ГОТОВНОСТЬ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ ВУЗА 6
1.1. Понятие и классификация готовности к соблюдению академических норм 6
1.2. Психолого-педагогические условия становления и развития готовности студентов к соблюдению академических норм 13
1.3. Роль учебной мотивации студентов в развитии готовности к соблюдению академических норм 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты и их обсуждение 34
2.3. Практические рекомендации по развитию готовности студентов соблюдать академические нормы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ ВУЗА 6
1.1. Понятие и классификация готовности к соблюдению академических норм 6
1.2. Психолого-педагогические условия становления и развития готовности студентов к соблюдению академических норм 13
1.3. Роль учебной мотивации студентов в развитии готовности к соблюдению академических норм 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты и их обсуждение 34
2.3. Практические рекомендации по развитию готовности студентов соблюдать академические нормы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложения
Актуальность проблемы исследования. В условиях существующей практики обучения в высшей школе предъявляются высокие требования к уровню нравственного развития студентов, в том числе к уровню их готовности соблюдать академические нормы в процессе обучения. Однако, в ученических группах из года в год наблюдаются случаи пренебрежения академическими нормами, их нарушение. Это приводит к резкому ухудшению качества образования и снижению уровня профессиональной подготовки, иными словами компетентности специалистов.
Проблема психологической готовности студентов к соблюдению академических норм вуза и факторов её становления и развития не является новой для психолого-педагогической литературы. Понятие «готовность к соблюдению академических норм», его структура и функции (Е.Д. Шмелева, С.В. Голунов, Г.З. Ефимова. М.Н. Кичерова), а также внутренние и внешние факторы ее становления и развития (А.С. Герасимова, Е.И. Борисова, Л.И. Полищук, А.Д. Суворова, Г.И. Трип и др.) стали предметом изучения в ряде исследований. Ученые склонны считать, что одним из внутренних факторов, влияющих на готовность студентов следовать академическим нормам вуза, является учебная мотивация (Э.Ш. Хамитов, И.М. Кусраева, С.В. Быков, И.О. Корокошко). Вместе с тем, характер влияния учебной мотивации студентов на их готовность соблюдать академические нормы не является предметом специального психолого-педагогического анализа.
Проблема исследования: различается ли и как готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза?
Цель исследования: изучить готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза.
Объект исследования: готовность студентов к соблюдению академических норм.
Предмет исследования: готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза.
Теоретико-методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, основные положения теории развития учебной мотивации А.К. Марковой.
Гипотеза исследования: готовность к соблюдению академических норм будет различаться у студентов с разным уровнем учебной мотивации, а именно: студенты с высоким уровнем развития учебной мотивации, которые характеризуются преобладанием внутренних и внешне положительных мотивов будут отличаться и более высоким уровнем готовности к соблюдению академических норм.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к решению проблемы готовности студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза;
2. Определить уровень готовности студентов-психологов 1-4 курсов к соблюдению академических норм;
3. Изучить уровень учебной мотивации студентов-психологов 1-4 курсов;
4. Выявить различия в готовности студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы;
5. Разработать практические рекомендации по развитию готовности студентов соблюдать академические нормы вуза.
Методы исследования:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опросный метод и констатирующий эксперимент.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 20, непараметрический
статистический критерий для независимых выборок критерий Н-Крускала-
Уоллиса и корреляционный анализ данных) методы.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
Методики исследования:
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1) анкета «Готовность к соблюдению академических норм» А.С. Герасимовой;
2) ценностно-нормативная методика А.С. Герасимовой, направленная на выявление уровня учебной мотивации студентов вуза.
3) методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А.А. Реана);
База исследования. В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 37.03.01 Психология факультета психологии НИУ«БелГУ».
Всего - 118 человек.
Структура дипломной работы. Дипломная работа содержит введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, список использованных источников и приложения.
