, обеспечивая тем самым защиту жизни и здоровья граждан, и позволяет предотвратить совершение правонарушений в данной сфере.
Объектом работы являются общественные отношения возникающие, в связи с государственным регулированием оборота оружия в Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы российского законодательства, регламентирующие государственное регулирование оборота оружия в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является изучение гражданско-правового и уголовно-правового аспектов государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации.
Для достижения цели, поставленной в дипломной работе, были определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и особенности правового режима оружия и его оборота;
2) изучить нормативно-правовую базу, регулирующую государственный оборот оружия в Российской Федерации;
3) охарактеризовать виды и структурные элементы оборота оружия в Российской Федерации;
4) проанализировать особенности гражданско-правового аспекта оборота оружия;
5) дать уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере оборота оружия;
6) выявить проблемы правоприменения государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации и обозначить пути их решения.
Нормативно-правовую основу данной работы составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об оружии», Постановления Правительства Российской Федерации, а также иные нормативно-правовые акты.
Методом изучения выступил анализ учебной литературы и федеральных законов по теме дипломной работы.
Практическая значимость темы дипломной работы состоит в том, что детальное изучение нормативно-правовых актов в области государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации и вопросов правоприменения поможет выявить проблемы в данной сфере и обозначить возможные пути их решения в виде создания изменения алгоритма проведения процедур в данной сфере с учетом особенностей гражданско-правового и уголовно-правовом аспектов. Кроме того, полученные результаты можно использовать в учебных целях.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения.
По различным оценкам, у каждого четвертого россиянина есть родственники, друзья или знакомые, которые хранят дома огнестрельное оружие. По данным Росгвардии, в 2020 году – легально на руках у населения находилось почти 6,5 млн стволов, которыми владели 3,7 млн человек. Это примерно 2,5% жителей страны [39]. В 2021 году был проведен опрос граждан России, результаты которого опубликовали на сайте фонда «Общественное мнение». Больше трети опрошенных социологами уверяют, что умеют пользоваться огнестрельным оружием, хотя у большинства этих людей его нет. При этом 92% россиян считают правильным, что в стране запрещена свободная продажа оружия [31].
В связи с этими факторами, государственное регулирование оборота оружия приобретает особое значение, поскольку оно обеспечивает функционирование системы правоотношений, относящихся к обороту огнестрельного оружия и устанавливает необходимые правовые ограничения. Институт государственного регулирования оборота оружия является предметом изучения ученых и юристов. По мнению доктора юридических наук О.А. Дизера, оборот оружия нуждается в государственном регулировании со стороны его компетентных органов. Незаконное владение оружием ведет к обострению криминогенной обстановки, формирует предпосылки для совершения общественно опасных деяний против личности и собственности [22]. Исследованию правоотношений, относящихся к государственному регулированию оборота оружия, посвящены работы следующих авторов: В. В. Бычкова, О.А Дизера, Ю.В. Загайновой, С.В. Малькова, И.Я. Полуяхтова, К.И. Скловского, В.И. Сургутскова, В.Г. Тищенко, В.А. Томсинова и др.
Гражданско-правовой аспект государственного регулирования оборота оружия тесно взаимосвязан с уголовно-правовым аспектом. Несоблюдение первого влечет за собой действие второго аспекта. Например, предметом споров служит включение в категорию оружия травматических средств, особенно внешне не отличимых от боевых пистолетов и автоматов. Проблемным является определение разновидностей, режима хранения и транспортировки спортивного оружия.
Актуальность темы представленной работы обусловлена тем, что оружие является средством повышенной опасности и государственное регулирование оборота оружия в Российской Федерации создает механизм правового регулирования использования и оборота оружия, обеспечивая тем самым защиту жизни и здоровья граждан, и позволяет предотвратить совершение правонарушений в данной сфере.
Объектом работы являются общественные отношения возникающие, в связи с государственным регулированием оборота оружия в Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы российского законодательства, регламентирующие государственное регулирование оборота оружия в Российской Федерации.
