Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №84274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы68
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Культурные ценности как предмет таможенных правоотношений 7
§ 1. Культурные ценности: понятие и правовые признаки 7
§ 2. Классификация культурных ценностей 15
§3. Правовые основы перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации 21
Глава 2. Правовой механизм оборота культурных ценностей в области таможенного дела 26
§ 1. Правовой статус Министерства культуры Российской Федерации и его роль в системе сохранения культурных ценностей в России 26
§ 2. Правовое регулирование деятельности таможенных органов при
перемещении через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей 34
Глава 3. Система таможенного регулирования перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации 42
§1. Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации 42
§2 Порядок ввоза и временного ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию 48
§3. Ответственность за незаконное перемещение через таможенную 51
границу Российской Федерации культурных ценностей 51
Заключение 60
Список использованной литературы

Одной из важнейших задач любого государства является сохранение ценностей национальной культуры. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей характеризуется определенной спецификой. Как особый вид товара они могут ввозиться в страну и вывозиться за ее пределы под строгим контролем со стороны государственных органов. Лица, заинтересованные в таком перемещении, вступают во взаимодействие с уполномоченными субъектами с целью получения специального разрешения.
Административные барьеры на путях прохождения предметов данного рода оправданны задачами защиты государственных интересов, охраны культурного достояния страны, борьбы с неправомерными посягательствами на культурные ценности. Развитие бизнеса в области торговли произведениями искусства в настоящее время по доходности занимает второе место после торговли наркотиками. Современная система национальных интересов страны относит культурные ценности к одним из основных объектов безопасности.
В правовом механизме оборота культурных ценностей в качестве лидирующих субъектов участвуют Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и Федеральная таможенная служба. Отсутствие единой системы учета культурных ценностей, неполноценность нормативной базы для осуществления глобального контроля за движением предметов культурного наследия, недостаточная координация усилий названных органов исполнительной власти, проблемы квалификации правонарушений в данной сфере - вот причины нелегального перемещения культурных ценностей через таможенную границу, которое имеет устойчивую тенденцию к росту. Одной из функций таможенных органов РФ является пресечение незаконного оборота через таможенную границу культурных ценностей. Вместе с тем нередки ситуации, когда гражданин фактически лишен возможности вывоза за рубеж предметов искусства, являющихся его собственностью на законных основаниях, или же предметов, не представляющих собой культурную ценность. Такое положение ставит участника таможенного правоотношения в условия, способствующие совершению нарушения таможенных правил. Кроме того, лишение возможности такого вывоза со стороны физических лиц ущемляет их право частной собственности, гарантированное Конституцией РФ.
Комплексный характер таможенного законодательства отразился и на институте перемещения через таможенную границу культурных ценностей, в связи, с чем рассмотрение поставленных вопросов проводилось на стыке отраслевых юридических дисциплин, в том числе административного и гражданского права.
Основной целью данной дипломной работы является комплексный изучение правовых основ и содержания отношений, складывающихся в процессе таможенного контроля при перемещении культурных ценностей, особенностей его осуществления, отражение современного состояния проблем по данному вопросу.
Достижение указанной цели обусловлено постановкой и решением следующих задач исследования:
- определение понятия культурных ценностей, формулировка их основных признаков;
- уяснение места культурных ценностей в структуре таможенного правоотношения;
- классификация культурных ценностей;
- раскрытие правовых основ перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ;
- характеристика правового статуса субъектов, участвующих в перемещении через таможенную границу РФ культурных ценностей;
- изучение порядка перемещения через таможенную границу РФ культурных ценностей, выделение основных этапов такого перемещения;
- раскрытие места и роли таможенных органов в связи с перемещением культурных ценностей через таможенную границу РФ;
- анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу РФ культурных ценностей.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей.
Предметом исследования выступает законодательство в областях административного и таможенного права, ведомственные нормативные акты, проекты актов законодательства, правоприменительная деятельность судебных и административных органов в части рассмотрения вопросов контроля за движением культурных ценностей и их перемещением через таможенную границу Российской Федерации.
В работе использовались монографии, научные статьи и публикации в периодических изданиях российских исследователей по проблемам при перемещении культурных ценностей, статистические и методические материалы Федеральной таможенной службы и Приволжского таможенного управления, опубликованные в научной и периодической печати, глобальной сети Интернет.