Проблема психологической готовности студентов к соблюдению академических норм вуза и факторов её становления и развития не является новой для психолого-педагогической литературы. Понятие «готовность к соблюдению академических норм», его структура и функции (Е.Д. Шмелева, С.В. Голунов, Г.З. Ефимова. М.Н. Кичерова), а также внутренние и внешние факторы ее становления и развития (А.С. Герасимова, Е.И. Борисова, Л.И. Полищук, А.Д. Суворова, Г.И. Трип и др.) стали предметом изучения в ряде исследований. Ученые склонны считать, что одним из внутренних факторов, влияющих на готовность студентов следовать академическим нормам вуза, является учебная мотивация (Э.Ш. Хамитов, И.М. Кусраева, С.В. Быков, И.О. Корокошко). Вместе с тем, характер влияния учебной мотивации студентов на их готовность соблюдать академические нормы не является предметом специального психолого-педагогического анализа.
Проблема исследования: различается ли и как готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза?
Цель исследования: изучить готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза.
Объект исследования: готовность студентов к соблюдению академических норм.
Предмет исследования: готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза.
Теоретико-методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, основные положения теории развития учебной мотивации А.К. Марковой.
Гипотеза исследования: готовность к соблюдению академических норм будет различаться у студентов с разным уровнем учебной мотивации, а именно: студенты с высоким уровнем развития учебной мотивации, которые характеризуются преобладанием внутренних и внешне положительных мотивов будут отличаться и более высоким уровнем готовности к соблюдению академических норм.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к решению проблемы готовности студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза;
2. Определить уровень готовности студентов-психологов 1-4 курсов к соблюдению академических норм;
3. Изучить уровень учебной мотивации студентов-психологов 1-4 курсов;
4. Выявить различия в готовности студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы;
5. Разработать практические рекомендации по развитию готовности студентов соблюдать академические нормы вуза.
Методы исследования:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опросный метод и констатирующий эксперимент.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 20, непараметрический
статистический критерий для независимых выборок критерий Н-Крускала-
Уоллиса и корреляционный анализ данных) методы.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
Методики исследования:
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1) анкета «Готовность к соблюдению академических норм» А.С. Герасимовой;
2) ценностно-нормативная методика А.С. Герасимовой, направленная на выявление уровня учебной мотивации студентов вуза.
3) методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А.А. Реана);
База исследования. В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 37.03.01 Психология факультета психологии НИУ«БелГУ».
Всего - 118 человек.
Структура дипломной работы. Дипломная работа содержит введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, список использованных источников и приложения.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «готовность к соблюдению академических норм» может рассматриваться и как установка, и как отношение, и как образование, и как состояние. Также различаются подходы к рассмотрению структуры данного вида психологической готовности. В ходе исследования, мы выяснили что, готовность к соблюдению академических норм рассматривается, как частный вид психологической готовности, которая представляет собой устойчивую характеристику личности, целостный комплекс, включающий в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный (знание академических и нравственных норм), эмоциональный (доминирующее переживание в ситуации нравственного выбора) поведенческий (характер поведения в ситуации нравственного выбора), отвечающих требованиям содержания и условиям учебной деятельности.
Кроме того, мы определили, что существуют различия в понимании и выделении академических норм и видов их нарушений. Проанализировав вариации нарушений академических норм и типов недобросовестного, неэтичного поведения, а также «Положения о применении дисциплинарных взысканий за нарушение академических норм в написании письменных учебных работ в БелГУ», мы остановились на следующем перечне академических норм: не списывать; не использовать двойную сдачу письменных работ; не прибегать к подлогу; не использовать плагиат; не фабриковать данные исследования.
Рассматривая факторы, влияющие на уровень развития готовности студентов соблюдать академические нормы, мы отметили, что большинство исследователей, в качестве ведущего внутреннего фактора, рассматривают уровень развития учебной мотивации. Данное психологическое явление также имеет множество вариантов подходов к рассмотрению и трактовок. Под учебной мотивацией, в рамках деятельностного подхода, понимается направленность личности студентая на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней. Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Принято выделять следующие группы учебных мотивов (познавательные и социальные), дифференцируя каждую из них. К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми). Также учебную мотивацию принято разделять на внутреннюю и внешнюю.
