Отражение общественно-политических, экономических и культурных преобразований в РСФСР в 1921-1931 годах в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров единой трудовой школы
Введение 3
Глава 1. Система переподготовки и повышения квалификации советских учителей в 1921-1924 гг 17
Глава 2. Система переподготовки и повышения квалификации советских учителей в 1926-1928 гг 41
Глава 3. Система переподготовки и повышения квалификации советских учителей в 1929-1931 гг 61
Заключение 77
Список источников и литературы 80
Список сокращений и аббревиатур 91
Коренным образом изменив политический, общественный строй страны после прихода к власти, большевики одну из главных своих задач видели в изменении мироощущения и мировоззрения ее жителей. Важную роль в этом играло построение сети школ, соответствующих новой реальности, установленным партией ценностям, идеалам и целям. Так, в программе РКП (б), принятой на VIII съезде РКП (б) 1919 г., утверждается необходимость превратить школу в «орудие коммунистического перерождения общества». То, какое большое значение власть придавала образованию, видно на примере Декрета Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г. Он обязал все неграмотное население в возрасте 8-50 лет обучаться читать и писать на родном или русском языке, предоставил Народному комиссариату просвещения (далее - Наркомросу) и его местным органам право привлекать все грамотное население страны, не призванное в войска, к ликвидации безграмотности в качестве оплачиваемой трудовой повинности. За уклонение от повинности предусматривалась уголовная ответственность. Независимо от успешности исполнения декрета он может служить демонстрацией того, какие ценности, намерения транслировали большевики.
Со временем общественно-политические, экономические, культурные обстоятельства менялись, с ними менялись представление об идеальном гражданине и школа, призванная подготовить такого гражданина. В 1920-х, при всей стихийности, внутреннем разнообразии и неоднозначности педагогической мысли и ее реализации на практике, из школьников стремились взрастить разносторонне развитую, самостоятельную, инициативную творческую личность, «нового человека», способного свободно реализовываться и строить новое общество, новый мир. Приветствовался творческий поиск педагогов, культивировалось самоуправление школьников. С конца 1920-х гг., в связи с курсом на коллективизацию и индустриализацию, власть выдвигала запрос не на творческую самостоятельную личность, а на квалифицированные исполнительные кадры. Усиливается производственно-техническая ориентация школы. Начиная с 1931 г., «школа труда» начинает заменяться на «школу учебы». Разумеется, изменения в единой трудовой школе происходили не только на границе десятилетий, но и на протяжении всего периода 1920-х, характеризующегося особой активностью творческого поиска педагогического сообщества и деятелей просвещения, дискуссиями по вопросам о содержании, методах образования, принципах управления деятельностью образовательных учреждений. Школьная программа, например, менялась в 1923, 1927, 1929, 1931 годах.
Роль учителя в создании «нового человека», преобразовании общества не раз утверждалась в постановлениях, речах и статьях политиков, деятелей просвещения. Необходимость подготовить «могучую армию народных педагогов» была озвучена через несколько дней после Октябрьской революции в Обращении народного комиссара по просвещению от 29 октября 1917 г. В 1919 г. в своей речи на II Всероссийском съезде учителей- интернационалистов В. И. Ленин призывает учителей не замыкаться в сфере учебы, не придерживаться аполитичной позиции и решительно встать на сторону «борьбы за социализм путем диктатуры пролетариата». В начале 1923 г. вышла статья В. И. Ленина «Странички из дневника», в которой и появилась широко цитируемая фраза о постановке учителя «...на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе». В ней же говорилось о необходимости превратить учителя «из опоры буржуазного строя <.> в опору советского строя».
