Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование метапредметных умений у младших школьников в процессе обучения орфографии

Работа №97355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ 6
1.1. Анализ проблемы формирования метапредметных умений в
современной педагогической науке и образовательной практике 6
1.2. Коммуникация как психолого-педагогическое понятие 15
1.3. Содержание и структура коммуникативных умений младших
школьников 21
1.4. Методы и приемы формирования коммуникативных умений
младших школьников 30
ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ 39
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений
у младших школьников 39
2.2 Комплекс упражнений, направленный на формирование
коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения орфографии 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62


Социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, в системе школьного образования, диктуют введение новых подходов к развитию, обучению и воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим основным направлением модернизации учебного процесса в начальной школе должно стать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов усвоения основной образовательной программы. Основной задачей, является подготовка обучающихся начальной школы к самостоятельному решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется метапредметным результатам усвоения образовательных программ, которые представлены регулятивными, коммуникативными, познавательными универсальными учебными действиями и проявляются в способности самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, в умении слаженно осуществлять сотрудничество с учителями и сверстниками , в умении планировать и прогнозировать и т.д. В связи с этим возникает необходимость в разработке методических материалов, которые будут способствовать формированию и дальнейшему развитию метапредметных умений младших школьников в процессе обучения, в частности орфографии.
Однако введение метапредметного подхода в образовательную практику затруднено тем, что на сегодняшний день еще не выработано четких представлений о его сущности, практически не показана содержательная составляющая метапредметных достижений обучающихся.
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы формирования метапредметных компетенций обучающихся на уровне начального общего образования обусловили актуальность нашего исследования.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы послужила основанием для выбора темы исследования: «Формирование метапредметных умений у младших школьников в процессе обучения орфографии».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать методическое обеспечение формирования метапредметных умений младших школьников в процессе обучения орфографии.
Объект исследования - процесс формирования метапредметных умений при обучении орфографии в начальных классах.
Предмет исследования - методическое обеспечение формирования метапредметных умений младших школьников в процессе обучения орфографии.
В исследовании введено ограничение. Рассматривается процесс формирования метапредметных коммуникативных умений, так как для младших школьников коммуникация становится значимой. Как утверждает известный психолог, М.И. Лисина в процессе коммуникативной деятельности у школьников формируется отношение к себе, к другим людям, к предметному миру. М.И. Лисина подчеркивает значение коммуникации, как важнейшего фактора познавательной деятельности, а ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная, познавательная деятельность.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- на основе анализа педагогической литературы изучить актуальное состояние проблемы формирования метапредметных умений младших школьников;
- выявить факторы и условия формирования метапредметных умений;
- определить сущность и структуру коммуникативных умений обучающихся начальной школы;
- подобрать диагностический материал для определения уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников;
- проанализировать содержание современного учебного материала, обеспечивающее успешность формирования коммуникативных умений и дополнить его комплексом упражнений, направленным на формирование коммуникативных умений младших школьников при обучении орфографии.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных педагогов, посвященные обследованию проблемы метапредметных (надпредметных) умений (Л.Ф. Квитова, К.Ю. Колесина, М.Р. Леонтьева, А.В. Хуторской и др.), подходов к формированию метапредметных умений (Дж. Дьюи, Г.П. Щедровицкий, Б.И. Хасана, В.В. Краевский, А.В. Хуторской); формированию коммуникативных умений (Т.А. Ладыженская, В.В. Львов, Е.Ю. Никитина, М.С. Соловейчик, М.М. Разумовская и др.).
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение научных знаний по проблеме исследования.
- эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование (диагностические упражнения).
- методы обработки результатов исследования: статистические, математические.
База исследования. Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 163, 2 «В» класс.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашей работы была изучена и выявлена степень разработанности проблемы развития метапредметных умений у младших школьников. Данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и образовательной практике начального общего образования. Это определено модификацией стратегии обучения в начальной школе, ее направленностью на достижение младшими школьниками метапредметных результатов, а также предполагающей применение в образовательном процессе методик, основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве младших школьников с педагогом и одноклассниками.
Определено понятие «метапредметные компетенции младших школьников», под которым мы рассматриваем систему универсальных учебных действий, позволяющую младшим школьникам продуктивно выполнять различные регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи. «Метапредметность» позволяет обучению осваивать обобщенные способы личностно-значимой деятельности (познавательной, коммуникативной, рефлексивной и др.). Метапредметное обучение позволяет педагогу «выйти» за рамки предметной области для поиска оптимальных путей получения нового образовательного результата. В нашей работе мы более конкретно рассмотрели вопрос формирования коммуникативных умений как метапредметных умений младших школьников. Необходимость формирования коммуникативных умений определяется тем, что уровень их развития у младших школьников влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Мы проанализировали разные подходы к пониманию сущности коммуникативных умений и их структуризации в педагогической литературе.
Рассмотрев классификации коммуникативные умения, мы обнаружили как сходство, так и различия в перечне данных умений.
Анализ рассмотренных нами классификаций коммуникативных умений, позволил нам выделить умения, на формирование которых следует ориентироваться при обучении младших школьников орфографии:
- умение ориентироваться в ситуации общения;
- умение определять тему и основной замысел высказывания;
- умение намечать план текста, порядок его изложения;
- умение четко формулировать свои мысли согласно коммуникативной задачи и условий коммуникации;
- умение продуктивно строить коммуникацию с учителем и одноклассниками.
Мы пришли к выводу, что для того, чтобы реализовать метапредметный, а в частности, коммуникативный подход в обучении, учителю необходимо не только подобрать новые методы обучения, научиться сотрудничать, но и иметь в руках учебно-методический комплект, помогающий достичь высоких результатов.
Во второй главе мы провели диагностику сформированности коммуникативных умений у обучающихся 2 «В» класса МАОУ СОШ №163.
Подводя итоги диагностирования младших школьников 2 «В» класса МАОУ СОШ №163, мы определили, что сформированность коммуникативных умений детей находится на довольно невысоком уровне. В основном дети испытывают затруднения при планировании содержания высказывания, при самостоятельном нахождении и исправлении ошибок, при организации парной и групповой работы по решению коммуникативных задач, при осознании степени понимания текста, погружения в его смысл, понимания взглядов и позиции автора.
Далее в нашей работы мы провели анализ учебника «Русского языка» 2 класс УМК «Школа России», рассмотрели упражнения, и дополнили их своими заданиями, которые направлены на формирование коммуникативных умений в процессе обучение детей орфографии.



1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности
детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук.: 12.05.01 /
Е.М Алифанова ; Волгоград. гос. ун-т. Волгоград, 2001. 15 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1994. 375 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 152 с.
5. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
6. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.
7. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 67-73.
8. Болотов В.А. Большой энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. 863 с.
9. Бушуева Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений младших школьников. СПб.: Академия, 2003. 163 с.
10. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2006. 135 с.
12. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико¬
практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск.: Технопринт, 2000. 376 с.
13. Громыко Ю.В. Метапредмет знак: схематизация и построение знаков. М.: Пушкинский институт, 2001. 288 с.
14. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте: возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. с. 110.
15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. СПб.: Питер, 2006. 251 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