ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ
|
Введение
Глава 1. Международное образование как инструмент публичной дипломатии в мировой практике и в Китае
1.1. Специфика международного образования как инструмента публичной дипломатии
1.2. Роль международных образовательных обменов в практике публичной дипломатии Китая
Глава 2. Государственное регулирование сферы образования и образовательного сотрудничества с зарубежными государствами в Китае………………………….……...…….38
2.1. Процесс создания нормативно-правовой базы, регулирующей сферу образования и образовательное сотрудничество с зарубежными государствами…………...………...………38
2.2. Меры китайского правительства, направленные на повышение качества образования в Китае и улучшение международного имиджа китайского образования………….…….……..55
Глава 3. Программы образовательного обмена Китая со странами мира………………..….....67
3.1. Стипендиальные программы Китая для иностранных студентов
3.2. Инновационные программы образовательных обменов в Китае
Заключение
Список источников и литературы
Глава 1. Международное образование как инструмент публичной дипломатии в мировой практике и в Китае
1.1. Специфика международного образования как инструмента публичной дипломатии
1.2. Роль международных образовательных обменов в практике публичной дипломатии Китая
Глава 2. Государственное регулирование сферы образования и образовательного сотрудничества с зарубежными государствами в Китае………………………….……...…….38
2.1. Процесс создания нормативно-правовой базы, регулирующей сферу образования и образовательное сотрудничество с зарубежными государствами…………...………...………38
2.2. Меры китайского правительства, направленные на повышение качества образования в Китае и улучшение международного имиджа китайского образования………….…….……..55
Глава 3. Программы образовательного обмена Китая со странами мира………………..….....67
3.1. Стипендиальные программы Китая для иностранных студентов
3.2. Инновационные программы образовательных обменов в Китае
Заключение
Список источников и литературы
В настоящее время в результате глобализации наблюдается расширение и углубление взаимосвязей между народами и государствами. Развивается гражданское общество, трансформируется информационное пространство в силу информационно-технологического прогресса, что влияет и на процесс принятия политического решения, так как все больше учитываются не только реальные факты, но и человеческие восприятия, представления и образы. Для достижения собственных внешнеполитических целей, сохранения и укрепления позиций на международной арене, правительствам разных стран уже недостаточно традиционной дипломатии и «жесткой силы», опирающейся на военную и экономическую мощь государства, сейчас активно используется и развивается инструментарий публичной дипломатии, который позволяет создать форматы сотрудничества, направленные на нахождение точек соприкосновения интересов. Публичная дипломатия нацелена на формирование объективного представления о собственной стране. Так как имидж государства и его восприятие на международной арене приобретают особую роль.
Публичная дипломатия способна влиять на различные аспекты внешнеполитической деятельности государства, поэтому она важна для достижения успеха на международной арене. Основными инструментами публичной дипломатии считаются информационные, культурные, образовательные программы.
Китай в настоящее время достиг колоссальных успехов в экономическом развитии, стал важным автором в мировой политике, его модель развития становится привлекательной и оказывается в центре внимания исследователей. Китай использует разнообразные стратегии и тактики для утверждения себя в качестве ведущей мировой державы, причем мирной державы. Для этого Китай так же, как и другие страны, применяет инструменты публичной дипломатии. В 2007 году на XVII съезде КПК председатель КНР Ху Цзиньтао отметил, что культура становится все более важным фактором в совокупной государственной мощи и призвал “повышать мягкую мощь государства”.
Одним из возможных путей приобщения к своей культуре и повышения привлекательности своей страны среди иностранной аудитории являются международные образовательные обмены. Более того, на эффективность публичной дипломатии существенно влияет ориентация на работу с молодежью. Становится необходимым работать, привлекая магистрантов, аспирантов, молодых профессионалов, которые в перспективе станут аналитиками, дипломатами, журналистами, преподавателями профильных вузов и руководителями НПО. Считается, что студенты, прошедшие обучение за рубежом и вернувшиеся в свою страну, становятся проводниками новых взглядов и идей, а некоторые могут в перспективе войти в политическую элиту. Поэтому подготовка иностранных специалистов и поддержание с ними всевозможных связей рассматривается как мощный канал укрепления двусторонних отношений, создания благоприятного общественного мнения о стране, то есть улучшение имиджа государства, благоприятного для налаживания межгосударственного сотрудничества и политического климата.
В этой связи несомненный интерес представляет изучение таких вопросов, как история использования Китаем инструментов публичной дипломатии, а именно актуализируется такое направление как использование образовательных обменов в рамках публичной дипломатии, успешность Китая в этом, механизм и скоординированность деятельности ведомств, задействованных в реализации как образовательных обменов, так и публичной дипломатии. Это обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования являются образовательные обмены как инструмент публичной дипломатии государства.
Предметом исследования – образовательные обмены как инструмент публичной дипломатии современного Китая.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х годов по 2017 год. Выбор именно таких хронологических рамок обусловлен тем, что в середине 90-х годов были разработаны принципы использования Пекином публичной дипломатии и подготовлена основа для их внедрения на практике. Кроме того, в 1990-х годах наступил новый этап реформирования китайского образования.
Целью работы является выявить специфику реализации образовательных обменов в контексте публичной дипломатии КНР.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть высшее образование как инструмент публичной дипломатии;
2. Исследовать формы и направления образовательного обмена в практике публичной дипломатии Китая;
3. Проанализировать нормативно-правовую базу образовательной политики Китая для изучения трансформации образовательных обменов в инструмент публичной дипломатии;
4. Изучить опыт Китая в повышении качества и улучшения международного имиджа китайского образования;
5. Провести анализ существующих стипендиальных программ для иностранных студентов в Китае;
6. Рассмотреть инновационные программы «Schwarzman Scholars» и «The Yenching Academy» в рамках публичной дипломатии Китая.