Необходимость в учителях, соответствующих новым реалиям, не могла быть закрыта лишь подготовкой новых кадров и требовала переподготовки старых педагогов, регулярного повышения квалификации учителей. В бюллетени III Всероссийского съезда Союза работников просвещения была озвучена необходимость создания не просто отдельных форм переподготовки, доподготовки и повышения квалификации учительства, а соответствующей системы: «Все указанные выше формы краткосрочной подготовки, доподготовки и педагогического самообразования работников социального воспитания должны быть юридически осознаны и замкнуты в стройную систему коллективной педагогической работы с постоянно действующими руководящими ответственными организациями в центре и на местах». В научной литературе это заявление, как правило, берут как отправную точку для изучения системы переподготовки и повышения квалификации учителей в СССР в 1920-е гг. Однако верхняя граница периода не осмысляется: для одних это 1930 г., для других — 1931 г.
Более подробное изучение системы переподготовки и повышения квалификации учителей единой трудовой школы в 1920-е гг. поможет раскрыть взаимосвязь системы народного образования и общественнополитических, экономических и культурных изменений, тщательнее рассмотреть один из аспектов формирования «нового человека».
Объектом исследования является система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров единой трудовой школы.
Предметом исследования является влияние общественнополитических, экономических, культурных изменений в РСФСР на систему переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров единой трудовой школы.
Цель исследования: выявить взаимосвязь общественно-политических, экономических и культурных преобразований в РСФСР в 1920-х гг. и изменений в системе переподготовки и повышения квалификации учителей единой трудовой школы в этот период.
Для достижения цели в работе будет предложена периодизация развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров единой трудовой школы в 1920-х гг. Разграничение и сравнение разных периодов поможет выявить их отличительные черты, соотнести последние с преобразованиями страны. Похожую работу над анализом изменений самой единой трудовой школы, а также отечественной педагогической мысли в 1920-х гг. провел в своей кандидатской диссертации Д. В. Латышев.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исторические источники, раскрывающие развитие системы переподготовки и повышения квалификации учителей советской единой трудовой школы в 1920-х гг.
2. Создать на основе анализа периодизацию системы переподготовки и повышения квалификации советских учителей в 1920-е гг.
3. Охарактеризовать каждый выделенный период, обратив особое внимание на его отличительные черты.
4. Сопоставить изменения изучаемой системы с общественнополитическими, экономическими и культурными преобразованиями в РСФСР в 1920-х гг.
Методы исследования: дедуктивный, индуктивный, сравнительноисторический, историко-системный, хронологический.
Хронологические рамки исследования: 1921—1931 гг.
Нижняя граница исследования обусловлена окончанием Гражданской войны на большей части страны (за исключением последних очагов на Дальнем Востоке) и переходом к новой экономической политике (далее - НЭП). А также упомянутым выше заявлением III Всероссийского съезда работников просвещения о необходимости создания системы доподготовки, переподготовки и повышения квалификации учительства.
Верхняя граница связана с изменениями, сопровождающими сворачивание НЭПа, переход к индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. В контексте системы народного образования показательно постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от
25 августа 1931 г., ознаменовавшее собой окончание педагогических
экспериментов. В нем устанавливалось огромное значение политехнизма, усиление контроля над идеологической подготовкой учителей, развитие среди них соцсоревнования и ударничества, борьба со «снижением роли учителя», концентрация сил и ресурсов не «уравнительно», а «прежде всего на ведущих участках социалистического строительства».
Территориальные рамки исследования включают в себя только территорию РСФСР, хотя некоторые из примененных источников характеризуют тенденции во всем СССР. В других союзных республиках подготовка учителей имела свою специфику, которая требует отдельного рассмотрения и не будет учитываться в ВКР. Также в ВКР не рассматривается переподготовка и повышение квалификации учителей для национальных меньшинств: эта тема тоже требует особого исследования.
