ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ ВУЗА 6
1.1. Понятие и классификация готовности к соблюдению академических норм 6
1.2. Психолого-педагогические условия становления и развития готовности студентов к соблюдению академических норм 13
1.3. Роль учебной мотивации студентов в развитии готовности к соблюдению академических норм 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Результаты и их обсуждение 34
2.3. Практические рекомендации по развитию готовности студентов соблюдать академические нормы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Приложения
Актуальность проблемы исследования. В условиях существующей практики обучения в высшей школе предъявляются высокие требования к уровню нравственного развития студентов, в том числе к уровню их готовности соблюдать академические нормы в процессе обучения. Однако, в ученических группах из года в год наблюдаются случаи пренебрежения академическими нормами, их нарушение. Это приводит к резкому ухудшению качества образования и снижению уровня профессиональной подготовки, иными словами компетентности специалистов.
Проблема психологической готовности студентов к соблюдению академических норм вуза и факторов её становления и развития не является новой для психолого-педагогической литературы. Понятие «готовность к соблюдению академических норм», его структура и функции (Е.Д. Шмелева, С.В. Голунов, Г.З. Ефимова. М.Н. Кичерова), а также внутренние и внешние факторы ее становления и развития (А.С. Герасимова, Е.И. Борисова, Л.И. Полищук, А.Д. Суворова, Г.И. Трип и др.) стали предметом изучения в ряде исследований. Ученые склонны считать, что одним из внутренних факторов, влияющих на готовность студентов следовать академическим нормам вуза, является учебная мотивация (Э.Ш. Хамитов, И.М. Кусраева, С.В. Быков, И.О. Корокошко). Вместе с тем, характер влияния учебной мотивации студентов на их готовность соблюдать академические нормы не является предметом специального психолого-педагогического анализа.
Проблема исследования: различается ли и как готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза?
Цель исследования: изучить готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза.
Объект исследования: готовность студентов к соблюдению академических норм.
Предмет исследования: готовность студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза.
Теоретико-методологической основой исследования служили основные положения психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, основные положения теории развития учебной мотивации А.К. Марковой.
Гипотеза исследования: готовность к соблюдению академических норм будет различаться у студентов с разным уровнем учебной мотивации, а именно: студенты с высоким уровнем развития учебной мотивации, которые характеризуются преобладанием внутренних и внешне положительных мотивов будут отличаться и более высоким уровнем готовности к соблюдению академических норм.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к решению проблемы готовности студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы вуза;
2. Определить уровень готовности студентов-психологов 1-4 курсов к соблюдению академических норм;
3. Изучить уровень учебной мотивации студентов-психологов 1-4 курсов;
4. Выявить различия в готовности студентов с разной учебной мотивацией соблюдать академические нормы;
5. Разработать практические рекомендации по развитию готовности студентов соблюдать академические нормы вуза.
Методы исследования:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опросный метод и констатирующий эксперимент.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 20, непараметрический
статистический критерий для независимых выборок критерий Н-Крускала-
Уоллиса и корреляционный анализ данных) методы.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
Методики исследования:
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1) анкета «Готовность к соблюдению академических норм» А.С. Герасимовой;
2) ценностно-нормативная методика А.С. Герасимовой, направленная на выявление уровня учебной мотивации студентов вуза.
3) методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А.А. Реана);
База исследования. В исследовании приняли участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов направлений подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 37.03.01 Психология факультета психологии НИУ«БелГУ».
Всего - 118 человек.
Структура дипломной работы. Дипломная работа содержит введение, две главы (теоретическую и эмпирическую), заключение, список использованных источников и приложения.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «готовность к соблюдению академических норм» может рассматриваться и как установка, и как отношение, и как образование, и как состояние. Также различаются подходы к рассмотрению структуры данного вида психологической готовности. В ходе исследования, мы выяснили что, готовность к соблюдению академических норм рассматривается, как частный вид психологической готовности, которая представляет собой устойчивую характеристику личности, целостный комплекс, включающий в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный (знание академических и нравственных норм), эмоциональный (доминирующее переживание в ситуации нравственного выбора) поведенческий (характер поведения в ситуации нравственного выбора), отвечающих требованиям содержания и условиям учебной деятельности.
