Униженные и оскорбленные – проблема пространства
|
Введение
Глава 1. Семиотика пространства Санкт-Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского
1.1. Критика о романе «Униженные и оскорбленные» ………………….10
1.2. Санкт-Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского…………………19
Выводы к главе 1
Глава 2. Пространственная организация романа «Униженные и оскорбленные»…
2.1. Внешнее городское пространство в романе «Униженные и оскорбленные»
2.2. Внутреннее городское пространство в романе «Униженные и оскорбленные»
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы
Глава 1. Семиотика пространства Санкт-Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского
1.1. Критика о романе «Униженные и оскорбленные» ………………….10
1.2. Санкт-Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского…………………19
Выводы к главе 1
Глава 2. Пространственная организация романа «Униженные и оскорбленные»…
2.1. Внешнее городское пространство в романе «Униженные и оскорбленные»
2.2. Внутреннее городское пространство в романе «Униженные и оскорбленные»
Выводы к главе 2
Заключение
Список литературы
Диссертационная работа посвящена проблеме пространства в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
Роман является первым большим произведением Достоевского после его возвращения из ссылки в Сибирь. Замысел романа заключается в изображении петербургского быта, как в «Бедных людях». Многие критики, включая Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. Н. Плещеева, Е. Тура, Е. Ф. Зарина, А. А. Григорьева, сдержанно встретили эту работу. Однако,как справедливо отметила в конце 1980-х гг. Н. Ф. Буданова, «Расходясь в оценке идейно-художественных достоинств романа, критики, однако, почти единодушно признали увлекательность, занимательность нового произведения писателя». Наиболее содержательные отзывы о романе написалиН. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.
После выхода первой части романа в журнале «Время» на роман откликнулся Чернышевский. Критик заметил особенность психологического рисунка в творчестве Достоевского и назвал произведение «одним из лучших, какие у нас появились в последние годы». Добролюбов также называл роман «лучшим литературным явлением текущего года». Однако в то же время он отметил недостатки произведения Достоевского в статье «Забитые люди» (1861). По его мнению, роман «не удовлетворяет художественным требованиям», «ниже эстетической критики». Во-первых, события в романе не соответствуют реальной жизни. К примеру, писатель описывает нереальную любовную историю между смрадной козявкой, подобной Алеше и порядочной девушкой Наташей ,во-вторых, слабо изображено психологическое развитие главного героя Ивана Петровича. На взгляд Добролюбова, Иван больше всех унижен и оскорблен, однако автор «избегает всего, где бы могла раскрыться душа человека любящего, ревнующего, страдающего». В-третьих, Добролюбов отмечает «бедность и неопределенность образов, необходимость повторить самого себя». Он считает, что у Достоевского несколько любимых типов лиц, которые он неоднократно описывает с разных сторон в своем творчестве. Например, Нелли является рано развившим, болезненным, самолюбивым ребенком, такой образ также есть и в «Неточке», и в «Маленьком герое». Несмотря на все упреки, критик с революционной точки зрения высоко оценивает идейное содержание и социальное значение романа. Он отмечает, что «Достоевский со своей энергией и талантом принялся за анализ поразивших его аномалий нашей бедной действительности и в этом анализе умел выразить свой высоко гуманный идеал» .
В период экстенсивного развития капитализма и экономического подъема второй половины XIX в. Петербург становится центром образования, просвещения и литературы. Население города значительно увеличилось в связи с бурной эмиграцией. «По количеству населения Петербург занимал четвертое место в мире – после Лондона, Парижа и Константинополя» . Люди приезжают в столицу из разных углов России, чтобы поступить в высшие учебные заведения, построить карьеру, увеличить доходность, реализовать творческие силы и способности и т.д. Достоевский и некоторые из его героев (Иван Петрович, Раскольников) принадлежат к числу людей, которые приехали в Северную столицу ради образования. В 16 лет Достоевский вместе с отцом и братом приехал в Петербург с целью поступить в Главное инженерное училище. За тридцать четыре года жизни в этом городе Достоевский собрал большое количество материалов для своего литературного творчества.
