КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понимание как процесс и как результат читательской деятельности 6
1.2. Условия для формирования понимания художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе 11
1.3. Особенности смысловой стороны чтения младших школьников с общим недоразвитием речи 17
1.4. Анализ методических приемов по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 29
2.2 Методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понимание как процесс и как результат читательской деятельности 6
1.2. Условия для формирования понимания художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе 11
1.3. Особенности смысловой стороны чтения младших школьников с общим недоразвитием речи 17
1.4. Анализ методических приемов по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Изучение особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 29
2.2 Методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
В последнее десятилетие отмечается увеличение числа детей с нарушениями чтения и письма в общеобразовательной школе, а также в целом в современном российском сообществе наблюдаются неблагоприятные тенденции в становлении и развитии читательской компетенции подрастающего поколения. Среди учащихся общеобразовательных школ около 30% детей испытывают выраженные трудности в овладении навыком чтения (М.Н. Русецкая). Исследования Л.А. Бенько, М.Н. Русецкой, М.М. Аманатовой и других показывают увеличение в общеобразовательных школах количества детей со специфическими нарушениями письменно-речевой деятельности.
По данным Т.А. Алтуховой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения. Ученик, страдающий нарушениями чтения, не всегда правильно понимает прочитанное задание на любом уроке, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого учащегося.
Многочисленные исследования (Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова) доказали, что учащиеся, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в овладении письменно¬речевой деятельностью.
По мнению Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, нарушения письма и чтения у такой категории детей, основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.
В последние годы возрастает интерес к проблеме формирования смыслового компонента читательской деятельности у детей с речевой патологией (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева, О.Е. Грибова, С.Ю.
На наш взгляд, недостаточная изученность особенностей смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи, определяют актуальность исследования по теме «Коррекционно-педагогическая работа по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по теме исследования.
2. Отобрать диагностический материал и провести исследование особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- будет проводиться целенаправленное формирование навыков перцептивно-смысловой обработки текста на его различных уровнях;
- будут тщательно подбираться специальные тексты с учетом отрабатываемых умений;
- включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- анализ устно-речевой деятельности учащихся;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория смысловой обработки текста, представленная в работах А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, И.А. Зимней, З.И. Клычниковой; представления о базовой структуре читательской компетентности и этапах ее формирования в норме и при отклонениях в развитии Е.Л. Гончаровой; исследования по формированию смыслового компонента чтения у детей с ОНР Т.А. Алтуховой, Г.В. Бабиной, О.Е. Грибовой, И.Н. Карачевцевой, В.В. Строгановой.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
По данным Т.А. Алтуховой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой отмечается рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов, но одним из главных являются трудности в овладении навыком чтения. Ученик, страдающий нарушениями чтения, не всегда правильно понимает прочитанное задание на любом уроке, что влечет за собой стойкую неуспеваемость самого учащегося.
Многочисленные исследования (Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова) доказали, что учащиеся, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают трудности в овладении письменно¬речевой деятельностью.
По мнению Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, нарушения письма и чтения у такой категории детей, основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.
В последние годы возрастает интерес к проблеме формирования смыслового компонента читательской деятельности у детей с речевой патологией (Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, Г.Н. Васильева, О.Е. Грибова, С.Ю.
На наш взгляд, недостаточная изученность особенностей смыслового компонента чтения у детей с общим недоразвитием речи, определяют актуальность исследования по теме «Коррекционно-педагогическая работа по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. Изучить специальную литературу по теме исследования.
2. Отобрать диагностический материал и провести исследование особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- будет проводиться целенаправленное формирование навыков перцептивно-смысловой обработки текста на его различных уровнях;
- будут тщательно подбираться специальные тексты с учетом отрабатываемых умений;
- включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогический эксперимент;
- анализ устно-речевой деятельности учащихся;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория смысловой обработки текста, представленная в работах А.А. Брудного, Л.П. Доблаева, Т.М. Дридзе, И.А. Зимней, З.И. Клычниковой; представления о базовой структуре читательской компетентности и этапах ее формирования в норме и при отклонениях в развитии Е.Л. Гончаровой; исследования по формированию смыслового компонента чтения у детей с ОНР Т.А. Алтуховой, Г.В. Бабиной, О.Е. Грибовой, И.Н. Карачевцевой, В.В. Строгановой.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате теоретического анализа литературы по проблеме понимания читаемых текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи было выяснено, что понимание рассматривается с разных позиций, т.е. под понимаем определяется познавательный мыслительный процесс, процесс осмысления знаний или процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления. Понимание является многоуровневым процессом.
Многие педагоги используют разнообразные приемы работы по формированию понимания художественного произведения, в программах начальной школы по литературному чтению предусмотрены условия, способствующие формированию понимания художественных текстов.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают специфические сложности в понимании смысла прочитанного, отмечаются нарушения предметной соотнесенности слов у испытуемых, слабой ориентации учащихся в содержательной стороне слов с отвлеченным значением и ограничении объема семантических поле и др.
Анализ методических приемов по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи показал, что в логопедии накоплен определенный опыт устранения нарушения чтения у детей с общим недоразвитием речи. В последние годы уделяется внимание разработке проблемы формирования понимания читаемого текста у школьников, имеющих нарушения речи.
