Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вызовы политике Европейского союза в условиях усиленной конфронтации США и Китая

Работа №133767

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение: 2
Глава 1. Процесс обострения американо-китайских отношений и его причины с приходом к власти президента Трампа и его причины. 7
1.1 Конкуренция США и Китая в экономической сфере. 10
1.2 Американо-китайское противостояние в сфере технологий. 13
1.3 Разногласия между США и КНР по линии соблюдения прав человека: 18
1.4 Интересы Европейского Союза в двусторонних отношениях с США и Китаем. 21
Глава 2. Определение и восприятие Европейским Союзом вызовов, возникших в связи с усилившейся конкуренции США и Китая 26
2.1 Вызовы, связанные с усилением технологического соперничества между США и Китаем. 34
2.2 Вызовы в условиях обострения торгово-экономической конкуренции США и Китая. 38
Глава 3. Меры, предпринимаемые Европейским союзом для борьбы с вызовами, возникшими в результате конкуренции США и КНР. 41
Заключение: 61
Источники и исследования: 65
• Источники: 65
• Исследования: 79


За последние два года соперничество между США и Китаем стало парадигмой международных отношений. Оно формирует стратегические дебаты, реальную политическую, военную и экономическую составляющую международных отношений.
Американо-китайский конфликт состоит из нескольких элементов. Он основан не только на конкуренции за региональное доминирование, но и приобретает все более глобальный характер борьбы за статус сверхдержавы. В Соединенных Штатах ожидаемое и фактическое увеличение мощи Китая вызывает опасения потери этого статуса. Китай воспринимается как долгосрочная угроза международному лидерскому положению США, включая связанные с этим сферу безопасности, экономические привилегии и технологическое превосходство. Эта борьба за влияние смешивается с идеологическим антагонизмом, который все чаще используется США с целью дискредитации китайской политической системы среди своих союзников и партнеров.
В условиях новых международных отношений, когда между двумя самыми крупными экономиками мира развязывается торговая война, сильнейшая технологическая конкуренция, практически все страны мира оказываются в зависимости от этих событий. Так, например, Европейский Союз, один из самых близких партнеров и союзников США заявляет о своем желании проводить более независимую и автономную, от американского влияния, политику. Европейский Союз желает самостоятельно решать, в какой степени углублять свое политическое и экономическое сотрудничество с главным соперником США – Китаем. Несмотря на это выраженное желание, остаться в стороне от американско-китайского конфликта Европейскому Союзу не удалось: это соперничество породило новые вызовы и во многом обострило давние проблемы Союза. Так, например, европейские страны впервые встретились с необходимостью выбора между многолетней дружбой и партнерством с США (и их влиянием на всю европейскую системы безопасности) и Китаем (с его доступными технологиями мобильных сетей нового поколения). Более того, давняя проблема Союза – отсутствие полного контроля над внешней политикой стран-членов приняла новый оборот: пока страны южной и центральной Европы делают выбор в пользу китайских инвестиций, западные страны с сильной экономикой предлагают задуматься о независимом положении Европы в мире.
Более того, и Китай, и США во главе с новым президентом во многом оказывают отрицательное влияние на международный торговый порядок, основанный на правовых нормах, на взаимодействии государств по принципу многостороннего открытого участия в международных институтах. Европейский Союз, как создатель такого либерального мирового порядка, от которого зависит его собственное процветание и на котором базируются все провозглашенные ценности, желает этот порядок сохранить и укрепить. Однако насколько это возможно в условиях, когда США лишь препятствуют привычной работе международных институтов, таких как, например, Всемирная торговая организация, остается под вопросом.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью изучения внешнеполитических поведенческих мотивов США и КНР в отношении друг друга и, как следствие, их влияния на других акторов международных отношений. Это связано с тем, что усилившееся между ними соперничество, оказывает огромнейшее влияние на другие государства: создает новые вызовы и обостряет давние проблемы многих стран мира. Европейский Союз, другой важный участник на международной арене, является одним из самых крупных партнеров, как для США, так и для Китая и, таким образом, становится зависим от их двусторонних отношений. Так изменения во внешней и внутренней политике Евросоюза во многом были обусловлены китайско-американской конкуренцией, которая лишь продолжает усиливаться и влиять на международные отношения.
Целью данной работы является определение вызовов, с которыми столкнулся Европейский Союз в результате усилившегося соперничества между США и Китаем и его ответные действия на эти вызовы.
Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Определить истоки и причины развитие конкуренции, возникшей между США и Китаем в период президентства Дональда Трампа.
2. Определить, какими интересами руководствуется Европейский Союз в своих отношениях с Китаем и с США.
3. Выявить, как руководство Европейского Союза и европейское исследовательское сообщество рассматривает последствия усиления американо-китайской конкуренции.
4. Выявить какие меры борьбы споследствиями этими вызовами предпринимает Европейский Союз.
Для выполнения поставленных задач использовались исследования и источники предметного и общего характера на английском языке, в меньшей степени на русском немецком, французском языках. Используемые источники можно разделить на стратегические и программные документы Европейского Союза, а также заявления его официальных лиц, например, «Новая Глобальная стратегия безопасности Европейского Союза», принятая в 2016 году Европейским Советом. Программные документы Европейской Комиссии: например, программа Урсулы фон дер Ляйен – 2019-2024гг., «Новая европейская стратегия по вопросам защиты данных», «Новая промышленная стратегия для Европы», также принятые Комиссией рекомендации относительно бюджетных средств, направленных на поддержание безопасности - «EU budget: SteppinguptheEU'sroleas a securityanddefenceprovider», общий подход Евросоюза к телекоммуникационным сетям 5G – “Α common EU approachtothesecurityof 5G networks. Также, например, резолюция Европейского Парламента от 12.09.2018 «On thestateof EU-US relations”.