Кроме того, мы определили, что существуют различия в понимании и выделении академических норм и видов их нарушений. Проанализировав вариации нарушений академических норм и типов недобросовестного, неэтичного поведения, а также «Положения о применении дисциплинарных взысканий за нарушение академических норм в написании письменных учебных работ в БелГУ», мы остановились на следующем перечне академических норм: не списывать; не использовать двойную сдачу письменных работ; не прибегать к подлогу; не использовать плагиат; не фабриковать данные исследования.
Рассматривая факторы, влияющие на уровень развития готовности студентов соблюдать академические нормы, мы отметили, что большинство исследователей, в качестве ведущего внутреннего фактора, рассматривают уровень развития учебной мотивации. Данное психологическое явление также имеет множество вариантов подходов к рассмотрению и трактовок. Под учебной мотивацией, в рамках деятельностного подхода, понимается направленность личности студентая на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением к ней. Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Принято выделять следующие группы учебных мотивов (познавательные и социальные), дифференцируя каждую из них. К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми). Также учебную мотивацию принято разделять на внутреннюю и внешнюю.
В соответствии с поставленными задачами эмпирического исследования, сначала был проведен анализ результатов уровня готовности соблюдать академические нормы студентов-психологов с 1 по 4 курс, который показал, что неблагоприятная ситуация сложилась по отношению к таким академическим нормам как «не списывать», «не использовать двойную сдачу письменных работ», «не использовать плагиат». Около половины испытуемых из всей совокупности имеет по данным нормам низкий уровень готовности (52%, 37% и 44,2% соответственно). Другими словами, студенты считают допустимым нарушение той или иной академической нормы. В отношении академических норм «не прибегать к подлогу письменных работ» и «не фабриковать результаты исследований» около половины испытуемых демонстрируют средний уровень готовности (45,7% и 44% студентов соответственно). Данный уровень отражает когнитивную готовность студентов соблюдать названные нормы (считают их нарушение недопустимым), но у них либо не сформировано собственное негативное отношение к факту их нарушения, либо не сформировано должное поведение.
Проанализировав результаты об уровне развития учебной мотивации, мы пришли к выводу, что 69% испытуемых имеют или низкий уровень, или ниже среднего уровень учебной мотивации (35,5% и 33,2% соответственно). Это говорит о широкой или узкой направленности спектра ведущих мотивов, выполняющих функцию знаемых, а также о неустойчивой, противоречивой, недостаточно осознанной и ситуативной мотивационной направленности студентов. Наиболее благоприятная ситуация складывается на вторых и третьих курсах обучения в вузе. Высоким или средним уровнем развития учебной мотивации характеризуются 48,4% второкурсников и 31% четверокурсников. Менее благоприятная ситуация складывается среди первокурсников и выпускников. Всего 23,2% первокурсников и 14,4% четверокурсников имеют высокий или средний уровень развития учебной мотивации.
Далее были рассмотрены результаты о виде мотивационного комплекса, побуждающего, по мнению студентов 1-4 курсов, к профессиональной деятельности, которые показали, что 69% респондентов имеют оптимальный мотивационный комплекс, что говорит о преобладании внутренних и внешних положительных мотивов профессиональной деятельности. Большинство студентов считают основным мотивом своей профессиональной и учебной деятельности мотив самореализации и удовлетворения от самого процесса деятельности. Только 3% студентов- психологов характеризуются неоптимальным мотивационным комплексом, т.е. преобладанием внешней отрицательной мотивации в профессиональной и учебной деятельности. Эти студенты желают избегать критики со стороны
руководства или однокурсников, а также избегать возможных наказаний или неприятностей.
Проведя статистический анализ данных, мы получили подтверждение нашей гипотезы: готовность к соблюдению академических норм будет различаться у студентов с разным уровнем учебной мотивации, а именно: студенты с высоким уровнем развития учебной мотивации, характеризующимся преобладанием внутренних и внешне положительных мотивов будут характеризоваться и более высоким уровнем готовности к соблюдению академических норм, полностью подтвердилась.
Полученные результаты проведенного исследования могут быть рекомендованы для работников психологической службы и преподавателей вуза в разработке и построении учебно-воспитательного процесса. Кроме того, возможна и дальнейшая научная работа в рамках разрешения проблемы готовности студентов соблюдать академические нормы вуза.
1. Аришина, Э.С. Психологическая готовность студентов- психологов к профессиональной деятельности: понятие, сущность и содержание / Э.С. Аришина // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - №6 (106). - с. 112-116.