Нормативно-правовой базой исследования явились международные договоры, конвенции, соглашения, Конституция РФ, Федеральные законы РФ, указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ и нормативные акты Федеральной таможенной службы России (далее - ФТС России).
Для исследования таможенного контроля товаров, содержащих объекты культурных ценностей, использовались научные труды Ю.С. Адушкина, О.Ю.Бакаевой, Д.Н. Бахраха, К.Г. Борисова, И.И. Веремеенко, Б.Н. Габричидзе, А.Н. Гуева, А.Н. Козырина, В.М. Манохина, Г.В. Матвиенко, И.В. Орлова, И.В. Тимошенко, С.Г. Пепеляева, Н.Г. Салищевой, Ю.Н. Старилова, Н.Ю. Хаманевой, Н.И. Химичевой, В.Е. Чиркина, Р.А. Шепенко и др.
Структура работы обусловлена целью и внутренней логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях очевидна значимость решения задачи сохранения культурного наследия для общества в целом. Совершенствование правового механизма оборота культурных ценностей в области таможенного дела способно дать положительные результаты, а именно снижение нелегального вывоза предметов искусства за границу, продвижение на мировой рынок произведений отечественных авторов, налаживание системы учета и идентификации культурных ценностей, защита прав и интересов их собственников.
Анализ норм международного права, национального законодательства, а также научных взглядов позволил выделить следующие признаки, позволяющие отнести тот или иной предмет к категории культурных ценностей: уникальность, значимость для общества, материальность, коммерческая ценность, охрана государством. Кроме этого, культурные ценности могут отвечать и факультативным признакам: создание в результате деятельности человека и старина. На основании проведенного исследования можно сделать выводы.
Во-первых, незаконному обороту культурных ценностей способствует неудовлетворительное состояние их сохранности, которое обуславливается, в частности, недостаточным финансированием учреждений культуры. Охранные системы не обновляются, они изнашиваются и морально устаревают, что ставит под угрозу безопасность предметов национального достояния.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов по сохранению культурных ценностей должны стать: внедрение информационных технологий, создание единого реестра культурных ценностей, обеспечение безопасности фондов хранения культурных ценностей, сотрудничество с правоохранительными органами, взаимодействие с международными организациями.
Во-вторых, процесс перемещения культурных ценностей через таможенную границу носит разрешительный характер. Действия таможенных органов при таком перемещении выступают одновременно и мерой, затрагивающей внешнюю торговлю товарами и вводимой исходя из национальных интересов (разрешительная система перемещения) и формой таможенного контроля (таможенный досмотр).
К числу принципов таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ культурных ценностей, необходимо отнести: законность, демократизм, недопустимость причинения неправомерного вреда, выборочность, координацию и взаимодействие.
В-третьих, в процессе таможенного досмотра нередко возникают ситуации, когда за пределы страны раритеты вывозятся под видом предметов, не имеющих исторической и культурной ценности. Причиной такого вывоза является отсутствие в практике единой системы маркировки движимых предметов культуры специальными средствами (нанесение скрытых сигнатур), позволяющих их идентифицировать. Более широкое использование технических средств таможенного контроля позволило бы обеспечить эффективное выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства, способствовало бы установлению факта идентичности объектов, перемещаемых через таможенную границу.
В-четвертых, в целях совершенствования таможенного контроля за перемещением через таможенную границу культурных ценностей представляется необходимым обучение отдельных сотрудников таможенных органов основам искусствоведения. Такое обучение может носить характер кратковременных образовательных курсов и проводиться в отношении работников таможенных постов. Работник таможенного поста должен обладать определенными навыками, позволяющими определить, является ли та или иная вещь тем предметом, для перемещения которого нужно соответствующее разрешение. Данное предложение ни в коем случае не отрицает возможность осуществления экспертизы. Однако такая экспертиза должна проводиться в особых случаях, при появлении у работника таможенного поста обоснованных сомнений в значимости провозимого предмета.
В-пятых, искусствоведческая экспертиза, с помощью которой определяется стоимость предмета искусства, не всегда отражает его реальную коммерческую ценность, отражающую особенности конъюнктуры рынка. Определение стоимости культурной ценности должно строиться, во-первых, на учете историко-художественной уникальности, во-вторых, на уровне покупательского спроса. Представляется, что наиболее объективно коммерческую ценность того или иного произведения отражает аукционная торговля. Цены, устанавливаемые в результате аукционной торговли, могут значительно превышать стартовую оценку, данную экспертом. Но именно они являются более реальными в определенный период времени.
