Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Словообразование существительных со значением деятельности или профессии человека, мотивированных глаголами движения

Работа №66958

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Основные вопросы изучения словообразования в научно-методической литературе.
1.1. Словообразование в аспекте русского языка как иностранного 8
1.2. Глагол. Роль глагола в изучении русского языка как иностранного
1.3. Лексико-семантическая группа глаголов движения 19
Выводы 31
ГЛАВА II. Структурно-семантическая характеристика существительных со значениями профессии и деятельности человека.
2.1. Приставочный способ 32
2.2. Суффиксальный способ 45
2.3. Приставочно-суффиксальный способ 56
2.4. Способ сложения 72
Выводы 97
Заключение 100
Список литературы 103
Приложение: Словник отглагольных существительных со значением рода деятельности человека и их китайские эквиваленты 108


Данная дипломная работа посвящена рассмотрению словообразования существительных, мотивированных глаголами движения, со значением деятельности или профессии человека.
Словообразование является главным путем обогащения словарного состава каждого языка. Следовательно, изучая словообразование и овладевая новыми словами, люди могут расширять свой словарный запас. Таким образом, актуальность исследования состоит в том, что, изучая словообразование, учащиеся могут легко понять значения производных слов и сразу установить связь между этими словами.
Особенность словообразовательной системы русского языка состоит в том, что в ней преобладает морфологический способ словообразования. Словообразовательные связи морфем пронизывают всю систему русского языка как в области грамматики, так и в области лексики. Из основных типов морфологического словообразования (аффиксация, сложение, безаффиксный способ, или фонетико-морфологический), аффиксация — это самый распространенный способ словообразования в русском языке.
Русский глагол, как известно, является одним из основных объектов изучения в современной лингвистике. Во многих работах он исследуется с точки зрения его семантики, функционирования, роли в построении предложения, организации текста и т.д., что обусловлено целым рядом причин.
Прежде всего, именно глагол является «доминантой русской лексики», по известному определению Н. Ю. Шведовой, и занимает центральное место в лексической системе русского языка (Шведова 1995: 414). Наряду со многими русскими исследователями, Л. М. Васильев справедливо отмечает, что русский глагол отличается исключительной «сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей» (Васильев 1981: 34. Кроме того, важнейшей особенностью русского глагола является то, что он занимает центральное положение в семантической структуре предложения.
Исследуя глагольную семантику, необходимо принимать во внимание и то, что глаголы, входящие в одну лексико-семантическую группу ( далее ЛСГ), обязательно имеют в своих значениях «общий интегральный семантический компонент». С этим связано то, что для глаголов одной ЛСГ, как правило, характерно однотипная лексическая сочетаемость, а также однотипные замещения синтаксических позиций, исходя из этого, многие лингвисты считают вполне оправданным изучение взаимодействия лексических и грамматических явлений на материале той или иной ЛСГ.
В русском языке существуют такие глаголы, которые изучаются отдельно, так как обладают общими грамматическими и лексическими признаками, которые отличают их от других глаголов, также обозначающих движение. Таких глаголов 14 пар: идти-ходить, ехать-ездить, лететь-летать, плыть-плавать, бежать-бегать, ползи-ползать, лезть-лазать, брести-бродить, нести-носить, везти-возить, весть-водить, гнать-гонять, тащить-таскать, катить-катать. Но они не только имеют разные формы, также могут с помощью словообразовательных элементов образовать новые слова.
Тема нашей работы - словообразование существительных со значением деятельности или профессии человека, мотивированных глаголами движения. Например, ходить-ходок, лететь-летчик, бежать-беженец, ползти-ползун, плыть-пловец и т.д.
Морфологическое словообразование, как мы уже говорили, представляет собой самый важный способ словообразования в русском языке. Существительные, которые обозначают деятельность или профессию человека, обладают высокой частотой использования. Поэтому актуальность нашего исследования обусловлена тем, что, во-первых, русский глагол является одной из основных важных тем изучения в русской грамматике и курсе русского языка как иностранного. Во-вторых, словообразование является главным способом обогащения словарного состава русского языка. В-третьих, выбранные существительные являются частотными в русском языке при описания профессии или деятельности. В-четвертых, эти существительные мотивированные глаголами движения трудны для понимания в иностранной аудитории в силу тонких различий в семантике и имеют мало эквивалентов в родном языке.
Объектом исследования являются существительные со значением деятельности или профессии человека, мотивированные глаголами движения.
Предметом исследования являются словообразовательные средства в русском языке, необходимые для образования отглагольных существительных.
Цель исследования - выявление и описание семантики отглагольных существительных со значением деятельности или профессии человека. Определение основных способов словообразования существительных от глаголов движения, их структурные и функционально-семантические особенности.
