Введение 3
Глава 1. Биография Сергея Есенина и Федерико Гарсиа Лорки 6
1.1. Биография Сергея Есенина 6
1.2. Биография Федерико Гарсиа Лорки 12
1.3. Сравнение и исследование биографии Сергея Есенина и Федерико
Гарсиа Лорки 26
Глава 2. Сравнение и исследование стихотворенией Сергея Есенина и Федерико Гврсиа Лорки 28
2.1. Небесное тело — Сравнение и исследование по теме «Золото холодное
луны» и «La luna y la muerte» 28
2.2. Время суток — Сравнение и исследование по теме «Ночь» и
«Noche» 34
2.3. Время года — Сравнение и исследование по теме «Осень» и «Cancion
ononal» 44
2.4. Родной пейзаж — Сравнение и исследование по теме «Берёза» и
«Paisaje» (El campo de olivos) 51
2.5. Хлеб — Сравнение и исследование по теме «Песня о хлебе» и
«Espigas» 55
2.6. Животные, служащие людям — Сравнение и исследование по теме
«Песня о хлебе» и «Vaca» 62
Заключение 68
Список использованной литературы 70
В начале ХХ века в разных странах мира появилось много прекрасных поэтов и писателей, среди которых, как кометы, особенно блистали русский поэт Сергей Есенин и испанский поэт Гарсиа Лорка. Оба поэта оставили миру богатое литературное наследие и оказали глубокое влияние на литературу последующих поколений. В их поэтических произведениях прослеживаются схожие темы и стилистические черты. И Есенину, и Лорке посвящено бесчисленное количество исследований, есть и работы, в которых намечаются точки соприкосновения между жизненными и творческими путями и поэтическим стилем двух поэтов. Так, Н. Н.Арсентьева в своих статьях [Н. Н.Арсентьева, 1987, С.123] акцентирует внимание на таких сходных чертах поэтики Лорки и Есенина, как гармония человека и природы, фольклорность и музыкальность стиха, влияние на метафорику народной образности, а на общий склад мировоззрения и поэтики - исконного, крестьянского начала.
Данная работа посвящена изучению двух выдающихся поэтов ХХ века — русский поэт Сергей Есенин и испанский поэт Гарсиа Лорка. Содержание исследования этой работы в основном включает: анализ и сравнение биографии двух поэтов, поэтической темы, поэтического стиля, поэтических образов и их классических стихов.
Притом Сергей Есенин — представитель русской модернистской поэзии, его поэзия отличается уникальным литературным стилем, сильным чувством гармонии и эмоциональной выразительностью. Его стихи отражают глубину мышления, тонкость восприятия жизни общества и тесную связь поэта с природой и космосом. В поэтическом творчестве Сергея Есенина задействовано множество тем, одна из самых ярких сторон его творчества — проникновенные описания природы, выражающие глубокую любовь к сельской жизни и различные красоты и великолепные ценностное представление о прямой или косвенной связи между человеком и природой. А Гарсиа Лорка — представитель испанской модернистской поэзии, его стихотворения отличаются глубоким философским содержанием, включают в себя социальную критику, а также имеют высокую художественную ценность. Поэзия природного пейзажа также является самым известным аспектом творчества Гарсиа Лорки. В стихотворениях Гарсиа Лорки на тему природы мы видим за внешними описаниями более глубокое мышление и восприятие. Его стихотворения на тему природы часто затрагивают отношения природы и человека, а также смысл жизни и смерти. Через непреходящие художественные образы он раскрывает внутреннюю связь человечества с исконными координатами бытия — пространством Вселенной и космическими ритмами, землей и растениями; сильна также и анимистическая связь с животными...
В данной работе путем сравнительного исследования биографии и поэтики русского поэта Сергея Есенина и испанского поэта Гарсиа Лорки, нам удалось показать сходство и различие в их творческих личностях и поэтических произведениях.
В первой главе работы было отмечено сходство в биографиях Сергея Есенина и Гарсиа Лорки: оба провели детство в сельской местности, среди родной природы; регулярной учебе предпочитали живые впечатления, любили путешествовать и были общительными. Оба имели успех и у широкого читателя, и в литературных кругах. На долю обоих выпали кардинальные политические преобразования в их странах, и оба рано закончили свой жизненный путь.
