Только Word
Введение 3
1. Международный проект «Один пояс – Один путь»: теоретические и практические аспекты реализации 6
1.1 Теоретические основы международных проектов 6
1.2 Международный проект «Один пояс – Один путь» как успешный глобальный проект экономической экспансии Китая 12
1.3 Экономический Пояс Шелкового Пути: характеристика и направления реализации 20
1.4 Особенности проекта Морской шелковый путь XXI века 24
1.5 Альтернативные варианты проектов – аналогов «Великого шелкового пути» 26
2. Особые экономические зоны: перспективы развития в рамках «Нового шелкового пути» 32
2.1 Особые экономические зоны: определение и характеристика 32
2.2 Практика использования института особых экономических зон в Китае в контексте проекта «Один пояс – Один путь» 40
2.3 Роль и перспективы России в проекте «Один пояс – Один путь»: транспортная инфраструктура и особые экономические зоны 53
Заключение 68
Список литературы 71
С исторических времен на территории между Востоком и Западом пересекаются интересы многих мировых держав. Территория интересна, с одной стороны, как транзитный путь с другой - располагающиеся на ней страны обладают огромным экономическим потенциалом и мировыми ресурсами. Данный факт приводит к тому, что страны проявляют активность и разрабатывают планы международного сотрудничества, предполагающие создание единого пространства между Востоком и Западом.
Особенно выделяется широкомасштабный проект Китая «Один пояс – один путь», который состоит в подписании международных соглашений и укреплении контактов для осуществления системного сдвига в геополитике. В целом проект предполагает организацию сотрудничества в транспортной, энергетической, торговой, информационной, научно-технической, аграрной и туристической направленности. В рамках проекта планируется сотрудничество Китая со странами Центральной и Южной Азии, Африки, Европы, России и др.
Особые экономические зоны – феномен экономического развития стран, они способствуют решению многих вопросов как во внутренней, так и внешней политике. Опыт Китая в создании особых экономических зон широко известен во всем мире, с помощью данного механизма Китаю удалось превратить отсталые города и провинции в наиболее успешные регионы страны за относительно небольшой промежуток времени. Использование такого инструмента как особые экономические зоны выходят за национальные границы страны, Китай активно осуществляет программы реализации особых экономических зон в странах Африки, Южной и Восточной Азии, а также других регионах с 2006 года. В рамках нового стратегически важного для Китая проекта «Один пояс – Один путь» особые экономические зоны могут стать мощным инструментом для освоения странами-партнерами китайских инвестиций, развития национальных экономик и создания долгосрочных связей между странами в торговой, инвестиционной, инфраструктурной и других областях.
Что касается роли нашей страны в данном сотрудничестве, китайская стратегия предоставляет перспективы для модернизации транспортной инфраструктуры, развития института особых экономических зон, модернизации регионов Дальнего Востока, однако России необходимо помнить, что она является важным партнером для КНР, но далеко не единственным.
Перечисленные обстоятельства указывают на актуальность выбранной темы.
Данное исследование предлагает оценить возможность и перспективы сопряжения глобального проекта Китайской Народной Республики под названием «Один пояс – Один путь» с развитием института особых экономических зон в мире. В качестве теоретической основы выступают работы российских и западных экономистов, востоковедов, данные зарубежной статистики, материалы периодических изданий. Необходимо отметить, что при всем разнообразии как зарубежных, так и отечественных публикаций на тему развития института особых экономических зон, на сегодняшний день, не нашли своего отражения в современных исследованиях аспекты, связанные с сопряжением механизма ОЭЗ с реализацией глобальных экономических проектов. Интересной представляется коллективная монография под редакцией И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова, в которой обобщается зарубежный и отечественный опыт, связанный с развитием особых экономических зон в мире, а также выявлена связь особых экономических зон России с инициативой КНР «Один пояс – Один путь». Среди исследователей разным аспектам вопроса функционирования ОЭЗ уделяли внимание такие авторы как Е. Ф. Авдокушин, О. Д. Аверьянов, В. Д. Андрианов, А. С. Булатов, Д. С. Быкасов, А. Г. Володин, Р. Гайнутдинов, Т. П. Данько, В. В. Карлусов, И. Ю. Кархов, Г. М. Костюнина, Н. Н. Ливенцев, А. Локтионов, Е. Мясоедов, П. В. Павлов, В. В. Петрунин, А. И. Салицкий, М. Л. Титаренко, И. П. Фаминский.