В. Н. Топоров ввел понятие «Петербургский текст». Он полагал, что «Петербургский текст представляет собой не просто усиливающее эффект зеркало города, но устройство, с помощью которого и совершается переход arealibusadrealiola, пресуществление материальной реальности в духовные ценности». Топоров отмечал, что начало Петербургскому тексту было положено задолго до Ф. М. Достоевского на рубеже 20-30-х годов XIX в. А. С. Пушкиным. «Медный всадник» Пушкина выступает как «одна из основных составных частей Петербургского текста». В1830-е годы появились петербургские повести и фельетоны Гоголя, в 1840-50-е годы формируются петербургские темы у Достоевского – «бедность, страдание и горе» . Русский мыслитель Н. А. Бердяев в работе «Русская мысль» отмечает: «Достоевский сам был писателем Петровского периода русской истории, он более петербургский, чем московский писатель, у него острое чувство особенной атмосферы города Петра».
Ю. М. Лотман изучал Петербургский текст в двух аспектах: «город как пространство и город как имя» . По его мнению, история Санкт-Петербурга тесно связана с Петербургской мифологией, «реальная история была пронизана мифологическими элементами». Лотман считает, что городская филология и городской фольклор с момента основания города служат началом Петербургской культуры. Помимо этого, Лотман отмечает, что Петербург трактуют, с одной стороны, как «“парадиз”, утопию идеального города будущего, воплощение Разума», а с другой стороны, как «зловещий маскарад Антихриста». Это связано с тем, что в образе Петербурга соединяются архетипы «вечного Рим» и «невечного, обреченного Рима».
Являясь одновременно городом роскошных императорских дворцов и городом-рассадником человеческих пороков и нищеты, Петербург вмещает в себя абсолютно отличающихся друг от друга людей и самые разные стили жизни. Всемирно известная красота и роскошь столицы российской империи всего лишь маска, под которой скрываются грязные, узкие, унылые уголки – трущобы, погребки, каморки и другие. Именно эта мрачная, болезненная, грязная и хаотичная сторона города беспокоит писателя и неоднократно появляется в его произведениях. Не только в романе «Униженные и оскорбленные», но и во многих произведениях Достоевского отражаются темы «бедности, страдания и горя». Бедный мелкий пожилой чиновник Девушкин, который живет на окраине Петербурга в эпистолярном романе «Бедные люди»; интеллигент, мечтатель, «художник в науке», житель столичных деревянных окраин Василий Ордынов в повести «Хозяйка»; старый, скаредный, необщительный мелкий чиновник Семен Прохарчин в рассказе «Господин Прохарчин», который старается экономить на всем и притворяется нищим; бедная девочка, живущая в каморке на чердаке большого петербургского дома, Неточка Незванова…
Художественное пространство в русской классике находится в отношениях сложной корреляции с реальным историческим временем и реальным географическим пространством . Несомненно, произведения Достоевского имеют большое культурно-историческое значение. При этом писатель «уделяет огромное внимание “петербургской России” в большинстве своих произведений, и поэтико-этнографический анализ их буднично-бытовых сторон и подробностей» . В романе «Униженные и оскорбленные» с помощью изображения трагической и мрачной судьбы семьи Смита раскрывается тема нищеты, горя и петербургского быта. Внучка старика Смита Нелли – типичный представитель дна общества, чья история «позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, где господствуют нищета, болезни, пороки и преступления» . При описании мест событий Достоевский изображает облик тогдашнего Санкт-Петербурга. Спустя более 150 лет, город значительно укрупнился, появились новые улицы и районы. Места, которые были упомянуты в романе «Униженные и оскорбленные» – Вознесенский проспект, Большая Морская улица, Шестая линия Васильевского острова, Литейный проспект – до сих пор сохранились. Рассматривая проблему пространства, мы обращаем внимание на символическое значение определенного городского пространства.
