ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 7
1.1. Формирование связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Изучение состояния связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе театрализованной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 7
1.1. Формирование связной речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 34
2.1. Изучение состояния связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе театрализованной деятельности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Поиск наиболее оптимальных путей коррекции нарушений связного речевого высказывания детей с общим недоразвитием речи представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка (И.Т. Власенко, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.).
Одним из общепризнанных в теории и практике логопедии направлений работы по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи является развитие навыков пересказа (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).
Пересказ — это воспроизведение прочитанного или услышанного текста. Пересказ литературного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец связного высказывания. Формирование навыков пересказа у дошкольников подразумевает обучение детей выделять основные части, выстраивать причинно-следственные связи.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами пересказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению пересказом в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.
Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал педагог (Е.В. Мигунова, О.А. Шорохова). Следование роли по мотивам пересказываемого сюжета становится средством развития навыков планирования самостоятельного высказывания и выбора средств для его языкового оформления. Кроме того, проигрывание роли побуждает дошкольников к речевой активности, обогащает эмоциональность и интонационную выразительность речевой
Ряд исследователей (О.А. Акулова, Л.В. Артмевова, Т.А. Волкова) отметили высокую эффективность данной деятельности в коррекционной работе по формированию связной речи. Театрализация позволяет реализовать подробный пересказ текста в игровой ситуации. Подробный пересказ весьма эффективен в работе по обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи (Т.А. Волкова).
Тем ни менее, несмотря на высокую эффективность театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи, данное направление все еще недостаточно изучено и нуждается в дополнительном исследовании.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что проблема исследования заключается в том, чтобы сформулировать методические рекомендации по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению театрализованной деятельность в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по использованию театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: применение театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи способно значительно повысить уровень эффективности коррекционной работы
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности.
Теоретико-методологическая база исследования: в своей работе мы опирались на концепцию о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); современные научные подходы в развитии нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева), развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, А.В. Никитенко, С.Н. Сазонова, В.П. Глухлов); применение театрализованной деятельности как метода формирования связной речи у дошкольников (А.П. Николаичева, Л.С. Фурмина, О.А. Акулова, В.В, Бурцева, Л.В. Артемова).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №65» г. Белгорода. В исследовании принимали участие 20 детей, имеющие общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития.
Структура работы: дипломная работа включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.
Одним из общепризнанных в теории и практике логопедии направлений работы по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи является развитие навыков пересказа (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко).
Пересказ — это воспроизведение прочитанного или услышанного текста. Пересказ литературного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец связного высказывания. Формирование навыков пересказа у дошкольников подразумевает обучение детей выделять основные части, выстраивать причинно-следственные связи.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами пересказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению пересказом в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.
Приемы театрализации художественных произведений — сказок, рассказов, стихотворений — это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал педагог (Е.В. Мигунова, О.А. Шорохова). Следование роли по мотивам пересказываемого сюжета становится средством развития навыков планирования самостоятельного высказывания и выбора средств для его языкового оформления. Кроме того, проигрывание роли побуждает дошкольников к речевой активности, обогащает эмоциональность и интонационную выразительность речевой
Ряд исследователей (О.А. Акулова, Л.В. Артмевова, Т.А. Волкова) отметили высокую эффективность данной деятельности в коррекционной работе по формированию связной речи. Театрализация позволяет реализовать подробный пересказ текста в игровой ситуации. Подробный пересказ весьма эффективен в работе по обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи (Т.А. Волкова).
Тем ни менее, несмотря на высокую эффективность театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи, данное направление все еще недостаточно изучено и нуждается в дополнительном исследовании.
Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что проблема исследования заключается в том, чтобы сформулировать методические рекомендации по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению театрализованной деятельность в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические рекомендации по использованию театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: применение театрализованной деятельности в процессе формирования связной речи способно значительно повысить уровень эффективности коррекционной работы
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение особенностей связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Разработать методические рекомендации по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности.
Теоретико-методологическая база исследования: в своей работе мы опирались на концепцию о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной монологической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); современные научные подходы в развитии нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева), развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, А.В. Никитенко, С.Н. Сазонова, В.П. Глухлов); применение театрализованной деятельности как метода формирования связной речи у дошкольников (А.П. Николаичева, Л.С. Фурмина, О.А. Акулова, В.В, Бурцева, Л.В. Артемова).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №65» г. Белгорода. В исследовании принимали участие 20 детей, имеющие общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития.
Структура работы: дипломная работа включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список, приложения.
Проведя констатирующий эксперимент на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №65» г. Белгорода, нами были исследованы особенности связной речи у 20 старших дошкольников имеющих логопедическое заключение общее недоразвитие речи.
Количественный анализ проведенной серии заданий, показал, что высокий уровень сформированности связной речи продемонстрировали 4 человека (20% всей группы). Средний уровень показали 8 человек (40%), оставшиеся 8 (40%) продемонстрировали низкий уровень сформирванности связной речи
Изучение особенностей связной речи выявило, что все дети в эксперементальной группе, в той или иной степени способны к составлению рассказов по сюжетным картинкам, пересказу, к рассказыванию из личного опыта. Дети с ОНР недостаточно отражают в рассказе причинно¬следственные связи между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, они в основном состоят из простых предложений. При построении рассказа, основанного на собственном опыте дети нуждаются в наводящих вопросах и подсказках.
На основе полученных данных нами была разработана система работы по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности. Для этого была разработана серия сценариев для спектаклей, на основании которых, мы смогли разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сформировать методические рекомендации.
Количественный анализ проведенной серии заданий, показал, что высокий уровень сформированности связной речи продемонстрировали 4 человека (20% всей группы). Средний уровень показали 8 человек (40%), оставшиеся 8 (40%) продемонстрировали низкий уровень сформирванности связной речи
Изучение особенностей связной речи выявило, что все дети в эксперементальной группе, в той или иной степени способны к составлению рассказов по сюжетным картинкам, пересказу, к рассказыванию из личного опыта. Дети с ОНР недостаточно отражают в рассказе причинно¬следственные связи между событиями, у них узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, они в основном состоят из простых предложений. При построении рассказа, основанного на собственном опыте дети нуждаются в наводящих вопросах и подсказках.
На основе полученных данных нами была разработана система работы по формированию связной речи в процессе театрализованной деятельности. Для этого была разработана серия сценариев для спектаклей, на основании которых, мы смогли разработать методические рекомендации по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сформировать методические рекомендации.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ТРИЗ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование навыков диалогической речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование навыков диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021