2. Борисова, Е. И., Полищук, Л. И., Суворов, А. Д. Академическая этика и мотивация студентов: история двух / Е.И. Борисова, Л.И. Полищук, А.Д. Суворов // Высшая школа экономики. - 2013. - (Серия WP10 «Научные доклады Института институциональных исследований»). - 44 с.
3. Бражникова, А.Н. Взаимосвязь нравственности и учебной мотивации / А.Н. Бражникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - Выпуск №10. - с. 185-191.
4. Ведута, О.В. Мотивационные кризисы и кризисно-обусловленная модель формирования учебной мотивации студентов / О.В. Ведута // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - Выпуск №395. - с. 198¬203.
5. Герасименко, С.А. О направлениях воспитательной деятельности в вузе (на примере ОГУ) / С.А. Герасименко // Вестник оренбургского государственного университета. - 2014. - №2 (163). - с.51-57.
6. Герасимова, А.С. Мотивация учения в контексте деятельностного подход : учеб. пособие. / НИУ БелГУ. 2006. - 144 с.
7. Герасимова, А.С. Взаимосвязь личностной тревожности и готовности студентов соблюдать академические нормы / НИУ БелГУ Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / НИУ БелГУ ; науч. ред. И.Ф. Исаев. - Белгород,
2012. - Выпуск 2. - с. 203-206.
8. Герасимова, А.С. Деятельностная модель обучения как путь целенаправленного развития мотивации учения студентов / А.С. Герасимова; НИУ БелГУ // Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. / НИУ БелГУ ; отв. ред. В.С Шилова. - Белгород, 2013. - Выпуск 3. -С. 86-93.
9. Герасимова, А.С. Психолого-педагогические условия становления и развития учебной мотивации студентов / А.С. Герасимова // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - Выпуск №4. - с. 224-230.
10. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной
психологии [Электронный ресурс] / А.С. Герасимова // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, Раздел 2. Психология российских регионов. - Сочи, 2011. - Режим доступа:
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/g erasimova.html
11. Грачев, Ю.А. Понятие «Готовность к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания / Ю.А. Грачев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - Выпуск №4, том 52. - с. 172-175.
12. Доронина, Н.Н., Ткачев, В.Н. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов вуза / Н.Н. Доронина, В.Н. Ткачев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Выпуск №20 (191), том 23. - с. 217-224.
13. Ефимова, Г.З. Анализ основных стратегий борьбы с проявлениями недобросовестности в науке и образовании / Г.З. Ефимова // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - Выпуск №2 (22). - с. 1-29.
14. Ефремкина, И.Н., Драгомарецкая, Э.С., Синцева, Ж.А. Исследование отношения студентов к академической нечестности / И.Н. Ефремкина, Э.С. Драгомарецкая, Ж.А. Синцева // : Человек, общество, образование: состояние, проблемы и пути их решения. Международная научно-практическая конференция. Пензенский государственный технологический университет. - 2015. - с.5-9.
15. Жукова, В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» / В.Ф. Жукова // Известия Томского политехнического университета. - 2012. - Выпуск № 6. Том 320. - с.117-121.
16. Игнатьева, В. Л. Подходы к пониманию и изучению учебной мотивации студентов / В.Л. Игнатьева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2011. - Выпуск №622. - с. 67-78.
17. Капов, А.В., Растебина, И.М. Системный подход в изучении мотивации учебной деятельности / А.В. Капов, И.М. Растебина // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2010. - Выпуск №2.
- с. 120-133.
18. Кичерова, М.Н., Кыров, Д.Н., Смыкова, П.Н., Пилипушко, С.А. Плагиат в студенческих работах: анализ сущности проблемы / М.Н. Кичерова, Д.Н. Кыров, П.Н. Смыкова, С.А. Пилипушко // Науковедение. -
2013. - Выпуск №4 (17). - с. 1-8.
19. Корнеева, Е.Н. Готовность как условие выполнения деятельности / Е.Н. Корнеева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2006. - №3. - с.246-248.
20. Корокошко, И.О. Проблема мотивации образовательной деятельности студента / И.О. Корокошко // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2007. - Выпуск №2. - с. 60-65.
21. Кусарева, И.М. Изменение учебной и профессиональной мотивации студентов вуза в процессе профессионального обучения / И.М. Кусарева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - №5.
- с. 193-198.
22. Ларина, Е.А. Тренинг как средство повышения учебной мотивации студентов вуза / Е.А. Ларина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Выпуск №4-2, том 11. - с. 412¬416.
