ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ
|
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения фонематического анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………………………...……………………………………. 8
1.1 Научные основы формирования фонематических процессов у старших дошкольников ……………………………………………………. 8
1.2 Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня ………………………… 12
1.3 Особенности формирования фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня ……………………………………………. 19
Выводы по первой главе ………………………………………………… 27
Глава 2. Логопедическая работа по изучению и формированию особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня ………………………………………… 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента и анализ его результатов по изучению фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня …………………………………... 28
2.2. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня …………………. 39
2.3 Анализ общей экспериментальной деятельности …………………… 49
Выводы по второй главе ………………………………………………… 57
Заключение ……………………………………………………………….. 58
Список литературы ……………………………………………………… 61
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения фонематического анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………………………...……………………………………. 8
1.1 Научные основы формирования фонематических процессов у старших дошкольников ……………………………………………………. 8
1.2 Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня ………………………… 12
1.3 Особенности формирования фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня ……………………………………………. 19
Выводы по первой главе ………………………………………………… 27
Глава 2. Логопедическая работа по изучению и формированию особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня ………………………………………… 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента и анализ его результатов по изучению фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня …………………………………... 28
2.2. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня …………………. 39
2.3 Анализ общей экспериментальной деятельности …………………… 49
Выводы по второй главе ………………………………………………… 57
Заключение ……………………………………………………………….. 58
Список литературы ……………………………………………………… 61
Приложения
Актуальность исследования. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Полноценная речь формируется при условии нормально развитых фонематических процессов: слуха, восприятия, синтеза и анализа, потому что они представляют собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
Известно, что на формирование познавательной деятельности ребёнка и уровень его общего развития оказывают влияние имеющиеся речевые нарушения. В период дошкольного развития происходит общее формирование ребёнка, наряду с этим, важнейшей предпосылкой развития речевой деятельности становится достаточная сформированность когнитивных функций и познавательной деятельности.
Становление психического развития ребёнка зависит прежде всего от развития его речи. Поэтому перед дошкольным образованием стоит основная задача — развитие речи детей, главным компонентом которого является состояние фонематических процессов. Развитие речи включает в себя умение четко и правильно произносить звуки и дифференцировать их в речи, владеть развитой артикуляционной моторикой, грамматически правильно структурировать предложение.
Современная статистика указывает на тенденцию роста количества детей дошкольного возраста с фонематическими расстройствами речи. Отсюда, как следствие, возникают трудности в коммуникации, неадаптивное поведение, искажение в личностном развитии ребенка. Возникает необходимость поиска эффективных методов и приёмов коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями фонематических процессов. Недостаточная сформированность фонематических процессов отмечается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и в дальнейшем может привести к трудностям усвоения ребёнком учебной программы. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь у дошкольника с ОНР, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация.
Фонематические процессы представляют собой важное звено в развитии речевой системы. Их своевременное формирование в дошкольном возрасте –необходимое условие для овладения ребёнком как устной, так и письменной речью. Умение слышать каждый отдельный звук в слове и отделять его от рядом стоящего, является ключевой предпосылкой для успешного овладения грамотой.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н. И. Жинкин, П. X. Швачкин, Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин [18, 50]. Особую значимость приобретает данная проблема в логопедии.
Изучением причин, форм нарушения речи и ее коррекции занимались Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Т. Б. Флерина и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичеваи Г. В. Чиркина и другие, вопрос рациональной и наиболее эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов остается актуальным.
Развитие фонематических процессов относится к числу основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР 3 уровня.
Проблема состояния фонематических процессов при ОНР 3 уровня, а также способов их формирования обуславливает актуальность нашего исследования и требует ещё большого изучения. Исходя из вышесказанного, тема нашего исследования: «Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Исходя из проблемы сформулирована цель исследования: систематизация, разработка и обоснование содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: процесс формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники и определить психолого-педагогические и психолого-физиологические особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
2. Изучить логопедическую работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Экспериментальным путём выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
4. Разработать и выявить эффективность логопедической системы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Гипотеза: процесс формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более успешным, если:
– подобраны методы и приемы диагностики развития фонематического восприятия в соответствии со специфическими особенностями детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня;
– разработана и реализована логопедическая работа, направленная на развитие фонематического восприятия.
Методы исследования:
– теоретический анализ психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы;
– эмпирические: наблюдение, метод диагностических заданий (тестирование, беседы);
– эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
– количественно-качественная обработка.
Методологическую основу исследования составили:
– теоретические основы о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин);
– исследования Г. Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, концепции Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи.
