Языковая репрезентация оппозиции «сейчас-тогда» в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лингвистические и философские основы теории бинарных оппозиций 7
1.1 Дискурс как актуальный предмет научной мысли 7
1.2 Восприятие окружающей действительности в рамках теории языковой картины мира 10
1.3 Понятия дейксиса и хронотопа в когнитивной теории познания 12
1.3.1 Понятие дейксиса в теории познания 12
1.3.2 Понятие хронотопа в теории познания 14
1.4 Теория лингвистической оппозиции 15
1.4.1 Философские основы теории оппозиции 15
1.4.2 Лингвистические основы теории оппозиции 18
1.5 Основные принципы метода фреймового анализа 21
1.6 Литературоведческий анализ произведения 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 26
Глава 2. Языковая репрезентация оппозиции «сейчас-тогда» в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» 27
2.1 Анализ словарных дефиниций концептов «now» и «then» 27
2.2 Анализ концептов с позиций теории когнитивной метафоры 29
2.3 Особенности актуализации концепт-оппозиции в тексте произведения 35
2.3.1 Эксплицитная вербализация обоих концептов 35
2.3.2 Эксплицитная вербализация одного бинома оппозиции 52
2.4 Фреймо-слотовая структура концептов «now» и «then» 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 69
Глава 1. Лингвистические и философские основы теории бинарных оппозиций 7
1.1 Дискурс как актуальный предмет научной мысли 7
1.2 Восприятие окружающей действительности в рамках теории языковой картины мира 10
1.3 Понятия дейксиса и хронотопа в когнитивной теории познания 12
1.3.1 Понятие дейксиса в теории познания 12
1.3.2 Понятие хронотопа в теории познания 14
1.4 Теория лингвистической оппозиции 15
1.4.1 Философские основы теории оппозиции 15
1.4.2 Лингвистические основы теории оппозиции 18
1.5 Основные принципы метода фреймового анализа 21
1.6 Литературоведческий анализ произведения 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 26
Глава 2. Языковая репрезентация оппозиции «сейчас-тогда» в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» 27
2.1 Анализ словарных дефиниций концептов «now» и «then» 27
2.2 Анализ концептов с позиций теории когнитивной метафоры 29
2.3 Особенности актуализации концепт-оппозиции в тексте произведения 35
2.3.1 Эксплицитная вербализация обоих концептов 35
2.3.2 Эксплицитная вербализация одного бинома оппозиции 52
2.4 Фреймо-слотовая структура концептов «now» и «then» 59
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ 69
За всю историю человеческой цивилизации и за историю письменности неизменно полемичными были такие темы как добро и зло, любовь и ненависть, темы противостояния стран и семей. Такие бинарные оппозиции как «добро-зло», «свой-чужой», «сейчас-тогда», «любовь-ненависть», «жизнь-смерть» и многие другие зачастую являются связующим звеном для литературных произведений многих стран вне зависимости от времени их написания. Действительно, бинарные оппозиции – это универсальное средство отражения окружающей действительности и один из самых естественных способов передать как настроение автора, так и его отношение к героям и событиям.
Рассматриваемая оппозиция «сейчас-тогда» находит яркое отражение в романе Олдоса Хаксли «Brave New World». Антиутопические романы являются иллюстративным материалом для рассмотрения особенностей актуализации таких оппозиций как «свой-чужой» и «сейчас-тогда», поскольку именно в описании «худшего» или «нежелательного» по мнению автора общества можно увидеть как отношение писателя к современной ему политической и социальной обстановке, так и взгляды широких слоев населения.
Теоретической основой исследования послужили труды Н.Д. Арутюновой, Е.И.Шейгал, Т.А. ван Дейка и М. Фуко о теории дискурса, работы Ю.М. Лотмана, Ж.Деррида, Дж.Лайонза, К. Леви-Стросса, Ч. Огдена и Ф. де Соссюра о теории оппозиции, работы М.М. Бахтина и К.Бюлера о дейксисе и хронотопе, а также труды о языковой картине мира А.Вежбицкой, В. фон Гумбольдта, Э. Сепира и Б. Уорфа.