Актуальность темы определяется тем, что проблема пространства у Достоевского изучается, в основном, в романах «Преступление и наказание», «Идиот», а в данной работе рассматривается художественное пространство в относительно меньше изученном произведении писателя «Униженные и оскорбленные».
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в настоящей работе впервые предпринята попытка изучения проблемы пространства с точки зрения городской семиотики в одном из ранних романов Достоевского «Униженные и оскорбленные», имеющим во многих аспектах переходный характер. Пространство как важная составляющая часть художественного мира отражает особенности поэтики творчества писателя.
Основным материалом исследования служит роман «Униженные и оскорбленные» (1861).
Предметом исследования в настоящей работе является изображение пространства в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», а именно: его образы, детали и различные топографические объекты.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть семиотику внешнего и внутреннего городского пространства.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) выявить основные подходы, понятия и принципы исследования художественного пространства;
2) изучить литературную традицию «Петербургского текста»;
3) выделить и проанализировать описания внешнего городского пространства в романе «Униженные и оскорбленные»;
4) проанализировать описания внутреннего городского пространства и выделить мотивы лестниц, углов, интерьеров в романе «Униженные и оскорбленные».
Гипотеза исследования – Изображение внешнего и внутреннего городского пространства связано с возможностью/невозможностью возрождения и душевным состоянием героев.
В работе использованы и теоретико-типологический, текстологический, и семиотический методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает тему «Бедных людей» в творчестве Достоевского и углубляет представление о проблеме пространства как о важной части художественного мира писателя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы в вузовском учебном процессе, в курсах, семинарах по истории русской литературы XIX в., культурологии и городской семиотике Санкт-Петербурга.
Квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цели и задачи, определяется гипотеза, предмет, методология, теоретическая и практическая значимость, рассматривается история изучения проблемы.
В первой главе – «Семиотика пространства Санкт-Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского» рассматриваются основные интерпретации романа и определяются основные темы в творчестве писателя, связанные с семиотикой Санкт-Петербурга.
Во второй главе – «Пространственная организация в романе “Униженные и оскорбленные”» анализируются основные городские пространства на основе разработанной модели семиотики города Санкт-Петербурга и рассматриваются важные мотивы лестниц, углов и интерьеров в изображении внутреннего городского пространства.
Роман является первым большим произведением Достоевского после его возвращения из ссылки в Сибирь. Замысел романа заключается в изображении петербургского быта, как в «Бедных людях». Многие критики, включая Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. Н. Плещеева, Е. Тура, Е. Ф. Зарина, А. А. Григорьева, сдержанно встретили эту работу. Однако,как справедливо отметила в конце 1980-х гг. Н. Ф. Буданова, «Расходясь в оценке идейно-художественных достоинств романа, критики, однако, почти единодушно признали увлекательность, занимательность нового произведения писателя». Наиболее содержательные отзывы о романе написалиН. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.
После выхода первой части романа в журнале «Время» на роман откликнулся Чернышевский. Критик заметил особенность психологического рисунка в творчестве Достоевского и назвал произведение «одним из лучших, какие у нас появились в последние годы». Добролюбов также называл роман «лучшим литературным явлением текущего года». Однако в то же время он отметил недостатки произведения Достоевского в статье «Забитые люди» (1861). По его мнению, роман «не удовлетворяет художественным требованиям», «ниже эстетической критики». Во-первых, события в романе не соответствуют реальной жизни. К примеру, писатель описывает нереальную любовную историю между смрадной козявкой, подобной Алеше и порядочной девушкой Наташей ,во-вторых, слабо изображено психологическое развитие главного героя Ивана Петровича. На взгляд Добролюбова, Иван больше всех унижен и оскорблен, однако автор «избегает всего, где бы могла раскрыться душа человека любящего, ревнующего, страдающего». В-третьих, Добролюбов отмечает «бедность и неопределенность образов, необходимость повторить самого себя». Он считает, что у Достоевского несколько любимых типов лиц, которые он неоднократно описывает с разных сторон в своем творчестве. Например, Нелли является рано развившим, болезненным, самолюбивым ребенком, такой образ также есть и в «Неточке», и в «Маленьком герое». Несмотря на все упреки, критик с революционной точки зрения высоко оценивает идейное содержание и социальное значение романа. Он отмечает, что «Достоевский со своей энергией и талантом принялся за анализ поразивших его аномалий нашей бедной действительности и в этом анализе умел выразить свой высоко гуманный идеал» .
