Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 3 УРОВНЯ

Работа №144270

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы69
Год сдачи2024
Стоимость850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения фонематического анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ………………………………...……………………………………. 8
1.1 Научные основы формирования фонематических процессов у старших дошкольников ……………………………………………………. 8
1.2 Психолого-педагогическая и клиническая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня ………………………… 12
1.3 Особенности формирования фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня ……………………………………………. 19
Выводы по первой главе ………………………………………………… 27
Глава 2. Логопедическая работа по изучению и формированию особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня ………………………………………… 28
2.1. Организация констатирующего эксперимента и анализ его результатов по изучению фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня …………………………………... 28
2.2. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня …………………. 39
2.3 Анализ общей экспериментальной деятельности …………………… 49
Выводы по второй главе ………………………………………………… 57
Заключение ……………………………………………………………….. 58
Список литературы ……………………………………………………… 61
Приложения


Актуальность исследования. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Полноценная речь формируется при условии нормально развитых фонематических процессов: слуха, восприятия, синтеза и анализа, потому что они представляют собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
Известно, что на формирование познавательной деятельности ребёнка и уровень его общего развития оказывают влияние имеющиеся речевые нарушения. В период дошкольного развития происходит общее формирование ребёнка, наряду с этим, важнейшей предпосылкой развития речевой деятельности становится достаточная сформированность когнитивных функций и познавательной деятельности.
Становление психического развития ребёнка зависит прежде всего от развития его речи. Поэтому перед дошкольным образованием стоит основная задача — развитие речи детей, главным компонентом которого является состояние фонематических процессов. Развитие речи включает в себя умение четко и правильно произносить звуки и дифференцировать их в речи, владеть развитой артикуляционной моторикой, грамматически правильно структурировать предложение.
Современная статистика указывает на тенденцию роста количества детей дошкольного возраста с фонематическими расстройствами речи. Отсюда, как следствие, возникают трудности в коммуникации, неадаптивное поведение, искажение в личностном развитии ребенка. Возникает необходимость поиска эффективных методов и приёмов коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями фонематических процессов. Недостаточная сформированность фонематических процессов отмечается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и в дальнейшем может привести к трудностям усвоения ребёнком учебной программы. От того, насколько своевременно будет сформирована правильная речь у дошкольника с ОНР, может зависеть его дальнейшее познавательное развитие и вербальная коммуникация.
Фонематические процессы представляют собой важное звено в развитии речевой системы. Их своевременное формирование в дошкольном возрасте –необходимое условие для овладения ребёнком как устной, так и письменной речью. Умение слышать каждый отдельный звук в слове и отделять его от рядом стоящего, является ключевой предпосылкой для успешного овладения грамотой.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Н. И. Жинкин, П. X. Швачкин, Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин [18, 50]. Особую значимость приобретает данная проблема в логопедии.
Изучением причин, форм нарушения речи и ее коррекции занимались Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Л. Н. Ефименкова, А. В. Ястребова, Т. Б. Флерина и многие другие. Ими уделялось большое значение своеобразию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Несмотря на то, что разработкой методических рекомендаций по данному направлению занимались Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичеваи Г. В. Чиркина и другие, вопрос рациональной и наиболее эффективной организации процесса преодоления нарушений фонематических процессов остается актуальным.
Развитие фонематических процессов относится к числу основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР 3 уровня.
Проблема состояния фонематических процессов при ОНР 3 уровня, а также способов их формирования обуславливает актуальность нашего исследования и требует ещё большого изучения. Исходя из вышесказанного, тема нашего исследования: «Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня».
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Исходя из проблемы сформулирована цель исследования: систематизация, разработка и обоснование содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Объект исследования: процесс формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники и определить психолого-педагогические и психолого-физиологические особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
2. Изучить логопедическую работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Экспериментальным путём выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
4. Разработать и выявить эффективность логопедической системы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Гипотеза: процесс формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет более успешным, если:
– подобраны методы и приемы диагностики развития фонематического восприятия в соответствии со специфическими особенностями детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня;
– разработана и реализована логопедическая работа, направленная на развитие фонематического восприятия.
Методы исследования:
– теоретический анализ психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы;
– эмпирические: наблюдение, метод диагностических заданий (тестирование, беседы);
– эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
– количественно-качественная обработка.
Методологическую основу исследования составили:
– теоретические основы о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин);
– исследования Г. Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, концепции Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи.
– положение А. И. Максакова об особенности речи детей.
Практическая значимость: разработана система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование было посвящено изучению фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что в настоящее время недоразвитие фонематических процессов негативно влияет на формирование учебно-познавательной деятельности детей. Не проведённая своевременно коррекция трудностей в обучении, имеющихся у ребенка с дизартрией, приводит к формированию вторичных дефектов – социально-педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.
Цель исследования: систематизация, разработка и обоснование содержания логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники и определить психолого-педагогические и психолого-физиологические особенности формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
2. Изучить логопедическую работу по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
3. Экспериментальным путём выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
4. Разработать и выявить эффективность логопедической системы по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Для реализации первой задачи мы внимательно рассмотрели понятие «фонематические процессы» в психолого-педагогической литературе, а также их развитие в онтогенезе, дали клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР 3 уровня, определили значение логопедической работы в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.