Следующая группа источников включает в себя стратегические документы США и Китая, а также заявления официальных лиц этих государств. Например, Стратегия национальной безопасности США, инаугурационная речь Дональда Трампа – «TheInauguralAddress» от 20.01.2017, документы Конгресса США, например «О поддержки демократии в Гонконге» - «HongKongHumanRightsandDemocracyActof 2019», многочисленные высказывания президента Трампа и государственного секретаря Помпео – «RemarksbyPresidentTrumpatSigningof a PresidentialMemorandumTargetingChina’sEconomicAggression», “SecretaryPompeoandSecretaryEsperSpeakatMunichSecurityConference 2020”. Китайская белая книга обороны от 2019 года, а также высказывания китайских официальных лиц, например, ГаоФэн, пресс-секретарь Министерства Торговли Китая «О Концепции национальной безопасности США».
Последней группой источников являются доклады аналитических центров и сообщения средств массовой информации, которые непосредственно вовлечены в процесс формирования политической повестки. Так, например, работынемецкогоStiftungWissenschaftundPolitik (SWP) – «5 Gand the US–China Tech Rivalry – aTestforEurope’sFutureintheDigitalAge», работы Лондонского Института Стратегических Исследований (InternationalInstituteforStrategicStudies) – «EuropeinTheMilitaryBalance». Использовались также сообщения СМИ из таких новостных изданий как «ForeignPolicy», «SouthChinaMorningPost», «TheNewYorkTimes», «Politico» и многие другие.
Используемые отечественные и зарубежные исследования и научные статьи: «Влияние торговой войны между США и Китаем на Европейский Союз» - Б.П Гуселетов, Стрежнева М.В., Руденкова Д.Э. - «Европейский союз: архитектура внешней политики», зарубежные исследовательские организации, такие как, например, CongressionalResearchService - «U.S.-ChinaRelations», исследователи LanHue, DenisSimon – «US–China Science and Technology cooperation».
Степень научной разработанности проблемы: трансатлантические отношения и американо-китайские отношения на протяжении долгого времени являются важным объектом для изучения. С недавних времен активно появляются исследования внешней политики Евросоюза и работы, связанные с торговой войной США и Китая. Примерами известных аналитических центров и исследователей, которые занимаются данными вопросами, являются: European Council on Foreign Relations, German Council on Foreign Relations (Deutsche GesellschaftfürAuswärtigePolitik), Carnegie Europe, Chatham House (Royal Institute of International Affairs, London), The U.S. – China Policy Foundation, China Institute of International Studies, Center for Transatlantic Relations.На факультете международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета проблемой безопасности в Европейском Союзе занимается Н.Г. Заславская, кризисом трансатлантических отношений занимался Д.А Ланко, американо-китайскими отношениями активно занимается Я.В Лексютина.
Научная новизна работы заключается в определение вызовов, возникших для Европейского Союза в условиях усилившейся конкуренции между США и Китая, в выявлении реакции ЕС на эти вызовы и анализ конкретных действий Евросоюза, направленных на борьбу с этими вызовами.
Для достижения поставленных целей использовались следующие методы: метод контент-анализа программных документов Еврокомиссии и США с целью определения их позиции в отношения КНР, такие общенаучные методы, как анализ и синтез, для выявления тех вызовов, с которыми столкнулся Евросоюз и определения его реакции на эти вызовы. Более того, использовался сравнительный анализ реакции определенных стран-членов ЕС на ситуацию с китайским производителем телекоммуникационных сетей «Huawei», а также исторический метод для воссоздания последовательности ухудшения американо-китайских и трансатлантических отношения, с целью раскрытия логики этих процессов.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В связи с изменением самой системы международных отношений, постепенно изменяются, становятся более многогранными и более противоречивыми как двусторонние отношения между США, КНР и ЕС, так и многосторонние отношения этих акторов на международной арене. С приходом к власти в США президента Трампа, американская внешняя политика стала менее предсказуемой и более противоречивой. В рамках курса «Америка прежде всего» США развязали еще большее соперничество с Китаем, считая, что именно КНР не считается с американскими принципами и готова пойти на все лишь бы занять лидерские позиции, используя при этом нечестные методы. Причинами усилившейся конкуренции между США и Китаем следует считать совокупность факторов: Экономики обеих сегодня с большим отрывом являются ⁠крупнейшими в мире, и торговые обороты между этими странами – одни из самых ⁠значительных в мире. В торговых потоках, однако, существует большой дисбаланс – в США из Китая импортируется товаров и услуг на большую сумму, нежели из США в Китай. Вторым фактором, повлиявшим на усилившееся соперничество, стала недостаточная защита прав интеллектуальной собственности. Китай производит огромное количество контрафактной продукции, более того в самом Китае отсутствуют практики и законы, обеспечивающие защиту иностранных технологий от незаконного распространения на территории страны. И, казалось бы, что такое положение не является ни для кого секретом, однако вместе с импульсивностью Дональда Трампа, его способностью принимать быстрые и необдуманные решения, США выбрали курс на активное соперничество с КНР по многим направлениям.
Основными направлениями этого соперничества является конкуренция в экономической сфере - торговая война и одностороннее повышение таможенных пошлин; соперничество в технологической сфере - борьба с технологиями телекоммуникационных сетей китайской компании «Huawei»; противоречия в области соблюдения прав человека.
Разумеется, что конкуренция двух крупнейших экономик мира влияет и на других акторов международных отношений, в частности и на Европейский Союз. Так, в своих двусторонних отношениях с КНР и США руководствуется получением экономической прибыли от торговли с обеими странами, привлечением инвестиций для развития своей инфраструктуры. В этом отношении оба государства являются для Европейского Союза наиболее важными. Однако противоречие заключается в том, что Евросоюз продолжает оставаться зависимым от США в сфере обеспечения безопасности на европейском континенте, и таким образом, не может оставлять без внимания претензии и предложения США, особенно когда они касаются взаимодействия с КНР.