Проанализировав во второй главе конкретные тексты, мы пришли к выводу, что оба поэта демонстрируют перманентную сопричастность системе универсума, свою с ней неразрывную связь, постоянное осознание ее важнейших пространственно-временных параметров, что исключает модернистскую разорванность сознания и ощущение экзистенциального одиночества. Даже сюрреалистическая техника, используемая Лоркой в отдельных его стихах, приводит к тому, что вселенские связи не рвутся, а гиперболически подчеркиваются. В этом оба поэта верны себе от начала и до конца своего творческого пути.
Однако при пристальном прочтении стихотворений Лорки и Есенина на одну и ту же тему выявляются значимые отличия. Например, Луна для обоих поэтов - холодное, ночное светило, но у Лорки она напрямую, многими нитями связана со смертью, а Есенин, тоже эту связь ощущая, разрывает ее своей волей к жизни и любви. «Временные» темы (ночь, осень) у Есенина переданы через фиксацию пейзажа с помощью ярких эпитетов и метафор, а в стихотворениях Лорки имеется дополнительный подтекст (философско- религиозный в «Осени», песенно-фольклорный в «Ночи»). В стихотворениях, передающих реалии родной земли, Есенин живописует, Лорка драматизирует. В стихотворениях о хлебе, на первый взгляд, очень похожих (аналогичное сравнение колосьев с птицами бросается в глаза) Лорка, персонифицируя колосья, размышляет о радости самопожертвования и поднимает библейско- евангельскую тему красоты и пользы, а Есенин, рассказывая о реальном цикле сельскохозяйственных работ, крестьянской «страде», изображает страдания очеловеченной пшеницы и делает вывод, что от насилия и зла не может произойти никакого блага. Сострадание к животным тоже выражается по-разному: у Есенина это эпос («Песнь о собаке»), проникновенный реалистический рассказ, переворачивающий душу, у Лорки убийство коровы превращается в картину вселенской катастрофы, построенную на суггестивных сюрреалистических образах.
Стихи русского поэта проще и задушевнее, можно сказать, что и реалистичнее, что приводит в некоторых случаях («Песня о хлебе») к бескомпромиссной жесткости изображения. Испанский поэт более эзотеричен, в его стихах, всегда рисующих цельную картину мироздания, всегда имеется подтекст, более глубокий и непроясненный, нежели излюбленный Есениным параллелизм. Тому и другому близка христианская идея, но у Есенина она сводится к красивому жесту смирения («Осень»), а Лорка ведет богословскую дискуссию: в творчестве испанского поэта имеется мощное драматургическое начало.
Таким образом, следует признать, что уникальная чуткость русского и испанского поэта к миру природы коррелирует с национальными особенностями, спецификой культуры и литературной традицией.
1. Garcia Lorca F. Libro de poemas. - Madrid.: Alianza Editorial, 2017. - 272 p.
2. Garcia Lorca F. Libro de poemas: 1918-1920. - Madrid.: Alianza Editorial, 2004.-280 p.
3. Garcia Lorca F. Poesia completa. - Barcelona.: Galaxia Gutenberg, 2014. - 832 p.
4. Garcia Lorca F. Selected Poems. - Oxford.: Oxford University Press, 2009. - 224 p.
5. 12 poemas de Federico Garcia Lorca. - Madrid.: Kalandraka, 2014. - 40 p.
6. Гарсиа Лорка Ф. Избранная лирика. - М.: ГИХЛ , 1960. - 432 с.
7. Гарсиа Лорка Ф. Избранная лирика. -М.: Молодая гвардия, 1975. - 64 с.
8. Гарсиа Лорка Ф. Избранное. - M.: Просвещение, 1987. - 256 с.
9. Гарсиа Лорка Ф. Стихи. - Кишинев.: Литературный фонд Axul Z, 1998.-480 с.
10. Гарсиа Лорка Ф. Избранные произведения: в 2 т. - М.: Художественная литература, 1986. - Т. 2. - 968 с.
11. Гарсиа Лорка Ф. Лирика. - М.: Художественная литература, 1969. - 160 с.
12. Гарсиа Лорка Ф. Луна и Смерть. - М.: Азбука, 2019. - 384 с.
13. Гарсиа Лорка Ф. Стихотворения. - М.: Эксмо, 2004. - 352 с.
14. Гарсиа Лорка Ф. Стихотворения. Проза. Театр. - М.: Эксмо, 2014. - 576 с.
15. Гарсиа Лорка Ф. Самая печальная радость. - М.: Прогресс, 1987. - 526 с...50