Также важно оговорить, что изучение эпохи 1920-х гг. связано с особенностями в обращении с именами собственными и терминами. В педагогических журналах названия статьи в оглавлении и в самом тексте часто отличаются. Вероятно, это делалось в целях экономии. Но бывают и такие различия, которые нельзя объяснить приведенной причиной. Например, написание слова с заглавной или строчной буквы, незначительные различия в формулировках («просвещенский» и «просвещенческий»). Кроме того, авторы пользовались разными терминами для (судя по контексту) одних и тех же понятий («краеведческий» и «краеведный»). В тексте ВКР и ссылках выбран один из вариантов названия статьи (из оглавления или самого текста журнала) в зависимости от того, какой из них дает большее представление о содержании статьи. При столкновении с несколькими терминами для одного понятия выбирался тот, что наиболее привычен, понятен современному читателю (например, «краеведческий»).
В ВКР фигурируют слова «партия» и «Союз». Под первым понимается партия большевиков (РКП(б) до 1925 г., ВКП(б) с. 1925 г.). Под вторым - Союз работников просвещения (в педагогических журналах 1920-х гг. сокращение до «Союза» встречалось часто).
Степень научной разработанности темы
Наибольший вклад в изучение системы переподготовки и повышения квалификации учителей единой трудовой школы в 1920-е гг. внесли следующие работы: статья Ф. Варченкова «Институт повышения
квалификации педагогов и самообразовательная работа учительства» в журнале «Просвещение на Урале» (1929, №1), глава книги Ф. Г. Паначина «Педагогическое образование в СССР», статья П. В. Гришанова «Партийное руководство курсовой подготовкой и повышением квалификации уральских учителей в 1926—1941 годах», книга «Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.)» П. В. Худоминского, кандидатская диссертация Э. Н. Анашкина «Становление и развитие системы подготовки кадров преподавателей для педагогических вузов и средней школы на Урале (19201941 гг.)» (2010).
Основная цель статьи Ф. Варченкова: раскрыть роль Института повышения квалификации педагогов (далее - ИПКП) в самообразовательной работе учительства, обосновать соответствие работы Института потребностям современного ему учительства, вытекающих из предшествующих недостатков системы повышения квалификации. Автор делит путь становления системы переподготовки и повышения квалификации учителей вплоть до года написания текста на три этапа: 1918—1922, 1923—1925, 1925—1929. Первые два из них характеризуются коротко, по общей целевой установке, которую государство выдвигает учительству. Формы и содержание работы не раскрываются. Основное внимание уделяется деятельности Института с 1927 года. Ф. Варченков особо выделяет 1927 г., хотя его значение не отражено в периодизации. При построении периодизации автор учитывает целевые установки переподготовки и повышения квалификации учительства, но не изменения в системе, которые эти установки за собой повлекли. Это связано с особенностями жанра работы - публицистическая статья. Создание периодизации носит вспомогательный характер к главной мысли автора и умещается в небольшом объеме, в связи с чем Ф. Варченков не раскрывает связь изменений системы с масштабными преобразованиями государства.
В книге Ф. Г. Паначина «Педагогическое образование в СССР» (1975) IV глава носит название «Организация повышения квалификации учителей в довоенный период». В ней тоже встречается периодизация развития системы в 1920-е гг., но периоды характеризуются коротко, их черты не раскрываются на примерах. Сами границы периодов не привязаны к каким-либо событиям, обоснование их выбора не раскрывается. В последующем описании событий автор ни разу не отсылает к периодизации. Судя по всему, главной целью Ф. Г. Паначина было рассказать о развитии системы переподготовки и повышения квалификации как о событийной канве, дать общее представление о ее развитии, а не проанализировать изменения системы с той или иной точки зрения, создать ее периодизацию.
Изредка Ф. Г. Паначиным упоминается связь между событиями из истории системы переподготовки и повышения квалификации советских учителей с изменениями в системе народного образования и страны в целом. Например, в тексте говорится об обострении дефицита педагогов младшей школы в связи с проведением всеобуча (введение обязательного всеобщего начального обучения). Связать изменения системы переподготовки и повышения квалификации учителей с преобразованиями государства не входило в задачи автора.
Глава ценна описанием и упоминанием тех источников, к которым можно обратиться при изучении темы, в особенности периодической печати: главные педагогические журналы, издательства, занимавшиеся выпуском специализированной литературы, педагогические приложения к местным газетам.