Усиление американо-китайской конкуренции Евросоюз рассматривает в целом негативно, о чем неоднократно заявляли лидеры стран-членов ЕС, например, Эммануэль Макрон и Ангела Меркель. Несмотря на то, что Евросоюз в краткосрочной перспективе мог бы извлечь экономические преимущества для своих компаний, то в долгосрочной перспективе Евросоюзу придется бороться с новыми вызовами и обострившимися старыми проблемами, с которыми он, в связи с усилившейся американо-китайской конкуренцией уже столкнулся. Такими вызовами для ЕС стали: технологическая зависимость, как от США (в частности от американского программного обеспечения), так и от Китая (в установке и использования телекоммуникационных сетей пятого поколения), усилившееся внутреннее разобщение стран-членов ЕС (прослеживается прямая зависимость между объемом китайских инвестиций в страну и согласием использовать технологии компании «Huawei»), необходимость создания собственной системы безопасности (безопасность Европы во-многом зависит от НАТО, о целесообразности существования которой уже задумывался Д. Трамп) и необходимость поддерживать открытый многосторонний торговый режим, подчиняющийся международным правовым нормам (который имеет для ЕС первостепенное значение, но подрывается США и Китаем во введении ими односторонних таможенных тарифов и несоблюдении правил ВТО).
Проблема возникновения для ЕС новых вызовов и угроз стала активно фигурировать в программных документах новой Еврокомиссии, которую возглавила Урсула фон дер Ляйен. В ее программных документах четко обозначалась проблема технологической зависимости ЕС и поэтому одним из главных ее предложений стала работа над программой «Европа в цифровую эпоху», целью которой является стремление к максимальному использованию потенциала цифровых данных, а также постепенное развитие и внедрение искусственного интеллекта. Европейским союзом была создана также стратегия «цифрового суверенитета», согласно которой ЕС должен постепенно приобрести цифровую независимость от всех других государств.
Для создания собственной системы безопасности Евросоюз решил возобновить работу «Постоянного структурированного сотрудничества» (PESCO), был создан Европейский фонд обороны (EDF), направленный на содействие развитию европейской оборонной промышленности и поощрения оборонных исследований и разработок, был создан и план «Развития потенциала ЕС». Несмотря на то, что Европейским Союзом действительно принимаются определенные меры для достижения им стратегической автономии, вероятно, их долгое время еще не будет достаточно для того, чтобы стать независимыми от Соединенных Штатов. Да и в целом создание стратегической автономии бросает вызов существованию общей точки зрения стран-членов ЕС во всех областях политики, учитывая особые дружеские отношения некоторых стран с США (например, Польша) или же с Китаем (страны, активно получающие китайские инвестиции, например, Италия).
На экономическом направлении ситуация также не является однозначной. Европейскому Союзу действительно важно поддерживать многосторонний торговый режим в мире, который опирается на общепринятые международные нормы, так как именно от существования такого режима зависит экономическое благополучие Союза. Главная проблема заключается в отказе Соединенных Штатов разрешать споры в рамках международных институтов, таких как, например ВТО. В этой ситуации Европейский Союз смог только обозначить существующую проблему, заявляя о необходимости проведения реформы ВТО и оказанию всяческой поддержки принципу многосторонности мировой торговли, базирующегося на международных правовых нормах.
Обобщая вышесказанное, важно отметить, что существование конкуренции между США и КНР не является чем-то неожиданным и непредсказуемым для мирового сообщества. С развитием геополитических интересов Китая, усилением его экономики существование конкуренции с США было неизбежным. Большую роль, однако, в ее резком усилении сыграла и личность президента Д. Трампа, резкого и импульсивного политика. Разумеется, американо-китайская конкуренция повлияла и на Европейский Союз, создала для него новые вызовы и обострила его старые проблемы. В свою очередь, Евросоюз сумел вовремя и правильно их обозначить, определить для их решения место и ресурсы в свое политики. Несмотря на это, принимаемые им меры до сих пор не являются достаточными и в полной степени эффективными, однако по некоторым направлениям заметно активное движение к поставленным целям. Например, решив все-таки использовать оборудование «Huawei», Евросоюз дал понять США, что не будет слепо следовать их требованиям, а в первую очередь будет руководствоваться своими интересами.
Разумеется, для решения новых проблем Европейскому союзу понадобится гораздо больше времени и упорства. В условиях пандемии коронавируса в мире, решение всех новых проблем, однако, может быть отложено на неопределенных срок с целью восстановления, прежде всего, европейских экономик.



1. Client and Supplier Countries of the EU27 in Merchandise Trade// Directorate General for Trade, European Commission. URL: https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/tradoc_122530.pdf (Дата обращения 07.03.2020)
2. EU-China Comprehensive Agreement on Investment// European Commission. URL:https://ec.europa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/china/(Дата обращения 07.03.2020)
3. Von der Leyen U. A Union that strives for more. My agenda for Europe. Political Guidelines for the next European Commission. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/political-guidelines-next-commission_en.pdf (Дата обращения:19.04.2020)
4. Resolution on the State of EU-US Relations, P8_TA(2018)0342, September 12, 2018, European Parliament
5. United We Stand, Divided We Fall: Letter by President Donald Tusk to the 27 EU Heads of State or Government on the Future of the EU Before the Malta Summit// European Council. 31.01.2017.
