Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1 Теоретические основы стратегического управления……….. 6
1.1 Понятие и сущность стратегического управления …………………… 6
1.2 Содержание и специфика процессов стратегического управления….. 17
1.3 Методы стратегического анализа………………………………………. 23
Глава 2 Проблемы и перспективы стратегического управления
развитием в ООО «ОСТИН»……………………………………………... 29
2.1 Организационно – экономическая характеристика деятельности
компании……………………………………………………………………... 29
2.2 Диагностика и анализ проблем системы стратегического управления
развитием компании……………………………………………………….... 41
2.3 Разработка и анализ эффективности мероприятий по совершенствованию работы стратегического управления развитием компании………. 48
Заключение…………………………………………………………………. 57
Список литературы……………………………………………………….. 60
Приложение………………………………………………………………… 67
Актуальность темы исследования. Рынок модной одежды России
меняется с высокой скоростью. Во многих странах присутствуют массовые
бренды (O’STIN, Zara, H&M, TopShop и др.), которые в той или иной степени
несут в себе тренды подиумов. Такие бренды являются «распространителями» глобальной быстрой моды. В эпоху глобализации fashion-ретейл, как
часть модной индустрии, воздействует на структуру экономики стран.
Условия, в которых существуют fashion-ретейлеры, ретейлерыпроизводители в России, можно характеризовать как кризисные. Девальвация
рубля, снижение покупательской способности, высокий процент износа оборудования, проценты по кредитам, роль импорта в отрасли все это является
реальностью, в которой находятся компании. Нерешенные проблемы, которые накопились у ретейлеров со времен образования рынка, дают о себе
знать.
В связи с этим во многих компаниях планы международной экспансии
сворачиваются, ставятся задачи оптимизации затрат за счет снижения административных издержек и закрытия неэффективных магазинов. Вместе с тем,
сети, которые имеют конкурентные преимущества, в сложившейся ситуации,
напротив, укрепляют позиции. В то время как индустрия забоится исключительно о финансовых показателях, некоторые компании уделяют внимание
потребителю, который становится более разборчив при выборе одежды.
Утверждения, что у российских ретейлеров есть возможность занять
места ушедших с рынка международных брендов, очень спорные, учитывая
происхождения производственных баз. Возможно, уместно решать вопросы
оптимизаций логистических процессов компаний, например, минимизаций
затрат на хранение. Следует также учитывать, что управление запасами в
рассматриваемой индустрии затрудняется природой товаров – мода меняется.
Ошибки в прогнозах специалистов по закупкам особенно видны во время
снижения спроса. мя, компания-ретейлер должна объективно оценить свое положение и выбрать наиболее оптимальную стратегию развития. При этом не стоит забывать, что цель игрока рынка удовлетворение спроса конечных потребителей
модной одежды.
Объектом нашего исследования является организация сетевого ритейла ООО «ОСТИН», использующая методы стратегического управления для
формирования стратегии своего развития.
Предметом исследования выступают методы стратегического управления и возможность успешного развития компании ООО «ОСТИН»
Цель исследования состоит в разработке комплекса мероприятий и
практических рекомендаций по развитию стратегического управления компанией ООО «ОСТИН».
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих
задач:
провести теоретический анализ стратегического управления:
научные подходы, методы и практика реализации;
дать организационно- экономическую характеристику компании
ООО «ОСТИН»;
выявить существующие проблемы компании и провести факторный анализ;
разработать комплекс мероприятий и практических рекомендаций по развитию стратегического управления компанией ООО «ОСТИН» и
дать оценку их эффективности.
Теоретико-методологическая база исследования: проблемам формирования системы стратегического управления развитием предприятий посвящено много работ, как зарубежных, так и отечественных. Мировая и отечественная наука обладает определенными знаниями и
практическим опытом в области использования общей и финансовой стратегии в развитии предприятий. Работы всех выше представленных ученых
определяют теоретическую основу стратегического управления.