Источниковую базу исследования составили тексты официальных документов, отчеты о деятельности органов власти, так или иначе участвующих в формировании и реализации публичной дипломатии, докладов и выступлений руководителей КНР. Это позволяет выделить базовые принципы, цели и приоритеты, как внешней политики Китая, так и образовательной политики, и раскрыть инструментарий публичной дипломатии Китая. Официальные сайты правительственных и неправительственных организаций, вовлеченных в осуществление публичной дипломатии (в частности, материалы сайта Китайского стипендиального совета и государственного агентства Ханьбань ). Многие документы, необходимые для исследования, находятся в текущей работе ведомств и размещены на сайтах Министерства иностранных дел, Министерства образования КНР и т.д. В документах Министерства образования КНР содержится характеристика и векторы реформирования системы высшего образования Китая, что позволяет проследить стратегические направления и установочные задачи образовательной политики Китая.
Заявления высших должностных лиц и влиятельных персон, которые включают в себя публичные выступления, коммюнике, речи и интервью высокопоставленных представителей и влиятельных персон Китая и других государств. Данная группа источников позволяет проследить официальную позицию Китая по тому или иному вопросу и выявить их реакцию на определенные международные события.
Нормативно-правовые акты Китая раскрывают правовые нормы, регулирующие разнообразные аспекты деятельности Китая в образовательной сфере.
Документы международных организаций представлены Институтом международного образования, который обеспечивает проведение статистических и политических исследований , ЮНЕСКО, которая публикует доклады, относящиеся к проблематике высшего образования , Всемирным банком .
Особенно полезными оказались разные статистические данные , так как количественные показатели часто значительно различаются, и было необходимо собрать разносторонние данные для более достоверного анализа китайских образовательных обменов и отслеживания динамики роста иностранных студентов в Китае.
Материалы новостных сайтов и электронных газет. Были использованы информационные сообщения крупнейших китайских и зарубежных агентств, в частности, газета «Жэньминь Жибао» , информационное агентство «Синьхуа» , журнал «Китай». Китайские средства массовой информации оказываются особо полезны, потому что позволяют оценить специфику подачи материала и содержат китайскую оценку событий, а также являются ресурсом, информирующим о событиях, происходящих в Китае.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучение публичной дипломатии в последнее время является популярной и актуальной темой. В корпусе исследовательской литературы по публичной дипломатии Китая можно выделить несколько групп. В каждую из групп можно включить китайских авторов, российских и зарубежных исследователей.
Первая группа представляет интерес, так как включает в себя исследования, содержащие теоретические подходы к осмыслению роли образовательных обменов в контексте публичной дипломатии. Эта литература была незаменима при исследовании теоретических основ исследования. Среди основных авторов можно выделить Дж. Ная, основоположника концепции «мягкой силы», а также таких отечественных ученых, как А.Л.Арефьев, Н.Е. Боревская, Н.М.Боголюбова, Ю.В. Николаева, В.М. Филиппов, Ф.Э.Шереги, чьи работы позволили выявить формы и направления образовательных обменов, современные тенденции мирового рынка образовательных услуг, положение Китая на нем. Автор обращался и к трудам отечественных исследователей, которые исследуют образовательные обмены в рамках публичной дипломатии других стран. Например, Н.А. Цветкова исследует особые образовательные программы, созданные правительством США для идеологического влияния на зарубежных граждан. Работы таких отечественных исследователей как А.В. Долинский, М.М. Лебедева, А.И. Фоминых позволили дать оценку образовательным обменам как потенциальному ресурсу оказания влияния на международные процессы.
Ряд зарубежных авторов освещают проблематику международного высшего образования и образовательных программ в рамках публичной дипломатии. Американский ученый Н. Кулл заявляет о значимости диалога в публичной дипломатии как новом способе, Джейн Найт, Филип Дж. Альтбах, Ханс де Вит в своих работах затрагивают различные аспекты и проблемы интернационализации высшего образования.
Вторая группа представляет интерес, так как позволяет выявить специфику публичной дипломатии Китая. Среди китайских авторов, специализирующихся в вопросах публичной дипломатии, можно особо выделить таких крупных исследователей, как Ван Хунин, Чжао Цичжэн,, Юй Синьтянь, Янь Сюэтун, Ян Цземянь. В работах Яньчжун Хуан, Шен Дин, Жуй Ян, Ван Пинь также рассматриваются различные аспекты публичной дипломатии Китая.
Среди российских авторов можно выделить тех, чьи работы посвящены и внешней политике Китая, и определенным аспектам внешнеполитической деятельности Китая, в том числе исследуются культурные и образовательные связи, пропагандистская работа, гуманитарные контакты и т.д. Это работы ведущих отечественных китаистов Е.П. Бажанова , В.Я Портякова , М.Л. Титаренко , Н.А. Самойлова , В.А. Корсуна , Ю.М. Галеновича , В.Л. Ларина, А.В.Лукина , Я.В. Лексютиной , О.А. Тимофеева . В своих работах Н.А. Самойлов и М.Л. Титаренко поднимают вопрос о роли культурно-исторического наследия во внутренней и внешней политики КНР. Исследователь В.Я. Портяков рассматривает политику «возвышения» Китая и его роли в международной системе, что связано с проблемой позиционирования страны в мире. В ряде работ не затрагивается тема публичной дипломатии напрямую, однако эти работы были необходимы для выстраивания целостного представления о механизме внешнеполитической деятельности Китая. Среди крупных зарубежных исследователей, изучающих феномен публичной дипломатии с разных точек зрения: Н. Сноу, Н. Калл, Дж. Курланцик. . Публичную дипломатию Китая в процесс наращивания «мягкой силы» изучают Р.С. Захарна, Дж. Хубберт, Ф.Хартиг.