6. EU-China: Commission adopts new strategy for a maturing partnership// European Commission. 10.09.2003 URL: https://europa.eu/rapid/press-release_IP-03-1231_en.htm (Дата обращения:04.03.2020)
7. Rethinking Strategic Autonomy in the Digital Age// European Political Strategy Centre European Commission, Brussels. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/889dd7b7-0cde-11ea-8c1f-01aa75ed71a1/language-en/format-PDF/source-118121846 (Дата обращения: 13.05.2020)
8. International Trade in goods// Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/international-trade-in-goods/data/database(Дата обращения: 09.03.2020)
9. WTO Boeing dispute: EU issues preliminary list of US products considered for countermeasures// EU Commission.17.04.2019. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_19_2162. (Дата обращения: 09.03.2020)
10. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions// European Commission. 19.02.2020. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/communication-shaping-europes-digital-future-feb2020_en_3.pdf (Дата обращения: 11.03.2020)
11. Von der Leyen U. Speech in the European Parliament Plenary Session// European Parliament. 27.11.2020 URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/president-elect-speech-original_en.pdf(Дата обращения: 22.02.2020)
12. Von der Leyen U. A Union that strives for more. My agenda for Europe. Political Guidelines for the next European Commission. URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/political-guidelines-next-commission_en.pdf (Дата обращения: 19.04.2020)
13. European Commission 2020 Work Programme: An ambitious roadmap for a Union that strives for more// European Commission. 29.01.2020 URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_124 (Дата обращения: 15.02.2020)
14. European Council meeting (21 and 22 March 2019) – Conclusions// European Council. 22.03.2019 URL:https://www.consilium.europa.eu/media/38789/22-euco-final-conclusions-en.pdf (Дата обращения: 14.05.2020)
15. Α common EU approach to the security of 5G networks// European Commission. 26.03.2019. URL: https://ec.europa.eu/commission/news/common-eu-approach-security-5g-networks-2019-mar-26_en (Дата обращения: 14.03.2020)
16. A Global Strategy for the European Union// European External Action Service. 10.08.2018 URL: https://eeas.europa.eu/topics/eu-global-strategy/49323/global-strategy-european-union_en (Дата обращения: 14.05.2020)
17. High Representative of the EU for Foreign Affairs and Security Policy. A GlobalStrategyforthe
18. European Union’s Foreign And Security Policy// European Union. Июнь 2016. URL: https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/eugs_review_web_0.pdf (Дата обращения: 07.03.2020)
19. A Global Strategy for the European Union// European External Action Service. 10.08.2018 URL: https://eeas.europa.eu/topics/eu-global-strategy/49323/global-strategy-european-union_en (Дата обращения: 14.05.2020)
20. Council Conclusions on implementing the EU Global Strategy in the area of Security and Defence 14149/1614 // Council of the European Union. 10.11.2016.
21. Notification on Permanent Structured Cooperation (PESCO) to the Council and to the High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy. 01.03.2017. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/31511/171113-pesco-notification.pdf (Дата обращения: 17.05.2020)
22. Review No 09/2019: European defence // European Court of Auditors. 12.09.2019.URL: https://www.eca.europa.eu/en/Pages/DocItem.aspx?did=51055 (Дата обращения: 17.05.2020)
23. Commission Decision on the adoption of the work programme for 2018 and on the financing of the ‘Preparatory action on Defence research’, and authorising the use of unit costs under the preparatory action// European Commission. 9.03.2018. p. 5-16
24. EU budget: Stepping up the EU’s role as a security and defence provider// European Commission. 13.06.2018. URL: https://europa.eu/rapid/pressrelease_IP-18-4121_en.htm. (Дата обращения: 15.03.2020)
25. Review No 09/2019: European defence // European Court of Auditors. 12.09.2019.URL: https://www.eca.europa.eu/en/Pages/DocItem.aspx?did=51055 (Дата обращения: 17.05.2020)
26. Von der Leyen U. Mission letter. Sylvie Goulard, Commissioner-designate for Internal Market// European Commission. 10.09.2019 URL: https://ec.europa.eu/commission/sites/ beta-political/files/mission-letter-sylvie-goulard_en.pdf, 6. (Дата обращения: 14.04.2020)

II. Стратегические документы США и Китая, а также заявления официальных лиц этих государств:
1. The White House. Advancing the Rebalance to Asia and the Pacific// ОфициальныйсайтБелогоДома. 16.11.2016 .URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/11/16/fact-sheet-advancing-rebalance-asia-and-pacific (Дата обращения: 05.04.2020)
2. The White House. The Inaugural Address// ОфициальныйсайтБелогоДома. 20.01.2017 .URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/the-inaugural-address/ (Дата обращения: 15.04.2020)
3. The White House. National Security Strategy of the United States of America// ОфициальныйсайтБелогоДома. Декабрь 2017.URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (Дата обращения: 18.04.2020)
4. Department of Defense. Summary of the National Defense Strategy of the United States of America//ОфициальныйсайтМинистерстваобороны США. 2018. URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf (Дата обращения 25.04.2020)
5. The White House. Remarks by President Trump at Signing of a Presidential Memorandum Targeting China’s Economic Aggression // ОфициальныйсайтБелогоДома. 22.03.2018 .URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-signing-presidential-memorandum-targeting-chinas-economic-aggression/ (Датаобращения: 14.03.2020)
6. The White House. How China’s Economic Aggression Threatens the Technologies and Intellectual Property of the United States and the World// ОфициальныйсайтБелогоДома. Июнь 2018.URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/06/FINAL-China-Technology-Report-6.18.18-PDF.pdf (Дата обращения: 25.04.2020)
7. Office of the United States Trade Representative. USTR Issues Tariffs on Chinese Products in Response to Unfair Trade Practices. // ОфициальныйсайтторговогопредставителяСША. 06.05.2018. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2018/june/ustr-issues-tariffs-chinese-products (Дата обращения: 15.05.2020)