В соответствии с поставленными задачами эмпирического исследования, сначала был проведен анализ результатов уровня готовности соблюдать академические нормы студентов-психологов с 1 по 4 курс, который показал, что неблагоприятная ситуация сложилась по отношению к таким академическим нормам как «не списывать», «не использовать двойную сдачу письменных работ», «не использовать плагиат». Около половины испытуемых из всей совокупности имеет по данным нормам низкий уровень готовности (52%, 37% и 44,2% соответственно). Другими словами, студенты считают допустимым нарушение той или иной академической нормы. В отношении академических норм «не прибегать к подлогу письменных работ» и «не фабриковать результаты исследований» около половины испытуемых демонстрируют средний уровень готовности (45,7% и 44% студентов соответственно). Данный уровень отражает когнитивную готовность студентов соблюдать названные нормы (считают их нарушение недопустимым), но у них либо не сформировано собственное негативное отношение к факту их нарушения, либо не сформировано должное поведение.
Проанализировав результаты об уровне развития учебной мотивации, мы пришли к выводу, что 69% испытуемых имеют или низкий уровень, или ниже среднего уровень учебной мотивации (35,5% и 33,2% соответственно). Это говорит о широкой или узкой направленности спектра ведущих мотивов, выполняющих функцию знаемых, а также о неустойчивой, противоречивой, недостаточно осознанной и ситуативной мотивационной направленности студентов. Наиболее благоприятная ситуация складывается на вторых и третьих курсах обучения в вузе. Высоким или средним уровнем развития учебной мотивации характеризуются 48,4% второкурсников и 31% четверокурсников. Менее благоприятная ситуация складывается среди первокурсников и выпускников. Всего 23,2% первокурсников и 14,4% четверокурсников имеют высокий или средний уровень развития учебной мотивации.
Далее были рассмотрены результаты о виде мотивационного комплекса, побуждающего, по мнению студентов 1-4 курсов, к профессиональной деятельности, которые показали, что 69% респондентов имеют оптимальный мотивационный комплекс, что говорит о преобладании внутренних и внешних положительных мотивов профессиональной деятельности. Большинство студентов считают основным мотивом своей профессиональной и учебной деятельности мотив самореализации и удовлетворения от самого процесса деятельности. Только 3% студентов- психологов характеризуются неоптимальным мотивационным комплексом, т.е. преобладанием внешней отрицательной мотивации в профессиональной и учебной деятельности. Эти студенты желают избегать критики со стороны
руководства или однокурсников, а также избегать возможных наказаний или неприятностей.
Проведя статистический анализ данных, мы получили подтверждение нашей гипотезы: готовность к соблюдению академических норм будет различаться у студентов с разным уровнем учебной мотивации, а именно: студенты с высоким уровнем развития учебной мотивации, характеризующимся преобладанием внутренних и внешне положительных мотивов будут характеризоваться и более высоким уровнем готовности к соблюдению академических норм, полностью подтвердилась.
Полученные результаты проведенного исследования могут быть рекомендованы для работников психологической службы и преподавателей вуза в разработке и построении учебно-воспитательного процесса. Кроме того, возможна и дальнейшая научная работа в рамках разрешения проблемы готовности студентов соблюдать академические нормы вуза.
Кроме того, мы определили, что существуют различия в понимании и выделении академических норм и видов их нарушений. Проанализировав вариации нарушений академических норм и типов недобросовестного, неэтичного поведения, а также «Положения о применении дисциплинарных взысканий за нарушение академических норм в написании письменных учебных работ в БелГУ», мы остановились на следующем перечне академических норм: не списывать; не использовать двойную сдачу письменных работ; не прибегать к подлогу; не использовать плагиат; не фабриковать данные исследования.