Среди отечественных и зарубежных авторов, которые занимаются вопросами развития Китая и уделяют особое внимание проекту «Один пояс – Один путь» можно назвать ученых института Дальнего Востока Российской академии наук А. О. Виноградова, А. В. Островского; В. Я. Портякова и китайских специалистов Ли Цзинъюй, Чжан Чэньяо, Го Шоуджи, Гу Цаолин, Су Дунбин, Сунь Юйсю, Тан Хайпин, Хань Юн, Цзянь Вэньзюнь, Чжао Юйлинь.
Цель данной работы – выявить взаимосвязь между институтом особых экономических зон и международным проектом «Один пояс – один путь».
Задачи работы:
1. Систематизировать теоретические аспекты реализации международных проектов;
2. Выявить реализуемые проекты и перспективы сотрудничества Китая и стран-партнеров;
3. Обобщить теорию и практику создания особых экономических зон в мире;...
Для изучения и анализа международного проекта Китая «Один пояс – Один путь», который направлен на создание единого экономического пространства между Востоком и Западом, необходимо было изначально рассмотреть теоретические аспекты вопроса. В результате были выявлены группы наиболее актуальных в рамках данной работы теории, такие как классические и неоклассические теории международной торговли, а также альтернативные теории международной торговли. Были проанализированы теории международного производства и прямых иностранных инвестиций, рассмотрена теория конкурентных преимуществ страны. Систематизация теоретических аспектов сопровождалась примерами, которые подчеркивают их связь с проектом «Один пояс – Один путь» и институтом особых экономических зон.
Формирование единого пространства на территории между Востоком и Западом имеет стратегически важное значение для многих стран, интересы которых пересекаются на данной территории. Реализация китайского варианта «Нового шелкового пути» чрезвычайно выгодна всем странам континента. Данный проект отвечает интересам потенциальных стран – участников и строится на взаимовыгодном партнерстве, не допуская при этом вмешательства в дела иностранных государств.
Для Китая данный проект важен по многим причинам, начиная с привлекательности роли одного из главных полюсов влияния в мире и препятствия США закрепить свои позиции в перспективном регионе, заканчивая интересами энергетический безопасности, а также планами развития внутренних регионов страны.
Для стран, Центральной и Южной Азии, Африки, на пути которых возникнет новый шелковый путь, проект обеспечит приток инвестиций в транспортную инфраструктуру, модернизация которой, усилит взаимную торговлю между странами и повысит их инвестиционную привлекательность. В долгосрочной перспективе это приведет к ускорению роста других отраслей экономики.
Инструментом роста и развития является не только транспортная инфраструктура. Значительная роль в данном процессе отводится также особым экономическим зонам, которые могут быть механизмом для привлечения инвестиций, нового производственного и управленческого опыта, также они могут являться демонстрационной площадкой для потенциальных инвесторов, механизмом апробирования новых реформ, способствовать созданию новых рабочих мест, предоставлять удобные условия бизнеса компаниям-резидентам, в результате сочетания перечисленных и многих других преимуществ ОЭЗ способствуют развитию регионов, в которых располагаются, а также развитию страны в целом.
В данной работе проанализировано определение термина особая экономическая зона, приведены различные классификации, рассматривающие ОЭЗ с точки зрения разных аспектов, приведены примеры лучших особых экономических зон в мире.
В рамках проекта Китая «Один пояс – Один путь» развитие могут получить особые экономические зоны в разных странах, которые заинтересованы в многолетнем и весьма успешном опыте Китая, который начался с принятием страной курса на открытость экономики внешнему миру. КНР и до существования проекта «Один пояс – Один путь» занималась развитием ОЭЗ в других государствах, особенно в Африке, и сегодня в рамках новой стратегии институт особых экономических зон не потерял свою актуальность. В работе рассмотрен опыт Китая в создании как собственных, так и зарубежных ОЭЗ, представлены новые направления сотрудничества КНР со странами-партнерами по проекту «Один пояс – Один путь»
Роль и значение России в реализации проекта определяется ее возможностями поставки сырья и топлива для растущей экономики Китая; партнерством в развитии инновационной экономики и инфраструктуры Шелкового пути; политическим взаимодействием и партнерством в обеспечении военно-политической безопасности в регионе.
Участие нашей страны в китайском проекте хотя и связано с некоторыми опасениями, однако способно принести России выгоды. Так выделяется несколько перспектив, а именно модернизация транспортных коридоров, пролегающих на территории страны, выгодное взаимодействие Дальневосточных регионов с северными провинциями Китая, в результате чего они могли бы получить мощный толчок к развитию, также сотрудничество Китая и России в рамках уже существующих особых экономических зон, совпадающих с транспортными путями проходящими по территории страны, но и, возможно, проекты по созданию новых зон торговли и взаимного сотрудничества будут актуальны.
