Введение 3
1. Теоретические и методологические основы развития метапредметных компетенций у младших школьников 5
1.1. Понятие и сущность метапредметных компетенций 5
1.2. ФГОС метапредметных компетенций 10
1.3. Образовательные приложения 15
2. Практика развития уровня метапредметных компетенции у младших школьников 21
2.1. Диагностика развития уровня метапредметных компетенции у младших школьников 21
2.2. Программа развития метапредметные компетенции младших школьников 26
2.3. Методические рекомендации педагогам по использованию образовательных приложений 35
Заключение 37
Список литературы 39
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена современным ритмом жизни: чтобы занять значимое место в структуре социального взаимодействия, необходимо владеть совокупностью компетенций, свидетельствующих о креативном подходе к решению сложных вопросов; способности видеть за разрозненными фактами целостное явление; работать с большими массивами данных; выдвигать предложения по оптимизации неких процессов и отстаивать собственные убеждения в дискуссии с другими людьми; находить компромисс; спокойно реагировать на объективную критику, устранять недочеты и использовать полученный опыт в иных ситуациях. Вполне очевидно, что речь идет о метапредметных компетенциях. Они закладываются в младшем школьном возрасте. Анализ научных публикаций свидетельствует о том, что в работе с учащимися начальных классов учителя используют образовательные приложения. Следовательно, их наработки могут быть полезными.
Степень разработанности вопроса. Роль компетенций в современном образовании осмыслен А.А. Вербицким, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеером, И.С. Сергеевым, Ю.Г. Татуром, Метапредметный подход в обучении раскрыт в трудах А.Г. Асмолова, О.И. Глазунова, Е.О. Дубровской, Н.А. Зубарева, К.Ю. Колесина, И.Г. Лукина, Г.В. Мисюля, Ю.В. Скрипкина, Т.И. Фисенко, А.В. Хутрского и др. Психолого-педагогические аспекты организации учебной деятельности в младшем школьном возрасте охарактеризован Л.И. Божович, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Г.А. Цукерман, Д.Б. Элькониным и др.
Объект исследования – процесс развития метапредметных компетенций младших школьников.
Предмет исследования – процесс развития метапредметных компетенций младших школьников средствами образовательных приложений.
Гипотеза исследования – процесс развития метапредметных компетенций младших школьников средствами образовательных приложений будет эффективным, если подготовить и внедрить программу, содержание которой реализуется в классно-урочной системе работы с детьми и во внеурочной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить эмпирическим путем эффективность использования программы развития метапредметных компетенций младших школьников средствами образовательных приложений.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и сущность метапредметных компетенций;
2) проанализировать федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования на предмет описания метапредметных компетенций;
3) описать образовательные приложения;
4) осуществить диагностику развития уровня метапредметных компетенции у младших школьников;
5) разработать программу развития метапредметные компетенции младших школьников;
6) составить методические рекомендации педагогам по использованию образовательных приложений.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме работы, обобщение накопленных данных, систематизация информации) и эмпирические (анализ продуктов учебной деятельности школьников).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы развития метапредметных компетенций младших школьников с использованием образовательных приложений. Данная информация может быть полезной учителям начальных классов.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В рамках настоящего исследования предпринята попытка теоретически обосновать и подтвердить эмпирическим путем эффективность использования программы развития метапредметных компетенций младших школьников средствами образовательных приложений. Для достижения указанного целевого ориентира проанализированы источники по теме: обобщение информации позволило установить, что понятие «метапредметные компетенции» сформулировано во множестве научных публикаций, но ни одно не является исчерпывающим. При разнице подходов существует общность позиций относительно главного вывода: метапредметные компетенции представляют результат научения личности, в котором отражены познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, а также личностные результаты. После обзора диссертаций и научных публикаций осуществлен анализ нормативно-правовых источников. Изучение текста федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования показало, что понятие «метапредметные компетенции» отсутствует. Разработчики использовали иные словосочетания: ключевые компетенции, междисциплинарные понятия, метапредметные результаты. Последнее употребляется чаще остальных. В документе указано, что при освоении образовательной программы развитие метапредметных результатов происходит при опоре на потенциал каждой учебной дисциплины.
Обзор передового педагогического опыта показал, что в российских школах используются образовательные программы: это специальные программы, разработанные для установки на компьютер или мной гаджет, с целью последующего изучения предметов. Подбор образовательных приложений зависит от возраста школьников. Чаще всего на уроках происходит опосредованное взаимодействие с такими программами: учитель выводит на экран нужную страницу портала, учащиеся могут выполнять тесты, строить диаграммы, таблицы, конструировать интеллект-карты, слушать аудио, смотреть видео. Среди педагогов пока не выработано более или менее четкого отношения относительно полезности образовательных приложений: есть как сторонники, так и противники подобных программ.