Методы исследования: монографический анализ, статистический и
экономический анализ, факторный анализ, методы сравнений, группировок,
экспертных оценок.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые
документы, такие, как Федеральный закон РФ от 28 декабря 2009 г. № 381-
ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в
Российской Федерации», информационные документы, такие как дневник
и внутренние каталоги компании, а также устав предприятия, бухгалтерская
и финансовая отчетности ООО «ОСТИН» г. Белгорода.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том,
что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы конкурентоспособности предприятия в
ООО «ОСТИН» и аналогичных предприятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает
введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Главной целью любой из организаций является, прежде всего, получение максимальной прибыли в течение всего периода ее работы. Перспективное развитие организации обеспечивается за счет стратегического управления, в основе которого находится планирование. Стратегическое управление
– это непрерывный процесс такого взаимодействия руководства и организации, которое направлено на достижение долгосрочных целей и реализацию
выработанных стратегий путем четкого планирования, принятия решений и
анализа предпринятых действий в условиях развитой коммуникации субъектов взаимодействия. Стратегия является одним из ключевых элементов стратегического управления. Основную часть деятельности, связанной со стратегическим управлением, составляет выбор стратегии, а также ее реализация. В
рамках стратегического управления, стратегия представляет собой качественно определенное, долгосрочное направление развития предприятия.
Она касается таких сфер, как средства и формы деятельности, позиция предприятия в окружающей среде, внутриорганизационные системы взаимоотношений.
Сущность разработки и реализации стратегического подхода в управлении предприятием заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по достижению конкурентных преимуществ
на долгосрочную перспективу, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегии.
Стратегический анализ способен наиболее точным образом дать рекомендации по оптимальным направлениям развития организации. В свою очередь высокой эффективности принимаемых решений можно достичь лишь
при правильном подходе к проведению стратегического анализа, что в свою
очередь зависит от беспристрастности исследователя, его компетентности и
степени соответствия совокупности выбранных методик анализа специфике
объекта исследования. Кроме того, для получения конкурентных преиму ществ в долгосрочной перспективе необходимо внедрить систему управления организации, ориентированную на стратегическое управление. Стратегический анализ – не столько техника, сколько философия управления. Предприятие должно стремиться к тому, чтобы данная философия была основополагающей при функционировании организации.
Предложенные методы (PEST-анализ, SWOT-анализ, ABC-анализ,
BCG-анализ) являются наиболее актуальными и распространенными, как в
российской, так и зарубежной практике. Они позволяют рассмотреть влияние
внутренних и внешних факторов на деятельность компании, верно и, самое
главное, вовремя выявить слабые стороны деятельности и предложить необходимые пути решения обнаруженных проблем, что позволяет предприятию
продолжительное время конкурировать с другими фирмами и получать прибыль.
На настоящий момент O’STIN – один из самых популярных среди россиян брендов одежды. Eго успешность можно объяснить удачным сочетанием грамотного маркетинга, значительных финансовых вложений в развитие
компании, отличным соотношением цены и качества реализуемых изделий,
направленного на удовлетворение потребительских предпочтений покупателей.
Как показал анализ финансовой деятельности предприятия,
ООО «Остин» не полностью обеспечивает себя оборотными активами из
собственных средств и имеет достаточно низкую долю устойчивых средств,
необходимых для финансирования своих активов. Проведя анализ структуры
баланса компании «Остин» и рассчитав необходимые коэффициенты, делаем
заключение о том, что, несмотря на присутствие некоторых негативных моментов, структура баланса организации в целом удовлетворительна. Так как
некоторые рассчитанные коэффициенты не соответствуют установленным
нормативным значениям, напрашивается вывод о том, что у компании существуют определенные проблемы в части эффективности использования оборотных средств. Но, в целом, финансовое состояние организации абсолютно
устойчиво.
В результате анализа проблем системы стратегического управления
развитием компании ООО «Остин» были выявлены следующие направления
ее совершенствования:
Товарная политика магазина;
Логистика и дистрибуция.
На основе проведенного исследования предлагается формировать товарную политику компании «Остин», используя концепцию капсульного
гардероба. Кроме того, при разработке ассортимента предлагается учитывать
нужды покупателей, распределяя большие доли в общем объеме ассортимента для деловой одежды и вечерних мероприятий.