– положение А. И. Максакова об особенности речи детей.
Практическая значимость: разработана система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Известно, что на формирование познавательной деятельности ребёнка и уровень его общего развития оказывают влияние имеющиеся речевые нарушения. В период дошкольного развития происходит общее формирование ребёнка, наряду с этим, важнейшей предпосылкой развития речевой деятельности становится достаточная сформированность когнитивных функций и познавательной деятельности.
Становление психического развития ребёнка зависит прежде всего от развития его речи. Поэтому перед дошкольным образованием стоит основная задача — развитие речи детей, главным компонентом которого является состояние фонематических процессов. Развитие речи включает в себя умение четко и правильно произносить звуки и дифференцировать их в речи, владеть развитой артикуляционной моторикой, грамматически правильно структурировать предложение.
Современная статистика указывает на тенденцию роста количества детей дошкольного возраста с фонематическими расстройствами речи. Отсюда, как следствие, возникают трудности в коммуникации, неадаптивное поведение, искажение в личностном развитии ребенка. Возникает необходимость поиска эффективных методов и приёмов коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями фонематических процессов. Недостаточная сформированность фонематических процессов отмечается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и в дальнейшем может привести к трудностям усвоения ребёнком учебной программы. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь у дошкольника с ОНР, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация.
Фонематические процессы представляют собой важное звено в развитии речевой системы. Их своевременное формирование в дошкольном возрасте –необходимое условие для овладения ребёнком как устной, так и письменной речью. Умение слышать каждый отдельный звук в слове и отделять его от рядом стоящего, является ключевой предпосылкой для успешного овладения грамотой.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н. И. Жинкин, П. X. Швачкин, Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин [18, 50]. Особую значимость приобретает данная проблема в логопедии.
Изучением причин, форм нарушения речи и ее коррекции занимались Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Т. Б. Флерина и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичеваи Г. В. Чиркина и другие, вопрос рациональной и наиболее эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов остается актуальным.
Развитие фонематических процессов относится к числу основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР 3 уровня.
Проблема состояния фонематических процессов при ОНР 3 уровня, а также способов их формирования обуславливает актуальность нашего исследования и требует ещё большого изучения. Исходя из вышесказанного, тема нашего исследования: «Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Исходя из проблемы сформулирована цель исследования: систематизация, разработка и обоснование содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: процесс формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники и определить психолого-педагогические и психолого-физиологические особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
2. Изучить логопедическую работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Экспериментальным путём выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
4. Разработать и выявить эффективность логопедической системы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Гипотеза: процесс формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более успешным, если:
– подобраны методы и приемы диагностики развития фонематического восприятия в соответствии со специфическими особенностями детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня;
– разработана и реализована логопедическая работа, направленная на развитие фонематического восприятия.
Методы исследования:
– теоретический анализ психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы;
– эмпирические: наблюдение, метод диагностических заданий (тестирование, беседы);
– эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
– количественно-качественная обработка.
Методологическую основу исследования составили:
– теоретические основы о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин);
– исследования Г. Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, концепции Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи.
– положение А. И. Максакова об особенности речи детей.
Практическая значимость: разработана система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Наше исследование было посвящено изучению фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что в настоящее время недоразвитие фонематических процессов негативно влияет на формирование учебно-познавательной деятельности детей. Не проведённая своевременно коррекция трудностей в обучении, имеющихся у ребенка с дизартрией, приводит к формированию вторичных дефектов – социально-педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.
Цель исследования: систематизация, разработка и обоснование содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники и определить психолого-педагогические и психолого-физиологические особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
2. Изучить логопедическую работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Экспериментальным путём выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
4. Разработать и выявить эффективность логопедической системы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Для реализации первой задачи мы внимательно рассмотрели понятие «фонематические процессы» в психолого-педагогической литературе, а также их развитие в онтогенезе, дали клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР 3 уровня, определили значение логопедической работы в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования: систематизация, разработка и обоснование содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники и определить психолого-педагогические и психолого-физиологические особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
2. Изучить логопедическую работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Экспериментальным путём выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
4. Разработать и выявить эффективность логопедической системы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Для реализации первой задачи мы внимательно рассмотрели понятие «фонематические процессы» в психолого-педагогической литературе, а также их развитие в онтогенезе, дали клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР 3 уровня, определили значение логопедической работы в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЁМ
ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у
старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сформированности фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по развитию активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию словарного запаса у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Формирование интонационных средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021