Практика взаимодействия Китая с иностранными аудиториями ранее изучалась в рамках государственной дипломатии или как пропаганда или народная дипломатия, то есть еще тогда, когда о публичной дипломатии не говорили. Из отечественных авторов, исследующих данные аспекты, известны А.Ю. Галенович , Евдокимов Е.В., А.В. Ломанов, О. Борох. Ряд исследований посвящены инструментам наращивания «мягкой силы» Китая, среди отечественных исследователей - В.Ю Ганшин, Мишина С.И. рассматривали различные аспекты по данной тематике. В последнее время защищен ряд диссертаций по публичной дипломатии Китая. С.В. Кривохиж в своем исследовании проследила эволюцию становления публичной дипломатии Китая, А.Ю. Цветков провел сравнительный анализ основных векторов внешней политики России и Китая в контексте эффективности публичной дипломатии.
Несмотря на большое внимание к публичной дипломатии в мировой практике и публичной дипломатии Китая, в частности, а также на наличие сравнительно большого количество отечественных и иностранных работ, в той или иной степени затрагивающих предмет настоящего исследования, до сих пор мало изучен феномен образовательных обменов, финансируемых китайской стороной в контексте публичной дипломатии, и тема места международного образовательного обмена в китайской публичной дипломатии, что говорит о научной новизне исследуемой проблемы.
Методология исследования. На различных этапах исследования использовались методы сравнительного и статистического анализа. Сравнительно-типологический метод позволил упорядочить, сравнить и охарактеризовать программы международного образовательного обмена Китая с другими государствами. Статистический анализ был необходим для работы с большим объемом количественной информации по образовательным обменам между Китаем и другими государствами. Анализ содержания документов позволил проследить становление международных образовательных обменов, которые реализует китайская сторона для иностранных студентов. Для получения глубокой информации о двух новых стипендиальных программ «Schwarzman Scholars» и «The Yenching Academy» в Китае был использован метод «case-studies». Во время обучения в Китае в качестве иностранного студента был осуществлен сбор первичных данных на основе наблюдений, опросов, что позволяет включить метод полевых исследований в методологическую базу исследования.
Апробация результатов исследования.
1. Васильева Е.А. Факторы привлекательности китайских вузов для иностранных студентов. // Студенческий мир: единство в многообразии. Материалы Международной научно-практической конференции, международного конкурса научно-исследовательских и научно - практических работ– 15-16 декабря 2016 г. / Под ред. Е.В. Шарапановской, Н.В. Кондрашовой.– СПб: Университет ИТМО, 2017. С. 14-18.
2. Васильева Е.А. Изучение китайского и русского языка как фактор содействия культурной и экономической интеграции России и Китая. // Мы разные, мы вместе: Россия-Китай. Материалы Всероссийского межвузовского конкурса научно-исследовательских, научно-практических и творческих работ Всероссийского межвузовского фестиваля «Мы разные, мы вместе: Россия-Китай». / Под ред. Д.А.Светлова, Е.В.Шарапановской, СПб: Университет ИТМО, 2016. С. 186 -195.
3. Васильева Екатерина. Образовательные обмены в сотрудничестве высших школ России и Китая. // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том VII: Материалы седьмой заочной сессии (1-9 марта 2015 года) / Н. Гусева, Пак Джису, В. Тиунов, Е. Васильева, Ю. Захарова, Ким Еунае, А. Мажарова, А. Бедуля. — Санкт-Петербург: Оргкомитет ежеквартальной студенческой научной конференции «Международные гуманитарные связи», 2015. С. 29-37.
4. Васильева Екатерина. Нормативно-правовые основы образовательного сотрудничества России и Китая. // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том VIII: Материалы восьмой заочной сессии (1-9 июня 2015 года) / Э. Покидова, Е. Васильева, Я. Смирнова, М. Безрукова, М. Болдырева, М. Гофман, Ю. Малькова, А. Стоянова, Е. Бучинская, К. Морданов. — Великий Новгород: Оргкомитет ежеквартальной студенческой научной конференции «Международные гуманитарные связи», 2015. С. 13-19.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав (поделенных на параграфы), заключения, в котором сформулированы основные выводы автора. В первой главе затронуты вопросы возникновения образовательных обменов и их трансформации в инструмент публичной дипломатии в мировой практике и в Китае. Вторая глава посвящена анализу государственного регулирования сферы образования и образовательного сотрудничества с другими государствами. Третья глава содержит исследование существующих видов образовательных программ Китая для иностранных студентов. Кроме того, особое внимание уделено анализу деятельности Институтов Конфуция как яркого примера реализации публичной дипломатии Китая и проведен анализ новых стипендиальных программ «Schwarzman Scholars» и «The Yenching Academy».
Публичная дипломатия способна влиять на различные аспекты внешнеполитической деятельности государства, поэтому она важна для достижения успеха на международной арене. Основными инструментами публичной дипломатии считаются информационные, культурные, образовательные программы.
Китай в настоящее время достиг колоссальных успехов в экономическом развитии, стал важным автором в мировой политике, его модель развития становится привлекательной и оказывается в центре внимания исследователей. Китай использует разнообразные стратегии и тактики для утверждения себя в качестве ведущей мировой державы, причем мирной державы. Для этого Китай так же, как и другие страны, применяет инструменты публичной дипломатии. В 2007 году на XVII съезде КПК председатель КНР Ху Цзиньтао отметил, что культура становится все более важным фактором в совокупной государственной мощи и призвал “повышать мягкую мощь государства”.