Целью дипломной работы является изучение гражданско-правового и уголовно-правового аспектов государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации.
Для достижения цели, поставленной в дипломной работе, были определены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и особенности правового режима оружия и его оборота;
2) изучить нормативно-правовую базу, регулирующую государственный оборот оружия в Российской Федерации;
3) охарактеризовать виды и структурные элементы оборота оружия в Российской Федерации;
4) проанализировать особенности гражданско-правового аспекта оборота оружия;
5) дать уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере оборота оружия;
6) выявить проблемы правоприменения государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации и обозначить пути их решения.
Нормативно-правовую основу данной работы составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 13.12.1996 №150-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об оружии», Постановления Правительства Российской Федерации, а также иные нормативно-правовые акты.
Методом изучения выступил анализ учебной литературы и федеральных законов по теме дипломной работы.
Практическая значимость темы дипломной работы состоит в том, что детальное изучение нормативно-правовых актов в области государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации и вопросов правоприменения поможет выявить проблемы в данной сфере и обозначить возможные пути их решения в виде создания изменения алгоритма проведения процедур в данной сфере с учетом особенностей гражданско-правового и уголовно-правовом аспектов. Кроме того, полученные результаты можно использовать в учебных целях.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения.
Целью нашей дипломной работы являлось изучение гражданско-правового и уголовно-правового аспектов государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации. В связи с этим были намечены и выполнены ряд задач, в частности:
1) рассмотрен основной понятийный аппарат и особенности правового режима оружия и его оборота были сформированы с учетом исторических, экономических социальных и политических факторов. Особенности правовых конструкций не только помогают понять структуру регулируемых правоотношений, но и формируют те особенности, которые отграничивают их от смежных правоотношений, помогают формировать механизм правового регулирования оборота оружия;
2) в ходе изучения нормативно-правовой базы, регулирующей государственный оборот оружия в Российской Федерации, была зафиксировано, что традиционная структура построения нормативных источников в данной сфере, помогает организовать оборот оружия, с учетом особенностей этих правоотношений. Отмечается, что правоприменительная практика имеет контрольно-надзорный характер, которая, в свою очередь, формирует компетенцию органов, осуществляющих властные полномочия в данной сфере;
3) были охарактеризованы виды и структурные элементы оборота оружия в Российской Федерации, которые играют важную роль в организации оборота оружия. Законодатель путем отграничения отдельных элементов закрепил действия, которые не только трактуют отдельные этапы движения оборота оружия, но и помогают квалифицировать неправомерные действия в данной сфере в период их совершения;
4) в ходе анализа особенностей гражданско-правового аспекта оборота оружия были показано, что не смотря на природу этого явления, именно использование императивных предписаний помогает регулировать вопросы приобретения, хранения, владения, использования оружия для защиты публичных интересов общества и государства;
5) уголовно-правовые составы в сфере оборота оружия играют традиционную роль, предусмотренную для правоотношений в данной сфере. По своей сути это последний барьер, который отделяет общество от разрухи, хаоса и дестабилизации общественных и государственных институтов;
6) проблемы правоприменения государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации существуют и пути их решения лежат в сфере административного и уголовного правоприменения. Вместе с тем, изменения, которые произошли в сфере государственного администрирования в 2016 году, в ходе передачи функции лицензионно-разрешительной системы от МВД РФ в Росгвардию, также необходимо решать, поскольку цена тактических ошибок в сфере оборота оружия может иметь для общества и государства очень дорогую цену.
Российская Федерация благодаря действующему государственному регулированию оборота оружия относится к странам с ограниченным режимом владения оружием. Вместе с тем изучение практики правового регулирования показывает, что требования к получению, хранению и использованию оружия могут и должны ужесточаться или ослабляться в зависимости от криминогенной обстановки в стране. Своевременную реакцию возможно получить в ходе проведения мониторинга происшествий с оружием, изучения статистики уголовных преступлений и административных правонарушений в данной сфере, что может быть сделано и в студенческих работах.