8. The White House. Remarks by Vice President Pence on the Administration’s Policy Toward China// ОфициальныйсайтБелогоДома. 04.10.2018.URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-vice-president-pence-administrations-policy-toward-china/ (Датаобращения: 25.04.2020)
9. The White House. How China’s Economic Aggression Threatens the Technologies and Intellectual Property of the United States and the World// ОфициальныйсайтБелогоДома. Июнь 2018.URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/06/FINAL-China-Technology-Report6.18.18PDF.pdf (Дата обращения: 17.05.2020)
10. The Foreign Investment Risk Review Modernization Act of 2018/ Committee on Foreign Investment of the United States. URL:https://home.treasury.gov/sites/default/files/2018-08/The-Foreign-Investment-Risk-Review-Modernization-Act-of-2018-FIRRMA_0.pdf(Дата обращения: 08.05.2020)
11. Statement On The President’s Decision Regarding Lattice Semiconductor Corporation//МинистерствофинансовСША. URL: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/sm0157.aspx(Дата обращения: 15.05.2020)
12. Chinese Telecommunications Conglomerate Huawei and Huawei CFO WanzhouMeng Charged With Financial Fraud US Department of Justice // Bureau of Public Affairs. 28.01.2019. URL: https://www.justice.gov/opa/pr/chinese-telecommunications-conglomerate-huaweiand-huawei-cfo-wanzhou-meng-charged-financial (Дата обращения: 14.04.2020)
13. The White House. Executive Order on Securing the Information and Communications Technology and Services Supply Chain // ОфициальныйсайтБелогоДома.15.05.2019 URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-securing-information-communications-technology-services-supply-chain/ (Датаобращения: 04.04.2020)
14. International Emergency Economic, War and National Defense Powers, United States Code// МинистерствофинансовСША. URL: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Documents/ieepa.pdf (Дата обращения: 14.04.2020)
15. Addition of Entities to the Entity List// US Office of the Federal Register.16.05.2019. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2019/05/21/2019-10616/addition-of-entities-to-the-entity-list (Дата обращения: 14.04.2020)
16. Hong Kong Human Rights and Democracy Act of 2019// House of Representative. 09.25.2019. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/3289/text (Дата обращения 14.03.2020)
17. 2019 Hong Kong Policy Act Report// U.S Department of State, Bureau of East Asians and Pacific Affairs. 21.03.2019 URL:https://www.state.gov/2019-hong-kong-policy-act-report/(Дата обращения 15.04.2020)
18. DonaldTrump. EuropeanUnionisafoeontrade//BBCNews.15.07.2018 URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-44837311 (Дата обращения:07.04.2020)
19. Secretary Pompeo and Secretary Esper Speak at Munich Security Conference 2020// U.S Embassy in Luxembourg. 19.02.2020 URL: https://lu.usembassy.gov/secretary-pompeo-and-secretary-esper-speak-at-munich-security-conference-2020/(Дата обращения: 27.02.2020)
20. The White House. United States–Estonia Joint Declaration on 5G Security // ОфициальныйсайтБелогоДома. 01.11.2016 .URL https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/united-states-estonia-joint-declaration-5g-security/ (Датаобращения: 06.03.2020)
21. Joint Statement on Security United States – Czech Republic Joint Declaration on 5G// U.S Embassy in the Czech Republic. 06.05.2020 URL: https://cz.usembassy.gov/joint-statement-on-united-states-czech-republic-joint-declaration-on-5g-security/ (Дата обращения:14.05.2020)

III. Доклады аналитических центров и сообщения средств массовой информации:
На русском языке:
1. Рождественская Я. Женщина, которой боятся Apple и Google. МаргретеВестагер займется политикой ЕС в цифровой сфер// Коммерсант.15.09.2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4093900 (Дата обращения: 15.02.2020)
2. Китай решил ввести в Гонконге закон против мятежа и сепаратизма. Многие опасаются, что это конец автономии// BBC Русская служба. 21.05.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-52763590 (Дата обращения 05.03.2020)
3. Трамп подписал закон в поддержку протестующих в Гонконге// Коммерсант. 28.11.2019. URL:https://www.kommersant.ru/doc/4173050 (Дата обращения: 15.04.2020)


На английском языке:
4. Bassot É., Hiller W. The Juncker Commission's ten priorities An end-of-term assessment// European Parliament. Май 2019. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/IDAN/2019/637943/EPRS_IDA(2019)637943_EN.pdf (Дата обращения: 15.02.2020)
5. The Military Balance. Chapter Four// International Institute for Strategic Studies, Февраль 2019 p.66–165.
6. BrustleinС. European Strategic Autonomy: Balancing Ambition and Responsibility// French Institute of International Relations. 16.11.2018. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/brustlein_european_strategic_autonomy_2018.pdf (Дата обращения: 14.05.2020)
7. Steklow S., Plucinska J., Qing K., Ptak A., How Poland became a front in the cold war between the U.S. and China// Reuters.02.07.2019. URL: https://www.reuters.com/investigates/special-report/huawei-poland-spying/ (Дата обращения: 06.03.2020)
8. Bendeich M. Italian PM assures Huawei it won't face discrimination// Reuters. 26.04.2019 URL: https://www.reuters.com/article/us-italy-huawei-conte/italian-pm-assures-huawei-it-wont-face-discrimination-idUSKCN1S21R7 (Дата обращения:14.05.2020)
9. Stacey K. US pushes to fund western rivals to Huawei// Financial Times. 08.10.2019 URL: https://www.ft.com/content/94795848-e6e3-11e9-b112-9624ec9edc59 (Дата обращения: 08.05.2020)
10. Lippert B., Von Ondarza N., Perthes V. European Strategic Autonomy. Actors, Issues, Conflicts of Interests// StiftungWissenschaft und Politik. Март, 2019. URL: https://www.swp berlin.org/fileadmin/contents/products/research_papers/2019RP04_lpt_orz_prt_web.pdf (Датаобращения: 04.05.2020)
11. Fiott D. Strategic Autonomy: Towards ‘European Sovereignty’ in Defence?// European Union Institute for Security Studies. 30.11.2018. URL:https://www.iss.europa.eu/content/strategic-autonomy-towards-%E2%80%98european-sovereignty%E2%80%99-defence (Датаобращения: 18.03.2020)
12. Rinke A. Merkel's conservatives stop short of Huawei 5G ban in Germany// Reuters. 11.02.2020 URL: https://www.reuters.com/article/us-germany-usa-huawei/merkels-conservatives-set-to-stop-short-of-huawei-5g-ban-in-germany-idUSKBN205146 (Дата обращения:20.05.2020)
