Интерактивный плакат как средство
совершенствования лексических навыков на среднем этапе обучения английскому языку (на примере интернет-сервиса Padlet)
Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ПЛАКАТА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 8
1.1.Закономерности совершенствования лексических навыков при обучении учащихся иностранному языку 8
1.1.1. Роль и место лексики при обучении иностранному языку 8
1.1.2. Принципы совершенствования лексических навыков 11
1.2. Интерактивный плакат как фактор повышения качеств обучения 17
1.3. Возможности интернет-сервиса Padlet как средства создания
интерактивного плаката для совершенствования лексических навыков на уроках английского языка 24
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПЛАКАТА КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “SPORT” (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА PADLET) 27
2.1. Использование интерактивного плаката для совершенствования
лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку 27
2.2. Диагностика эффективности использования интерактивного плаката как
средства совершенствования лексических навыков 34
2.3Методические рекомендации для педагогов по использованию Padlet технологии на уроках иностранного языка 40
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение 49
Лексические единицы - это разноплановые и многомерные явления, существенные свойства и особенности усвоения которых трудно выявить и обратить на пользу методики обучения. Изменения в области ориентации от изучения языка как формальной системы, абстрагированной от условий его использования, к рассмотрению языка как средства общения и коммуникативного воздействия оказались весьма плодотворными и перспективными для обучения иностранному языку и лексики в частности. Так как целью обучения является развитие коммуникативных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности его использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. [1, с. 40]
В настоящее время современное общество сталкивается с проблемами взаимовлияния различных культур и сохранения культурного многообразия планеты. Все больше осознается необходимость развития диалога культур, в связи с этим обучение иностранному языку должно стать подготовкой к межкультурной коммуникации, так как в процессе изучения языка обучающемуся предстоит проникнуть в иную систему ценностей и жизненных ориентиров и интегрировать ее в собственную картину мира. Основным средством реализации поставленной цели является обучение лексике, так как именно в ней отражены ценностные ориентиры и факты культуры. Однако в настоящее время обучающиеся недостаточно подготовлены к использованию иностранного языка в межкультурной коммуникации.
Мультимедийные средства и информационные технологии позволяют совершенствовать стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения иноязычной лексике, соответствующие развитию личности обучаемого в современных условиях информационного общества. Использование технических средств помогает устранить такой отрицательный психологический фактор, как боязнь совершить ошибку, даёт возможность развития эмоционального и интеллектуального потенциала обучаемого и умения самостоятельно приобретать знания. Учащемуся необходимо уметь самостоятельно пополнять свой словарный запас и уметь ориентироваться в быстро растущем потоке информации. Чем чаще учащийся будет самостоятельно достигать поставленной цели, тем больше он будет получать удовлетворение от своих знаний, что даст возможность для более продуктивной деятельности каждому учащемуся. [2, с. 19-21]
На сегодняшний день проблема совершенствования лексических навыков остается одной из актуальных. Анализ результатов диагностических срезов и выполнения экзаменационных заданий показывает, что уровень владения учащимися лексическим материалом не отвечает требованиям основного общего образования и требует серьёзной работы.
Поэтому необходимость развития лексической компетенции учащихся обусловливает поиск новых эффективных средств приёмов обучения.
Таким образом, возникает противоречие между современными требованиями в области сформированности лексических навыков при изучении иностранного языка и неэффективностью традиционных средств совершенствования лексических навыков.
В связи с этим возникает следующая проблема - какие средства будут эффективны для совершенствования лексики английского языка на среднем этапе обучения, и каким образом их можно использовать.
Объект исследования: процесс совершенствования лексических навыков учащихся на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
Предмет исследования: интерактивный плакат как средство совершенствования лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
В связи с этим нами была выдвинута следующая гипотеза: процесс совершенствования лексических навыков у учащихся будет успешным в том случае, если использовать интерактивный плакат, который позволит:
• учесть закономерности совершенствования лексических навыков;
• выполнить задания в любое удобное для учащихся время;
• поставить учебные цели, овладеть учебными действиями, освоить и самостоятельно осуществить контрольные и оценочные действия; проявить инициативность в организации учебного сотрудничества....
В ходе теоретического изучения информационных источников по данной теме было выявлено, что интернет-сервис Padlet предоставляет не только огромные возможности для обучения лексическим навыкам на уроках английского языка и самостоятельного обучения, но и позволяет систематизировать, обобщить и представить знания в виде заметок.
Основной целью данного исследования являлось теоретическое и практическое обоснование использования интерактивного плаката как средства совершенствования лексических навыков у учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
Для того, чтобы достичь поставленной цели мы определили для себя ряд задач. В первую очередь, мы выявили основные закономерности совершенствования у учащихся лексических навыков, и пришли к такому выводу: для достижения усвоения лексики иностранного языка нужна продуманная, поэтапная работа над лексическими единицами.
Далее мы рассмотрели возможности интерактивного плаката как инструмента повышения качества языкового образования. Проанализировав проделанную работу, мы сделали вывод, что электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения. Таким образовательным ресурсом может быть Интернет-сервис Padlet, дающий огромные возможности для совершенствования лексических навыков на уроках английского языка и для самостоятельного обучения.
На последующих этапах мы описали основные компоненты и преимущества данного сервиса и, более того, разработали и апробировали интерактивный плакат, направленный на совершенствование лексических навыков по теме: “Sport”.
Результаты практических исследований показали, что уровень сформированности лексических навыков у учащихся среднего этапа повышается посредством использования в процессе совершенствования лексических навыков интерактивного плаката, созданного с помощью Интернет-сервиса Padlet.
Практическая ценность данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования разработанного нами интерактивного плаката при совершенствовании лексических навыков на уроках английского языка на среднем этапе обучения при изучении темы: “Sport”.
Для того, чтобы просмотреть разработанный модуль, необходимо перейти по ссылке https://ru.padlet.com , в графу «Логин» ввести комбинацию tokareva_555, в графу «Пароль» ввести комбинацию TSI1501
Далее необходимо кликнуть по вкладке “Sport”, которая находится в левом столбике и просмотреть необходимые фрагменты.
1. Афанасьева О. В., Михеева И. В. “Rainbow English - 5”
2. Актуальные проблемы обучения иностранным языкам : сб. науч. ст. : материалы 2 Респуб. науч.-практ. конф., 23 апр. 2010 г. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. С. В. Иванова. - Чебоксары : ЧГПУ, 2010. - 137 с. - 40-00.
3. Азимов Э.Г. Материалы интернета на уроках английского языка / Э.Г Азимов // Иностранные языки в школе. - 2001. - №6. - С. 19-21.
4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь педагогических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб.: Златоуст. - 2007.
5. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие. Новосибирск. 2005. - 112 с.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ.лингв.ун-тов и фак. ин.яз. высш.пед.уч.заведений/4-е изд., стер. - М.:
«Академия»,2007 - 336 с.
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- М.:АРКТИ, 2003.
8. Голандам А.К., Косарева Т.Б. Иностранный язык в системе среднего и высшего образования. - М.: Социосфера, 2011. - 278 с.
9. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://school-collection.edu.ru
10. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе.-2007.-№8.- 150 с.
11. Жинкин Н. И.Механизмы речи.- М.: Директ-Медиа, 2008.-1104 с.
12. Зубов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. В. Зубов, И. И. Зубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 114с.
13. «Идеи для уроков английского языка». - 2014. - [Электронный ресурс].
URL: http://goo.gl/feoOVw
14. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе ...[Электронный ресурс]. - Режим доступа http ://portal. krsnet. ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с....50