На констатирующем этапе была цель - выявление особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Нами был определен диагностический материал, который основывался на методике, представленной в исследовании И.Н. Карачевцевой по выявлению особенностей перцептивно-смысловой обработки письменных текстов
В результаты исследования в экспериментальной группе было выяснено, что младшие школьники с общим недоразвитием речи не могут определять основную мысль произведения, затрудняются в ответах на вопросы по содержанию текста, иногда не помогает и помощь экспериментатора, дети затрудняются пересказывать сложные тексты. При выполнении блока 1 средний уровень составил 62,5%, низкий - 37,5%, при выполнении блока 2: низкий - 62,5%, очень низкий - 37,5%.
Исследование в контрольной группе показало, что младшие школьники с нормальным речевым развитием без труда понимают смысл прочитанного, отвечают на вопросы и пересказывают простые тексты, иногда затрудняются определить основную мысль произведения. При выполнении блока 1 высокий уровень составил 87,5% , средний - 12,5%, блока 2 - высокий - 37,5%, средний - 62,5%.
Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной и контрольной группе показал, что уровень понимания прочитанного у младших школьников с недоразвитием речи значительно отличается от уровня понимания у детей без речевой патологии. У детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с детьми без нарушений речи, характерными являются низкий и очень низкий уровень, иногда отмечен средний уровень, дети не могу определять основную мысль произведения, часто требуется помощь экспериментатора.
Можно выделить следующие особенности понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи: понимание простых текстов не вызывает трудностей; затруднения в пересказе сложных текстов; неумение определить основную мысль произведения; затруднения в ответах на вопросы к сложному тексту; воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками, искажающими содержание; невозможность самостоятельно, без специального воздействия, преодолевать возникающие трудности при чтении.
В методических рекомендациях представлено описание принципов организации логопедической работы по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи, этапов, направлений, приемов и заданий по проблеме исследования. Логопедическая работа включает два этапа: подготовительный и основной. Каждый этап включает направления работы, так, в подготовительный этап входят два направления - совершенствование вербальных и невербальных функций, обеспечивающих перцептивно-смысловую обработку текста и развитие мотивационной основы чтения, основной этап включает формирование навыков работы с текстом на предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном уровнях.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
Многие педагоги используют разнообразные приемы работы по формированию понимания художественного произведения, в программах начальной школы по литературному чтению предусмотрены условия, способствующие формированию понимания художественных текстов.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают специфические сложности в понимании смысла прочитанного, отмечаются нарушения предметной соотнесенности слов у испытуемых, слабой ориентации учащихся в содержательной стороне слов с отвлеченным значением и ограничении объема семантических поле и др.
Анализ методических приемов по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи показал, что в логопедии накоплен определенный опыт устранения нарушения чтения у детей с общим недоразвитием речи. В последние годы уделяется внимание разработке проблемы формирования понимания читаемого текста у школьников, имеющих нарушения речи.
На констатирующем этапе была цель - выявление особенностей понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Нами был определен диагностический материал, который основывался на методике, представленной в исследовании И.Н. Карачевцевой по выявлению особенностей перцептивно-смысловой обработки письменных текстов
В результаты исследования в экспериментальной группе было выяснено, что младшие школьники с общим недоразвитием речи не могут определять основную мысль произведения, затрудняются в ответах на вопросы по содержанию текста, иногда не помогает и помощь экспериментатора, дети затрудняются пересказывать сложные тексты. При выполнении блока 1 средний уровень составил 62,5%, низкий - 37,5%, при выполнении блока 2: низкий - 62,5%, очень низкий - 37,5%.
Исследование в контрольной группе показало, что младшие школьники с нормальным речевым развитием без труда понимают смысл прочитанного, отвечают на вопросы и пересказывают простые тексты, иногда затрудняются определить основную мысль произведения. При выполнении блока 1 высокий уровень составил 87,5% , средний - 12,5%, блока 2 - высокий - 37,5%, средний - 62,5%.
Сравнительный анализ результатов исследования в экспериментальной и контрольной группе показал, что уровень понимания прочитанного у младших школьников с недоразвитием речи значительно отличается от уровня понимания у детей без речевой патологии. У детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с детьми без нарушений речи, характерными являются низкий и очень низкий уровень, иногда отмечен средний уровень, дети не могу определять основную мысль произведения, часто требуется помощь экспериментатора.
Можно выделить следующие особенности понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи: понимание простых текстов не вызывает трудностей; затруднения в пересказе сложных текстов; неумение определить основную мысль произведения; затруднения в ответах на вопросы к сложному тексту; воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками, искажающими содержание; невозможность самостоятельно, без специального воздействия, преодолевать возникающие трудности при чтении.
В методических рекомендациях представлено описание принципов организации логопедической работы по формированию понимания читаемого текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи, этапов, направлений, приемов и заданий по проблеме исследования. Логопедическая работа включает два этапа: подготовительный и основной. Каждый этап включает направления работы, так, в подготовительный этап входят два направления - совершенствование вербальных и невербальных функций, обеспечивающих перцептивно-смысловую обработку текста и развитие мотивационной основы чтения, основной этап включает формирование навыков работы с текстом на предметно-денотативном, лингвистическом и концептуально-оценочном уровнях.
Таким образом, поставленные нами задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАММАТИЧЕСКОГО
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ
ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ
НАРУШЕНИЙ ПОНИМАНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАММАТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Изучение особенностей овладения навыком чтения младших школьников с ОНР (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня и псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности смысловой обработки текста у обучающихся 2-3 классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020