13. Gotkowska J. The Trouble with PESCO: The Mirages of European Defence // Centre for Eastern Studies. Февраль 2018. URL: https://css.ethz.ch/content/dam/ethz/special-interest/gess/cis/center-for-securities-studies/resources/docs/OSW_TheTroubleWithPesco.pdf (Дата обращения:11.05.2020)
14. Valero J. Europe to assess whether US-China deal is WTO compatible// Euractiv. 17.01.2020 URL: https://www.euractiv.com/section/economy-jobs/news/europe-to-examine-if-us-china-deal-is-wto-compatible/(Дата обращения: 25.02.2020)
15. Lippert B., Von Ondarza N., Perthes V. European Strategic Autonomy. Actors, Issues, Conflicts of Interests// StiftungWissenschaft und Politik. Март, 2019. URL: https://www.swp berlin.org/fileadmin/contents/products/research_papers/2019RP04_lpt_orz_prt_web.pdf (Датаобращения: 04.05.2020)
16. Coffey L. EU Defense Integration: Undermining NATO, Transatlantic Relations, and Europe’s Security// The Heritage Foundation. 06.06.2013. URL: https://www.heritage.org/europe/report/eu-defense-integration-undermining-nato-transatlantic-relations-and-europes-security (Дата обращения:11.05.2020)
17. Hovet J. Czechs sign joint 5G security declaration with United States// Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-czech-usa-5g/czechs-sign-joint-5g-security-declaration-with-united-states-idUSKBN22I33O (Датаобращения: 06.03.2020)
18. Clinton H. America’s Pacific Century/ H. Clinton// URL: https://foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century/ (Дата обращения: 05.03.2020)
19. Drozdiak N. EU Plans $3.9 Billion Fund for Startups in ‘Valley of Death’// Bloomberg. 23.11.2019 URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-11-23/eu-plans-3-9-billion-fund-for-startups-in-valley-of-death (Дата обращения: 22.02.2020)
20. Chee Y. EU warns of 5G cybersecurity risks, stops short of singling out China// Reuters. 09.10.2019 URL: https://www.reuters.com/article/us-eu-cybersecurity-5g/eu-warns-of-5g-cybersecurity-risks-stops-short-of-singling-out-china-idUSKBN1WO1IM (Дата обращения: 17.04.2020)
21. Сerulus L. Europe’s Huawei plan explained. New security measures won’t box out Huawei but would significantly limit its future role in Europe// Politico. 29.01.2020 URL: https://www.politico.eu/article/europe-eu-huawei-5g-china-cybersecurity-toolbox-explained/ (Дата обращения: 12.02.2020)
22. Koper A. Poland may vary security demands for different parts of 5G: minister// Reuters. 18.12.2019 URL: https://www.reuters.com/article/us-poland-5g/poland-may-vary-security-demands-for-different-parts-of-5g-minister-idUSKBN1YM1V7 (Дата обращения: 14.02.2020)
23. Colvin L. US and Poland sign agreement to cooperate on 5G technology// AP News. 03.09.2019 URL: https://apnews.com/9a90e16d903947709998dd7a2dde8733 (Датаобращения: 17.02.2020)
24. Satariano A., Pronczuk M. Europe, Overrun by Foreign Tech Giants, Wants to Grow Its Own// The New York Times. 19.02.2020. URL: https://www.nytimes.com/2020/02/19/business/europe-digital-economy.html (Дата обращения: 12.03.2020)
25. Chrisafis A. France's digital minister says tax on big tech is just the start// The Guardian. 12.01.2020 URL: https://www.theguardian.com/world/2020/jan/12/frances-digital-minister-tax-on-tech-giants-just-the-start-cedric-o-gafa (Дата обращения: 14.05.2020)
26. Swaine M.D. A Relationship Under Extreme Duress: U.S.-China Relations at a Crossroads/ M.D Swaine// URL: https://carnegieendowment.org/2019/01/16/relationship-under-extreme-duress-u.s.-china-relations-at-crossroads-pub-78159 (Дата обращения 10.04.2020)
27. Junsheng W. US-China Cooperation Vital for the Success of Trump-Kim Summit/ W. Junscheng// Atlantic Council. 11.06.2018 URL: https://atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/us-china-cooperation-vital-for-the-success-of-trump-kim-summit/ (Дата обращения: 20.03.2020).
28. Swanson A. Trump’s Trade War With China Is Officially Underway/ A. Swanson// The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2018/07/05/business/china-us-trade-war-trump-tariffs.html (Дата обращения: 07.05.2020)
29. Buckley C. China’s response to Pence speech: ‘Sheer Arrogance’/ C. Buckley// The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2019/10/25/world/asia/china-pence-speech.html (Дата обращения: 17.04.2020)
30. Lo K. What killed US-China trade talks: A tale of two texts/Lo K. // South China Morning Post URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3010456/what-killed-us-china-trade-talks-tale-two-texts (Датаобращения: 17.03.2020)
31. Swanson A., Rappeport A. Trump Increases China Tariffs as Trade Deal Hangs in the Balance/ A. Swanson., A. Rappeport// The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2019/05/09/us/politics/china-trade-tariffs.html (Датаобращения: 17.04.2020)
32. Bermingham F., Jeong-ho L./ China vows to implement ‘necessary countermeasures’ in response to Donald Trump’s US tariff increase/ F. Bermingham, L. Jeong-ho// South China Morning Post. URL: https://www.scmp.com/economy/china-economy/article/3009648/us-china-trade-war-escalates-donald-trump-increases-tariffs (Дата обращения: 12.05.2020)
33. Imbert F. Trump accuses China of ‘currency manipulation’ as yuan drops to lowest level in more than a decade/ F. Imbert// CNBS. URL: https://www.cnbc.com/2019/08/05/trump-accuses-china-of-currency-manipulation-as-yuan-drops-to-new-low.html. (Дата обращения: 07.05.2020)
34. Meredith S. China responds to US after Treasury designates Beijing a ‘currency manipulator’/ S.Meredith// CNBS. URL: https://www.cnbc.com/2019/08/06/trade-war-china-responds-to-us-after-claim-of-being-a-currency-manipulator.html (Дата обращения: 04.05.2020)
35. US and China sign deal to ease trade war// BBC. URL: https://www.bbc.com/news/business-51114425 (Дата обращения: 03.05.2020)
36. Key Statistics and Trends in Trade Policy// United Nations Conference on Trade and Development. 23.03.2020. URL: https://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=2693 (Дата обращения: 26.04.2020)
37. Gallagher R., Drozdiak N. EU Officials Call for Technology Push to Counter U.S., China// Bloomberg Law. 30.09.2019 URL: https://news.bloomberglaw.com/tech-and-telecom-law/eu-officials-call-for-technology-push-to-counter-u-s-china (Датаобращения: 07.05.2020)
38. Pham S., Phillip A. «Trump suggests using Huawei as a bargaining chip in US-China trade deal»/ S. Pham, A. Phillip // CNN. 24.05. 2019. https://edition.cnn.com/2019/05/24/tech/donald-trump-huawei-ban/index.html (Дата обращения: 10.02.2020)