Таким образом, создание эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны является одной из важнейших задач правоохранительных органов России. Активное участие в этой работе принимает Федеральная таможенная служба России, так как непосредственный контроль за перемещением культурных ценностей осуществляется именно таможенными органами.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : федер. закон от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ [ред. от 31.01.2016] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.
3. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001.
-№ 44. - Ст. 414
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ [в ред. от 30.03.2016] // Собрание законодательства РФ. - 1996.-№ 25. - Ст. 2954.
6. О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации: федер. закон от 15апреля 1998г. № 64-ФЗ [ред. от 23.07.2008] // Российская газета, - 1998. - № 77, ст. 15
7. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. закон от 26 мая 1996 № 54-ФЗ [ред. от 23.02.2011, с изм. от 01.12.2014] // Российская газета. - 1996. -№ 104
8. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: федер. закон РФ от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ [в ред. от 10 января 2003 г.] // Собрание Законодательства РФ. - 1996. - № 22. - Ст.2591
9. О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: федер.
закон от 26 июля 2002 № 127-ФЗ [ред. от 02.06.2016] // Собрание
законодательства РФ. - 2002, - № 43. -ст. 4190
10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федер.закон от 31 июля 1998 № 146-ФЗ [ред. от 01.05.2016] (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.06.2016) // Российская газета. - 1998. - № 148-149
11. Об объектах культурного наследия: федер. закон от 25 июня 2002 № 73-ФЗ [ред. от 09.03.2016] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 26, ст. 2519
12. Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации: указ Президента РФ от 30 ноября 1992 № 1487 [ред. от 17.05.2007] // Российская газета, - 2002. - № 116-117
13. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09 марта2004 № 314 [ред. от 22.06.2010] // Российская газета. - 2004 . - № 50. С. 74
14. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 № 537 [ред. от 01.07.2014] // Собрание законодательства РФ - 2009 - № 20. - ст. 2444
15. О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности: постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001г. № 830 [ред. от 24.03.2014] // Российская газета. - 1994. - № 238-239.
16. О Министерстве культуры Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 590 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 31. - Ст. 4758.
17. О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)» : постановление Правительства РФ от 03 марта 2012 №186 [ред. от 25.05.2016] // Российская газета. - 2012. - № 62
18. Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей: постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 322 [в ред. от 3 октября 2002 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 41. - Ст.3983.
19. Об охране и использовании памятников истории и культуры: закон СССР от 29 октября 1976 г. // Ведомости ВС СССР. - 1976. - № 44. - Ст.628.172
20. О вывозе и ввозе культурных ценностей: закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1993. - № 20. - Ст. 718. 173
21. О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей: Письмо Госналогслужбы РФ от 21 июня 1994 № ЮБ-4- 04/73 // Документ опубликован не был.
22. Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного наследия с территории Российской Федерации: приказ Министерства культуры Российской Федерации от 7 августа 2001 года № 844 // Российская газета. - 2001. - № 173. - с.195
23. Об утверждении Положения о порядке взимания и критериях определения размера платы за проведение государственной экспертизы культурных ценностей: приказ Минкультуры РФ от 4 июня 2002 года № 888 // Российская газета. 2002. - № 134
Международные правовые акты:
1. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае
вооруженного конфликта : // Сборник действующих договоров, соглашений и
конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. от 14 мая 1954 г. Вып. XIX. М., - 1960. - С. 114-142.
2. Конвенция от 14 ноября 1970 г. «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности». Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. // ЮНЕСКО. Акты Генеральной конференции, 16-я сессия. Резолюции. С. 146-158.
3. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение
незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности : заключена в Париже 14 ноября 1970г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М. - 1993. - С. 283 - 290, 610 - 611
4. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве таможенных служб по
вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей: заключено в г. Москва 15 апреля 1994г. // Бюллетень
международных договоров. - 2008. - №5
5. Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей, незаконно провозимых через государственные границы: заключено в г. Пловдиве 22 апреля1986г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII.- М., - 1989. - С. 420 - 423.