Задачи исследования:
-описать теоретическую базу исследования.
-сделать выборку существительных со значением деятельности или профессии человека, образованных от глаголов движения.
-определить основной способ образования отглагольных существительных.
-отобрать основные словообразовательные элементы, которые участвуют в образовании новых слов.
-дать тематическую и структурно-семантическую характеристику новых слов.
Гипотеза: Существование в русской лексике группы слов отглагольных существительных со значением профессии человека подтверждает словообразовательными потенциал русских глаголов движения как в морфологическом, так и в экстралингвистическом аспекте. Морфологически это проявляется в способах образования новых слов (префиксальном, суффиксальном, сложении), а в экстралингвистическом —в наличии конкретных профессий человека в современном российском обществе, имеющих языковой эквивалент.
Методами исследования являются описательный метод; метод словообразовательного анализа; метод семантического анализа; прием сплошной выборки материала из словарей, публицистических и художественных текстов и сайтов интернета; прием стилистической и сравнительно-сопоставительной характеристики.
Источниками выборки материала исследования являются словари (Толковый словарь русских глаголов Л. Г. Бабенко., Словообразовательный словарь русского языка Т. Л. Федорова, Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов), Большой русско-китайский словарь (З.Баранова. А. Котов), ^^ )ЙЙ, (Я1Ф^), художественные тексты и база сети Интернет.
Научная новизна: заключается в том, что описываемая лексика рассматривается в структурно-семантическом аспекте, отражая, с одной стороны, словообразовательный потенциал русского глагола, а с другой стороны, представляя широкий тематический диапазон профессиональной деятельности человека современного российского общества.
Практическая ценность нашей работы состоит в том, что результаты могут быть применены на уроках русского языка в китайской аудитории, а также при переводе и составлении учебных пособий по русской морфологии и словообразованию.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух Глав, Выводов, Заключения, Списка литературы и Приложения-словника отглагольных существительных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Определив основные способы словообразования существительных от глаголов движения, мы выявили и описали их лексико-семантические группы, особенности семантики отглагольных существительных со значением деятельности или профессии человека и их структурные и функционально-семантические особенности.
Мы произвели выборку существительных, образованных от глаголов движения, из «Словообразовательного словаря» А.Н. Тихонова и примеров, их иллюстрирующих, из «Национального корпуса русского языка» и структурировали материал в четыре таблицы, опираясь на способ словообразования.
Первичный анализ выборки показал, что для всех отглагольных существительных этой группы (номинация лиц по деятельности, связанной с движением) свойственны общие словообразовательные модели, среди которых есть как устаревшие, не используемые в современности для образования новых слов, так и актуальные.
При образовании приставочным способом номинации деятельности от глаголов со значением однократного (однонаправленного) движения в большинстве случаев («брести», «везти», «вести», «гнать», « нести», «лететь») нельзя образовать слова, номинирующие деятельность. Для этой цели служит их парный глагол со значением «многократности» (разнонаправленности) движения, производное которого становится общим для обозначения деятельности, называемой целой парой.
Производные от этих глаголов приставочным способом делятся на две лексико-семантические группы (со значением названия действия и со значением названия деятельности) и обладают разными возможностями для образования номинации «лица по деятельности». Суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы служат для образования от производящих основ глаголов движения слов, распределяемых в три общих лексико-семантических группы: 1) номинация лица по действию; 2) номинация лица по «постоянному занятию / статусу»; 3) номинация по профессии.
Сопоставление словообразовательных суффиксальных и суффиксально-префиксальных моделей и лексико-семантических групп показало, что прямого соответствия между ними, представляющего собой алгоритм образования и понимания значения слов той или иной группы, в современном русском языке выявить нельзя.
При использовании метода сложения основ, как правило, достигается наибольшая дифференциация названий профессиональной деятельности или производится спецификация лиц по деятельности. Можно выделить семь основных лексико-семантических групп, однако не все они могут быть предложены для изучения в иностранной аудитории в силу ограниченности употребления в ежедневной речевой практике.
Наиболее частотной являются слова группы №4. Наименее популярные модели №1 и №2. В некоторых случаях новообразования, т.е. слова, образованные от глаголов движения любым из способов, не имеют эквивалента в китайском языке и нуждаются в специальном комментарии при переводе или семантизации. Эти случаи отмечены в таблицах и на них стоит обращать внимание учащихся. Чаще всего это или стилистически- маркированные слова («разговорное», «просторечное» и др.) или слова устаревшие, вышедшие из употребления в современном русском языке.
Таким образом, лексико-семантическая группа слов со значением «движение» не только представляет собой единство с общими смысловыми и грамматическими характеристиками, но также и с общими словообразовательными моделями. Наиболее частотные из них, выделенные и проанализированные в нашей работе, можно предложить для изучения иностранным студентам на уроках русского языка.



