Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Особенности дополнительного образования в современных условиях 10
1.2. Нормативно-правовые основы профориентационной работы 18
1.3. Обучающийся как субъект процесса предпрофильной подготовки ... 34
1.4. Психолого-педагогические особенности возраста обучающихся 36
1.5. Дидактическая система работы по организации групповых форм
учебных занятий программы предпрофильной подготовки 49
2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИИ «ВИЗАЖИСТ-СТИЛИСТ») 60
2.1. Проектирование компетентностно-ориентированного содержания программы предпрофильной подготовки по профессии «визажист-стилист» ... 61
2.2. Определение форм, методов, средств обучения при реализации программы предпрофильной подготовки по профессии «визажист-стилист» ... 74
2.3. Разработка оценочных средств для выявления результатов освоения программы предпрофильной подготовки по профессии «визажист-стилист» ... 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
1. Содержание программы предпрофильной подготовки по профессии
«визажист-стилист» 101
2. План-конспект учебного занятия по программе предпрофильной
подготовки по профессии «визажист-стилист» 105
3. Фрагмент рабочей тетради 126
4. Образец рейтинговой карточки обучающегося 132
5. Кроссворд как оценочное средство 133
В современном мире, в связи с развивающимися общественными потребностями и социальным заказом государства, большое внимание уделяется дополнительному образованию детей. Это вызывает необходимость создания новых и совершенствования содержания существующих образовательных программ. Актуальным становится знакомство школьников с миром профессий, помогающее определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Раннее выявление образовательной области, успешной для каждого обучающегося, должно создать положительную их мотивацию к обучению. Главное, на ранней стадии грамотно определить склонности обучающегося с целью оказания ему педагогического содействия в выборе своей будущей образовательной траектории. При этом предпрофильная подготовка является одной из возможностей профессионального самоопределения, где главный акцент сделан на формировании навыков и умений для реальной жизни и профессиональной деятельности.
Визажное искусство как одно из направлений косметологии последние годы занимает лидирующие позиции в сфере индустрии красоты. Обусловлен данный всплеск популярности направления «Визаж и визажное искусство» его востребованностью, престижностью, а также материальным благосостоянием. Совокупность вышеперечисленных составляющих влияет на выбор профессии старшеклассников, находящихся в процессе самоопределения.
В современных реалиях в системе дополнительного образования сделан акцент на развитие физических возможностей, а также на популяризацию направления музыкального и художественного образования. Вследствие этого остро ощущается недостаток образовательных учреждений дополнительного образования, осуществляющих предпрофильную подготовку, в которых реализуются программы, направленные на стилистику и визажное искусство. Вследствие недостаточного количества данных учреждений существует потребность в специалистах визажного искусства.
Актуальность данного исследования подтверждается тем, что визаж и визажное искусство являются основополагающими компонентами создания имиджа человека. Имидж человека как культорологический феномен формируется, в первую очередь, исходя из профессиональной деятельности человека, а с другой - профессиональная деятельность также оказывает влияние на совершенствование имиджа уже сложившегося профессионала. Поэтому определение предпочтений обучающихся в выборе профессии и формировании соответствующего имиджа являются параллельными, взаимосвязанными процессами.
Объектом исследования является организация предпрофильной подготовки в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: дидактические условия организации
предпрофильной подготовки обучающихся в системе дополнительного образования (на примере профессии «визажист-стилист»).
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать дидактические условия организации предпрофильной подготовки обучающихся (на примере профессии «визажист-стилист») в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования. Предпрофильная подготовка обучающихся (на примере профессии «визажист-стилист») в дополнительном образовании будет возможна, если:
• определены особенности дополнительного образования
в современных условиях, включая нормативно-правовое обеспечение;
• учтены психофизиологические особенности обучающихся;
• выявлены современные требования, предъявляемые к профессии «визажист-стилист», определены компетенции, раскрыты их сущность и дескрипторное содержание;
• определение дидактических условий при организации предпрофильной подготовки обучающихся будет являться неотъемлемой частью целостного процесса проектирования и реализации программ дополнительного образования, направленных на выявление и формирование компетенций....