На наш взгляд, цель исследования была достигнута, объективности ради, можно отметить, что предложенные нами пути решения проблем, решаются только на федеральном уровне, но это единственный действенный уровень, который сможет повлиять на данные вопросы. Вместе с тем полученные результаты исследования возможно использовать в рамках дополнительного учебного материала на занятиях по профессиональному модулю «Оперативно-служебная деятельность».
1) рассмотрен основной понятийный аппарат и особенности правового режима оружия и его оборота были сформированы с учетом исторических, экономических социальных и политических факторов. Особенности правовых конструкций не только помогают понять структуру регулируемых правоотношений, но и формируют те особенности, которые отграничивают их от смежных правоотношений, помогают формировать механизм правового регулирования оборота оружия;
2) в ходе изучения нормативно-правовой базы, регулирующей государственный оборот оружия в Российской Федерации, была зафиксировано, что традиционная структура построения нормативных источников в данной сфере, помогает организовать оборот оружия, с учетом особенностей этих правоотношений. Отмечается, что правоприменительная практика имеет контрольно-надзорный характер, которая, в свою очередь, формирует компетенцию органов, осуществляющих властные полномочия в данной сфере;
3) были охарактеризованы виды и структурные элементы оборота оружия в Российской Федерации, которые играют важную роль в организации оборота оружия. Законодатель путем отграничения отдельных элементов закрепил действия, которые не только трактуют отдельные этапы движения оборота оружия, но и помогают квалифицировать неправомерные действия в данной сфере в период их совершения;
4) в ходе анализа особенностей гражданско-правового аспекта оборота оружия были показано, что не смотря на природу этого явления, именно использование императивных предписаний помогает регулировать вопросы приобретения, хранения, владения, использования оружия для защиты публичных интересов общества и государства;
5) уголовно-правовые составы в сфере оборота оружия играют традиционную роль, предусмотренную для правоотношений в данной сфере. По своей сути это последний барьер, который отделяет общество от разрухи, хаоса и дестабилизации общественных и государственных институтов;
6) проблемы правоприменения государственного регулирования оборота оружия в Российской Федерации существуют и пути их решения лежат в сфере административного и уголовного правоприменения. Вместе с тем, изменения, которые произошли в сфере государственного администрирования в 2016 году, в ходе передачи функции лицензионно-разрешительной системы от МВД РФ в Росгвардию, также необходимо решать, поскольку цена тактических ошибок в сфере оборота оружия может иметь для общества и государства очень дорогую цену.
Российская Федерация благодаря действующему государственному регулированию оборота оружия относится к странам с ограниченным режимом владения оружием. Вместе с тем изучение практики правового регулирования показывает, что требования к получению, хранению и использованию оружия могут и должны ужесточаться или ослабляться в зависимости от криминогенной обстановки в стране. Своевременную реакцию возможно получить в ходе проведения мониторинга происшествий с оружием, изучения статистики уголовных преступлений и административных правонарушений в данной сфере, что может быть сделано и в студенческих работах.
На наш взгляд, цель исследования была достигнута, объективности ради, можно отметить, что предложенные нами пути решения проблем, решаются только на федеральном уровне, но это единственный действенный уровень, который сможет повлиять на данные вопросы. Вместе с тем полученные результаты исследования возможно использовать в рамках дополнительного учебного материала на занятиях по профессиональному модулю «Оперативно-служебная деятельность».
Подобные работы
- Правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЙ СТАТУС КРИПТОВАЛЮТЫ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Государственный контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование в области нелегальной миграции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Трудовые права несовершеннолетних в РФ: правовое регулирование и проблемы реализации
Бакалаврская работа, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОНТРАБАНДА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Контрабанда (ст.188 УК РФ).
Историко-правовое, социологическое,
уголовно-правовое исследование. (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - Контрабанда. Уголовно-правовые аспекты
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Криминологические и уголовно-правовые аспекты профилактики преступлений, связанный с незаконным оборотом наркотический средств и псикотропнын веществ в образовательной среде
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003