1. Аверьянова Г.Н., Куркова Н.А. Методическая разработка // Глаголы и их продуктивные словообразовательные модели наиболее употребительные в процессе общения. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
2. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 15—26.
3. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976.
4. Байрамова А.М. О лингвистической сущности основных семантико-грамматических свойств в иерархической лестнице глагольных признаков // Вестник КазНУ, 2010, - С. 27-28.
5. Жаналина Л.К. Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка. Алматы, 2005.
6. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.
7. КибрикА.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 126—139.
8. Красильникова Л.В. Словообразовательный компонент коммуникативной компетенции иностранных учащихся-филологов: монография. М.: МАКС Пресс, 2011.
9. Кубрякова Е.С. Парадигмы научного знания в лингвистике и ее современный статус // Известия Академии наук СССР Серия «Литературы и языка». М., 1994. Т. 53. № 2. С. 3—15.
10. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. М.: Наука, 1988. С. 141—172.
11. Куприянова Т.Ф. Глаголы движения с приставками. Многозначность; Переносные значение; Флазеология. Таганрог: Издательство Таганрог, 2005.
12. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М.: Academia, 2001.
13. Матвеева В.М., Горская Т.В., Ивановская Л.П., Мерзон С.Н., Попова З.Д., Рожкова Г.И., Щукин А.Н. Вопросы преподавания русского языка иностранным учащимся. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1976.
14. Моисеев А.И. Богатство языка и культура речи // Разделы 26, 27, 29, 31. Издательство «Языковой центр», 1995.
15. Морковкин В.В. Русская лексика в аспекте педагогической лингвистики // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы: докл. советской делегации на VI Конгрессе МАПРЯЛ. М.: Русский язык, 1986. С. 214—228.
16.Образовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень / З.И. Есина, Г. И. Кутузова, М.М. Нахабина и др. М.: Изд-во РУДН, 2001.
17.Одинцова И.В. Фрейм, фрейминг и рефрейминг в лингводидактике // Мир русского слова. 2012. № 1. С. 73—81.
18. Плунгян В.А. Общая морфология. М., 2003.
19. Пособие по развитию навыков устной речи. Выпуск 15. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1967.
20. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике, т. IV. - М., 1941, - С. 62.
21. Потиха А. Строение русского слова. М.: Русский язык, 1981.
22. Рожкова Г.И. Избранные труды. М.: МАКС Пресс, 2011.
23. Рожкова Г.И. Очерки практической грамматики русского языка. М.: Издательство Москвы Высшая школа, 1978.
24. Русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведовой, В.В.Лопатина. М., 1970. С. 270.
25. Сайкиев Х.М. Грамматические категории глагола в русском и казахском языках. А-Ата, 1973.
26. Сайкиева С.М. Глаголы движения-перемещения в современном русском языке. Автореферат канд. дис. - А-Ата, 1970.
27. Скворцова Г. Л. Глаголы движения-без ошибок. М.:русский язык курсы, 2013.
28. Фатхутдинова В.Г. Комплексные единицы словообразования в русском и татарском языках. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.
29. Филин Д.П., Иванов В.В. Современная теоретическая русистика и преподавание русского языка нерусским // Русский язык за рубежом, 1982, №3.
30. Химик В.В., Карташева И.А. Обучение русскому языку, начальный этап. // Вид глагола. ст.92. Издательство Санкт-Петербургского университета. 1997.
31. Химик В.В., Корнилов А. А., Шахматова М.А. Грамматика в практическом курсе русского языка как иностранного. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.
32.Чупрун Г.Г., Иванова Т.А. Лабораторные работы по грамматите и лексике научного стиля речи // Выпуск П. Издатель ств о Ленинградского университета, 1988.
33.Юдина Л.П. Практическое пособие по русскому языку для иностраннцев. М.: Издательство Московского университета, 1969.
Список словорей
1. Бабенко Л. Г. Толковый словарь русских глаголов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Баранова З., Котов А. Большой русско-китайский словарь. М.: Издательство «Живой язык», 2010.
3. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2009.
4. Кубрякова Е.С. Словообразование // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1998. С. 467—469.
5. Ляшевская О.Н., Шаров С.А. Новый частотный словарь русской лексики. Электронная версия издания: О. Н. Ляшевская, С. А. Шаров, Частот-ный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009.
6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
7. Федрова Т.Л. Словообразовательный словарь русского языка. М.: Ладком, 2010.
8. Штейнфельд Э.А. Частотный словарь современного русского литературного языка, Таллин, 1963.
9. Ш, даД,Ш<Ж 2006^
Список электронных источников
Национальный корпус русского языка. Режим доступа: http://
www.ruscorpora.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