6. Таможенный кодекс таможенного союза : принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года № 17 [в ред. от 08.05.2015] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
7. О некоторых вопросах применения таможенных процедур: решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 375 [ред. от 15.09.2015] // Таможенный вестник, -2010. - № 20
II. Специальная литература:
1. Богуславский М. М. Культурные ценности в международном обороте:
правовые аспекты : монография / М. М. Богуславский. - М. : Норма. - 2012. -416 с
2. Рубаник К. П. Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта: статья // Государство и право. - 2014. № 8. Ст. 117-118.
3. Солонина Ю. Н. : Культурология : учебник / Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана - М. : Высшее образование, 2011. - с 108-109.
4. Федорук А. К. Предупреждение противозаконного вывоза и ввоза культурных ценностей: стратегия и тактика российского государства: доклад // Сборник докладов и нормативных правовых актов государств - участников СНГ по проблемам сохранения культурных ценностей. - М., - 2013.- С. 21- 57
5. В. Г. Горбачев Культурные ценности. Понятие, порядок
приобретения, хранения и обращения :учебник / Горбачев В. Г., Растопчин В.Г., Тищенко В.Н. - М: Высшее образование - 2012. - с. 45
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: T.2./ И. В. Даль. - М., - 1989. - С. 217.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю.Шведовой. - М., - 1988. - С. 255.
8. Даниэль С. М. Искусство видеть : учебник / С. М. Даниэль - СПб. : Высшее образование, 2014. - с. 52
9. Давид Тросби. Эконмика культуры :учебник / Дивид Тросби -М. : Экономика, 2010. - с. 95
10. Лозбенко Л. А. Регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник / А. Л. Лоюзенко М. 2013. - с.28-36
11. Артюхин Р.Е. Казна и бюджет : учебник / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург [и др.]; под. ред. Д. Л. Комягин. - М.: Наука, 2014. - 501 с.
12. Долгов С. Г. Культурные ценности как объекты гражданских прав и их защита. Автореф. дис. ... канд.юр.наук. М., 2013. С. 9-10. 30
13. Булатов Р. Б. Культурные ценности: правовая регламентация и юридическая защита. Дис. ... канд.юр.наук. СПб. - 1995. - с. 22.
14. Хачаян Е. М. Большой энциклопедический словарь : учебник / М. Е. Хачаян - М.: Исскуство, 2012. - с. 195
15. Первушин В.М. Расследование краж предметов антиквариата: Пособие 2-е, испр. и доп. / под ред. А.И. Гурова. СПб. - 2001., - С.7- 38
16. Лапач В. А. Система объектов гражданских прав в законодательстве России.: автореф. дис... . докт. юр. наук. В. А. Лапач; Донской юридический институт. - Ростов-на-Дону, 2012. - с.25
17. Химичева И. Н. Финансовое право: учебник / Н.И. Химичева - М., 2012. - С.407.
18. Б. Н. Габричидзе Курс таможенного права Российской Федерации : учебник для вузов в 3-х частях. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. - М.: 2014. - С.40.
19. Э.П. Андрюхина Законодательство Российской Федерации о культуре // Журнал российского права. - 2012. - № 3. - С-52.
20. Малько А.В. Цели и средства в праве и правовой политике: учебник / А. В. Малько, К. В. Шундиков - Саратов: 2010. - с. 654.
21. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве: учебник / С.С. Алексеев - М.: Право 2013. - с. 285
22. Рождествина А.А. Комментарий к Закону РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [Электронный ресурс] - Электрон. текст. дан. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Сергеев А.П. Культурные ценности как правовая категория // Правоведение. - 1990. - № 4. - С. 42 - 52.
24. Стейнс Д. Искусство в движении: Руководство по ввозу и вывозу культурных ценностей: Россия и Европейский Союз. - 2010. - С.266
25. Шарапов Н. Н. Правовое регулирование перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей: автореферат дис. ... на соискание ученой степени канн. юрид. наук. Саратов, 2014. - с.225.
26. Культурные ценности как объекты гражданских прав и их защита: гражданско-правовой и криминалистический аспекты. Дис. канд. юрид. наук: 12.00.09 / Долгов С.Г. - М. - 2000. - с. 189
27. Нешатаева, В. О. Культурные ценности: цена и право / В. О. Нешатаева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 208 с.
28. Культурные ценности: правовая регламентация и юридическая защита. Дис. ... канд. юрид. наук./ Булатов Р.Б. - СПб. - 2010. - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