Существительные со значением «речевое взаимодействие» в современном русском языке: функционально семантический и стилистический аспекты
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1 Системность на лексическом уровне языка 8
1.1.1 Системные отношения в лексике. Синонимия как вид
парадигматических отношений в лексике 8
1.1.1.1 Определение понятия «синоним» в лингвистических и
лексикографических источниках 11
1.1.1.2 Понятие «синонимический ряд» и «доминанта синонимического
ряда» 13
1.1.1.3 Виды синонимов 15
1.1.1.4 Функции синонимов 17
1.2 Основные типы лексических объединений 19
1.2.1 Семантическое поле и его основные характеристики 20
1.2.2. Тематическая группа 22
1.3. Лексико-семантическая группа 24
1.3.1. Содержание понятия “лексико-семантическая группа” и её
основные признаки 24
1.3.2. Структура лексико-семантической группы существительных 25
1.4. Существительное в аспекте РКИ 25
1.4.1. Существительные речевого взаимодействия в лингвистических исследованиях 27
Выводы 29
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ И
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗЫ СУЩЕСТВЕТЕЛЬНЫХ СО
ЗНАЧЕНИЕМ «РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» 33
2.1. Состав и объем лексико-семантической группы со значением
«речевое взаимодействие» 33
2.1.1. Классификация существительных речевого взаимодействия 35
2.2. Анализ существительных, входящих в подгруппу «речевое
обращение» 37
Выводы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ
РУССКОГО ЯЗЫКА 8
1.1 Системность на лексическом уровне языка 8
1.1.1 Системные отношения в лексике. Синонимия как вид
парадигматических отношений в лексике 8
1.1.1.1 Определение понятия «синоним» в лингвистических и
лексикографических источниках 11
1.1.1.2 Понятие «синонимический ряд» и «доминанта синонимического
ряда» 13
1.1.1.3 Виды синонимов 15
1.1.1.4 Функции синонимов 17
1.2 Основные типы лексических объединений 19
1.2.1 Семантическое поле и его основные характеристики 20
1.2.2. Тематическая группа 22
1.3. Лексико-семантическая группа 24
1.3.1. Содержание понятия “лексико-семантическая группа” и её
основные признаки 24
1.3.2. Структура лексико-семантической группы существительных 25
1.4. Существительное в аспекте РКИ 25
1.4.1. Существительные речевого взаимодействия в лингвистических исследованиях 27
Выводы 29
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ И
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗЫ СУЩЕСТВЕТЕЛЬНЫХ СО
ЗНАЧЕНИЕМ «РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» 33
2.1. Состав и объем лексико-семантической группы со значением
«речевое взаимодействие» 33
2.1.1. Классификация существительных речевого взаимодействия 35
2.2. Анализ существительных, входящих в подгруппу «речевое
обращение» 37
Выводы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 62
Выпускная квалификационная работа посвящена описанию функционально-семантических и стилистических особенностей единиц существительных со значением «речевое взаимодействие» в современном русском языке в функционально-семантическом и стилистическом аспектах.
При изучении русского языка синонимы представляют собой наиболее трудность для иностранных учащихся. Поэтому описание функционально-семантических и стилистических характеристик существительных приобретает особенно важное значение.
На сегодняшний день широко признана эффективность использования лексико-семантических групп для описания и презентации лексики в теории и практике преподавания русского языка как иностранного. Этот подход включает разделение лексики на группы с общим семантическим содержанием, а затем дальнейшее выделение более мелких групп - синонимических рядов. Синонимия является одним из ярких проявлений системных отношений в любом языке, синонимы представляют собой важные лингвистические средства, выполняющие функции точности выражения и избежания повторений.
Актуальность работы определяется тем, что существительные, входящие в лексико-семантическую группу «речевое взаимодействие», являются достаточно употребительной лексикой в жизни и входят в лексический минимум по русскому языку как иностранному. В настоящее время проблема семантической классификации существительных принадлежит к наиболее актуальным в современном языкознании. Лингвистические исследования в области семантики существительных показали тенденцию к углублению и уточнению. Состав этой группы не изучался подробно.
Объектом исследования в нашей работе являются существительные со значением «речевое взаимодействие».
Предметом исследования - семантические и стилистические особенности русских существительных, обозначающих «речевое взаимодействие».
Цель исследования заключается в выявлении и описании семантики и особенностей функционирования единиц, обозначающих «речевое взаимодействие» в современном русском языке.