Одним из возможных путей приобщения к своей культуре и повышения привлекательности своей страны среди иностранной аудитории являются международные образовательные обмены. Более того, на эффективность публичной дипломатии существенно влияет ориентация на работу с молодежью. Становится необходимым работать, привлекая магистрантов, аспирантов, молодых профессионалов, которые в перспективе станут аналитиками, дипломатами, журналистами, преподавателями профильных вузов и руководителями НПО. Считается, что студенты, прошедшие обучение за рубежом и вернувшиеся в свою страну, становятся проводниками новых взглядов и идей, а некоторые могут в перспективе войти в политическую элиту. Поэтому подготовка иностранных специалистов и поддержание с ними всевозможных связей рассматривается как мощный канал укрепления двусторонних отношений, создания благоприятного общественного мнения о стране, то есть улучшение имиджа государства, благоприятного для налаживания межгосударственного сотрудничества и политического климата.
В этой связи несомненный интерес представляет изучение таких вопросов, как история использования Китаем инструментов публичной дипломатии, а именно актуализируется такое направление как использование образовательных обменов в рамках публичной дипломатии, успешность Китая в этом, механизм и скоординированность деятельности ведомств, задействованных в реализации как образовательных обменов, так и публичной дипломатии. Это обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования являются образовательные обмены как инструмент публичной дипломатии государства.
Предметом исследования – образовательные обмены как инструмент публичной дипломатии современного Китая.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990-х годов по 2017 год. Выбор именно таких хронологических рамок обусловлен тем, что в середине 90-х годов были разработаны принципы использования Пекином публичной дипломатии и подготовлена основа для их внедрения на практике. Кроме того, в 1990-х годах наступил новый этап реформирования китайского образования.
Целью работы является выявить специфику реализации образовательных обменов в контексте публичной дипломатии КНР.
Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть высшее образование как инструмент публичной дипломатии;
2. Исследовать формы и направления образовательного обмена в практике публичной дипломатии Китая;
3. Проанализировать нормативно-правовую базу образовательной политики Китая для изучения трансформации образовательных обменов в инструмент публичной дипломатии;
4. Изучить опыт Китая в повышении качества и улучшения международного имиджа китайского образования;
5. Провести анализ существующих стипендиальных программ для иностранных студентов в Китае;
6. Рассмотреть инновационные программы «Schwarzman Scholars» и «The Yenching Academy» в рамках публичной дипломатии Китая.
Источниковую базу исследования составили тексты официальных документов, отчеты о деятельности органов власти, так или иначе участвующих в формировании и реализации публичной дипломатии, докладов и выступлений руководителей КНР. Это позволяет выделить базовые принципы, цели и приоритеты, как внешней политики Китая, так и образовательной политики, и раскрыть инструментарий публичной дипломатии Китая. Официальные сайты правительственных и неправительственных организаций, вовлеченных в осуществление публичной дипломатии (в частности, материалы сайта Китайского стипендиального совета и государственного агентства Ханьбань ). Многие документы, необходимые для исследования, находятся в текущей работе ведомств и размещены на сайтах Министерства иностранных дел, Министерства образования КНР и т.д. В документах Министерства образования КНР содержится характеристика и векторы реформирования системы высшего образования Китая, что позволяет проследить стратегические направления и установочные задачи образовательной политики Китая.
Заявления высших должностных лиц и влиятельных персон, которые включают в себя публичные выступления, коммюнике, речи и интервью высокопоставленных представителей и влиятельных персон Китая и других государств. Данная группа источников позволяет проследить официальную позицию Китая по тому или иному вопросу и выявить их реакцию на определенные международные события.
Нормативно-правовые акты Китая раскрывают правовые нормы, регулирующие разнообразные аспекты деятельности Китая в образовательной сфере.
Документы международных организаций представлены Институтом международного образования, который обеспечивает проведение статистических и политических исследований , ЮНЕСКО, которая публикует доклады, относящиеся к проблематике высшего образования , Всемирным банком .
Особенно полезными оказались разные статистические данные , так как количественные показатели часто значительно различаются, и было необходимо собрать разносторонние данные для более достоверного анализа китайских образовательных обменов и отслеживания динамики роста иностранных студентов в Китае.
Материалы новостных сайтов и электронных газет. Были использованы информационные сообщения крупнейших китайских и зарубежных агентств, в частности, газета «Жэньминь Жибао» , информационное агентство «Синьхуа» , журнал «Китай». Китайские средства массовой информации оказываются особо полезны, потому что позволяют оценить специфику подачи материала и содержат китайскую оценку событий, а также являются ресурсом, информирующим о событиях, происходящих в Китае.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучение публичной дипломатии в последнее время является популярной и актуальной темой. В корпусе исследовательской литературы по публичной дипломатии Китая можно выделить несколько групп. В каждую из групп можно включить китайских авторов, российских и зарубежных исследователей.
