Возвращение культурных ценностей в Россию в (1980-е - 2017 гг.): деятельность Российского фонда культуры, отечественных музеев, культурно-просветительских и общественных организаций и частных коллекционеров
Введение 3
Глава 1. Историческая справка: вывоз культурных ценностей за пределы России 11
Глава 2. Деятельность РФК (СФК) по возвращению в Россию культурных ценностей 17
2.1. История фонда 17
2.2. Программы фонда, нацеленные на возвращение культурного наследия России 19
2.3. Дары и дарители 25
Глава 3. Деятельность культурно-просветительских общественных организаций, на примере общества "Родина", по возвращению культурных ценностей в Россию 35
3.1. История формирования коллекции и создание музея общества «Родина» 44
3.2. Общество "Родина" возвращает культурные ценности в Россию 48
Глава 4. Частные коллекционеры возвращают в Россию культурные ценности 60
4.1. Эдуард Фон Фальц-Фейн. Наследие рода Епанчиных и пополнение коллекции 62
4.2. Князь Никита Лобанов-Ростовский. Возвращенные сезоны 65
Глава 5. Деятельность отечественных Музеев по возвращению в Россию культурных ценностей 68
5.1. Эрмитаж. Новые поступления 68
5.2. Музей Фаберже 72
Заключение 75
Список использованных источников и литературы
На протяжении многих веков в мире культуры, искусства и политики существуют две остроактуальные проблемы:
1. Проблема вывоза культурных ценностей за пределы страны «правообладателя», которая является скорее первопричиной и основанием для второй;
2. Проблема возвращения такого рода предметов на их историческую Родину.
В данной работе речь пойдет именно о второй проблеме и путях, или же скорее вариантах, ее решения на примере деятельности Российского фонда культуры, отечественных музеев, культурно-просветительских и общественных организаций и частных коллекционеров. Но для лучшего понимания необходимо рассмотреть проблему со всех ракурсов. Именно поэтому, для начала необходимо обратиться к причинам данной проблемы.
На протяжении всей мировой истории, не просто возникали, а были довольно частым явлением ситуации в которых культурное достояние (культурные ценности) одной страны оказывались на территории другого государства (в его распоряжении). Таким образом, возникали ситуации, имеющие международный и уже политический характер, так как одной из важнейших функций государства является сохранение и приумножение культурного наследия своего народа. Так, важность именно этих, задач стремился отразить в своем девизе «Сохранять, осваивать и преумножать культурные ценности» Российского фонда культуры, речь о котором пойдет чуть позже. Но, что касается культурных ценностей, оказавшихся на территории другой страны, то далее становиться необходимым определить международно-правовой статус той или иной ценности и обстоятельства, в ходе которых она оказалась за пределами страны, которой она принадлежала исторически, а уже на следующем этапе будет определен порядок ее реституции.
Но вопрос реституции как правового регулирования такого рода ситуаций относится к незаконно вывезенным культурным ценностям во время военных конфликтов или военных действий , а также к похищенным в мирное и военное время .
Культурные ценности, вывезенные из одного государства в другое, в условиях ведения военных действий в международном праве рассматриваются либо как ценности перемещаемые государством-агрессором с оккупированных им территорий, либо как ценности, перемещаемые уже государством-победителем, в качестве «компенсаторной реституции», с территории страны являвшейся агрессором, то есть, в качестве возмещения за культурные ценности, уничтоженные или разграбленные на его территории оккупантами . Также «компенсаторной реституции» подвергаются ценности вывезенные в другое государство по инициативе государства, подвергшегося военной агрессии или находящегося в военном конфликте, для сохранения – депозита за пределами конфликта .
В истории существует множество таких прецедентов. В действующем российском законодательстве под реституцией понимается: это вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии, или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб, путем восстановления прежнего состояния государственного имущества, в частности, путем возврата имущества, разграбленного или незаконно вывезенного им с оккупированной территории другого государства .
В данном Законе так же применяется понятие «компенсаторной реституции», о которой уже было сказано ранее.
Так же среди формулировок данного Закона существует такая: «Все незаконно вывезенные за рубеж культурные ценности, признанные культурным достоянием народов Российской Федерации, подлежат возвращению на Родину, независимо от их нынешнего местонахождения, времени и обстоятельств вывоза» . Объяснением такой формулировки Закона могут служить обстоятельства, при которых, часто случалось, что такие, предметы (культурные ценности) не просто находились на территории страны, которая изначально перевезла их на свою территорию, но и имели дальнейшую историю перемещений по территориям других государств.
