Введение 2
I. Особенности стратегических интересов Германии и Чехии в отношении друг друга 8
1. Стратегические интересы Федеративной Республики Германия и Чешской Республики согласно официальным документам 8
2. Научный дискурс о стратегических интересах ФРГ и Чешской Республики 14
II. Основные направления развития чешско-германских отношений в период пандемии COVID-19 19
1. В области экономики 19
2. В области культуры и науки 24
3. В области экологии 31
4. В области здравоохранения 34
5. Во внутренней и внешней политике 37
III. Проблемы развития двусторонних отношений в условиях пандемии COVID-19 и перспективы их решения 43
1. Проблемы в отношениях ФРГ и Чешской Республики 43
2. Перспективы сотрудничества 47
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
Темой моей выпускной квалификационной работы является "Основные тенденции развития отношений Федеративной Республики Германия и Чешской Республики в условиях пандемии COVID-19".
Становление германо-чешских отношений на современном этапе происходило с опорой на документальную базу, выступающую в качестве краеугольного камня сотрудничества стран. В число данных документов входит заключенный 27 февраля 1992 года Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве и Германо-чешская декларация о взаимоотношениях и их будущем развитии от 21 января 1997 года, цель которого состоит в закреплении намерений двух сторон, подписавших данный нормативно-правовой акт, развивать добрососедские отношения между ними при обеспечении минимизации влияния политических вопросов и конфликтов, существующих между странами в прошлом.1
До начала пандемии в 2020 году, объявленной Всемирной организацией здравоохранения в связи с распространением вируса COVID – 19, развитие отношений и сотрудничества между двумя державами можно охарактеризовать как устойчивое. В качестве приоритетов внешнеполитического курса Чешской Республики всегда выступали обеспечение правительством национальной безопасности, развития чешского общества в экономической, политической и социальной сфере. Реализация поставленных целей должна в первую очередь быть осуществлена посредством активного участия страны в деятельности НАТО и Европейского Союза, укрепления сотрудничества с ведущими государствами- лидерами определенных регионов, например, с США, Германией, Китаем и с пограничными странами.
Как ранее было отмечено, большое внимание чешское правительство уделяет членству страны в ЕС. Одна из причин такого политического курса связана с тем, что основными внешнеполитическими партнерами Чехии являются государства- члены Союза, среди которых особую роль играет Федеративная Республика Германия. Так, согласно результатам оценки, проведенной Министерством Иностранных Дел Чехии, одним из наиболее ценных политических и экономических партнеров для данной страны является Германия, что находит подтверждение в многочисленных двусторонних встречах на высшем уровне, развитии тесных межгосударственных культурных связей, а также в том, что Германия представляет собой крупнейшего внешнеторгового партнера и иностранного инвестора для Чешской Республики.
Более того, Прага признает за Берлином ключевую роль как в процессе формирования и реализации единой европейской экономической политики, так и в области обеспечения безопасности, готовность взять ответственность за осуществление которой и в рамках ЕС, и на мировом уровне была выражена на открытии 50-й Конференции по безопасности в Мюнхене в 2014 году на тот момент действующим Федеральным президентом ФРГ Йоахимом Гауком, занимавшим должность в период с 2012 по 2017 гг.2. Стороны участвуют в воплощении в жизнь общеевропейских программ и проектов в рассмотренных ранее сферах, проводят совместные мероприятия по оперативной и боевой подготовке войск, а также консультации по вопросам, касающихся формирования вооруженных сил. Также, Федеративная Республика Германия оказывает Чешской Республике значительную помощь в модернизации старых образцов вооружения и военной техники, правительствами стран было подписано соглашение на осуществление обмена военными кадрами.3
Однако, несмотря на сохранение основных интересов в сотрудничестве, в марте 2020 года в двусторонних отношениях сторон стали наблюдаться новые тенденции. Связано это с пандемией, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, по причине которой правительства государств были вынуждены ввести ряд ограничительных мер.
Таким образом, актуальность данной темы определяется тем, что от уровня развития отношений и сотрудничества Федеративной Республики Германия и Чешской Республики зависит не только проводимая на территории ЕС общая европейская политика и евроинтеграция, но и степень сплоченности стран- участниц.