Первая группа представляет интерес, так как включает в себя исследования, содержащие теоретические подходы к осмыслению роли образовательных обменов в контексте публичной дипломатии. Эта литература была незаменима при исследовании теоретических основ исследования. Среди основных авторов можно выделить Дж. Ная, основоположника концепции «мягкой силы», а также таких отечественных ученых, как А.Л.Арефьев, Н.Е. Боревская, Н.М.Боголюбова, Ю.В. Николаева, В.М. Филиппов, Ф.Э.Шереги, чьи работы позволили выявить формы и направления образовательных обменов, современные тенденции мирового рынка образовательных услуг, положение Китая на нем. Автор обращался и к трудам отечественных исследователей, которые исследуют образовательные обмены в рамках публичной дипломатии других стран. Например, Н.А. Цветкова исследует особые образовательные программы, созданные правительством США для идеологического влияния на зарубежных граждан. Работы таких отечественных исследователей как А.В. Долинский, М.М. Лебедева, А.И. Фоминых позволили дать оценку образовательным обменам как потенциальному ресурсу оказания влияния на международные процессы.
Ряд зарубежных авторов освещают проблематику международного высшего образования и образовательных программ в рамках публичной дипломатии. Американский ученый Н. Кулл заявляет о значимости диалога в публичной дипломатии как новом способе, Джейн Найт, Филип Дж. Альтбах, Ханс де Вит в своих работах затрагивают различные аспекты и проблемы интернационализации высшего образования.
Вторая группа представляет интерес, так как позволяет выявить специфику публичной дипломатии Китая. Среди китайских авторов, специализирующихся в вопросах публичной дипломатии, можно особо выделить таких крупных исследователей, как Ван Хунин, Чжао Цичжэн,, Юй Синьтянь, Янь Сюэтун, Ян Цземянь. В работах Яньчжун Хуан, Шен Дин, Жуй Ян, Ван Пинь также рассматриваются различные аспекты публичной дипломатии Китая.
Среди российских авторов можно выделить тех, чьи работы посвящены и внешней политике Китая, и определенным аспектам внешнеполитической деятельности Китая, в том числе исследуются культурные и образовательные связи, пропагандистская работа, гуманитарные контакты и т.д. Это работы ведущих отечественных китаистов Е.П. Бажанова , В.Я Портякова , М.Л. Титаренко , Н.А. Самойлова , В.А. Корсуна , Ю.М. Галеновича , В.Л. Ларина, А.В.Лукина , Я.В. Лексютиной , О.А. Тимофеева . В своих работах Н.А. Самойлов и М.Л. Титаренко поднимают вопрос о роли культурно-исторического наследия во внутренней и внешней политики КНР. Исследователь В.Я. Портяков рассматривает политику «возвышения» Китая и его роли в международной системе, что связано с проблемой позиционирования страны в мире. В ряде работ не затрагивается тема публичной дипломатии напрямую, однако эти работы были необходимы для выстраивания целостного представления о механизме внешнеполитической деятельности Китая. Среди крупных зарубежных исследователей, изучающих феномен публичной дипломатии с разных точек зрения: Н. Сноу, Н. Калл, Дж. Курланцик. . Публичную дипломатию Китая в процесс наращивания «мягкой силы» изучают Р.С. Захарна, Дж. Хубберт, Ф.Хартиг.
Практика взаимодействия Китая с иностранными аудиториями ранее изучалась в рамках государственной дипломатии или как пропаганда или народная дипломатия, то есть еще тогда, когда о публичной дипломатии не говорили. Из отечественных авторов, исследующих данные аспекты, известны А.Ю. Галенович , Евдокимов Е.В., А.В. Ломанов, О. Борох. Ряд исследований посвящены инструментам наращивания «мягкой силы» Китая, среди отечественных исследователей - В.Ю Ганшин, Мишина С.И. рассматривали различные аспекты по данной тематике. В последнее время защищен ряд диссертаций по публичной дипломатии Китая. С.В. Кривохиж в своем исследовании проследила эволюцию становления публичной дипломатии Китая, А.Ю. Цветков провел сравнительный анализ основных векторов внешней политики России и Китая в контексте эффективности публичной дипломатии.
Несмотря на большое внимание к публичной дипломатии в мировой практике и публичной дипломатии Китая, в частности, а также на наличие сравнительно большого количество отечественных и иностранных работ, в той или иной степени затрагивающих предмет настоящего исследования, до сих пор мало изучен феномен образовательных обменов, финансируемых китайской стороной в контексте публичной дипломатии, и тема места международного образовательного обмена в китайской публичной дипломатии, что говорит о научной новизне исследуемой проблемы.
Методология исследования. На различных этапах исследования использовались методы сравнительного и статистического анализа. Сравнительно-типологический метод позволил упорядочить, сравнить и охарактеризовать программы международного образовательного обмена Китая с другими государствами. Статистический анализ был необходим для работы с большим объемом количественной информации по образовательным обменам между Китаем и другими государствами. Анализ содержания документов позволил проследить становление международных образовательных обменов, которые реализует китайская сторона для иностранных студентов. Для получения глубокой информации о двух новых стипендиальных программ «Schwarzman Scholars» и «The Yenching Academy» в Китае был использован метод «case-studies». Во время обучения в Китае в качестве иностранного студента был осуществлен сбор первичных данных на основе наблюдений, опросов, что позволяет включить метод полевых исследований в методологическую базу исследования.
Апробация результатов исследования.
1. Васильева Е.А. Факторы привлекательности китайских вузов для иностранных студентов. // Студенческий мир: единство в многообразии. Материалы Международной научно-практической конференции, международного конкурса научно-исследовательских и научно - практических работ– 15-16 декабря 2016 г. / Под ред. Е.В. Шарапановской, Н.В. Кондрашовой.– СПб: Университет ИТМО, 2017. С. 14-18.