Для реализации проекта России необходимо изменение геополитики в сторону Востока, развитие Восточных регионов России, а также модернизация транспортных сетей на всей территории, пролегающей на пути проекта «Один пояс – один путь», а также России необходимо постараться не упустить возможности привлечения инвестиций, которые может предоставить Китай для развития экономики и инфраструктуры нашей страны.
В результате рассмотрения обширного круга вопросов если вернуться к первоначальной цели работы, а именно связи особых экономических зон и международного проекта Китая «Один пояс – Один путь», можно сказать, что точки соприкосновения определенно существуют, институт особых экономических зон вполне может быть опорой стратегическому проекту КНР, в рамках работы были найдены конкретные особые экономические зоны в странах-партнерах по инициативе, а также выделены уже существующие зоны как в России, так и в других странах, которые являются площадкой взаимодействия Китая в том числе в рамках проекта «Один пояс – Один путь».
1. Международная конвенция от 18 мая 1973 г. «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур»// в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур – 1999г. Глава 2. – Определение 1, 1999. – 77с.
2. Волгина Н. А. Международная экономика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 060600 «Мировая экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»)/ Н. А. Волгина. – М.: Эксмо, 2006. – 735 с.
3. Международный бизнес. Теория и практика: учебник для бакалавров / под ред. А.И.Погорлецкого, С.Ф.Сутырина. М.: Издательство Юрайт, 2014. 733 с.
4. Особые экономические зоны: зарубежный и отечественный опыт/ И. А. Майбуров [и др.]; под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2017. – 287 с.
5. Прядкин, В. М. Реконструкция транссибирской магистрали в 30-50 гг. в СССР и строительство Байкало-Амурской магистрали в 30-50 гг. XX века: монография – Ставрополь: Логос, 2015 – 124 с.
6. Реструктуризация экономики: теория и инструментарий/ А. В. Бабкин [и др.] под ред. А. В. Бабкина. – СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский политехнический университет, 2015. – С. 289
7. Абдуллаев, К. Н. Международный транспортный коридор Трасека: созданная реальность и перспективы. / К. Н. Абдуллаев// Статистика и экономика. – 2011. - №4. – С. 11 – 14.
8. Баженов Ю. М. Международный транспортный коридор «Север - Юг» – фактор интеграции евразийского пространства. /Ю. М. Баженов// Вестник транспорта. – 2012. - №11. – С. 2 -4
9. Базаров Б. В. Новый шелковый путь: открытая политика открытого общества Китая. /В. Б. Базаров, Е. В. Нолев// Власть. – 2015. - №11. – С. 29 – 34
10. Бердаль А. Б. Инициатива КНР «Экономический Пояс Шёлкового Пути»: влияние проекта на транспортный комплекс Дальнего Востока/ А. Б. Бердаль// Россия и Китай в АТР трансграничное взаимодействие: материалы III международной научно-практической конференции: в 2 частях (20-23 апреля, Благовещенск) / Амурский государственный университет; ред. Л.А. Понкратова. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2016. – С. 21 - 25
11. Виноградов А. О. «Один пояс, Один путь»: европейское измерение// А. О. Виноградов/ Новый шелковый путь и его значение для России: сборник/ Институт Дальнего Востока РАН, - М.: ДелиПлюс, 2016. – С. 189 - 206
12. Ефремов Н. А. Ключевые направления развития воднотранспортной системы в условиях международной интеграции: инновационный подход. /А. Н. Ефремов, В. Н. Костров, М. С. Коновалов// Вестник транспорта. – 2011. - №9. – С. 2 – 11
13. Иванов С. А. Особые экономические зоны в Китае: уроки для дальневосточной политики/ А. С. Иванов// Россия и АТР. – 2014. № 4. – С. 129 - 141
14. Куприянов С. В. Влияние особой экономической зоны (ОЭЗ) на региональную конкурентоспособность/ С. В, Куприянов, С. Н. Шевцова// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: экономика. – 2012. № 1-1 (120). – С. 131 - 140
15. Кузнецов А. В. Использование китайского опыта создания особых экономических зон как инструмент для стимулирования экономического развития/ А. В. Кузнецов, С. В. Бабич// Экономика и предпринимательство. – 2016. № 12-2. – С. 881 - 885....60