Вопрос возвращения культурных ценностей, незаконно находящихся в чужом владении также рассматривает Закон N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 года . Статья № 42 «Истребование культурных ценностей из незаконного владения» данного Закона гласит, что: «В случаях хищения и вывоза за пределы Российской Федерации культурных ценностей, независимо от формы собственности на них, федеральная служба по сохранению культурных ценностей в соответствии с нормами международного права обязана принять необходимые меры по истребованию указанных культурных ценностей из незаконного владения» .
Применение положений данного Закона и иных норм об истребовании имущества из незаконного владения является явлением не менее актуальным, чем реституция культурных ценностей.
Это связано, прежде всего, с экономическим аспектом. Начиная, примерно, с середины XIX века культурные ценности становятся, не просто произведениями искусства, достоянием нации и национальной гордостью, а еще и хорошим и крайне выгодным капиталовложением для их обладателей. С течением времени, такого рода капиталовложения становятся все более частым явлением. Так в своей книге «Фондовый рынок» Эдвард Бэрдли и Ричард и Тед Тьюлз приводят таблицу доходности различных финансовых и материальных активов, где на первом месте находятся произведения искусства, а именно картины старых мастеров, а уже затем драгоценные металлы, такие как золото и т.д . Естественно, этот факт провоцирует кражи в мире искусства, а значит и продажу такого рода предметов на «черных рынках», как правило, за пределами того государства, где это предмет был получен незаконным путем.
Но существует еще ряд причин, по которым культурные ценности оказываются за границей. В их отношении, уже, применяется термин «возврат культурных ценностей» . Среди таких причин, пожалуй, самой масштабной является эмиграция. Особенно хорошо это заметно на примере России. Все мы хорошо осведомлены о тех кто эмигрировал в результате трагических событий XX века. Интеллигенция, жертвы политических репрессий, противники установившегося режима, люди, желающие спастись от военных неурядиц, они уезжали за пределы Родины и вместе с собой увозили все самое ценное имущество. Живя за границей, они бережно хранили свое состояние, свое наследие. Бережное сохранение реликвий, вывезенных из России в связи с событиями революции и гражданской войны характерно для представителей первой волны эмиграции, к сожалению, во многих случаях, не находит должного отношения со стороны представите следующих поколений эмиграции.
Но жизнь культурных ценностей продолжается и в эмиграции: существуют частные собрания, иногда они просто находятся в квартире и доступны лишь ее гостям, а иногда они передаются в музеи и становятся центром русской эмиграции. Так же наряду с частными коллекциями существуют и общественные, созданные из множества частных под эгидой культурно-просветительских обществ, часто эти общества были небольшими с маленькой коллекцией, но иногда коллекции нескольких обществ объединялись и превращались в одно полноценное музейное собрание.
К середине 1980х годов, после того, как на международной политической арене на время утихают конфликты, актуализируется задача вернуть в Россию все (или хотя бы часть) вывезенных культурных ценностей.
Но вместе с этой задачей встает еще один остроактуальные вопрос о том нужно ли вообще возвращать культурные ценности в Россию? Ведь за эти полвека жизнь русского зарубежья приобрела свой особый смысл, формируясь вокруг этих «очагов» своей родины. Эти коллекции и даже отдельные предметы когда-то стали частью русской культуры за рубежом.
Но, тем не менее, 12 февраля 1986 года при поддержки более чем 50 общесоюзных и республиканских творческих союзов, а так же общественных организаций и учреждений культуры СССР, был учрежден «Советский фонд культуры». Его главной целью становится сохранение освоение и преумножение культурных ценностей .
Советский фонд культуры совместно с редакцией журнала «Наше Наследие» запустил в свою работу программу «Возвращение», благодаря которой, в Россию вернулись тысячи произведений русской культуры, оказавшиеся далеко за пределами России. Данная программа осуществлялась по нескольким направлениям: во-первых – участие в аукционах, не без участия благотворительных организаций, разумеется, и во-вторых – дарение . Многие сочли за честь подарить Фонду то или иное произведение искусства, некоторые считали своим долгом предать культурные ценности на их историческую Родину, а кто-то просто не мог самостоятельно позаботиться о сохранности такого рода вещей и поэтому передал их в надежные руки Фонда. Безусловно, Российский (а ранее Советский фонд культуры) внес неоценимый вклад в сохранение и развитие Российской культуры и тем самым приумножил ее.
