Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №14445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО¬ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие глагола. Формирование глагольного словаря в онтогенезе 6
1.2. Особенности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе для формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 19
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Изучение уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61


Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно. Особую актуальность приобрела интеграция психолингвистики и логопедии, которая нашла свое отражение в работах Г.В. Бабиной, Б.М. Гриншпуна, Г.С. Гуменной, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др. Разработка психолингвистического аспекта формирования словаря, позволяющего проанализировать особенности структуры и характер функциональных изменений в области семантической структуры слова, обусловлена необходимостью поиска путей повышения эффективности коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи.
Изучением развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии посвящены работы таких ученых как Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подробно описывают нарушения речи у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Общеизвестно, что глагол является основной любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать опытно-практическую деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно. На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.
Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала, что подтверждает актуальность выбранной темы «Логопедическая работа по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Объект исследования - формирование глагольного словаря у старших
1. Изучить литературу по теме исследования, обосновать проблему.
2. Отобрать диагностический материал для исследования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести исследовательскую работу по изучению уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности.
Методы исследования:
- анализ литературы по исследуемой проблеме;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики Детей с общим недоразвитием речи и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Родничок» п. Прохоровка.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы и сложившейся практики работы логопедов в детских садах показывает, что у детей старшего дошкольного возраста все чаще имеются нарушения речи связанные c формированием глагольного словаря.
Глагол формируется и усваивается ребенком постепенно, это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка. Также выяснили, что трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Так, у данной категории детей в системе речевого нарушения отмечаются специфические трудности в формировании глагольного словаря. У детей с ОНР 1 уровня речевого развития словарный запас резко отстает от нормы, глагольный почти отсутствует, характерны лексические замены. Словарь детей с ОНР 2 уровня речевого развития значительно отстает от нормы, словарь действий особенно ограничен. При ОНР 3 уровня речевого развития словарный запас значительно возрастает, однако характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. Значительные трудности вызывает употребление глагола в переносном значении. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов, а также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.
Возможности использования опытно-практической деятельности в логопедической работе достаточно многогранны, в частности, применяя ее можно способствовать формированию глагольной лексики, оперируя с предметами, изучая их, дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают новые слова-действия в активном словаре, а также происходит развитие наблюдательности, интереса, других сторон речи и т.п.
Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы апробировали методику О.Б. Иншаковой. Содержательную основу эксперимента составили следующие задания: «Кто больше назовёт действий?»; «Придумай свои варианты слов»; «Кто как голос подает?»; «Кто что делает?»; «Скажи наоборот»; «Скажи слова приятели».
Исследование особенностей глагольного словаря у дошкольников с ОНР показал, что для детей данной категории характерен низкий уровень, который составил 75%, средний уровень составил 25%; у детей без нарушений речи характерным является средний уровень, который составил 66,7%, также отмечен у одного ребенка низкий - 8,3% и у троих отмечен высокий уровень - 25%. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР отмечаются особенности формирования глагольной лексики: многочисленные неточности и ошибки; повторы слов-стимулов, что свидетельствует о недостаточном умении выделять существенные признаки глагола и на их основе выбирать глагол противоположного и сходного значения; неточное понимание значений слов-стимулов; среди неверных ответов значительное место принадлежало реакциям, семантически близким стимулу, случайным ответам, воспроизведению однокоренных слов - данные явления указывают на ограниченный словарный запас глаголов.
Методические рекомендации включают описание этапов логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами опытно-практической деятельности, задачи воспитателей, план работы учителя-логопеда с родителями. Логопедическая работа включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный, для каждого этапа предложены конкретные задания.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута


1. Бабайцева, В.В. Русский язык [Текст]. - М.: Просвещение, 2008. - 231 с.
2. Бельтюков, В.И., Салахова, А.Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной) системы языка [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/257035/
3. Бушкова, Л.Н. Логопедическое занятие с использованием экспериментальной [Электронный ресурс]. Режим доступа: деятельности
http://festival.1september.ru/articles/660109/
4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2002. -680 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]. - М, 2005. -352 с.
6. Гагарина, Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи [Текст]. - СПб.: Наука, 2008. - 275 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2009. - 458 с.
8. Жаренкова, Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР [Текст] // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т. II /Под. ред. Л. С. Волковой.- М.,1997. - 53с
9. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.twirpx.com/file/310286/
10. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
11. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/291097/
12. Зуева, Т.В. Игры-эксперименты в логопедической работе с двуязычными детьми дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/04/14/igry- eksperimenty-v-logopedicheskoy-rabote-s
13. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда 2-е изд. испр. и дополн [Текст]. - М.:
ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
14. Ковшиков, В.А., Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]. - М.: Астрель, 2007. - 224 с.
15. Кроткова, А.В., Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 26-34
16. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. - 236 с.
17. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
18. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.libros.am/book/read/id/369427/slug/
19. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова [Текст] // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8 (43). - С. 22-27.
20. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие [Текст] / ред. Р. Е. Левина. - М.: АльянС, 2013. - 367 с.
21. Панько, Е.А. Психическое развитие детей в норме и патологии
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.
ru/preview/399175/
22. Пимкина, И.Н. Игры-эксперименты на логопедических занятиях // Логопедический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://logoportal.ru/statya-14932/.html
23. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно¬методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с
24. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru
/opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3702/source:default
25. Розенталь, Д.Э. Русский язык [Текст]: пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М.: ОникС 21 век, 2000. - 416 с.
26. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст]. - М. : Классикс стиль,2003. - 160 с.
27. Спирова, Л.Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием [Текст]. - М., 2004. - 164 с.
28. Трауготт, Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с
моторными алаликами // Расстройства речи в детском возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=500827
29. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981
30. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с.
31. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]. - М., 1999. - 232 с.
32. Филичева, Т.Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи [Текст]. - М.: Гном-Пресс, 1999. - 324 с.
33. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. «Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду» - «Дефектология» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=19
34. Фоминых, Е.Н. Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ [Текст]// ЛОГОПЕД. - 2007. -№ 3. - С. 12-15.
35. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]. - М.: Гардарики, 2007. - 520 с.
36. Цветкова, Л.С. Исследование нарушения предикативной функции речи при динамической афазии// Психологические исследования [Электронный
37. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. - М.:ВЛАДОС, 2000. -240 с.
38. Чистякова, И.А. Формирование грамотной фразы у дошкольников [Текст].- СПб.: КАРО, 2005. - 101 с.
39. Швачкин, Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004.-330 с.
40. Шведова, Н.Ю. Грамматика современного русского литературного языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com /file/1897858/
41. Шипитько, О. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда // Планета детства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/ispolzovanie-igr-s-
peskom-v-korrekcionnoj-rabote-uchitelya-logopeda.html
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. - М.: Академия, 2007. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