В основе проводимого исследования на тему: «Дидактические условия организации предпрофильной подготовки обучающихся (на примере профессии «визажист-стилист»)» лежало предположение о том, что предпрофильная подготовка обучающихся (на примере профессии «визажист-стилист») в дополнительном образовании будет возможна, если определены особенности дополнительного образования в современных условиях, включая нормативно - правовое обеспечение; учтены психофизиологические особенности обучающихся; выявлены современные требования, предъявляемые к профессии «визажист-стилист», определены компетенции, раскрыты их сущность и дескрипторное содержание; определение дидактических условий при организации предпрофильной подготовки обучающихся будет являться неотъемлемой частью целостного процесса проектирования и реализации программ дополнительного образования, направленных на выявление и формирование компетенций. Акцент в проводимом исследовании был поставлен на детальное изучение, а также непосредственный анализ выше обозначенных условий, с целью подтверждения или опровержения гипотезы исследования.
Проанализировав сущность понятий «дидактические условия» и «предпрофильная подготовка», был сформулирован следующий вывод: значительное количество авторов в проводимых исследованиях, подтверждают значимость и необходимость популяризации предпрофильной подготовки в процессе организации современного образовательного процесса, а также акцентируют внимание на необходимости выявлении, обосновании и разработке дидактических условий таким образом, чтобы сформировать мотивацию к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности или повысить уровень уже имеющейся.
В первой главе исследования «Теоретические основы системы дополнительного образования детей и подростков в Российской Федерации» были определены отличительные особенности дополнительного образования, а также особенности образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования. Так как профориентационная деятельность занимает одну из ведущей роли в профессиональном самоопределении старшеклассников, была изучена нормативно-правовая база профориентации, которую формируют документы как международного, так и федерального законодательства. Изучив данные основополагающие документы, был установлен минимальный возраст обучающихся по программе предпрофильной подготовки, а также выявлены особенности профориентационной деятельности в системе дополнительного образования. Для того, чтобы содержание программы предпрофильной подготовки было доступно своей целевой аудитории, были определены условия формирования субъектности обучающегося в процессе предпрофильной подготовки, психологопедагогические особенности подросткового периода, а также дидактическое значение организации групповых форм обучения.
Во второй главе исследования «Опытно-поисковая работа по определению и реализации дидактических условий предпрофильной подготовки обучающихся (на примере профессии «визажист-стилист»)» для проектирования компетентностно-ориентированного содержания программы предпрофильной подготовки были определены компетенции, раскрыта их сущность и дескрипторное содержание, были рассмотрены и выявлены актуальные формы, методы и средства обучения, а также для выявления результатов освоения программы были разработаны оценочные средства.
Рассматривая, анализируя, выявляя и практически создавая выше указанные условия можно полностью подтвердить гипотезу проводимого исследования. Цель исследования считается достигнутой, задачи - решенными. Работа выполнена в полном объеме.
Настоящее исследование не претендует на единственно верное, абсолютно полное, всестороннее и окончательное решение всего комплекса рассматриваемых вопросов, напрямую связанных с дидактическими условиями предпрофильной подготовки обучающихся.
1. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2562501/.
2. Европейская Социальная Хартия ETS № 163 (пересмотренная)
(Страсбург, 3 мая 1996 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2541037/.
3. Конвенция Международной Организации труда № 142
о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов. Женева, 1975. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2540543/.
4. Конвенция ООН о правах ребенка Нью-Йорк, 1989. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2540422/.
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г., с изм. от 30.12.2008 г. // Российская газета. 2009. 21 янв.
6. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 № 1032-1 (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10164333/.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/72066782/.
8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек.
9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://base. garant.ru/179146/.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание
законодательства Российской Федерации.
12. О Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года: приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/1588306/.
13. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 № 2783. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/184895/.
14. Об утверждении Положения о службе практической психологии
в системе Министерства образования Российской Федерации: приказ
Минобразования РФ от 22 октября 1999 . № 636. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/1581985/.
15. Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/.....102