2. Васильева Е.А. Изучение китайского и русского языка как фактор содействия культурной и экономической интеграции России и Китая. // Мы разные, мы вместе: Россия-Китай. Материалы Всероссийского межвузовского конкурса научно-исследовательских, научно-практических и творческих работ Всероссийского межвузовского фестиваля «Мы разные, мы вместе: Россия-Китай». / Под ред. Д.А.Светлова, Е.В.Шарапановской, СПб: Университет ИТМО, 2016. С. 186 -195.
3. Васильева Екатерина. Образовательные обмены в сотрудничестве высших школ России и Китая. // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том VII: Материалы седьмой заочной сессии (1-9 марта 2015 года) / Н. Гусева, Пак Джису, В. Тиунов, Е. Васильева, Ю. Захарова, Ким Еунае, А. Мажарова, А. Бедуля. — Санкт-Петербург: Оргкомитет ежеквартальной студенческой научной конференции «Международные гуманитарные связи», 2015. С. 29-37.
4. Васильева Екатерина. Нормативно-правовые основы образовательного сотрудничества России и Китая. // Международные гуманитарные связи: материалы заочных сессий ежеквартальной студенческой научной конференции. Том VIII: Материалы восьмой заочной сессии (1-9 июня 2015 года) / Э. Покидова, Е. Васильева, Я. Смирнова, М. Безрукова, М. Болдырева, М. Гофман, Ю. Малькова, А. Стоянова, Е. Бучинская, К. Морданов. — Великий Новгород: Оргкомитет ежеквартальной студенческой научной конференции «Международные гуманитарные связи», 2015. С. 13-19.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав (поделенных на параграфы), заключения, в котором сформулированы основные выводы автора. В первой главе затронуты вопросы возникновения образовательных обменов и их трансформации в инструмент публичной дипломатии в мировой практике и в Китае. Вторая глава посвящена анализу государственного регулирования сферы образования и образовательного сотрудничества с другими государствами. Третья глава содержит исследование существующих видов образовательных программ Китая для иностранных студентов. Кроме того, особое внимание уделено анализу деятельности Институтов Конфуция как яркого примера реализации публичной дипломатии Китая и проведен анализ новых стипендиальных программ «Schwarzman Scholars» и «The Yenching Academy».
История образовательных обменов насчитывает не одно столетие. Однако значимые изменения в мировом образовательном пространстве происходили на протяжении XX века, когда постепенно стал увеличиваться масштаб и направления академической мобильности, количество студентов, желающих пройти обучение в другом университете. В результате роста популярности и распространенности образовательных обменов межстрановые потоки студентов превратились не просто в важную составляющую современной схемы получения высшего образования, но также в эффективный инструмент публичной дипломатии, направленный на наращивание «мягкой силы». Когда о публичной дипломатии еще не говорили, мировые державы уже начали использовать обучение иностранных студентов для продвижения своих национальных интересов, для формирования благоприятного имиджа страны за рубежом и усиления влияния на другие государства. Обучение иностранных студентов, которое способно изменить их самовосприятие и заставить рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте и развить способность к межкультурной коммуникации, становится инструментом для расширения стратегического влияния принимающего государства.
До 1990-х годов Китай служил скорее объектом публичной дипломатии других стран, нежели субъектом. Такая же ситуация была и в международном образовательном пространстве, где Китай выступал в большей степени объектом, то есть Пекин отправлял своих студентов на обучение в иностранные государства, принимал иностранных специалистов, преподавателей, но не был способен привлекать иностранных студентов. В 1990-е годы произошло изменение, когда Китай стал активно развивать свой инструментарий публичной дипломатии и выстраивать новую образовательную политику. В качестве особенности образовательных обменов как инструмента публичной дипломатии Китая можно назвать сравнительно позднее включение Китая в конкурентную борьбу за талантливых и перспективных студентов, которые в будущем могут стать представителями элиты иностранных государств.
Все статистические данные, приведенные в данной работе, подтверждают, что число иностранных студентов, желающих пройти обучение в Китае и являющихся важной социальной группой, чьи ресурсы и способности необходимо задействовать государству, с 1990-х годов и по настоящее время продолжает расти. Наблюдается стабильный рост количества иностранных студентов из соседних государств Китая в китайских университетах, что полностью отвечает принципам «добрососедской политики» Китая. В дальнейшем эти студенты будут способствовать установлению человеческих, долгосрочных, доверительных отношений между обществами. Особенностью студентов, которые отправляются в Китай, является тот факт, что они в большинстве случаев изучают китайский язык и культуру, благодаря этому во время обучения у студентов приходит понимание, происходит усвоение китайских ценностей. Масштабность культурно - исторического наследия становится ядром, основой публичной дипломатии Китая и позиционируется как ее преимущество, а одним из ключевых моментов образовательных программ Китая для иностранных студентов становится знакомство с богатой китайской культурой.
Процесс становления образовательных обменов как инструмента публичной дипломатии Китая занял не одно десятилетие. С момента образования Китайской Народной Республики и до настоящего момента идет постоянное развитие образовательной политики в сторону интернационализации образования, сложилась обширная нормативно - правовая база для осуществления образовательного сотрудничества с другими государствами. Ключевые законы для привлечения иностранных студентов и стимулирования национальных высших школ улучшить свои позиции на международном образовательном рынке были приняты в 1990-е годы. Такие программы, как «Проект - 211» и «Проект - 985», сыграли значимую роль в улучшении позиций китайских университетов на международном образовательном рынке, что сказалось на увеличении потока иностранных студентов в Китай.