Для совершенствования логистики и дистрибуции магазина компании
«Остин» на основании сегментации потребителей необходимо разработать
индивидуальную стратегию цепи поставки.
Также логистика и дистрибуция компании может быть улучшена за
счет внедрения автоматизированной системы управления логистическими
цепями поставок. Примером может служить ERP-система AVARDA от компании Ansoft.
Общие инвестиционные затраты реализуемого проекта составят 3 200
тыс. руб. Расчет эффективности проекта показал, что проект эффективен, так
как NPV > 0 (2448,81 тыс. руб.), индекс доходности > 1 (1,76) и период окупаемости достаточно короткий (1 год 1 месяц).
Таким образом, реализация вышеуказанных мероприятий будет способствовать совершенствованию системы стратегического управления развитием компании ООО «ОСТИН».
Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон РФ от 28 декабря
2009 г. № 381-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 1. – ст. 2.
2. Абдикеев, Н. М. Системы управления эффективностью бизнеса
[Текст]: учебник / Н. М. Абдикеев, С. Н. Брускин. – М.: Инфра-М, 2012. – 282
с.
3. Абушова, Е. Е. Методы и модели современного стратегического
анализа [Текст] / Е. Е. Абушова, С. Б. Сулоева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. – № 1. – С. 165-176.
4. Авдонина, А. А. Стратегическое управление. Основные понятия
и функции [Текст] / А. А. Авдонина, А. М. Романенко // Управление качеством образования, продукции и окружающей среды Материалы 9-й Всероссийской научно-практической конференции. – 2015. – С. 181-183.
5. Акмаева, Р. И. Стратегический менеджмент [Текст] / Р. И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 362 с.
6. Александрова, А. В. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / А. В. Александрова, С. А. Курашова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 320
c.
7. Алексеева, М. М. Планирование деятельности фирмы [Текст] /
М. М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 214 с.
8. Ансофф, И. Стратегический менеджмент [Текст]: классическое
издание / И. Ансофф. – Спб.: Питер, 2014. – 344 с.
9. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент [Текст] / Д. В.
Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 122 с.
10. Бараненко, С. П. Стратегический менеджмент [Текст] / С. П. Бараненко, М. Н. Дудин. – М.: Центрполиграф, 2015. – 319 с.61
11. Баринов, В. А. Стратегический менеджмент [Текст] / В. А.
Баринов, В. Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 285 с.
12. Басовский, Л. Е. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник /
Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 365 c.
13. Белошапкина, В. И. Понятие стратегического управления [Текст]
/ В. И. Белошапкина // Современные тенденции развития науки и производства IV Международная научно-практическая конференция: в 2-х томах. –
2016. – С. 428-431.
14. Бовыкин, В. И. Новый менеджмент. Управление предприятиями
на уровне высших стандартов [Текст]: учебное пособие / В. И. Бовыкин. –
М.: Экономика, 2012. – 352 с.
15. Большаков, А. С. Современный менеджмент: теория и практика
[Текст] / А. С. Большаков. – СПб.: Питер, 2012. – 416 с.
16. Виноградова, З. И. Стратегический менеджмент: матрица модулей, дерево целей [Текст] / З. И. Виноградова. – М.: Академ. проект , 2016.
– 324 с.
17. Виссема, Х. Менеджмент в подразделениях фирмы (предпринимательство и координация в предпринимательской компании) [Текст]: перевод с английского / Х. Виссема. – М.: Инфра-М, 2016. – 526 с.
18. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст] / О. С. Виханский. – М.: Экономистъ, 2012. – 296 с.
19. Волкова, Н. Ю. Реализация стратегического планирования в
процессе управления современным предприятием [Текст] / Н. Ю. Волкова //
Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – Т. 5. № 7. –
С. 56-60.
20. Волкогонова, О. Д. Стратегический менеджмент.Стратегисеское
планирование [Текст] / О. Д. Волкогонова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 256 с.