Актуальность, поставленной в работе проблемы, позволяет определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования – отношения Федеративной Республики Германия и Чешской Республики;....
Разразившийся в Европейском Союзе кризис в связи с распространением нового вируса COVID-19 продемонстрировал, что популяризируемые идеи о создании единой Европы являются в действительности труднореализуемыми. Пандемия стала фактором, приведшим к несогласованному закрытию национальных границ, что повлияло в первую очередь на состояние экономик государств- членов ЕС, и своего рода угрозой для европейской экономической системы.
В германо-чешских отношениях в период кризиса в связи со вспышкой коронавирусной инфекции первоначально наблюдалось сокращение трансграничного сотрудничества. В первую очередь данная тенденция проявляется в развитии сотрудничества между университетами, коммерческих организаций и промышленными объектами, и связана она с принятыми мерами для предотвращения дальнейшего распространения коронавирусной инфекции. Так, закрытие национальных границ ограничивает возможность тысячей трансграничных рабочий приехать на место работы и сотрудничающим фирмам выполнять договорные обязательства, например, производить поставки сырья. Описанное негативное воздействие на экономику усиливается за счет сильной взаимосвязи экономик Федеративной Республики Германия и Чешской Республики, а также из-за возникшего разделения рабочей силы между странами.
Более того, проанализировав деятельность университетов с марта 2020 года, можно сделать вывод, что несмотря на стремление учебных заведений выстраивать активное сотрудничество, наблюдается снижение студенческой мобильности, вызванное не только закрытием границ, но и отменой существующих стипендий и грантов. Однако, развитие культурных отношений между странами прервано не было, и финансирование совместных проектов в данной сфере сохраняется. Доказательством этого, выступает не приостановленная реализация проекта по созданию коридора 5G между Прагой и Мюнхеном, запланированному еще в феврале 2020 года.
Однако, при анализе отношений, складывающихся на сегодняшний день между Федеративной Республикой Германия и Чешской Республики, можно определить ряд разногласий, прежде всего касающихся таких сфер, как экология, здравоохранение и экономика. Так, в экономике основным вопросом, вызывающим противоречия между сторонами, является отказ Чехии от вступления в еврозону, аргументированный несоответствием страной Маастрихтским критериям. Существование открытой даты вступления в действующий в рамках Европейского Союза валютный союз позволяет Чешской Республике выдвигать определенного рода требования относительно изменения структуры распределения денежных средств между странами-участницами ЕС. Положительное решение вопроса является экономически выгодным прежде всего для Германии по причине экспортоориентированности ее экономики, а также в связи с тем, что Чехия входит в число тех стран, с которыми ФРГ реализует активную внешнеторговую политику.
Во-вторых, в качестве вопроса, вызывающего разногласия между странами, можно выделить проведение единой политики в сфере экологии, к которой относится использование ядерной энергии в мирных целях и принятие в рамках Европейского Союза новых более жестких требований для промышленного сектора стран- участниц Союза. В ближайшее время найти компромисс, удовлетворяющий интересы как Федеративной Республики Германия, так и Чешской Республики, практически не представляется возможным вследствие жесткости позиций двух сторон. Так, правительство ФРГ привержено проведению экополитики и активно выступает за ужесточение существующих правил, в то время как реализация данного курса может нанести серьезный ущерб чешской промышленности.
В-третьих, при рассмотрении сотрудничества государств в рамках сектора здравоохранения можно выявить ряд черт, появившихся в первые годы членства Чехии в Европейском Союзе, но отчетливо проявившихся в марте 2020 года, которые оказывают влияние на выстраивание отношений между странами. К ним можно отнести такие проблемы как нехватка качественного медицинского оборудования и квалифицированного персона в Чешской Республики, что выступает стимулом для правительства страны углублять сотрудничество с ФРГ. Более того, Германия на данный момент выступает как один из крупнейших инвесторов для Чехии, предоставляя денежные средства на закупку медицинских приборов.
Тем не менее, негативное влияние на отношение стран оказывает вспышка коронавирусной инфекции в Чешской Республике, начавшейся во вторую волну COVID-19 осенью 2021 года. Воздействие данной эпидемиологической ситуации в стране на развитие сотрудничества объясняется неспособностью правительства повлиять на уровень числа заболевших в стране, что оказывает непосредственное влияние на приграничные с Чехией регионы ФРГ по причине большого числа трансграничных рабочих.
