Введение 3
Глава I. Либеральные ценности как нормативная основа трансатлантических отношений 9
1.1. Политика «принципиального реализма» Д. Трампа 11
1.2. Реакция союзников США по НАТО на политические установки Д. Трампа 15
1.3. Современные вызовы ценностным основам НАТО 21
Глава II. Разногласия между союзниками по НАТО в области международной безопасности 28
2.1. НАТО и борьба с международным терроризмом 29
2.2.Ядерное соглашение с Ираном: новый вызов трансатлантическим отношениям 35
2.3. «Российский фактор» в отношениях между союзниками по НАТО 40
Глава III. Противоречия между партнерами по НАТО по вопросу укрепления военного потенциала союза 45
3.1.Проблема распределения военных расходов НАТО на оборону 45
3.2. Программа PESCO в контексте трансатлантических отношений 54
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 65
Приложения 75
Вызовы и угрозы, способствующие консолидации военно-политических союзов в эпоху «холодной войны», более не могут содействовать укреплению трансатлантических отношений. Окончание периода биполярной конфронтации во многом ознаменовало собой отход США от активного участия в межгосударственных союзах, включая Североатлантический альянс. Более того, в условиях распада СССР и Организации Варшавского договора начался процесс трансформации НАТО и поиска новых угроз, который, в свою очередь, обострил противоречия между США и их союзниками. В действительности отношения между государствами-членами Альянса никогда не были беспроблемными, а долговечность НАТО обусловлена неоднократным принятием соответствующих мер по его реформированию и реорганизации в целях адаптации к новым реалиям современного мира. Тем не менее, Североатлантический альянс продолжает выполнять функции военно-политического союза, и несмотря на всевозможные попытки его реформировать главной задачей НАТО остается коллективная оборона и сдерживание возможных оппонентов.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время Североатлантический альянс столкнулся с серьезными внутренними трудностями, напрямую связанными с существующими противоречиями между США и их союзниками по НАТО. От способности Альянса их преодолевать во многом зависит и будущее НАТО как инструмента обеспечения безопасности на евроатлантическом пространстве. Следует также отметить, что от того, как будут складываться взаимоотношения между партнерами, будет зависеть дальнейшее урегулирование кризисной ситуации между странами Запада и Россией, а также перспективы возобновления диалога Россия-НАТО.
Отношения между США и их союзниками по НАТО во многом обострились с избранием президентом США Дональда Трампа. Партнеры США серьезно обеспокоены политическим курсом действующего американского президента, который получил название «принципиальный реализм» и официально закреплен в Стратегии национальной безопасности США. Политические шаги Дональда Трампа в рамках концепции реализма серьезно ослабляют трансатлантические связи, ставя под угрозу дальнейшее функционирование Североатлантического альянса.
Объектом исследования выступают трансатлантические отношения между США и союзниками по НАТО.
Предметом исследования являются противоречия между США и партнерами по Североатлантическому альянсу в период президентства Дональда Трампа.
Хронологические рамки исследования – с 2017 по 2019. В качестве начала отсчета был выбран 2017 год, как начало президентского срока 45-ого президента США Дональда Трампа.
Цель исследования - определить ключевые противоречия между США и их союзниками по НАТО . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать политический курс действующего президента США и рассмотреть реакцию союзников на политические установки Д. Трампа.
2. Провести анализ политических решений США и их партнеров по вопросам обеспечения безопасности в евроатлантическом регионе и в мире в целом.
3. Изучить вопрос распределения военных расходов в рамках НАТО и оценить перспективы формирования собственных вооруженных сил Европы.
Источниковая база.
Для изучения состояния и развития трансатлантических отношений и НАТО в целом, а также анализа формирования политического курса Дональда Трампа были использованы:
1. Документы Североатлантического альянса:
1) Североатлантический договор1;
2) Стратегическая концепция НАТО2;
3) Статистика оборонных расходов стран НАТО3;
4) Миссия «Решительная поддержка»: ключевые факты и цифры.....
В ходе проделанной работы автор определил и систематизировал ключевые противоречия между США и их союзниками по НАТО в период президентского срока Дональда Трампа. На основе официальных документов, а также конкретных политических шагов действующего президента США автором был проанализирован политический курс «принципиального реализма» Дональда Трампа и его влияние на развитие трансатлантических отношений. В работе также были рассмотрены ответные действия союзников США по Альянсу на политические установки 45-ого президента США и влияние существующих противоречий на состояние трансатлантических отношений и НАТО в целом.
Усиленное внимание к процессу развития трансатлантических отношений связано прежде всего с тем, что сегодня блок НАТО продолжает позиционировать себя в качестве значимого элемента евроатлантического пространства и системы международных отношений в целом. Североатлантический альянс остается инструментом реализации интересов своих государств-членов в военно-политической сфере в условиях сохранения либерального миропорядка. Однако в последние годы наблюдаются серьезные разногласия между союзниками по НАТО: происходит углубление различий в восприятии угроз безопасности, что, в свою очередь, активизирует дискуссии по вопросам стратегических приоритетов Альянса и выбора направлений сотрудничества. Противоречия и отсутствие единства мнений ослабляют потенциал НАТО и ставят под угрозу его дальнейшее существование.
