ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯХЫКА 9
1.1. Психологическая характеристика творческих способностей 9
1.2. Особенности развития творческих способностей подростков 13
1.3. Организация практической деятельности с текстами на уроках
английского языка для развития творческих способностей подростков 17
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ 32
2.1. Констатирующий этап. Диагностика исходного уровня развития
творческих способностей подростков 34
2.2. Формирующий этап. Практическая работа по развитию творческих
способностей подростков через организацию работы с текстами 38
2.3. Контрольный этап. Диагностика итогового уровня развития творческих
способностей подростков 49
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность. Проблема развития творческих способностей является одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, так как образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня важные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Более того, это связано с постоянно возрастающим объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.
Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке образовательных услуг или рынке труда, выпускнику средней школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности. Как сказано в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения[36, с.123].
Таким образом, в результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности.
Относительно проблем иностранного языка - это задача развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения языков и культур.
То есть, современная теория и практика преподавания иностранных языков в школе поставлены перед необходимостью развития у каждого ребенка творческих способностей. [27, с. 10]
В современной методике преподавания иностранных языков текст считается основной дидактической единицей билингвально-культурного развития личности обучаемого. Ценность текста как единицы обучения иноязычной культуре не ограничивается его социокультурным наполнением, только на текстовом уровне можно увидеть:
• соотношение между содержанием речи, ее смысловыми центрами и их
формально-языковым, структурно-композиционным и жанрово
стилистическим оформлением;
• функциональную сторону лексико-грамматических конструкций;
• взаимосвязь всех средств языка, участвующих в передаче содержания и смысла высказывания;
В условиях отсутствия языковой среды, в которой осуществляется изучение иноязычной культуры, текст является единственной возможностью создания отсутствующей языковой социокультурной среды, единственным способом расширить это культурно-языковое пространство и обеспечить сколь угодно долгое пребывание обучаемого в этом пространстве. [27, с. 23]
Личность развивается в деятельности, следовательно, деятельность - основное средство и условие формирования личности. Это положение в отечественной педагогике является ведущим. В педагогическом контексте деятельность «определяют как важнейшую форму проявления активного отношения человека к окружающей действительности». [27, с. 25]
В процессе организации практической деятельности с текстами более эффективно происходит развитие следующих творческих способностей подростков: способностей к творческому подражанию (по образцу, в том числе способностей к переводам с других языков литературных текстов); к выражению в речи и творчестве личностной позиции; к созданию оригинальных произведений: сказок, стихотворений, сочинений и др. [3, с. 15]
Специально проведенные методистами О.Д. Кузьменко и Г.В. Роговой наблюдения свидетельствуют о том, что, к сожалению, такие возможности текстов мало используются на уроках английского языка.
На основе вышесказанного можно сформулировать противоречие: есть потребность в развитии творческих способностей подростков, но возможности организации практической деятельности с текстами мало используются с этой целью. Из данного противоречия вытекает проблема - будет ли организация практической деятельности с иноязычными текстами способствовать развитию творческих способностей подростков?....
В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значение творческой созидательной деятельности[38].
Относительно проблем иностранного языка - это задача развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения языков и культур[30, с.372].
В условиях отсутствия языковой среды, в которой осуществляется изучение иноязычной культуры, текст является единственной возможностью создания отсутствующей языковой социокультурной среды, единственным способом расширить это культурно-языковое пространство и обеспечить сколь угодно долгое пребывание обучаемого в этом пространстве [39, с.265].
Данная дипломная работа посвящена различным способам организации практической деятельности с текстами для развития творческих способностей подростков на уроках английского языка.
В процессе организации практической деятельности с текстами более эффективно происходит развитие следующих творческих способностей подростков: способностей к творческому подражанию (по образцу, в том числе способностей к переводам с других языков литературных текстов); к выражению в речи и творчестве личностной позиции; к созданию оригинальных произведений: сказок, стихотворений, сочинений и др. [3, с. 15]
В ходе работы было выявлено противоречие: есть потребность в развитии творческих способностей подростков, но возможности организации практической деятельности с текстами мало используются с этой целью. Из данного противоречия вытекает проблема - будет ли организация практической деятельности с иноязычными текстами способствовать развитию творческих способностей подростков?
В процессе работы были решены следующие задачи:
1) изучить теоретический аспект развития творческих способностей подростков;
2) рассмотреть практические способы развития творческих способностей на уроках иностранного языка;
3) разработать сборник творческих заданий по работе с текстами на иностранном языке;
4) апробировать предложенные способы организации практической деятельности с текстами на практике;
5) сформировать общие выводы, определить перспективы исследования.
После проведенного исследования мы можем говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы: творческие способности подростков в процессе организации практической работы с текстами будут развиваться более успешно, если:
1) учитывать психические особенностей подростков;
2) использовать такие способы организации практической деятельности с текстами, как перевод стихотворения, иллюстрация текста, создание историй и рассказов, завершение текста, сочинение синквейнов, драматизация сказок и создание творческих проектов;
3) создавать условия для проявления обучающимися творческого поведения.
Таким образом, наблюдается тесная взаимосвязь между организацией практической деятельности с иноязычными текстами и развитием творческих способностей подростков на уроках английского языка.
Практическая ценность данной дипломной работы заключается в возможности использования на практике разработанных автором упражнений к текстам для развития творческих способностей подростков.
Поступив на работу в школу, можно продолжить работать над этой проблемой, пользуясь составленным сборником упражнений.
1. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка [Текст] // Иностранный язык в школе. 2005. №2. С. 31-41.
2. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам [Текст] // Иностранный язык в школе. 2001. №4. С. 5-7
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Центр «Академия». 2002. 158 с.
4. Большакова Л.А. Развитие творчества школьника [Текст] // Ж-л «Завуч начальной школы». 2005. №2. С.18-21.
5. Борисова А.В. Эффективные формы работы на уроках английского языка [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/596378/ (дата обращения 01.10.2018)
6. Бородина И. Ф. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся старших классов в процессе преподавания литературы [Текст]: учебное пособие. М.: Чебоксары. 2004. 232 с.
7. Буданова Е.А. Проблемы анализа текста на занятиях по иностранному языку [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Буданова, 2008. 67 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]. - М.: АРТКИ. 2004. 300с.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. М.: Academa. 2004. 330с.
10. Гин А. Приемы педагогической техники [Текст]. М.: Вита. 2003. 88 с.
11. Дикая Н.А. Шесть шляп как креативная методика преподавания иностранных языков [Текст] // Первое сентября. Английский язык. 2008. №15. С. 4-10.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст]. СПб.: Питер. 1999. 368с.
13. Друпп В.В. Dramatic activities in Language Learning [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/ (дата обращения 02.10.2018)
14. Духин В.А., Мудрецова Е.Н. Работа с текстом на уроках английского языка [Текст] // Первое сентября. Английский язык. 2009. №2. С. 5-7.
15. Журавлева Л.Е., Петрова М.А., Челышева К.С.. Развитие творческой личности [Текст] // Одаренный ребенок. 2003. №5. С.54-56....56