1 Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2020. - 400 с.
2 Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – Москва : Астрель, 2018. - 319 с.
3 Бабаева, Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова. – Санкт-Петербург : «Детство Пресс», 2017. – 240 с.
4 Бабина, Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Ббабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Воронеж: МОДЭК, 2021. - С. 174-192.
5 Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков – Москва : Просвещение, 2019. - 91с.
6 Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений / С. Е. Большакова. – Москва : Сфера, 2017. - (логопед в школе). - 125с.
7 Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, З. А.Сизова, Т. А. Шуйская. – Санск-Петербург8 : КАРО, 2021. - 112с.
8 Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова, Е. В. Колесникова. – Москва: Владос, 2021. - 68с.
9 Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических институтов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. – Москва : Просвещение, 2019. - 53с.
10 Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / А. Н. Гвоздев – Санкт-Петербург: Аврора, 2018. - 224 с.
11 Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов / А. М. Горчакова // Логопедия. — 2017. — №1–2. — С. 28–30.
12 Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: Монография / В. П. Глухов – Изд. 2-е, исправ. и перераб. ‒ Москва : Владос, 2014. – 537 с.
13 Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н. И. Дьякова. – Москва : Сфера, 2020. – 64 с.
14 Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей / Н. В. Дурова. – Москва : Школьная Пресса, 2020. – 180 с.
15 Дурова, Н. В. Ступеньки грамоты / Н. В. Дурова. – Москва : Школьная Пресса, 2020. – 170 с.
16 Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Владос, 2019. - 78с.
17 Жильцова, О. Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О. Л. Жильцова. – Москва : Владос, 2021. - 189с.
18 Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — Москва : Дрофа, 2018. - С. 312–330.
19 Касаткина, И. О. Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. О. Касаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 370-371. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77602/ (дата обращения: 05.11.2023).
20 Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – Москва : Буки-Веди, 2014. – с. 65-67.
21 Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г. А. Каше, Т. В. Филичева. – Москва : Владос, 2019. - 125с.
22 Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи / под ред. Ю. Ф. Гаркуша. – Москва: Дрофа, 2020. -110с.
23 Кузнецова, Е. В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи / Е. В. Кузнецов, И. А. Тихонова. – Москва : Владос, 2019. - 138с.
24 Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва: Владос, 2011. – 410 с.
25 Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]:учебное пособие / Лалаева Р. И., Парамонова Л. Г., Шаховская С. Н. - Электрон. текстовые данные. – Москва : Парадигма, 2021. - 216c. - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/13024. - ЭБС «IPRbooks», по паролю.
26 Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертыми формами дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология / Л. В. Лопатина. – Москва : Просвещение, 2017. - №2. - 71 с.
27 Лопухина, И. А. Логопедия. 550 занимательных упражнений и игр для развития речи / И. А. Лопухина. - Москва, 2018. - 47с.
28 Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. / Р. Е. Левина. – Москва : Просвещение, 2015. – 410 с.
29 Лукина, Н. А., Научи меня слышать / Н. А. Лукина, И. И. Никкинен. – Санкт-Петербург : Паритет, 2018. – 128 с.
30 Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская. – Москва : Московский университет, 2021. - 320 с.
31 Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург, 2018. – 129 с.
32 Орфинская, В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте / В. К. Орфинская. – Тр. ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 2016. - Т.3. - С.44-52.
33 Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва : АРКТИ, 2022. – 240 с.
34 Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Волосовец Т. В. – Москва : Академия, 2022. - 200с.
35 Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 2017. – 290 с.
36 Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2022. - 448с.
37 Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : Академический Проект, 2019. – 480 с.
38 Пятница, Т. В. Логопедия / Т. В. Пятница. - Ростов-на-Дону., 2015. – 153 с.
39 Резниченко, Т. С. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. Ш - Ж, Ч - Щ: альбом для логопеда. / Т. С. Резниченко, О. Д. Ларина. – Москва : Владос, 2020. - 72с.
40 Рыбина, А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (С. З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л, Р, Р): речевой материал для дошк. и мл. шк. возраста / А. Ф. Рыбина. - Волгоград: Учитель, 2021. - 90с.
41 Салахова, А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. / Под ред. В. И. Бельтюкова, - Москва : Педагогика, 2019. - 120с.
42 Сергеева, О. А., Шульга А. В. Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 682–684. — URL https://moluch.ru/archive/86/16396/ (дата обращения: 09.01.2024).
43 Словарь «Термины и понятия логопедии» / Под ред. Л. С. Волковой. – Москва : Владос, 2018. - 114с.
44 Селиверстов, В. И. Речевые игры с детьми / В. И. Селиверстов. – Москва : Владос, 2017 - 344 с.
45 Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия: альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Т. А. Ткаченко. – Москва : Гном и Д, 2021. - 32с.
46 Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т. Б. Филичевой. – Москва : Гном и Д, 2021. - 47с.
47 Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва: Просвещение, 2019. - 174с.
48 Фомичева, М. Ф. Воспитание правильного произношения / М. Ф. Фомичева.-Академия пед. и соц. наук; Моск. псих.-соц. ин-т. - Воронеж: МОДЭК, 2017. – 304 с.
49 Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб.пособие для пед. вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – Москва : Академия, 2017. - 239с.
50 Швачкин, Н. Х Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К. Ф. Седова. – Москва : Лабиринт, 2018. - 330 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