Прежде всего, Организация североатлантического договора столкнулась с проблемой сохранения либеральных принципов в качестве ценностной основы Альянса. Политика «принципиального реализма» 45-ого президента США, основанная на идее того, что государства являются главными акторами на международной арене, вызывает серьезные опасения у союзников США по Альянсу. Партнеры США продолжают активно защищать принципы свободной торговли, выступают за сохранение многосторонних соглашений и активно критикуют миграционную политику действующего президента США. Кроме того, в результате расширения НАТО возросла внутренняя гетерогенность блока. Союзникам по Альянсу становится все труднее добиться согласованных действий по ряду вопросов не только с США, но и с Венгрией, Польшей и Турцией, внутриполитические преобразования в которых носят скорее нелиберальный характер.
В ходе работы автор также проанализировал взаимоотношения союзников по НАТО в сфере международной безопасности, где были выявлены существенные разногласия между партнерами. Так, вступление НАТО в антитеррористическую коалицию усиливает инструментальную роль Альянса в политике США, вынуждая американских союзников формировать свою позицию в рамках коллективной трансатлантической ответственности, что приводит к формированию зависимости от односторонних действий Вашингтона. Попытки не следовать в фарватере политического курса США были предприняты европейскими союзниками по вопросу ядерной сделки с Ираном: европейские союзники по НАТО не поддержали позиции США. Односторонний выход США из соглашения существенно подорвал доверие внутри Альянса и еще больше осложнил взаимоотношения с партнерами.
В военной сфере договоренность «2/20», принятая в условиях украинского кризиса в 2014 году, стала умело использоваться администрацией Д. Трампа в качестве инструмента выстраивания обновленного партнерства с союзниками по НАТО, и в итоге, из политической договоренности была переведена в конкретный алгоритм действий. Требование Трампа увеличить расходы на оборону в рамках Альянса вызвало негативную реакцию у союзников, что, в свою очередь, предоставило дополнительный стимул для запуска Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны (PESCO) в рамках ЕС.....
1. NATO. Defence Expenditure of NATO Countries (2011-2018). 10 July 2018. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2018_07/20180709_180710-pr2018-91-en.pdf (дата обращения: 19.04.2019).
2. NATO. Financial and economic data relating to NATO defense. 1978. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_1978_12/20100830_1978-020.pdf (дата обращения: 03.05.2019)
3. NATO. Speech by NATO Secretary General Jens Stoltenberg at the European People's Party. 8 March 2019. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_164331.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 02.05.2019).
4. NATO. Why NATO Matters to America. Speech by NATO Secretary General Anders Fogh Rasmussen at the Brookings Institution.19 March 2014. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_108087.htm (дата обращения: 28.04.2019)
5. NATO. Military organization and structures. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_49608.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 03.05.2019).
6. NATO. Strategic Concepts. 12.06.2018. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_56626.htm?selectedLocale=en# (дата обращения: 29. 03.2019).
7. NATO. The North Atlantic Treaty. 04 April 1949. URL: https://www.nato.int/cps/us/natohq/official_texts_17120.htm (дата обращения: 24.03.2019).
8. NATO. Wales Summit Declaration. 05 September 2014. URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_112964.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 01.05.2019).
9. НАТО. The Alliance's Strategic Concept. 24 April 1999. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_27433.htm (дата обращения: 04.04.2019)
Документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ):
8. ОБСЕ. Парижская хартия для новой Европы. 1990. URL: https://www.osce.org/ru/mc/39520?download=true (дата обращения: 10.02.2019).
Документы исполнительной власти США:
9. The White House. A New National Security Strategy for a New Era. 18 December 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/articles/new-national-security-strategy-new-era/ (дата обращения: 19.02.2019)
10. The White House. Remarks by President Trump to the 73rd Session of the United Nations General Assembly. 25 September 2018. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-73rd-session-united-nations-general-assembly-new-york-ny/ (дата обращения: 23.02.2019)
11. US Department of Treasury. Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. 02 August 2017. URL: https://www.treasury.gov/resource - center/sanctions/Programs/Pages/caatsa.aspx. (дата обращения: 02.05.2019)
Доклады аналитических центров:
12. European Political Strategy Centre. The Trump Presidency. Policy Outlook, Scenarios and Possible Implications for the EU URL: https://ec.europa.eu/epsc/publications/other-publications/trump-presidency_en (дата обращения: 25.02.2019).
Документы Всемирной Торговой организации:
13. The World Trade Organization. Agreement on implementation of Article VI of the General Agreement on tariffs and trade. 1994. URL: https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/19-adp.pdf. (дата обращения: 03.03.2019).
Документы Организации Объединенных Наций:
14. Операции ООН по поддержанию мира. Поддержка политического процесса и содействие стабилизации в Мали. URL: https://peacekeeping.un.org/ru/mission/minusma (дата обращения: 29.03.2019).
Документы стран Европы:
15. Deutsche Bundesbank. Annual Report. 2017. URL: https://www.bundesbank.de/resource/blob/670876/ab00fb7d38e00d2d73c813e573710b49/mL/2017-annual-report-data.pdf (дата обращения: 15.03.2019).....104