Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Я - концепция и образ взрослости в связи с проявлениями возрастного кризиса у подростков

Работа №143293

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 5
Глава 1. Литературный обзор по проблемам подросткового кризиса, Я- концепции и образа взрослости у подростков 7
1.1. Подростковый кризис: новообразования и симптомы 7
1.2. Я-концепции: понятие и структура 12
1.3. Формирование Я-концепции у подростков 19
1.4. Развитие образа взрослости у подростков 21
Выводы к главе 1 30
Глава 2. Организация и методы исследования 32
2.1. Цели и задачи исследования 32
2.2. Характеристика выборки 33
2.3. Описание методов исследования 33
2.4. Методы математико-статистической обработки данных 36
Глава 3. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение 37
3.1. Я-концепция (образ Я и самооценка) подростков 37
3.2. Образ взрослости у подростков 41
3.3. Кризисные проявления у подростков 42
3.4. Взаимосвязи параметров Я-концепции (образ Я и самооценка) у
подростков с кризисными проявлениями 43
3.5. Обсуждение результатов 52
Выводы 56
Заключение 59
Список литературы 60

Подростковый возраст - один из самых значимых периодов в жизни любого человека, так как на данном этапе происходят серьёзные изменения в самосознании. Исходя из совокупности представлений о своём образе «Я», у подростков начинает формироваться самооценка. Она принимает более устойчивый характер и оказывает сильнейшее влияние на жизнедеятельность человека абсолютно во всех сферах. От особенностей самооценки зависит взаимоотношение с окружающим миром, людьми и само поведение человека, а также уровень активности и притязаний. А ещё, в этот период развивается «чувство взрослости», которое является ключевым новообразованием и определяет дальнейшее становление личности.
Как мы уже знаем, в подростковом возрасте быстро развивается самосознание, а частью сознания является самооценка, поэтому данная тема является актуальной для изучения. Одним из главных вопросов формирования личности является развитие самооценки ребёнка. Самооценка влияет и на отношение к жизни в целом, и на перспективы, и на интересы, и на отношения с людьми. В то же время на самооценку может повлиять «чувство взрослости», так как оно вызывает внутриличностные конфликты. Чтобы обрести душевное спокойствие и в дальнейшем жить в гармонии с собой, и окружающим миром, необходимо изначально формировать адекватную самооценку.
Цель исследования: изучить формирование Я-концепции, образа взрослости и проявления кризиса у подростков с учётом факторов пола, возраста (класса), социально-политической ситуации и структуры семьи (полная/неполная и наличие/отсутствие сиблингов), выявить взаимосвязи параметров Я-концепции и образа взрослости с кризисными проявлениями.
Объект исследования - Я-концепция и образ взрослости у подростков, а также кризисные проявления.
Предмет исследования - различия в Я-концепции, образе взрослости и проявлениях подросткового кризиса с учётом факторов пола, возраста (класса), социально-политической ситуации и структуры семьи (полная/неполная и наличие/отсутствие сиблингов), а также взаимосвязи параметров Я-концепции подростков (образа Я и самооценки) с кризисными проявлениями (симптомами подросткового кризиса).
Гипотеза - более сформированным «Я-концепции» и образу взрослости у подростков соответствует большая выраженность конструктивных проявлений кризиса и меньшая выраженность негативистских симптомов.
Выборку исследования составили 40 подростков от 12 до 16 лет (младшие: 12-14 лет, учащиеся 6-8 классов - 23 подростка, старшие: 15-16 лет, учащиеся 9, 10 классов и первого курса колледжа - 17 подростков).
Использовались следующие методы:
1. Методика «Кто Я?» М. Кун, Т. Макпартленд, в модификации Т.В. Румянцевой
2. Методика на исследование самооценки Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
3. Сочинение: «Когда и в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым?» О.В. Курышевой, К.Н. Поливановой
4. Опросник на выраженность симптомов подросткового кризиса В.Е. Василенко
В рамках нашей работы будут рассматриваться следующие моменты: становление и структура Я-концепции, подростковый кризис и новообразования, а еще, развитие у подростков образа взрослости. Также будет проводиться обзор и анализ исследований по теме и представлены итоги эмпирического исследования с последующим обсуждением результатов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в рамках данной научно-исследовательской работы был проведён обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме Я- концепции и образа взрослости у подростков. А также было проведено исследование по интересующей нас проблеме, с дальнейшим анализом и обсуждением результатов.
Гипотеза, выдвинутая нами, получила частичное подтверждение:
• Более полному образу Я у подростков соответствует меньшая выраженность симптомов поведенческой эмансипации, то есть негативистских симптомов. У девочек более полному образу Я соответствует меньшая выраженность реакций группирования, аффекта неадекватности и пространственной автономии, то есть негативистских симптомов, и большая выраженность конструктивного проявления «интерес к внутреннему миру». В то время как у мальчиков более полному образу Я соответствует меньшая выраженность поведенческой эмансипации и пространственной автономии, то есть негативистских симптомов, и большая выраженность конструктивного проявления «интерес к внутреннему миру».
• В части образа взрослости гипотеза не подтвердилась, так как у подростков нашей выборки преобладает еще незрелый второй тип «реальный план действий - внешняя взрослость».
Основным ограничением нашего исследования является недостаточно представительная выборка.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для психологической поддержки подростков с целью оптимизации вхождения в мир взрослых, а также для дальнейших исследований.


1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 340 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. М.: Наука, 2004. 363 с.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 2018. 201 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995. 352с.
6. Бодалёв А.А. Личность и общение., М., 1995. 328 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
2008. 399 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Олма-пресс, 2004. 672 с.
9. Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: практикум. СПб: СПбГУ, 2011. 96 с.
10. Василенко В.Е. Переход к подростковому возрасту: кризис развития / Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. С. 557-578.
11. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2001. 160 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, 2006. 512 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
14. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.1. М., 1982
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика. 1984. 433 с....59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