Пожалуй, самый объемный труд на тему переподготовки и повышения квалификации советских учителей - книга П. В. Худоминского «Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.)». Во введении автор обращает особое внимание на то, что придерживается системного подхода, и именно рассмотрение повышения квалификации педагогических кадров как системы отличает его исследование от предшествующих работ. Из описания того, как должна быть исследована целостная система, - необходимости «...установить связи системы с окружающей средой, с другими системами» - следует потребность в изучении влияния общественно-политических, экономических и культурных изменений в стране на систему повышения квалификации учителей. Кроме того, на это указывает выделение П. В. Худоминским общественно значимых целей обучения как системообразующего компонента системы повышения квалификации педагогов, отправной точкой для определения особенностей остальных компонентов.
Поэтому П. В. Худоминский не мог не уделить внимание взаимосвязи рассматриваемой системы с масштабными изменениями в СССР выбранного периода. Он упоминает об ограниченных возможностях и трудностях,
связанных с Гражданской войной и голодом, раскрывает влияние коллективизации и индустриализации, описывает отдельные постановления и принятые в связи с ними меры. Однако, упоминая декреты и постановления, определявшие новые порядки в школе и, соответственно, цели переподготовки учителей вскоре после Октябрьской революции, автор больше не возвращается к системообразующему компоненту вплоть до обсуждения коллективизации и индустриализации.
Эксплицитно выраженной периодизации внутри 1920-х гг. П. В. Худоминский не приводит. Он выделяет некоторые наиболее важные события (например, Первую всероссийскую конференцию по переподготовке работников социального воспитания), сравнивает курсы переподготовки и повышения квалификации разных годов, но на протяжении всего текста больше внимания уделяет общим чертам, чем особенностям системы в разные промежутки времени. Например, разница в содержании, методах обучения на курсах 1923, 1927 и 1929 гг. практически не упоминается. Автор отмечает только тенденцию дифференциации содержания курсов, стремление к учету интересов учителей и уровня их подготовки, появление в 1929 г. факультативных тем и занятий по выбору.
Единственное разделение периода 1920-х гг., которое прослеживается в тексте, - это разделение десятилетия на половины. П. В. Худоминский называет Всесоюзный съезд учителей 1925 г. «важнейшей вехой в жизни советского учительства», выделяет переход во второй половине 1920-х гг. от преобладающей переподготовки к повышению квалификации учителей и отмечает начало централизации системы (создание Центральных курсов по повышению квалификации работников соцвоса (социального воспитания) и др.).
Хотя П. В. Худоминский пишет о связи политических, экономических, социально-культурных изменений в СССР с системой переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров единой трудовой школы, 12
это не является основной целью его работы. Обзорный по характеру текст, прежде всего, стремится передать событийную канву. В задачи автора также не входит предложение периодизации развития системы переподготовки и повышения квалификации советских учителей.
История системы повышения квалификации советских учителей в 1920-х гг. освещается в статье П. В. Гришанова «Партийное руководство курсовой подготовкой и повышением квалификации уральских учителей в 1926—1941 годах». Посвящая свою работу именно событиям на Урале, автор описывает процессы, происходившие на территории всей страны. Однако он не рассматривает связь системы народного образования, в том числе системы повышения квалификации учителей, с общественно-политическими, экономическими и культурными изменениями в СССР, лишь указывает на существование этой связи. Например, П. В. Гришанов упоминает перестройку школы на политехнической основе, но не раскрывает причин этих изменений. Кроме того, автор концентрируется в основном на идейнополитическом воспитании учителей. Он уделяет внимание прежде всего количественным, а не качественным изменениям в системе повышения квалификации (нельзя сказать, что автор совсем не рассказывает о первых, но они явно второстепенны). В задачи П. В. Гришанова не входило создание периодизации.