Актуальность исследования объясняется фундаментальностью теории бинарных оппозиций и ее релевантностью современным гуманитарным, в том числе лингвистическим исследованиям. Именно в оппозициях отражена специфика культуры, национального и интернационального мышления, индивидуальной и коллективной картины мира в рассматриваемый период.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней, в отличие от литературоведческих исследований, впервые применяется совокупность актуальных методов лингвистического анализа для изучения и систематизации языковой репрезентации бинарной оппозиции «сейчас—тогда» в тексте антиутопического романа «Brave New World». Посредством анализа когнитивной и фреймо-слотовой структур концептов «now» и «then» иллюстрируются особенности восприятия данных концептов в англоязычной картине мира. На основе результатов данного исследования были проанализированы и категорированы примеры из текста произведения, иллюстрирующие оппозицию.
Целью данного исследования ¬является выявление особенностей актуализации бинарной оппозиции в романе Олдоса Хаксли «Brave New World», их анализ и выявление семантики и когнитивной структуры концептов «now» и «then» в произведении.
Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи:
рассмотреть особенности отражения реального мира в культуре;
рассмотреть использование дейксиса как одного из средств отражения окружающей действительности;
определить понятие бинарной оппозиции и рассмотреть основные её виды;
определить на основе словарных дефиниций границы номинативных полей концептов «now»и «then»;
установить на основе корпуса цитат образные компоненты и оценочную зону концептов «now»и «then»;
изучить языковые приемы реализации оппозиции «now—then» на основе корпуса примеров из текста произведения.
Объектом исследования является категория оппозиции «сейчас—тогда».
Предметом исследования выступает совокупность языковых средств репрезентации указанной бинарной оппозиции в романе Олдоса Хаксли «Brave New World».
Для изучения проблемы и решения задач выпускной квалификационной работы использованы методы лингвистического описания, сравнительного анализа и метод семантического анализа, метод анализа словарных дефиниций, метод когнитивно-интерпретационного анализа.
Практическая ценность полученных результатов определяется возможностью их применения в преподавании курсов когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, литературоведения, лексикологии и стилистики английского языка, лингвистики текста, а также в дальнейших исследованиях студентов и аспирантов.
Структура работы обусловлена задачами. Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранного направления исследования, определяется объект и предмет работы, ставится цель и формулируются задачи работы.
Первая глава носит теоретический характер, приводит понятие языковой картины мира, раскрывает основные понятия исследования, такие как «дейксис» и «бинарная оппозиция».
Вторая глава носит практический характер и содержит анализ концепт-оппозиции «now—then» в англоязычной картине мира и анализ бинарной оппозиции в романе Олдоса Хаксли «Brave New World».
В заключении подводятся основные итоги исследования и определяются перспективные направления возможного дальнейшего исследования.
Список использованной литературы состоит из 27 источников на русском, 12 источников на английском языке, а также 4 словарей, и содержит ссылки на источники, которые были использованы в ходе работы.
Рассматриваемая оппозиция «сейчас-тогда» находит яркое отражение в романе Олдоса Хаксли «Brave New World». Антиутопические романы являются иллюстративным материалом для рассмотрения особенностей актуализации таких оппозиций как «свой-чужой» и «сейчас-тогда», поскольку именно в описании «худшего» или «нежелательного» по мнению автора общества можно увидеть как отношение писателя к современной ему политической и социальной обстановке, так и взгляды широких слоев населения.
Теоретической основой исследования послужили труды Н.Д. Арутюновой, Е.И.Шейгал, Т.А. ван Дейка и М. Фуко о теории дискурса, работы Ю.М. Лотмана, Ж.Деррида, Дж.Лайонза, К. Леви-Стросса, Ч. Огдена и Ф. де Соссюра о теории оппозиции, работы М.М. Бахтина и К.Бюлера о дейксисе и хронотопе, а также труды о языковой картине мира А.Вежбицкой, В. фон Гумбольдта, Э. Сепира и Б. Уорфа.
Актуальность исследования объясняется фундаментальностью теории бинарных оппозиций и ее релевантностью современным гуманитарным, в том числе лингвистическим исследованиям. Именно в оппозициях отражена специфика культуры, национального и интернационального мышления, индивидуальной и коллективной картины мира в рассматриваемый период.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней, в отличие от литературоведческих исследований, впервые применяется совокупность актуальных методов лингвистического анализа для изучения и систематизации языковой репрезентации бинарной оппозиции «сейчас—тогда» в тексте антиутопического романа «Brave New World». Посредством анализа когнитивной и фреймо-слотовой структур концептов «now» и «then» иллюстрируются особенности восприятия данных концептов в англоязычной картине мира. На основе результатов данного исследования были проанализированы и категорированы примеры из текста произведения, иллюстрирующие оппозицию.