21. Ворожихин, В. В. О сущности и проблемах стратегического
управления [Текст] / В. В. Ворожихин // Экономика. Налоги. Право. – 2015. –
№ 3. – С. 38-44.62
22. Гапоненко, А. А. Стратегическое планирование [Текст] / А. А.
Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2011. – 464 с.
23. Гладышева, А. В. Стратегия как один из ключевых элементов
стратегического управления [Текст] / А.В. Гладышев, О. Н. Горбунов, Ю. И.
Горбунова // Экономика. Инновации. Управление качеством. – 2016. –
№ 1 (14). – С. 15-18.
24. Гусаков, В. А. Ясная стратегия бизнеса [Текст] / В. А. Гусаков. –
М.: Вершина, 2012. – 360 с.
25. Гуськов, Ю. В. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник /
Ю. В. Гуськов. – М.: Альфа-М, 2011. – 192 c.
26. Гвозденко, А. Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях [Текст] / А. Н. Гвозденко //
Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2014. – № 2. – С. 144–156
27. Грант, Р. М. Современный стратегический анализ [Текст]: перевод с английского / Р. М. Грант, И. И. Малкова. – СПб.: Питер, 2012. – 537 c.
28. Гроув, Э. С. Высокоэффективный менеджмент [Текст]: учебник
/ Э. С. Гроув. – М.: Филинъ, 2013. – 562 с.
29. Дафт, Р. Л. Менеджмент [Текст]: перевод с английского / Л. Р.
Дафт. – Спб.: Питер, 2012. – 863 с.
30. Дункан, У. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте [Текст]:
перевод с английского / У. Дж. Дункан. – М.: Дело, 2016. – 322 с.
31. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник / Л. Г.
Зайцев, М. И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
32. Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие
для вузов / А. Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2015. – 376 с.
33. Зыкова, С. Как все устроено в Zara, одной из самых популярных в
мире вещевых компаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://rb.ru/story/zara-inside/?f
34. Каравайцева, А. А. Стратегической управление. Основные понятия и определения [Текст] / А. А. Каравайцева // Наука, образование, обще-63
ство: тенденции и перспективы развития Сборник материалов III международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 176-177.
35. Келейникова, С. В. Развитие стратегического управления организацией в современных условиях [Текст] / С. В. Келейникова // Инновационные технологии в кооперативном образовательном процессе материалы международной заочной научно-практической конференции, посвященной 40-
летию Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации. – 2016. – С. 182-184.
36. Ким, У. Чан. Стратегия голубого океана: как создать свободную
рыночную нишу и перестать бояться конкурентов [Текст]: революционная
книга о стратегии / У. Чан Ким, Рене Моборн; [пер. с англ. И. Ющенко]. – М.:
HIPPO, 2010. – 254 c.
37. Комаров, Е. И. Стратегический менеджмент [Текст] / Е. И. Комаров. – М.: Инфра-М, 2011. – 233 с.
38. Коротков, Э. М. Исследование систем управления [Текст]: учебник / Э. М. Коротков. – М.: Юрайт, 2014. – 226 с.
39. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие
приемы и методы [Текст] / Ф. Котлер; [пер. с англ. И. Ющенко].– М.: HIPPO,
2016. – 254 c.
40. Кухарская, Н. А. Формирование стратегии управления развитием
предприятия [Текст] / Н. А. Кухарская // Знание. – 2015. – № 11-1. – С. 51-58.
41. Личутина, О. В. Процесс стратегического управления предприятием [Текст] / О. В. Личутина // Экономическая наука в 21 веке: вопросы
теории и практики сборник материалов VII Международной научнопрактической конференции. – 2015. – С. 24-26.
42. Лобанов, К. А. Методы стратегического анализа: пути развития
[Текст] / К. А. Лобанов // Многоуровневое общественное воспроизводство:
вопросы теории и практики. – 2016. – № 5 (21). – С. 180-186.
43. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] : перевод с английского / М. Х. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури. – М.: Дело, 2013. – 290 с.64
44. Мотышина, М. С. Исследование систем управления [Текст]:
учебное пособие / М. С. Мотышина. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
45. Нехланова, А. М. Стратегический менеджмент в АПК [Текст]:
учебное пособие для студ., обуч. по направлению подгот. «Экономика и упр.
на предприятии АПК» / А. М. Нехланова, М. Б. Туманова; Ассоц. «Агрообразование». – М.: КолосС, 2012. – 311 c.
46. Платонова, И. В. Методы проведения стратегического анализа в
системе управления предприятием [Текст] / И. В. Платонова, Е. А. Азанова //
Инновационная наука. – 2016. – № 11-1. – С. 138-141.
47. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент [Текст] / С.
А. Попов. – М.: Юрайт, 2012. – 448 с.
48. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и
конкурентов [Текст] / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 454 с.
49. Проценко, К. Ф. О некоторых методах стратегического анализа
[Текст] / К. Ф. Проценко // Новая наука: Стратегии и векторы развития. –
2016. – № 10-2. – С. 165-169.
50. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной
деятельности предприятия [Текст] / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2012. –
645 с.
51. Саймон, Г. Менеджмент в организациях [Текст]: перевод с английского / Г. Саймон, Д. Смитбург, В. Томпсон. – М.: Экономика, 2015.
52. Тебекин, А. В. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник для
бакалавров / А. В. Тебекин. – М.: Юрайт, 2012. – 320 c.
53. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа [Текст]: перевод с английского / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд, А.Р. Ганиева, Э. В. Кондукова. – М.: Вильямс, 2016. – 928 c.
54. Тумасова, Н. В. Понятие и сущность стратегического управления
предприятием [Текст] / Н. В. Тумасова // Модернизация экономических систем: взгляд в будущее (MESLF-2016). – 2016. – С. 168-170.65
55. Уваров, В. В. Стратегический менеджмент: из прошлого к будущему [Текст] / В. В. Уваров. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 208 с.
56. Фадеева, Е. А. Основные проблемы оценки стратегического развития предприятия [Текст] / Е. А. Фадеева // Проблемы экономики. – 2013. –
№ 6. – C. 75-88
57. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент [Текст] / Р. А.
Фатхутдинов. – М.: Дело, 2015. – 448 с.
58. Файоль, А. Управление – это наука и искусство [Текст] / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 2012.
59. Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент [Текст] / А. Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2010. – 468 с.
60. Фуллер, Д. Управляй или подчиняйся. Проверенная тактика эффективного менеджмента [Текст] / Д. Фуллер. – М.: Фонд за экономическую
грамотность, 2012. – 243 с.
61. Ховард, К. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства [Текст] / К. Ховард, Э. Короткое. – М.:
ИНФРА-М, 2011.
62. Хорин, А. Н. Стратегический анализ [Текст] / А. Н. Хорин. – М.:
ЭКСМО, 2010. – 360 с.
63. Шестопал, Ю. Т. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник /
Ю. Т. Шестопал, В. Д. Дорофеев. – М.: КноРус, 2013. – 320 c.
64. Шилков, В. И. Стратегический менеджмент [Текст]: учебник
[Текст] / В. И. Шилков. – М.: Форум, 2013. – 304 c.
65. Шифрин, М. Б. Стратегический менеджмент [Текст] / М. Б.
Шифрин. – СПб.: Питер, 2010. – 240 c.
66. Цой, М. Е. Анализ современного состояния российского рынка
модной одежды [Текст] / М. Е. Цой, И. В. Долгих // Интернетнаука. – № 2. –
2017. – С. 105-118.
67. Чандлер, А. Стратегия и структура [Текст] / А. Чандлер. – М.:
Мир, 2012. – 464 с.66
68. Чуракова, Р. Г. Десять базовых принципов эффективного управления [Текст] : учебник / Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2013. – 136 с.
69. Яркина, Н. Н. Теоретические аспекты оценки эффективности
управления предприятием [Текст] / Яркина Н. Н. // Проблемы экономики. –
2014. – № 3. – С. 279-285