Именно о Российском (ранее Советском) фонде культуры, вернее о его деятельности пойдет речь в данной работе.
Также будет рассмотрена деятельность отечественных музеев, которые вносят свой вклад и возвращают культурные ценности в Россию. В работе будут подробно рассмотрены такие музеи как Государственный Эрмитаж и Музей Фаберже. Будет противопоставлено планомерное возвращение произведений искусства покупке одной частной коллекции, которая легла в основу полноценного музея.
Деятельность культурно-просветительских общественных организаций, будет рассмотрена на примере общества «Родина». Благодаря обществу «Родина» были сохранены и переданы в Россию личные письма и фотографии царской семьи.
Неоценим вклад частных коллекционеров таких как: Князь Никита Лобанов-Ростовский, Эдуард Фон Фальц-Фэйн и многих других современных коллекционеров.
В работе я рассмотрю как возвращались культурные ценности в Россию, кто и что этому способствовало, при каких обстоятельствах это происходило, какие программы для этого были созданы, какая финансовая поддержка осуществлялась, и какие ценности каким образом вернулись на Родину.
Цель дипломной работы: Изучить и проанализировать деятельность Российского фонда культуры, отечественных музеев, культурно-просветительских и общественных организаций и частных коллекционеров связанную с возвращением культурных ценностей, находившихся за пределами территории РФ (ранее СССР) в период (1980-е - 2017 гг.).
Задачи:
• Изучить причины и обстоятельства вывоза культурных ценностей за пределы России;
• Подробно рассмотреть и проанализировать деятельность Российского (Советского) фонда культуры по возвращению в Россию культурных ценностей вывезенных за ее пределы;
• Рассмотреть конкретные примеры возвращения в Россию культурных ценностей из частных и общественных собраний;
• Подробно рассмотреть и проанализировать деятельность культурно-просветительских обществ российской эмиграции и формирование коллекций на базе этих обществ;
• Рассмотреть и проанализировать деятельность российских музеев по возвращению в Россию культурных ценностей;
• Ответить на вопрос насколько необходимо в некоторых случаях возвращать культурные ценности вывезенные в процессии эмиграции.
Выполнение всех этих целей и задач обеспечит целостный подход к изучению и анализу вопроса о возвращение культурных ценностей на территорию РФ.
В начале моей работы был поставлен вопрос о том есть ли случае, когда не нужно возвращать культурные ценности в Россию?
В ходе работы выяснилось, что в настоящее время на этот вопрос сложно дать однозначный ответ.
С одной стороны, сохранение и приумножение наследия страны - есть цель каждого и для многих жителей нашей страны возвращение в Россию культурных ценностей - это единственный способ увидеть столь значимые предметы русского искусства.
Так Фонд культуры проделал колоссальную работу в рамках своей деятельности в отношении возвращения культурных ценностей на территорию России. В качестве подтверждения можно использовать, то, нескончаемое количество даров, которое получает Российский фонд культуры на протяжении долгих лет своей деятельности.
Эта организации, безусловно, завоевала авторитет, как среди коллекционеров, политиков, деятелей культуры и искусства по всему миру, так и среди обычных людей, которые уже в самом начале работы фонда не боялись доверить в его руки то, что бережно хранили на протяжении многих лет.
Когда есть доверие, то есть и результаты. Так, после успешной передачи эскиза к картине Сурикова «Исцеление слепого», Евгений Евгеньевич Климов, предает в собрание Фонда еще тринадцать произведений А.Н. Бенуа и одно, принадлежащие кисти З.Е. Серебряковой, а так же несколько своих – авторских произведений .
Безусловно по большей части робота Фонда основана скорее на сотрудничестве со спонсорами. Фонд культуры скорее показывает и доказывает, что он может позаботиться о судьбе культурных ценностей, что они имеют огромное значение для России и всего российского нарда, но так же его дирекция регулярно ведет переговоры, создает программы совместные с музеями по приобретению или придачи культурных ценностей, находящихся за пределами России, как это было в ранее описанном случае с культурно-просветительским центром «Родина» и Музеем вооруженных сил. В данном случае программа привела к превосходным результатам.