В кандидатской диссертации Э. Н. Анашкина связи системы переподготовки и повышения квалификации учителей и преобразований в СССР в 1920-х гг. уделяется больше внимания, чем в перечисленных выше работах. Цель диссертации сформулирована следующим образом: «Выявить место и роль системы подготовки кадров преподавателей для педагогических вузов и средней школы на Урале (1920-1941 гг.) в строительстве нового общества, модернизации Уральского региона и 26 страны в целом в данный период». Однако основное внимание автор уделяет системе подготовки, а не переподготовки и повышения квалификации педагогов (отражено в названии). То есть педагогическим техникумам, высшим учебным заведениям. Из всех форматов повышения квалификации рассматриваются только курсы. Кроме того, географически исследование ограничено Уралом.
Существует ряд современных статей, рассказывающих о развитии советской системы переподготовки и повышения квалификации учителей. Однако в нескольких из них дается обзор очень большого промежутка времени (включая досоветский и постсоветский период) в небольшом объеме, что не позволяет включать подробности. Также не было найдено ни одной научной работы, которая была бы посвящена именно взаимосвязи изменений системы переподготовки и повышения квалификации советских учителей и масштабных преобразований в государстве в 1920-е гг.
Научная новизна
Из обзора историографии следует, что тема развития системы переподготовки и повышения квалификации советских учителей не привлекла большого внимания научного сообщества и еще недостаточно разработана. Причем аспект взаимосвязи изменений системы с более масштабными процессами в стране является одним из наименее освещенных. Как правило, на первый план выходила событийная канва.
Основу источниковой базы ВКР составляют педагогические журналы из русского журнального фонда РНБ (Российской национальной библиотеки). Они дают представление как о том, какой линии придерживалась партия в системе переподготовки и повышения квалификации учителей, какие идеи появлялись и обсуждались в педагогическом сообществе, содержат свидетельства реализации некоторых идей. Педагогические журналы являлись одним из средств самообразования учителей, поэтому из их содержания можно делать вывод о насущных темах в переподготовке и повышении квалификации. В резолюциях Первой всероссийской конференции по переподготовке работников соцвоса всероссийский журнал «Народный учитель» был назван «настольной литературой», которая необходима в ежедневной работе школы и должна быть предоставлена учителям. В 1928 г. в журнале «Педагогическая квалификация», издаваемом ИПКП, зафиксирована важность педагогических журналов для повышения квалификации учителей: «Обследования работы на месте, а также показания курсантов на летних курсах свидетельствуют, что местные педжурналы являются наиболее популярным и более используемым пособием в работе учащихся».
Актуальность
Проблема воспитания и обучения нового поколения не угасает тысячелетиями. От нее неотделим вопрос о том, каким образом, кем будут передаваться знания, навыки, умения, ценности. Изучению решения этого вопроса применительно к РСФСР 1920-х гг. и посвящено настоящее исследование.
Вопрос повышения квалификации педагогических кадров, в том числе школьных учителей, актуален и сегодня. Период цифровизации и развития искусственного интеллекта ставит перед системой образования новые вызовы. В 1922 г. ЮНЕСКО выпустило книгу под названием «Технологии искусственного интеллекта в образовании: перспективы и последствия». В августе 2024 г. в Пекине пройдет конференция Global Smart Education Conference 2024. Среди анонсированных тем форумов есть такие, как «Цифровая реформа и трансформация образования», «Искусственный интеллект и будущее образования». Наконец, мир и наука не стоят на месте, особенно в XXI веке, и для подготовки школьников к жизни в будущем учителю нужно не отставать от настоящего.
Кроме того, в России еще не сформировалась целостная, охватывающая большинство учителей система повышения квалификации. Наша страна находится на пути ее создания. Статья под заголовком «Профессиональный рост, повышение квалификации и переподготовка» на официальном сайте Министерства просвещения РФ начинается так: «Минпросвещения России ведёт последовательную работу по формированию в стране единого пространства дополнительного профессионального педагогического образования». В связи с этим анализ исторического опыта в сфере адаптации образования к общественно-политическим, экономическим и культурным изменениям, подготовки педагогических кадров к быстро меняющейся образовательной среде приобретает дополнительную актуальность.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений и аббревиатур. Каждая глава характеризует период развития системы переподготовки и повышения квалификации советских учителей, особенности которого обусловлены общественнополитическими, экономическими и культурными процессами в РСФСР.