С учетом вышеописанных сведений проведено эмпирическое исследование, организованное на базе школы № 54 города Барнаула. Для диагностики развития уровня метапредметных компетенции у младших школьников использованы контрольно-измерительные материалы, подготовленные авторским коллективом под научным руководством Р.Н. Бунеева. Учащиеся 3 «А» класса выполняли четыре группы тестов, с помощью которых оценивается познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД. На выполнение отводилось четыре урока, проведенные в разные дни недели во избежание переутомления младших школьников. Диагностика показала, что участники легко находят информацию в тексте, представленную в явном виде; сравнивают факты и явления, которые изображены на картинках; объясняют действия других людей с учетом знания нравственных норм; самостоятельно принимают решения в зависимости от описанной в задании ситуации. Определенные затруднения вызывали задания, в которых требуется составить план действия, выявить недостающую информацию в тексте, описать краткую храктеристику литературного героя. На этапе формирующего эксперимента подготовлена образовательная программа. Суть состоит в развитии метапредметных компетнций средствами образовательных технологий. Работа затрагивала классно-урочную систему и внеурочную деятельность. По завершении формирующего эксперимента составлены методические рекомендации по использованию образовательных приложений. Поскольку в рамках настоящей работы не проведен контрольный эксперимент, то перспективой дальнейшего исследования является повторная диагностика учащихся, после чего будет сделан вывод об эффективности использования образовательных приложений или отсутствии результата.
1) Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2) Белаш В.Ю. Об использовании мобильных приложений в образовательном процессе / В.Ю. Белаш, М.С. Денисенко, Д.О. Лаврентьев // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №2. – С. 51-54
3) Гелясина Е.В. Метапредметные компетенции – целевой ориентир профильного обучения // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – №4. – С. 3-12.
4) Грачева Н.С. Использование аудиоматериалов на уроках литературы // Мировая наука: проблемы и инновации: сб. статей науч.-практ. конф. – Пенза, 2017. – С. 229-231.
5) Гуторова Г.Д. Метапредметные компетенции и оценка уровня их сформированности у обучающихся основной школы // Филология и культура. – 2021. – №2(64). – С. 239-245.
6) Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования: контрольно-измерительные материалы / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. – М.: Баллас, 2013. – 48 с.
7) Жилавская И.В. Системные и институциональные трансформации российского медиаобразования: монография. – М.: МПГУ, 2021. – 368 с.
8) Инновационные технологии в области литературного образования: учебное пособие / О.О. Путило. – Волгоград: Перемена, 2021. – 112 с.
9) Касумов В.Н. Электронный словарь теоретико-литературных понятий в процессе школьного литературного образования // Наука в мегаполисе. – 2019. – №8(6). – С. 15-30.
10) Минец Д.В. «Предложите детям нарисовать поэму»: как сделать уроки литературы интерактивными // Мел: Интернет-издание об образовании и воспитании детей [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/ ucheba/uchitelya/1604853-diana_minets (дата обращения: 03.06.2024).
11) Митрофанова В.С. Особенности восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителях // Вестник Ульяновского государственного университета. – 2015. – №4. – С. 32-34.
12) Мухамедьярова Н.А. Формирование метапредметных компетенций у педагогов системы дополнительного образования детей: дисс. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2021. – 240 с.
13) Никонова Т.В. Роль обучающих программ как инструмента, используемого в обучении при развитии креативности, интеллекта, личности ребенка / Т.В. Никонова, О.Е. Рубаник, Е.А. Корчевская // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2021. – №4(113). – С. 67-70.
14) Очирова Н.В. Онлайн-ресурсы в системе школьного образования: особенности применения в начальной школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2013. – Т.18. – №2. – С. 45-52.
15) Позднякова Е.П. Развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2010. – 24 с.
16) Прач В.С. Приемы формирования метапредметных компетенций по теме «проценты» в предметной области «математика» / В.С. Прач, Н.Ю. Ротанева // Дидактика математики: проблемы и исследования. – 2023. – №3(59). – С. 80-86.
17) Родионов М.А. Мобильное обучение, или как использовать приложения / М.А. Родионов, О.М. Губанова // Народное образование. – 2020. – №1. – С. 157-170.
18) Романичева Е.С. Вызовы практики «экранного» чтения к современной методике: можно не отвечать? // Современная методика преподавания литературы: стратегии развития: матер. науч.-практ. конф. – М.: Экон-Информ», 2017. – С. 44-51.
19) Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория: учеб. пособ. для вузов. – М.: Информация для всех, 2015. – 450 с.
20) Харченко А.А. Использование интерактивных плакатов на уроках литературы // Актуальные вопросы образования и науки. – Тамбов, 2023. – №7-2(95). – С. 138-140.
21) Хуторской А.В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения // Школьные технологии. – 2012. – №4. – С. 36-47.
22) Чухина Е.В. Развитие метапредметных компетенций обучающихся: сущность, структура, функции / Е.В. Чухина, А.В. Дуплянкина // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: матер. науч.-практ. конф. – Омск, 2018. – С. 114-119.
23) Шалацкая Т.П. Использование мультимедийных технологий на уроках литературы / Т.П. Шалацкая, В.В. Симакова // Инновационные идеи молодых исследователей: сб. науч. статей. – Уфа, 2020. – С. 270-275.
24) Шевченко Н.И. Сущность и назначение метапредметных компетенций для образования старшеклассников // Профильная школа. – 2014. – №6. – С. 54-58.
25) Яриков В.Г. Использование метода интеллект-карт при организации дискуссии на уроках изучения современной литературы // Концепт. – 2018. – №2. – С. 1-6.