Новые законы, постановления, инициативы создают благоприятные условия для обучения иностранных студентов и позволяют развивать новый формат международного сотрудничества, например, сотрудничество в рамках БРИКС, ШОС. Китайская инициатива «Один пояс и один путь» также позволяет развивать новые образовательные проекты и укреплять связи Китая с государствами, расположенными вдоль Нового Шелкового пути. Одним из направлений международного образовательного обмена Китая с другими государствами становятся стипендиальные программы, которые Пекин, финансирует в рамках крупных проектов, направленных на определенный регион или отдельную страну. Таким образом руководство Китая, стремясь установить как можно больше контактов с местным населением, привлечь их, заручиться их поддержкой, выделяет стипендии студентам из интересуемого региона или страны.
У Китая подписаны документы о развитии обменов и сотрудничества в области образования с более чем 188 странами и регионами мира. Сейчас перспективным направлением представляется качественное расширение сотрудничества путем тщательного отбора китайскими вузами вузов - партнеров, заключение с ними соглашений о двойных дипломах, открытие новых филиалов, кампусов или создание онлайн курсов. Иностранных студентов привлекает возможность получить китайскую стипендию для обучения. На данный момент существует несколько видов китайских стипендий, каждая из которых нацелена на разные категории иностранных студентов.
Для продвижения китайского языка и культуры за рубежом была создана сеть Институтов Конфуция, которая представляет собой самый известный китайский инструмент публичной дипломатии. Институты Конфуция традиционно относят к инструменту публичной дипломатии, реализуемой по направлению «культура и продвижение языка». Однако их функционирование благодаря двусторонним межуниверситетским связям, активная вовлеченность в образовательное пространство страны пребывания, что вызывает недовольство со стороны зарубежных академических кругов, позволяет оценивать деятельность Институтов Конфуция и с позиции публичной дипломатии Китая в области образования и науки. Благодаря подобной взаимосвязанности и взаимопроникновению формируется целая система публичной дипломатии Китая. Поскольку в настоящее время наблюдается растущий спрос на изучение китайского языка и знакомство с китайской культурой, это обеспечивает стабильность политики Институтов Конфуция в странах присутствия.
Однако в последнее время усилилась критика в сторону культурно -образовательных центров Китая. Ранее наблюдались единичные случаи закрытия Институтов Конфуция в той или иной стране, за которыми не следовало значимой реакции со стороны Пекина. Последние события, когда был опубликован доклад Национальной ассоциации ученых в США с выдвижением списка требований, который должен выполнить Пекин, если он хочет обучать американских студентов, свидетельствует о недовольстве механизмом управления китайской культурно -образовательной сети и ее включенностью в образовательное пространство иностранного государства. Это было особенностью китайского инструмента публичной дипломатии, которое в настоящее время столкнулось с неприятием и серьезной критикой.
Если большее количество китайских образовательных программ нацелены на рядовых иностранных студентов, то недавно появились инновационные китайские программы, такие как «Schwarzman Scholars» и «The Yenching Academy», в рамках которых обучаются лучшие студенты со всего мира. Особенностями данных программ является то, что они финансируется не только китайской стороной, но и иностранными спонсорами. Кроме того, в учебные планы инновационных программ включено изучение международных отношений и политики, что позволяет студентам поднимать и обсуждать политические вопросы. Отсутствие интеллектуальной свободы часто называют недостатком китайских образовательных программ, появление же новых стипендиальных программ может стать одним из первых шагов на пути значимых изменений в образовательной политике Китая в отношении иностранных студентов.
В целом, еще рано говорить об эффективности этих программ, но нацеленность китайского правительства работать с самыми талантливыми, успешными представителями разных государств и обучать их не только китайскому языку и культуре, но и международным отношениям, политике, экономике дает основание делать смелые выводы, что Китай создал программы для воспитания будущих лидеров. Постоянное развитие, улучшение образовательных программ, привлечение иностранных студентов, выделение значительных сумм на финансирование обучения иностранных студентов в Китае вынуждает искать политическую составляющую в данных правительственных действиях. Можно предположить, что смысл заложен в способности образовательных обменов выполнять функции инструмента публичной дипломатии, нацеленной на развитие «мягкой силы» Китая.
До 1990-х годов Китай служил скорее объектом публичной дипломатии других стран, нежели субъектом. Такая же ситуация была и в международном образовательном пространстве, где Китай выступал в большей степени объектом, то есть Пекин отправлял своих студентов на обучение в иностранные государства, принимал иностранных специалистов, преподавателей, но не был способен привлекать иностранных студентов. В 1990-е годы произошло изменение, когда Китай стал активно развивать свой инструментарий публичной дипломатии и выстраивать новую образовательную политику. В качестве особенности образовательных обменов как инструмента публичной дипломатии Китая можно назвать сравнительно позднее включение Китая в конкурентную борьбу за талантливых и перспективных студентов, которые в будущем могут стать представителями элиты иностранных государств.
Все статистические данные, приведенные в данной работе, подтверждают, что число иностранных студентов, желающих пройти обучение в Китае и являющихся важной социальной группой, чьи ресурсы и способности необходимо задействовать государству, с 1990-х годов и по настоящее время продолжает расти. Наблюдается стабильный рост количества иностранных студентов из соседних государств Китая в китайских университетах, что полностью отвечает принципам «добрососедской политики» Китая. В дальнейшем эти студенты будут способствовать установлению человеческих, долгосрочных, доверительных отношений между обществами. Особенностью студентов, которые отправляются в Китай, является тот факт, что они в большинстве случаев изучают китайский язык и культуру, благодаря этому во время обучения у студентов приходит понимание, происходит усвоение китайских ценностей. Масштабность культурно - исторического наследия становится ядром, основой публичной дипломатии Китая и позиционируется как ее преимущество, а одним из ключевых моментов образовательных программ Китая для иностранных студентов становится знакомство с богатой китайской культурой.