Система переподготовки и повышения квалификации советских учителей в 1920-х гг. развивалась вместе со страной, испытывая влияние масштабных общественно-политических, экономических и культурных изменений.
С одной стороны, она сохранила на протяжении всего периода ряд изначально заложенных принципов. Учитель должен был стремиться стать образцовым гражданином социалистического и строителем
коммунистического общества, заниматься общественной деятельностью, хорошо зная район работы, применять активные методы обучения в школе и научно организовывать весь свой труд. Его деятельность обязательно должна была проходить в сотрудничестве с партией, государственными органами, Союзом работников просвещения. Именно к этому педагога и готовила система переподготовки и повышения квалификации. В ней на протяжении всех 1920-х гг. наиболее значимое место занимал общественно-политический аспект. Она должна была строиться на активных методах обучения (эта установка общая для всего периода, несмотря на ее неполноценную реализацию), и краеведческом материале для связи школы с окружающей жизнью и обучения школьников от близких и наглядных явлений к масштабным. Переподготовка и повышение квалификации педагогов считались делом государственной важности, которое не положено было оставлять исключительно в рамках Наркомпроса. К ним всегда стремились подключить Союз работников просвещения, а также партию, комсомол.
С другой стороны, система переподготовки и повышения квалификации советских учителей заметно изменилась на протяжении 1920-х гг., подстраиваясь под новую реальность. Учитель обязан был оставаться в курсе событий, поэтому в педагогических журналах, служивших средством самообразования, а также на курсах, конференциях и в других форматах рассказывалось о реформах НЭП, затем о коллективизации, индустриализации, их целях и средствах, транслировалось отношение партии к этим процессам. Проводилась подготовка педагогов к агитации за конкретные государственные кампании: борьбу с голодом в 1921-1922 гг., денежную реформу 1922-1924 гг., позднее — распространение «индустриальных займов» и т. д. Однако все это наиболее очевидная и далеко не единственная взаимосвязь системы переподготовки и повышения квалификации учителей и преобразований в РСФСР в 1920-х гг. Ведь педагога старались подготовить к решению глобальных проблем, которые регулярно вставали перед государством, и простого рассказа о них было недостаточно. Появлялась необходимость изменения содержания повышения квалификации.
Так, после кризиса сбыта в 1923 г., первого кризиса периода НЭП, когда крестьяне не могли покупать промышленную продукцию и не хотели выставлять на рынок свою, а рабочие перестали получать зарплаты, усилилось внимание к переподготовке сельских учителей, а также производственной подготовке педагогов. Благодаря пропаганде учителя в деревне должна была поддерживаться смычка крестьянства и пролетариата. Производственная подготовка педагога, включавшая в себя сельскохозяйственную грамотность, делала учителя более полезным для деревни, помогая сблизиться с населением, а также увеличить эффективность сельского хозяйства, дающего средства для восстановления страны (в основном за счет экспорта зерна). Производственную подготовку городского учителя можно рассматривать как средство борьбы с безработицей. Ведь квалифицированных кадров, в отличие от чернорабочих, в РСФСР не хватало. Выпускники могли проще выстроить свою квалификацию на основе трудовых навыков и производственных знаний, полученных в школе.
Вместе с заменой рыночных элементов экономики плановыми с 1926 г. усиливалось значение учета всех сфер общественной жизни, включая систему повышения квалификации педагогов. От старания наладить его хоть каким-то образом происходил переход к необходимости установить методы учета, появилась идея научной организации труда. В 1929-1931 гг., на фоне стремления к максимальной эффективности труда и ударным темпам развития по всей стране, подчеркивалась важность материалов учета для исследования учительства, эффективности отдельных методов обучения и мероприятий повышения квалификации.