39. Qiu S., Munroe T. China says U.S. needs to fix 'wrong actions' as Huawei ban rattles supply chains/ S. Qiu, T. Munroe// Reuters. 23.05.2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-huawei-tech-usa-china-response/china-says-u-s-needs-to-fix-wrong-actions-as-huawei-ban-rattles-supply-chains-idUSKCN1ST0PR (Дата обращения: 07.04.2020)
40. How 5G will change your life// Deutsche Bank Research. URL: https://www.dbresearch.com/PROD/RPS_EN PROD/PROD0000000000496473/How_5G_will_change_your_life.pdf
41. Rupert N. Where is Huawei banned from working on critical networks/ N. Rupert// The Guardian. 19.04.2019. URL:https://www.theguardian.com/technology/2019/apr/19/where-huawei-is-banned (Дата обращения: 07.04.2020)
42. Sanger D.E., Barnes J.E., Zhong R., Santora M. In 5G Race With China, U.S. Pushes Allies to Fight Huawei/ D.E. Sanger, J.E. Barnes,R. Zhong, M.Santora// The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2019/01/26/us/politics/huawei-china-us-5g-technology.html (Дата обращения 07.05.2020)
43. Allison G. The Myth of the Liberal Order/ G. Allison// Foreign Affairs 97(4). Июль-Август 2018. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2018-06-14/myth-liberal-order (Дата обращения:15.05.2020)
44. Botsman, R. Big data meets Big Brother as China Moves to Rate its Citizens/ R.Botsman//Wired. 21.10.2017. URL: https://www.wired.co.uk/article/chinese-government-social-credit-score-privacy-invasion (Дата обращения 15.07.2020)
45. Rühlig T.N, Jerdén B., van der Putten F., Seaman J., Otero-Iglesias M., Ekman A. Political Values in Europe-China Relations // European Think-tank Network on China, p. 36 URL: https://www.merics.org/sites/default/files/2019-01/190108_ETNC_report_2018_updated_2019.pdf (Датаобращения 15.07.2020)
46. Europe and the Rise of China and Europe// Wilson Center, Global Europe Program.07.07.2011. URL: https://www.wilsoncenter.org/publication/europe-and-the-rise-china-and-europe (Дата обращения 21.02.2020)
47. Perper R. China's aggressive push for Hong Kong national security laws could lead to US sanctions, White House official says/ R. Perper// Business Insider. URL: https://www.businessinsider.com/hong-kong-national-security-laws-sanctions-white-house-2020-5 (Дата обращения 05.03.2020)
48. Mazarr, M., Heath T., Cevallos, A. US–China relations and the liberal world order: contending elites, colliding visions?/ M., Mazarr, T. Heath , A. Cevallos // RAND Corporation China and the International Order94(1): pp. 113–31.
49. Blenkinsop P., Emmott R. EU leaders call for end to 'naivety' in relations with China/ P. Blenkinsop P, R. Emmott// Reuters. 22.03.2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-eu-china/eu-leaders-call-for-end-to-naivety-in-relations-with-china-idUSKCN1R31H3 (Дата обращения: 14.04.2020)
50. Jia Q., Rosecrance R. Delicately Poised: Are China and the US Heading for Conflict? // Global Asia, 4(4).
51. García-Herrero A. Europe in the midst of China-US strategic economic competition: what are the European Union’s options? // Bruegel. 08.04.2019. URL: https://www.bruegel.org/2019/04/europe-in-the-midst-of-china-us-strategic-competition-what-are-the-european-unions-options/ (Дата обращения:07.04.2020)
52. Chaudhury D.R. EU warns of recession from trade war ahead of G-7 Summit in France/ Chaudhury D.R// The Economic Times. 24.08.2019. URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/international/world-news/macron-tusk-sound-alarm-over-trade-war-risks/articleshow/70819308.cms?from=mdr (Дата обращения:27.03.2020)
53. Borger J., Chrisafis A. Macron hopes to convince G7 leaders to halt trade war and heal divisions/J. Borger, A. Chrisafis// The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/world/2019/aug/24/macron-hopes-to-convince-g7-leaders-to-halt-trade-war-and-heal-divisions (Дата обращения:25.03.2020)
54. Rinke A. Merkel hopes China-U.S. trade problems will be over soon/ A. Rinke// Reuters. 06.09.2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-china-germany/merkel-hopes-china-u-s-trade-problems-will-be-over-soon-idUSKCN1VR07C (Дата обращения:19.04.2020)
55. Dennis-Embury T. Macron says EU can no longer entrust its security to the US alone: 'It's up to us/ T. Dennis-Embury // Independent. 27.08.2018 URL:https://www.independent.co.uk/news/world/europe/emmanuel-macron-france-president-eu-security-donald-trump-us-a8509606.html (Дата обращения:19.04.2020)
56. VonderBurchardH. EU’sKatainenwarnsTrumpagainst ‘globaltradewar’ ontwofronts /H. VonderBurchard// Politico. 03.01.2018. URL: https://www.politico.eu/article/eus-katainen-warns-trump-against-global-trade-war-on-two-fronts/(Дата обращения:19.04.2020)
57. Heer J. Europe’s Total Failure to Resist Trump/ J.Heer// The New Republic. 17.05.2018. URL: https://newrepublic.com/article/148441/europes-total-failure-resist-trump (Дата обращения:19.04.2020)
58. Neely B. Trump's 'America First' policy has isolated U.S. from world leaders/ B.Neely// NBC News. 29.12.2017 URL:https://www.nbcnews.com/news/world/analysis-trump-s-america-first-foreign-policy-isolates-u-s-n833046 (Датаобращения:19.04.2020)
59. Patrick S.M. Europe Wants ‘Strategic Autonomy,’ but That’s Much Easier Said Than Done// World Politics Review. 25.11.2019. URL: https://www.worldpoliticsreview.com/articles/28369/europe-wants-strategic-autonomy-but-that-s-much-easier-said-than-done (Дата обращения:07.04.2020)
60. Kleine-Brockhoff T. Deutschland kann nicht ernsthaft „Gegengewicht“ gegen Amerika sein wollen// Tagesspiel. 31.08.2018 URL: https://causa.tagesspiegel.de/politik/europe-united-als-antwort-auf-america-first/deutschland-kann-nicht-ernsthaft-gegengewicht-gegen-amerika-sein-wollen.html (Дата обращения:07.04.2020)
61. Paravicini G. Angela Merkel: Europe must take “our fate” into own hands// Politico Europe, 28/V/2017, URL: https://www.politico.eu/article/angela-merkel-europe-cdu-must-take-its-fate-into-its-own-hands-elections-2017/. (Дата обращения:07.04.2020)
62. Barkin N. Democracy Is Under Attack. Will Europe Fight Back? // The Atlantic. 03.10.2019. URL: https://www.theatlantic.com/international/archive/2019/10/europe-falling-short-promoting-democracy/599311/ (Дата обращения: 17.04.2020)
63. Szczudlik J. Seven years of the 16+1. An assessment of China's "multilateral bilateralism" in Central Europe// Notes d'IfriAsie, (107). Апрель 2019.