Рассматривая факторы, влияющие на уровень развития готовности студентов соблюдать академические нормы, мы отметили, что большинство исследователей, в качестве ведущего внутреннего фактора, рассматривают уровень развития учебной мотивации. Данное психологическое явление также имеет множество вариантов подходов к рассмотрению и трактовок. Под учебной мотивацией, в рамках деятельностного подхода, понимается направленность личности студентая на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней. Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Принято выделять следующие группы учебных мотивов (познавательные и социальные), дифференцируя каждую из них. К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми). Также учебную мотивацию принято разделять на внутреннюю и внешнюю.
В соответствии с поставленными задачами эмпирического исследования, сначала был проведен анализ результатов уровня готовности соблюдать академические нормы студентов-психологов с 1 по 4 курс, который показал, что неблагоприятная ситуация сложилась по отношению к таким академическим нормам как «не списывать», «не использовать двойную сдачу письменных работ», «не использовать плагиат». Около половины испытуемых из всей совокупности имеет по данным нормам низкий уровень готовности (52%, 37% и 44,2% соответственно). Другими словами, студенты считают допустимым нарушение той или иной академической нормы. В отношении академических норм «не прибегать к подлогу письменных работ» и «не фабриковать результаты исследований» около половины испытуемых демонстрируют средний уровень готовности (45,7% и 44% студентов соответственно). Данный уровень отражает когнитивную готовность студентов соблюдать названные нормы (считают их нарушение недопустимым), но у них либо не сформировано собственное негативное отношение к факту их нарушения, либо не сформировано должное поведение.
Проанализировав результаты об уровне развития учебной мотивации, мы пришли к выводу, что 69% испытуемых имеют или низкий уровень, или ниже среднего уровень учебной мотивации (35,5% и 33,2% соответственно). Это говорит о широкой или узкой направленности спектра ведущих мотивов, выполняющих функцию знаемых, а также о неустойчивой, противоречивой, недостаточно осознанной и ситуативной мотивационной направленности студентов. Наиболее благоприятная ситуация складывается на вторых и третьих курсах обучения в вузе. Высоким или средним уровнем развития учебной мотивации характеризуются 48,4% второкурсников и 31% четверокурсников. Менее благоприятная ситуация складывается среди первокурсников и выпускников. Всего 23,2% первокурсников и 14,4% четверокурсников имеют высокий или средний уровень развития учебной мотивации.
Далее были рассмотрены результаты о виде мотивационного комплекса, побуждающего, по мнению студентов 1-4 курсов, к профессиональной деятельности, которые показали, что 69% респондентов имеют оптимальный мотивационный комплекс, что говорит о преобладании внутренних и внешних положительных мотивов профессиональной деятельности. Большинство студентов считают основным мотивом своей профессиональной и учебной деятельности мотив самореализации и удовлетворения от самого процесса деятельности. Только 3% студентов- психологов характеризуются неоптимальным мотивационным комплексом, т.е. преобладанием внешней отрицательной мотивации в профессиональной и учебной деятельности. Эти студенты желают избегать критики со стороны
руководства или однокурсников, а также избегать возможных наказаний или неприятностей.
Проведя статистический анализ данных, мы получили подтверждение нашей гипотезы: готовность к соблюдению академических норм будет различаться у студентов с разным уровнем учебной мотивации, а именно: студенты с высоким уровнем развития учебной мотивации, характеризующимся преобладанием внутренних и внешне положительных мотивов будут характеризоваться и более высоким уровнем готовности к соблюдению академических норм, полностью подтвердилась.
Полученные результаты проведенного исследования могут быть рекомендованы для работников психологической службы и преподавателей вуза в разработке и построении учебно-воспитательного процесса. Кроме того, возможна и дальнейшая научная работа в рамках разрешения проблемы готовности студентов соблюдать академические нормы вуза.
Подобные работы
- РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Социокультурные барьеры во взаимодействии российских и иностранных студентов в условиях совместного проживания в общежитиях НИ ТГУ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ» КАЗАНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Использование дидактических сказок в формировании компонентов психологической готовности к школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ВОЛЕВОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК УСЛОВИЕ
РАВЗИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Кадровый резерв в управлении персоналом (на примере ОАО «ТомскНИПИнефть»)
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