23. Лиги, М., Трансберг, К. Причины недобросовестности в учебе и представления студентов о правилах поведения. Качественное исследование по материалам интервью / М. Лиги, К. Трансберг // Вопросы образования. -
2014. - Выпуск №4. - с. 186-208.
24. Лихачев, М.О. Недобросовестное академическое поведение / М.О Лихачев // Институт информации по общественным наукам РАН, Москва. - 2016. - №1. - с.146-155.
25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение. -2000. —192 с.
26. Мартюшев, Н.В. Система мотивации студентов высших учебных заведений к выполнению научной работы / Н.В. Мартюшев // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - Выпуск №1 (129). - с.48-52.
27. Мешков, Н.И., Садовникова, Н.Е. Ценностный подход к проблеме мотивации ученой деятельности студентов / Н.И. Мешков, Н.Е. Садовникова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - Выпуск №3. - с. 199¬201.
28. Молошок, Н.Г. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления / Н.Г. Молошок // Вопросы образования. - 2015. - Выпуск №3. - с. 92-121.
29. Мухаметова, О.В., Мухаметов, Н.Ш. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов первого и четвертого курсов / О.В. Мухаметова, Н.Ш. Мухаметов // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2012. - Выпуск №6, том 1. - с. 6-9.
30. Нехорошева, Е.В. Исследование учебно-профессиональной мотивации студентов образовательных организаций / Е.В. Нехорошева // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2015. - Выпуск №1 (15). - с. 69-75.
31. Осиповская, А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов / А.В. Осиповская // Экономический журнал. - 2013. - №2, том 30. - с. 89-93.
32. Палкин, Е.В., Розанова, Т.С. Применение методов активного обучения как способ повышения мотивации ученой деятельности студентов / Е.В. Палкин, Т.С. Розанова // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2014. - №1. - с. 226-231.
33. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М. - 2004. - 494 с.
34. Рубан, Д.А. Прикладные аспекты развития учебной мотивации студентов / Д.А. Рубан // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - Выпуск №2 (77). - с.170-178.
35. Синельникова С.С. Мотивация учебной деятельности студентов / С.С. Синельникова // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - том 209. - с. 49- 52.
36. Смирнова, Г.Е. Развитие профессиональной мотивации студентов-психологов / Г.Е. Смирнова // Педагогика и психология образования. - 2009. - Выпуск №3. - с. 86-99.
37. Хамитов, Э.Ш. К вопросу об академической честности / Э.Ш. Хамитов // Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы. - 2012. - №2(39). - с. 126-127.
38. Харитонова, Т.Г. Феноменология понятий «готовность» и «психологическая готовность» личности / Т.Г. Харитонова // В сборнике: Психологическая наука и практика: проблемы перспективы материалы V международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. - 2016. - с. 164¬170.
39. Чаденкова, О.А. Психолого-педагогические особенности мотивов
учебной деятельности студентов различных вузов [Текст]: автореф. дис канд. псих. наук: 19.00.07 / О.А. Чаденкова. - Самара, 2003. - 25 с.
40. Чикова, О.М. Психологическая готовность к учебной деятельности студентов-бакалавров вуза педагогической направленности / Теория и практика общественного развития. - 2014. - №18. - с.202-204.
41. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.: Издательская корпорация «Логос». - 2003. - 320 с.
42. Шарова, Е.И., Коновалова, И.П. Влияние исследовательской деятельности студентов на изменение структуры их учебной мотивации / Е.И. Шарова, И.П. Коновалова // Новые технологии. - 2006. - Выпуск №1. - с. 3-6.
43. Шевырдяева, К.С. Психологические особенности формирования мотивации в процессе учебной деятельности / К.С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - №1(5). - с. 69-74.
44. Шмелева, Е.Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований / Е.Д. Шмелева // Экономическая социология. - 215. - Выпуск №2, том 16. - с. 55-79.
45. Шмелева, Е.Д. Плагиат и списывание в Российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента / Е.Д. Шмелева // Вопросы образования. - 2016. - Выпуск №1. - с. 84-109.
46. Яковлева, В.Н. Управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов вузов ВВ МВД России в процессе обучения иностранному языку [Текст]: дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Н. Яковлева. - СПб: СПУ МВД РФ, 2008. - 295 с.
47. Яковлева, В.Н. Учебная мотивация студентов и методы ее изучения и развития в процессе обучения в вузе / В.Н. Яковлева // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы XIV международной научно-практической конференции. - 2016. - с.339-349.