С другой стороны наши соотечественники до сих пор продолжают свою просветительскую деятельность на территории других государств и для этого им просто необходимы те культурные ценности, которые доступно и эффектно показывают историю России ее быт, нравы ее людей, то чем они гордятся и о чем никогда не расскажут.
За рубежом тоже (так же как и внутри России) происходит деятельность по сохранению музеев, коллекций и собраний, заслуживающих всяческого признания и уважения во всем мире. Возможно в будущем стоит использовать не только механизмы возвращения культурных ценностей на их историческую Родину, но и другие механизмы, например составление электронного каталога музейных собраний российской эмиграции. Ведь многие из них вызывают значительный интерес и служат ценным источником по истории не только России в целом, но и жизни именно российского зарубежья, потому что жизнь культурных ценностей продолжается и в эмиграции и там она приобретает новую историю, неразрывно связанную с новым местом ее пребывания и даже вернувшись обратно на территорию России она уже никогда не потеряет своего статуса «возвращенной» культурной ценности.
1. Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 г.) Глава 2. Статья 3. URL: http://fond.culture.ru/ru/about/history (дата последнего обращения 15.05.2018 г.) Министерство культуры Росийской Федерации. Новости Министерства. URL: http://mkrf.ru/press-center/news/ministerstvo/rossiyskiy-fond-kultury-budet-preobrazovan-v-obshchestvenno-gosudarstvennuyu-org (дата последнего обращения 24.05. 2015 г.)
2. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2004 г., 23 июля 2008 г., 17 июля 2009 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 23 июля 2013 г., 18 июня, 28 декабря 2017 г)Глава 1. Статья 4. URL: http://base.garant.ru/10101361/#friends (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
3. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ"О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 25 мая 2000 г., 22 августа 2004 г., 23 июля 2008 г.) URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12111286/paragraph/9699/doclist/0/selflink/0/context/%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F:0 (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
Литература:
1. Аврора. Практика коллекционирования. Статья и интервью А.В. Лиховцевой с Н.Д. Лобановым-Ростовским. (часть1, часть 2) 03.2015. URL: http://avroraart.ru/novosti/news_post/kk (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
2. Айкона Т. Уголки Святой Руси в Нью-Йоркском штате // Православная жизнь. 2001. № 12 (623). 5-11 с.
3. Богуславский М.М. Трудная судьба культурных ценностей// Частное право и проблемы реституции перемещенных культурных ценностей. Мат-лы научн. конф. – М., 2002. 96 – 103с.
4. Булгаков В. Ф., Юпатов А. И. Русское искусство за рубежом. Прага; Рига, 1938. С. 11-17 с.
5. Вечерний Петербург. Эрмитаж приобрел сервиз, подаренный Екатериной II врачу Томасу Димсдейлу. URL: http://www.vppress.ru/stories/Ermitazh-priobrel-serviz-podarennyi-Ekaterinoi-II-vrachu-Tomasu-Dimsdeilu-privivshemu-ee-ot-ospy-21448 (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
6. Вздорнов Г. Возвращение в Новгород// Наше Наследие. 1988. №4. 61 – 70с.
7. Воробьева О. В. Русская Америка в ХХ веке. Историко-культурный аспект. М., 2010. 341с.
8. Государственный Эрмитаж. Акварельные портреты и художественный фарфор. Новые поступления. URL: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/Press+Releases/hm16_10_04_04/?lng= (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
9. Гримстед К.П. От Янтарной комнаты к книгам из русских императорских дворцов: идентификация и реконструкция перемещенных культурных ценностей// Культурное сотрудничество в Европе: проблемы сохранения и охраны культурных ценностей. Мат-лы науч. конф. – СПб., 2004. С. 230 – 252с.
10. Дар фонду культуры «У бескорыстия есть имена»// Наше Наследие. 1988. №4. 160с.
11. Забелин С. Н. Музей Общества ветеранов // Вестник Общества русских ветеранов Великой войны. Сан-Франциско. 1993. № 272. 30-35 с.
12. Касатенко А.Н. История и теория реституции культурных ценностей// Вестник Таганрогского института управления и экономики. – Таганрог, 2013. № 1. 51 – 55 с.
13. Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия. Дополнительный выпуск. Париж, 1973. 138с.