64. Mair J., Packham C. NATO needs to address China’s rise, says Stoltenberg // Reuters. 07.08.2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-australia-nato/nato-needs-to-address-chinas-rise-says-stoltenbergidUSKCN1UX0YX (Дата обращения: 08.04.2020)
65. Franke U., Varman T., Independence play: Europe’s pursuit of strategic autonomy// European Council on Foreign Relations. Июль 2019: URL: https://www.ecfr.eu/specials/scorecard/independence_play_europes_pursuit_of_strategic_autonomy. (Дата обращения: 08.04.2020)
66. Erlanger S., Europe Vows to Spend More on Defense, but U.S. Still Isn’t Happy// The New York Times. 06.06.2019 URL: https://www.nytimes.com/2019/06/06/world/europe/us-defense-spending-nato.html (Дата обращения: 08.04.2020)
67. Fiott D. The poison pill: EU defence on US terms?// European Union Institute for Security Studies.14.06.2019. URL: https://www.iss.europa.eu/ content/poison-pill-eu-defence-us-terms (Дата обращения: 05.04.2020)
68. Harold S. Chinese views on European defense integration// MERICS China Monitor. 19.12.2018. URL: https://www.merics.org/en/china-monitor/chinese-views-on-european-defense-integration (Дата обращения: 03.05.2020)
69. Yi Y. China's Policy Paper on the European Union// Xinhua. 18.12.2018. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-12/18/c_137681829.htm (Дата обращения: 13.05.2020)
70. Messas A. 5G in Europe. Time to Change Gear// Institut Montaigne, Paris. URL: https://www.institutmontaigne.org/en/publications/5g-europe-time-change-gear-part-1 (Дата обращения: 13.05.2020)
71. Rühlig T., Björk M. What to make of the Huawei debate in Europe? Network security and technology dependency in Europe// The Swedish Institute of International Affairs, Stockholm. URL: https://www.ui.se/globalassets/ui.se-eng/publications/ui-publications/2020/ui-paper-no.-1-2020.pdf (Дата обращения: 13.05.2020)
72. Rühlig T. 5G and the US–China Tech Rivalry – a Test for Europe’s Future in the Digital Age// StiftungWissenschaft und Politik . URL: https://www.swp-berlin.org/10.18449/2019C29/ (Дата обращения: 18.05.2020)
73. Kleinhans J. 5G vs. National Security. A European Perspective // Stiftung Neue Verantwortung, Berlin URL: https://www.stiftung-nv.de/sites/default/files/5g_vs._national_security.pdf (Дата обращения: 17.04.2020)
На французском языке:
74. Dèbes F., Schmitt F., Barroux D., Barré N. Thierry Breton. La France estentréedansl'ère de la cyberguerre// Les Echos. 05.07.2019. URL: https://www.lesechos.fr/amp/1035834?utm_source=POLITICO.EU&utm_campaign=c1fbfa903d-EMAIL_CAMPAIGN_2019_10_24_05_20&utm_medium=email&utm_term=0_10959edeb5-c1fbfa903d-19006936

На немецком языке:
75. Bedrohen EU-Autos die Sicherheit der USA?// Der Tagesspiel. 17.02.2019 URL: https://www.tagesspiegel.de/wirtschaft/us-ministerium-entscheidet-bedrohen-eu-autos-die-sicherheit-der-usa/24004860.html (Дата обращения: 08.04.2020)
76. Angela Merkel kritisiert die US-Einstufung deutscher Pkws als Bedrohung für die nationale Sicherheit// Saechsische.de. 16.02.2019 URL: https://www.saechsische.de/wir-sind-stolz-auf-unsere-autos-5036873.html (Датаобращения:27.03.2020)
Исследования:
1. Гуселетов Б.П. Влияние торговой войны между США и Китаемна Европейский cоюз/ Б. П. Гуселетов // Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения»., 2019. № 3. С. 10-19
2. Заславская Н.Г. Европейская политика в области безопасности и обороны // Политика национальной безопасности ведущих стран НАТО: материалы для сравнительного анализа. СПб., 2002. С.37-54
3. Ланко Д.А. Кризис трансатлантических отношений в годы президентства Дж.Буша-Младшего/ Д.А.Ланко // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2015. Вып. 4
4. Лексютина Я.В. США и Китай: линии соперничества и противоречий. Монография./ Я.В. Лексютина // СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011.
5. Сирота Н.М.,Мохоров Г.А. США versus Китай: военно-политическое соперничество / Н.М Сирота., Г.А. Мохоров // Политические науки. – 2019.№4(82). – С.123-127.
6. Стрежнева М.В., Руденкова Д.Э. Европейский союз: архитектура внешней политики / М.В. Стрежневаю, М.В. Руденкова// М.: ИМЭМО РАН, 2016, 135 с.
7. U.S.-China Relations// Congressional Research Service. 29.08.2019. URL:https://fas.org/sgp/crs/row/R45898.pdf (Дата обращения:12.05.2020)
8. Simon D., Xue L./U.S.-China Science andTechnology Cooperation// China-US Focus. URL: https://www.chinausfocus.com/2022/wp-content/uploads/Part-02-Chapter-122.pdf(Дата обращения:10.05.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