Процесс становления образовательных обменов как инструмента публичной дипломатии Китая занял не одно десятилетие. С момента образования Китайской Народной Республики и до настоящего момента идет постоянное развитие образовательной политики в сторону интернационализации образования, сложилась обширная нормативно - правовая база для осуществления образовательного сотрудничества с другими государствами. Ключевые законы для привлечения иностранных студентов и стимулирования национальных высших школ улучшить свои позиции на международном образовательном рынке были приняты в 1990-е годы. Такие программы, как «Проект - 211» и «Проект - 985», сыграли значимую роль в улучшении позиций китайских университетов на международном образовательном рынке, что сказалось на увеличении потока иностранных студентов в Китай.
Новые законы, постановления, инициативы создают благоприятные условия для обучения иностранных студентов и позволяют развивать новый формат международного сотрудничества, например, сотрудничество в рамках БРИКС, ШОС. Китайская инициатива «Один пояс и один путь» также позволяет развивать новые образовательные проекты и укреплять связи Китая с государствами, расположенными вдоль Нового Шелкового пути. Одним из направлений международного образовательного обмена Китая с другими государствами становятся стипендиальные программы, которые Пекин, финансирует в рамках крупных проектов, направленных на определенный регион или отдельную страну. Таким образом руководство Китая, стремясь установить как можно больше контактов с местным населением, привлечь их, заручиться их поддержкой, выделяет стипендии студентам из интересуемого региона или страны.
У Китая подписаны документы о развитии обменов и сотрудничества в области образования с более чем 188 странами и регионами мира. Сейчас перспективным направлением представляется качественное расширение сотрудничества путем тщательного отбора китайскими вузами вузов - партнеров, заключение с ними соглашений о двойных дипломах, открытие новых филиалов, кампусов или создание онлайн курсов. Иностранных студентов привлекает возможность получить китайскую стипендию для обучения. На данный момент существует несколько видов китайских стипендий, каждая из которых нацелена на разные категории иностранных студентов.
Для продвижения китайского языка и культуры за рубежом была создана сеть Институтов Конфуция, которая представляет собой самый известный китайский инструмент публичной дипломатии. Институты Конфуция традиционно относят к инструменту публичной дипломатии, реализуемой по направлению «культура и продвижение языка». Однако их функционирование благодаря двусторонним межуниверситетским связям, активная вовлеченность в образовательное пространство страны пребывания, что вызывает недовольство со стороны зарубежных академических кругов, позволяет оценивать деятельность Институтов Конфуция и с позиции публичной дипломатии Китая в области образования и науки. Благодаря подобной взаимосвязанности и взаимопроникновению формируется целая система публичной дипломатии Китая. Поскольку в настоящее время наблюдается растущий спрос на изучение китайского языка и знакомство с китайской культурой, это обеспечивает стабильность политики Институтов Конфуция в странах присутствия.
Однако в последнее время усилилась критика в сторону культурно -образовательных центров Китая. Ранее наблюдались единичные случаи закрытия Институтов Конфуция в той или иной стране, за которыми не следовало значимой реакции со стороны Пекина. Последние события, когда был опубликован доклад Национальной ассоциации ученых в США с выдвижением списка требований, который должен выполнить Пекин, если он хочет обучать американских студентов, свидетельствует о недовольстве механизмом управления китайской культурно -образовательной сети и ее включенностью в образовательное пространство иностранного государства. Это было особенностью китайского инструмента публичной дипломатии, которое в настоящее время столкнулось с неприятием и серьезной критикой.
Если большее количество китайских образовательных программ нацелены на рядовых иностранных студентов, то недавно появились инновационные китайские программы, такие как «Schwarzman Scholars» и «The Yenching Academy», в рамках которых обучаются лучшие студенты со всего мира. Особенностями данных программ является то, что они финансируется не только китайской стороной, но и иностранными спонсорами. Кроме того, в учебные планы инновационных программ включено изучение международных отношений и политики, что позволяет студентам поднимать и обсуждать политические вопросы. Отсутствие интеллектуальной свободы часто называют недостатком китайских образовательных программ, появление же новых стипендиальных программ может стать одним из первых шагов на пути значимых изменений в образовательной политике Китая в отношении иностранных студентов.
В целом, еще рано говорить об эффективности этих программ, но нацеленность китайского правительства работать с самыми талантливыми, успешными представителями разных государств и обучать их не только китайскому языку и культуре, но и международным отношениям, политике, экономике дает основание делать смелые выводы, что Китай создал программы для воспитания будущих лидеров. Постоянное развитие, улучшение образовательных программ, привлечение иностранных студентов, выделение значительных сумм на финансирование обучения иностранных студентов в Китае вынуждает искать политическую составляющую в данных правительственных действиях. Можно предположить, что смысл заложен в способности образовательных обменов выполнять функции инструмента публичной дипломатии, нацеленной на развитие «мягкой силы» Китая.
Подобные работы
- Международная молодёжная политика Российской Федерации как
инструмент публичной дипломатии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 -
Популяризация японского языка как инструмент культурной дипломатии современной Японии во внешнеполитических отношениях с Китаем
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Проект "Один пояс-один путь" в системе публичной дипломатии РФ и КНР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Спортивная дипломатия США
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - ЭВОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КНР 1949-2012 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Автомобильные бренды как инструмент мягкой силы Китая в России
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2013 - Общественная дипломатия как инструмент российско-китайских отношений
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - УКРАИНСКИЙ ВОПРОС В ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В НАЧ. XXI В
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Реализация публичной дипломатии КНР в странах Центральной Азии
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