Целью данного исследования ¬является выявление особенностей актуализации бинарной оппозиции в романе Олдоса Хаксли «Brave New World», их анализ и выявление семантики и когнитивной структуры концептов «now» и «then» в произведении.
Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи:
рассмотреть особенности отражения реального мира в культуре;
рассмотреть использование дейксиса как одного из средств отражения окружающей действительности;
определить понятие бинарной оппозиции и рассмотреть основные её виды;
определить на основе словарных дефиниций границы номинативных полей концептов «now»и «then»;
установить на основе корпуса цитат образные компоненты и оценочную зону концептов «now»и «then»;
изучить языковые приемы реализации оппозиции «now—then» на основе корпуса примеров из текста произведения.
Объектом исследования является категория оппозиции «сейчас—тогда».
Предметом исследования выступает совокупность языковых средств репрезентации указанной бинарной оппозиции в романе Олдоса Хаксли «Brave New World».
Для изучения проблемы и решения задач выпускной квалификационной работы использованы методы лингвистического описания, сравнительного анализа и метод семантического анализа, метод анализа словарных дефиниций, метод когнитивно-интерпретационного анализа.
Практическая ценность полученных результатов определяется возможностью их применения в преподавании курсов когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, литературоведения, лексикологии и стилистики английского языка, лингвистики текста, а также в дальнейших исследованиях студентов и аспирантов.
Структура работы обусловлена задачами. Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранного направления исследования, определяется объект и предмет работы, ставится цель и формулируются задачи работы.
Первая глава носит теоретический характер, приводит понятие языковой картины мира, раскрывает основные понятия исследования, такие как «дейксис» и «бинарная оппозиция».
Вторая глава носит практический характер и содержит анализ концепт-оппозиции «now—then» в англоязычной картине мира и анализ бинарной оппозиции в романе Олдоса Хаксли «Brave New World».
В заключении подводятся основные итоги исследования и определяются перспективные направления возможного дальнейшего исследования.
Список использованной литературы состоит из 27 источников на русском, 12 источников на английском языке, а также 4 словарей, и содержит ссылки на источники, которые были использованы в ходе работы.
Целью данного исследования являлось выявление особенностей актуализации бинарной оппозиции в романе Олдоса Хаксли «Brave New World», их анализ и выявление семантики и когнитивной структуры концептов «now»и «then»в произведении.
Анализ теоретического материала позволил подробно рассмотреть такие важные для лингвистического исследования понятия как языковая картина мира, дейксис, оппозиция, фрейм и дискурс.
В результате формирования языковой личностью картины мира встает вопрос о нахождении самой личности в этой картине. На первый план при осознании человека себя в пространстве и времени выходит дейксис и средства его выражения. Одним из основных средств дейксиса становятся бинарные оппозиции.
Бинарная оппозиция «now—then»является одной из основных, соотносится как с личностным дейксисом (например, с оппозицией «свой—чужой»), так и с пространственным («близко—далеко»). Сцельювыявленияядерныхсоставляющихноминативныхполейконцептовбылпроведендефиниционныйанализ, позволивший выделить их концептуальные признаки («now» – present, not in the past or future, used with the sense of present time weakened or lost to express command; «then» – past, future, the time mentioned, next after in order, in that case, belonging to the time mentioned).Наосноверядавысказыванийицитатизхудожественныхпроизведенийзатембыливыделеныметафорическиемодели, характерныедляанглоговорящейязыковойличностиприосмысленииконцептов«now»и«then»:«today is the best opportunity», «the present is a sorrowful moment»; «the past as the basis for the present and the future», «the past is something to be left alone or forgotten», «the future is something unattainable and uncertain», «the future as an ideal place».
В ходе анализа корпуса примеров из романа «BraveNewWorld»были выявлены основные способы вербализации биномов оппозиции. Главными особенностями стали наличие авторских оппозиций, репрезентированных лексическими единицами, не являющимися словарными антонимами, вербализация оппозиции лексическими единицами, принадлежащими к разным частям речи, а также случаи эксплицитного представления только одного бинома оппозиции. На основе данного анализа в дальнейшем была составлена фреймо-слотовая структура концептов: фрейм now состоит из слотов progress, community и comfortandhappiness; фрейм then – culture, savagery и discomfortandunhappiness.