Данная цель обусловливает решение следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования;
2. Отобрать единицы со значением «речевое взаимодействие» из Словаря-тезауруса синонимов русской речи и Большого толкового словаря русских существительных под ред. Л.Г Бабенко;
3. Определить полный лексический состав исследуемой ЛСГ;
4. Проанализировать Лексические минимумы уровня А2, В1 и В2;
5. Классифицировать отобранные единицы;
6. Проанализировать семантику и функционирование отобранных
единиц;
В данной работе используются следующие методы исследования:
1) описательный метод;
2) метод семантического анализа;
3) метод компонентного анализа;
4) функционально-стилистический метод.
5) приём направленной выборки материалы;
6) приём сплошной выборки;
7) прием семантико-стилистического анализа;
Новизна работы заключается в том, что до сих пор не проводился функционально-семантический и стилистический анализ существительных со значением «речевое взаимодействие» на материале современной контекстов.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты могут внести вклад в выявление семантических и стилистических особенностей единиц, обозначающих «речевое взаимодействие».
Практическая значимость работы обусловливается тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного, на занятиях по лексикологии и стилистике.
Гипотеза исследования: выявление особенностей семантики, парадигматических и синтагматических связей, стилистического компонента значения, позволит создать базу для лингводидактического и в дальнейшем лексикографического описания русских существительных со значением «речевое взаимодействие».
Материалом исследования послужили данные толковых и синонимических словарей русского языка: «Краткий словарь синонимов русского языка» (Клюева В.Н.), «Краткий словарь синонимов русского языка» (Горбачевич К.С.), «Словарь-тезаурус синонимов русской речи» и «Словарь синонимов русского языка» (Бабенко Л. Г.), «Малый академический словарь» (Евгеньевой А. П.) ; «Толкового словаря русского языка» (Дмитриев Д. В.), «Современный толковый словарь» (Ефремова Т Ф.) и данные Национального корпуса русского языка.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных литературы. Первая глава посвящена описанию системных отношений, а также раскрытию таких понятий, как основные типы лексических объединений, синонимическое поле, лексико-семантическая и лексико-тематическая группа, исследование существительных речевого взаимодействия в лингвистических исследованиях. Во второй главе предлагается классификация указанных существительных, а также приводится анализ семантики и стилистики отобранных единиц в составе синонимических рядов. В Заключении подводятся итоги работы.
При изучении русского языка синонимы представляют собой наиболее трудность для иностранных учащихся. Поэтому описание функционально-семантических и стилистических характеристик существительных приобретает особенно важное значение.
На сегодняшний день широко признана эффективность использования лексико-семантических групп для описания и презентации лексики в теории и практике преподавания русского языка как иностранного. Этот подход включает разделение лексики на группы с общим семантическим содержанием, а затем дальнейшее выделение более мелких групп - синонимических рядов. Синонимия является одним из ярких проявлений системных отношений в любом языке, синонимы представляют собой важные лингвистические средства, выполняющие функции точности выражения и избежания повторений.
Актуальность работы определяется тем, что существительные, входящие в лексико-семантическую группу «речевое взаимодействие», являются достаточно употребительной лексикой в жизни и входят в лексический минимум по русскому языку как иностранному. В настоящее время проблема семантической классификации существительных принадлежит к наиболее актуальным в современном языкознании. Лингвистические исследования в области семантики существительных показали тенденцию к углублению и уточнению. Состав этой группы не изучался подробно.
Объектом исследования в нашей работе являются существительные со значением «речевое взаимодействие».
Предметом исследования - семантические и стилистические особенности русских существительных, обозначающих «речевое взаимодействие».
Цель исследования заключается в выявлении и описании семантики и особенностей функционирования единиц, обозначающих «речевое взаимодействие» в современном русском языке.
Данная цель обусловливает решение следующих задач:
1. Описать теоретическую базу исследования;
2. Отобрать единицы со значением «речевое взаимодействие» из Словаря-тезауруса синонимов русской речи и Большого толкового словаря русских существительных под ред. Л.Г Бабенко;
3. Определить полный лексический состав исследуемой ЛСГ;
4. Проанализировать Лексические минимумы уровня А2, В1 и В2;
5. Классифицировать отобранные единицы;
6. Проанализировать семантику и функционирование отобранных
единиц;
В данной работе используются следующие методы исследования:
1) описательный метод;
2) метод семантического анализа;
3) метод компонентного анализа;
4) функционально-стилистический метод.