В связи с целью вовлечь всю школу в общественную работу, а позже - сделать ее активным участником социалистического строительства, система повышения квалификации учителей все больше сближалась с производством. В 1926-1928 гг. появились производственно-краеведческие курсы, в 19291931 гг. распространилась идея практики педагогов на производстве.
В 1929-1931 гг. система повышения квалификации учителей была вовлечена в социалистическое соревнование, ударничество, переняла ориентацию на передовые участки социалистического строительства вместо равномерной работы по всей территории РСФСР. Распространение радио в этот период открывало новые возможности для оперативной методической поддержки педагогов.
Международные отношения тоже влияли на систему переподготовки и повышения квалификации учителей. В период их особого напряжения, а также разрыва торговых и дипломатических отношений СССР с Великобританией, система повышения квалификации готовила педагогов, а через них потенциально все население к обороне страны.
Хотя система переподготовки и повышения квалификации учителей не могла успевать за всеми преобразованиями в РСФСР в 1920-х гг., она стремилась подготовить того, кто сможет воспитать нового человека, способного осуществить новые цели государства и справиться с новыми общественными проблемами.
1. [Б. а.] Всем союзным организациям (обращение Цекпроса) //
Педагогическая квалификация. 1930. №3.
2. [Б. а.] Литература о голоде // Народное просвещение. 1921. №86.
3. [Б. а.] О Всероссийской конференции преподавателей естествознания школ повышенного типа // Педагогическая квалификация. 1929. №2.
4. [Б. а.] О комиссии при заочном обучении при Коллегии НКП //
Педагогическая квалификация. 1929. №6.
5. [Б. а.] О летних курсах 1929 г. // Повышение квалификации. 1929. №2.
6. [Б. а.] О практических мероприятиях по выполнению поставленной ЦК ВКП (б)—постановление Коллегии НКП // За педагогические кадры. 1931. №8.
7. [Б. а.] Объяснительная записка к производственному плану ИПКП на 1928/1929 год // Педагогическая квалификация. 1928. №4-5.
8. [Б. а.] Очередные задачи переподготовки учительства (Постановление Кол. НКП) // Народное просвещение. 1926. №4-5.
9. [Б. а.] План работы общественного кабинета ИПКП // Педагогическая квалификация. 1930. №2.
10. [Б. а.] Производственный план Института повышения квалификации педагогов // Педагогическая квалификация. 1928. №4-5.
11. [Б. а.] Профессиональный рост, повышение квалификации и
переподготовка // edu.gov.ru
https://edu.gov.ru/activity/main activities/professional growth and retraini ng/. [Дата обращения: 19. 05. 2024].
12. [Б. а.] Работа на местах // Народное просвещение. 1921. №81.
13. [Б. а.] Резолюции I всероссийской конференции по переподготовке работников социального воспитания с 20—25 марта 1924 года // Народное просвещение. 1924. №4-5.
14. [Б. а.] Резолюции III конференции центральных и местных лекторов ИПКП и зав. Местными курсами 1-5 апреля 1929 г. // Педагогическая квалификация. 1929. №3.
15. Global Smart Education Conference 2024. URL: https://gse.bnu.edu.cn/en. [Дата обращения: 19.05.2024].
16. Алексинский М. На боевые темпы! // За педагогические кадры. 1931. №1.
17. Алексинский М. Постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе и педкадры // За педагогические кадры. 1931. №8.
18. Алленов В. К вопросу об общественной работе учителя и школы // Народный учитель. 1926. №3.
19. Альдов А. Изменения в программах ГУСа // Народный учитель. 1926. №9.
... Всего источников – 142.
Содержание бакалаврской работы - Отражение общественно-политических, экономических и культурных преобразований в РСФСР в 1921-1931 годах в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров единой трудовой школы
Выдержки из бакалаврской работы - Отражение общественно-политических, экономических и культурных преобразований в РСФСР в 1921-1931 годах в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров единой трудовой школы