В-четвертых, определённую роль на развитие отношений между странами играет вопрос проведения единой внешней и внутренней политики в таких сферах, как миграционная политика, единая европейская политика безопасности и выстраивание единого внешнеполитического курса по отношению к третьим странам, не являющимся государствами-членами Европейского Союза. В то время как позиции правительств Чехии и Германии относительно создания европейской системы безопасности схожи, и они выступают за усиление данной системы и сплоченности стран в рассматриваемой сфере, руководства Федеративной Республики Германия и Чешской Республики выступают с критикой по отношению к проводимой миграционной политики друг друга, опираясь на поддержку населения, например, в Чехии 56 процентов опрошенных против проведение в своей стране единой европейкой политики в данной сфере. Таким образом, возможность проведения единого миграционного курса представляется практически неосуществимой....
1. Годовая статистика международной торговли товарами / TrendEconomy. URL: https://trendeconomy.ru/data/h2/Germany/TOTAL (дата обращения: 05.02.2021).
2. Договор о вступлении Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении, Словакии от 16 апреля 2003 г. // Кафедра интеграционного и европейского права МГЮА. – Ст.4. URL: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/uchreditelnye-dokumenty/dogovor-o-vstuplenii-chehii-estonii-kipra-latvii-litvy-vengrii-malty-polshy-slovenii-slovakii/ (дата обращения: 06.03.2021).
3. Abrüstung, Rüstungskontrolle und Nichtverbreitung von Massenvernichtungswaffen / Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/abruestung-ruestungskontrolle (дата обращения: 31.01.2021)
4. Arms control, disarmament and non-proliferation in NATO / NATO. URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_48895.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 16.02.2021)
5. Auftrag des Zukunftsfonds / Deutsch-Tschechische Zukunftsfonds. URL: http://www.fondbudoucnosti.cz/de/uber-uns/uber-uns/ (дата обращения: 28.01.2021).
6. Außenhandel / Destatis. Statistisches Bundesamt. URL: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesamtwirtschaftUmwelt/Aussenhandel/Tabellen/RangfolgeHandelspartner.pdf?__blob=publicationFile (дата обращения: 08.02.2021).
7. Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik: Basis für starke internationale Beziehungen / Auswärtiges Amt. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/themen/kulturdialog/akbp/212802 (дата обращения 09.02.2021).
8. Bekanntmachung / Bundesministeriums für Bildung und Forschung. URL: https://www.bmbf.de/foerderungen/bekanntmachung-2737.html (дата обращения: 12.02.2021).
9. Budget EU / Stratfor. URL: https://www.stratfor.com/sample/analysis/bitter-budget-battle-looms-eu (дата обращения: 05.10.2020).
10. Český Senát se vyjádřil k potlačování lidských práv a svobod v Ruské federaci / Senát Parlamentu České republiky. URL: https://www.senat.cz/zpravodajstvi/zprava.php?ke_dni=16.2.2021&O=13&id=3100&from=M (дата обращения: 16.02.2021).
11. Concept of the Czech Republic’s Foreign Policy. 2015 / Ministry of Foreign Affairs of the Czech Republic. URL: https://www.mzv.cz/jnp/en/foreign_relations/policy_planning/concept_of_the_czech_republic_s_foreign.html (дата обращения: 20.10.2020).
12. Covid-19 and universities / The European University Association. URL: https://eua.eu/issues/27:covid-19-and-universities-in-europe.html (дата обращения: 29.01.2021).
13. COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) / Johns Hopkins University. URL: https://www.arcgis.com/apps/opsdashboard/index.html#/bda7594740fd40299423467b48e9ecf6 (дата обращения: 04.03.2021).
14. Covid-19: Gesundheitswesen in der Tschechischen Republik / GTAI. URL: https://www.gtai.de/gtai-de/trade/specials/special/tschechische-republik/covid-19-gesundheitswesen-in-der-tschechischen-republik-234778 (дата обращения: 12.02.2021).
15. Czech and German attitudes towards the European Union / STEM. Empirical Research for Democracy. URL: https://en.stem.cz/czech-and-german-attitudes-towards-the-european-union/ (дата обращения 01.02.2021)...70