14. Курбатова З. Сто три года барона Фальц-Фейна// Наше Наследие. 2016. №116. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11604.php (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
15. Леонидов В.В. Кастальский ключ. (Дары и дарители РФК за 15 лет)// Наше Наследие. 2001. № 59-60// Электронный журнал. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6003.php (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
16. Леонидов В.В. Российский фонд культуры: итоги двадцати лет// Научная и культурная жизнь. – 2007. №54. 242 – 245с.
17. Лихачев Д. С. Память преодолевает время// Наше Наследие. 1988. № 1. 1 – 4с.
18. Музей Фаберже. Кратко о музее. URL: https://fabergemuseum.ru/ru/about/brief (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
19. Музей Фаберже. Фонд «Связь Времен». URL: https://fabergemuseum.ru/ru/about/link_of_times (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
20. Муромцева Л. П. В. Ф. Булгаков и Русский культурно-исторический музей в Праге. С. 182-194с.
21. Муромцева Л. П. Сохранение историко-культурной идентичности русского казачества в эмиграции // Отечественная история. 2008. № 3. 77-86 с.
22. Муромцева Л.П. Типология российских эмигрантских музеев// Вопросы музеологии. – 2013. №1 . 47-59с.
23. Никандров Н.И. По следам утраченных ценностей// Культурные ценности – жертвы войны. Электронный ресурс Министерства культуры РФ. URL: http://www.lostart.ru/ru/studys/?ELEMENT_ID=2060 (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
24. Новости музеев. Музей Гвардии залах Главного штаба. URL: http://www.museum.ru/N23001 (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
25. Попов А. В. Военные музеи и архивы русского зарубежья // Вестник архивиста. 2003. № 2. 204-213с.
26. Проект Российского фонда культуры// Электронный ресурс «Русские без России». URL: http://www.russkiebezrossii.ru/events/ljarticle/228 (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
27. Разгон А. М. Очерк истории военных музеев в России (1861 – 1917) // Труды НИИ музееведения. М., 1962. Вып.VII. С. 189-190; Кузнецов А. М. Военные музеи в императорской России // Военно-исторический журнал. 2007. № 2. 56-61с.
28. «Родина» // Вестник истории, литературы, искусства. М., 2008. Т. 5. 493-502 с.
29. Родина. Русский дом. История музея «Русско-американского культурно-просветительского и благотворительного общества «Родина». URL: http://www.rodinahome.org/application/museum/museum_history_r.html (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
30. Российская Газета. Они сражались за Рубенса. URL: https://rg.ru/2004/03/11/logvinenko.html (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
31. Российский фонд культуры. Дары и Дарители. URL: http://fond.culture.ru/ru/gifts (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
32. Российский фонд культуры. История. URL: http://fond.culture.ru/ru/about/history (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
33. Российский фонд культуры. Структура. URL: http://fond.culture.ru/ru/about/structure (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
34. Русские без России. Архив «Родина». URL: http://www.russkiebezrossii.ru/events/ljarticle/247 (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
35. Русское зарубежье: Хроника научной, культурной и общественной жизни: 1920 – 1940: Франция. Париж, 1995. Т. 1. 317 с.
36. РФФИ. Архив общества «Родина». URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/project_search/o_266189 (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
37. Тьюлз Ричард Дж., Брэдли Эдвард С., Тьюлз Тед М. Фондовый рынок. - М., 1997 г. 647с.
38. Часовой. 1934. № 116-117. С. 3; № 131-132. 18 с.
39. Челышев Е. П. Российская эмиграция: 1920 – 30-е годы. История и современность. М., 2002. 272 с.
40. Шмидт С. О. Просвещение – главный путь// Наше Наследие. 2001. № 59-60. 60 – 61с.
41. Шульгатый Д. Казачий музей в Нью-Джерси таковым и остается // Новая газета Кубани. Вып. 81 (1687). 24 октября 2011 г.
42. Юрьева И. Ю., Землякова О. К. Музейная коллекция и архив русско-американского общества
43. Юхова В. ЧелоВЕК// Итоги. 2013. № 1// Электронный журнал. URL: http://www.itogi.ru/obsh-spetzproekt/2013/1/185618.html (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)
44. Cборник 25-летнего юбилея культурно-просветительского и благотворительного общества «Родина». 1954 – 1979. Нью-Йорк, 1979. 275 с.
45. Russian magazine Orloff. Крупнейшие коллекционеры русского искусства. URL: http://orloffmagazine.com/content/krupneyshie-kollekcionery-russkogo-iskusstva (дата последнего обращения 15.05.2018 г.)