Языковое сознание представителя Мирового Государства, как описал его Олдос Хаксли, радикально отличается от привычного современному человеку. Представитель антиутопической цивилизации будущего полностью отказывается от любой положительной характеристики концепта «then» – прошлое осмысляется исключительно с негативной точки зрения, памятники искусства уничтожаются, литература запрещена, институт семьи становится чем-то аморальным. В своей критике социализма и утилитаризма Хаксли преуспел в создании образа личности, восхваляющей только комфорт, живущей только настоящим днем. Неслучайно одним из главных заветов для героев произведения за исключением Джона становится считалка «Wasandwillmakemeill, Itakeagrammeandonlyam.» – население ставит себя в оппозицию прошлому и не задумывается о будущем, только концепт «now»представляется значимым для человека. «BraveNewWorld» – роман-антиутопия, но нам представляется, что главным предостережением для потомков у Хаксли получилось сделать не описание бесчеловечности тоталитарного правительства, как это делал, к примеру, Джордж Оруэлл, а именно образ человека, отказавшегося от прошлого.
Анализ теоретического материала позволил подробно рассмотреть такие важные для лингвистического исследования понятия как языковая картина мира, дейксис, оппозиция, фрейм и дискурс.
В результате формирования языковой личностью картины мира встает вопрос о нахождении самой личности в этой картине. На первый план при осознании человека себя в пространстве и времени выходит дейксис и средства его выражения. Одним из основных средств дейксиса становятся бинарные оппозиции.
Бинарная оппозиция «now—then»является одной из основных, соотносится как с личностным дейксисом (например, с оппозицией «свой—чужой»), так и с пространственным («близко—далеко»). Сцельювыявленияядерныхсоставляющихноминативныхполейконцептовбылпроведендефиниционныйанализ, позволивший выделить их концептуальные признаки («now» – present, not in the past or future, used with the sense of present time weakened or lost to express command; «then» – past, future, the time mentioned, next after in order, in that case, belonging to the time mentioned).Наосноверядавысказыванийицитатизхудожественныхпроизведенийзатембыливыделеныметафорическиемодели, характерныедляанглоговорящейязыковойличностиприосмысленииконцептов«now»и«then»:«today is the best opportunity», «the present is a sorrowful moment»; «the past as the basis for the present and the future», «the past is something to be left alone or forgotten», «the future is something unattainable and uncertain», «the future as an ideal place».
В ходе анализа корпуса примеров из романа «BraveNewWorld»были выявлены основные способы вербализации биномов оппозиции. Главными особенностями стали наличие авторских оппозиций, репрезентированных лексическими единицами, не являющимися словарными антонимами, вербализация оппозиции лексическими единицами, принадлежащими к разным частям речи, а также случаи эксплицитного представления только одного бинома оппозиции. На основе данного анализа в дальнейшем была составлена фреймо-слотовая структура концептов: фрейм now состоит из слотов progress, community и comfortandhappiness; фрейм then – culture, savagery и discomfortandunhappiness.
Языковое сознание представителя Мирового Государства, как описал его Олдос Хаксли, радикально отличается от привычного современному человеку. Представитель антиутопической цивилизации будущего полностью отказывается от любой положительной характеристики концепта «then» – прошлое осмысляется исключительно с негативной точки зрения, памятники искусства уничтожаются, литература запрещена, институт семьи становится чем-то аморальным. В своей критике социализма и утилитаризма Хаксли преуспел в создании образа личности, восхваляющей только комфорт, живущей только настоящим днем. Неслучайно одним из главных заветов для героев произведения за исключением Джона становится считалка «Wasandwillmakemeill, Itakeagrammeandonlyam.» – население ставит себя в оппозицию прошлому и не задумывается о будущем, только концепт «now»представляется значимым для человека. «BraveNewWorld» – роман-антиутопия, но нам представляется, что главным предостережением для потомков у Хаксли получилось сделать не описание бесчеловечности тоталитарного правительства, как это делал, к примеру, Джордж Оруэлл, а именно образ человека, отказавшегося от прошлого.