5) приём направленной выборки материалы;
6) приём сплошной выборки;
7) прием семантико-стилистического анализа;
Новизна работы заключается в том, что до сих пор не проводился функционально-семантический и стилистический анализ существительных со значением «речевое взаимодействие» на материале современной контекстов.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что результаты могут внести вклад в выявление семантических и стилистических особенностей единиц, обозначающих «речевое взаимодействие».
Практическая значимость работы обусловливается тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного, на занятиях по лексикологии и стилистике.
Гипотеза исследования: выявление особенностей семантики, парадигматических и синтагматических связей, стилистического компонента значения, позволит создать базу для лингводидактического и в дальнейшем лексикографического описания русских существительных со значением «речевое взаимодействие».
Материалом исследования послужили данные толковых и синонимических словарей русского языка: «Краткий словарь синонимов русского языка» (Клюева В.Н.), «Краткий словарь синонимов русского языка» (Горбачевич К.С.), «Словарь-тезаурус синонимов русской речи» и «Словарь синонимов русского языка» (Бабенко Л. Г.), «Малый академический словарь» (Евгеньевой А. П.) ; «Толкового словаря русского языка» (Дмитриев Д. В.), «Современный толковый словарь» (Ефремова Т Ф.) и данные Национального корпуса русского языка.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных литературы. Первая глава посвящена описанию системных отношений, а также раскрытию таких понятий, как основные типы лексических объединений, синонимическое поле, лексико-семантическая и лексико-тематическая группа, исследование существительных речевого взаимодействия в лингвистических исследованиях. Во второй главе предлагается классификация указанных существительных, а также приводится анализ семантики и стилистики отобранных единиц в составе синонимических рядов. В Заключении подводятся итоги работы.
Наше исследование посвящено изучению слов со значением «речевое взаимодействие» в современном русском языке.
В первой главе рассмотрены теоретические основы, проанализированы подходы исследователей к изучению системных отношений в лексике русского языка, описаны основные типы лексических объединений и существительные речевого взаимодействия в лингвистических исследованиях.
Во второй главе нашей работы мы опередили объём существительных, входящих в ЛСГ существительных со значением «речевое взаимодействие». Согласно Словарю-тезауруса синонимов русской речи Л.Г. Бабенко, данная группа состоит из 5 подгрупп. Однако в отобранном нами материале представлены только 4 подгруппы, насчитывающие 32 существительных. В данной работе нами была рассмотрена подгруппа «речевое общение», как одна из наиболее трудных.
В рамках исследования был проведен функционально-семантический и стилистический анализ существительных речевого взаимодействия, используемых в различных текстах. Это позволило определить частоту и цель употребления существительных со значением «речевое обращение», а также определить стилистические особенности существительных данной группы.
В результате анализа текстов-речи были получены следующие выводы:
1. Исследуемая группа состоит из 80% русских слов и 20% заимствованных слов.
2. Единицы, входящие в данную группу, имеют разное глагольное
управление и сочетаемость. -
3. Все лексические единицы используются в сочетании с качественными прилагательными, обозначающими характеристику предмета.
В первой главе рассмотрены теоретические основы, проанализированы подходы исследователей к изучению системных отношений в лексике русского языка, описаны основные типы лексических объединений и существительные речевого взаимодействия в лингвистических исследованиях.
Во второй главе нашей работы мы опередили объём существительных, входящих в ЛСГ существительных со значением «речевое взаимодействие». Согласно Словарю-тезауруса синонимов русской речи Л.Г. Бабенко, данная группа состоит из 5 подгрупп. Однако в отобранном нами материале представлены только 4 подгруппы, насчитывающие 32 существительных. В данной работе нами была рассмотрена подгруппа «речевое общение», как одна из наиболее трудных.
В рамках исследования был проведен функционально-семантический и стилистический анализ существительных речевого взаимодействия, используемых в различных текстах. Это позволило определить частоту и цель употребления существительных со значением «речевое обращение», а также определить стилистические особенности существительных данной группы.
В результате анализа текстов-речи были получены следующие выводы:
1. Исследуемая группа состоит из 80% русских слов и 20% заимствованных слов.
2. Единицы, входящие в данную группу, имеют разное глагольное
управление и сочетаемость. -
3. Все лексические единицы используются в сочетании с качественными прилагательными, обозначающими характеристику предмета.
Выдержки из бакалаврской работы - Существительные со значением «речевое взаимодействие» в современном русском языке: функционально семантический и стилистический аспекты
Содержание бакалаврской работы -
Существительные со значением «речевое взаимодействие» в современном русском языке: функционально семантический и стилистический аспекты