В период экстенсивного развития капитализма и экономического подъема второй половины XIX в. Петербург становится центром образования, просвещения и литературы. Население города значительно увеличилось в связи с бурной эмиграцией. «По количеству населения Петербург занимал четвертое место в мире – после Лондона, Парижа и Константинополя» . Люди приезжают в столицу из разных углов России, чтобы поступить в высшие учебные заведения, построить карьеру, увеличить доходность, реализовать творческие силы и способности и т.д. Достоевский и некоторые из его героев (Иван Петрович, Раскольников) принадлежат к числу людей, которые приехали в Северную столицу ради образования. В 16 лет Достоевский вместе с отцом и братом приехал в Петербург с целью поступить в Главное инженерное училище. За тридцать четыре года жизни в этом городе Достоевский собрал большое количество материалов для своего литературного творчества.
В. Н. Топоров ввел понятие «Петербургский текст». Он полагал, что «Петербургский текст представляет собой не просто усиливающее эффект зеркало города, но устройство, с помощью которого и совершается переход arealibusadrealiola, пресуществление материальной реальности в духовные ценности». Топоров отмечал, что начало Петербургскому тексту было положено задолго до Ф. М. Достоевского на рубеже 20-30-х годов XIX в. А. С. Пушкиным. «Медный всадник» Пушкина выступает как «одна из основных составных частей Петербургского текста». В1830-е годы появились петербургские повести и фельетоны Гоголя, в 1840-50-е годы формируются петербургские темы у Достоевского – «бедность, страдание и горе» . Русский мыслитель Н. А. Бердяев в работе «Русская мысль» отмечает: «Достоевский сам был писателем Петровского периода русской истории, он более петербургский, чем московский писатель, у него острое чувство особенной атмосферы города Петра».
Ю. М. Лотман изучал Петербургский текст в двух аспектах: «город как пространство и город как имя» . По его мнению, история Санкт-Петербурга тесно связана с Петербургской мифологией, «реальная история была пронизана мифологическими элементами». Лотман считает, что городская филология и городской фольклор с момента основания города служат началом Петербургской культуры. Помимо этого, Лотман отмечает, что Петербург трактуют, с одной стороны, как «“парадиз”, утопию идеального города будущего, воплощение Разума», а с другой стороны, как «зловещий маскарад Антихриста». Это связано с тем, что в образе Петербурга соединяются архетипы «вечного Рим» и «невечного, обреченного Рима».
Являясь одновременно городом роскошных императорских дворцов и городом-рассадником человеческих пороков и нищеты, Петербург вмещает в себя абсолютно отличающихся друг от друга людей и самые разные стили жизни. Всемирно известная красота и роскошь столицы российской империи всего лишь маска, под которой скрываются грязные, узкие, унылые уголки – трущобы, погребки, каморки и другие. Именно эта мрачная, болезненная, грязная и хаотичная сторона города беспокоит писателя и неоднократно появляется в его произведениях. Не только в романе «Униженные и оскорбленные», но и во многих произведениях Достоевского отражаются темы «бедности, страдания и горя». Бедный мелкий пожилой чиновник Девушкин, который живет на окраине Петербурга в эпистолярном романе «Бедные люди»; интеллигент, мечтатель, «художник в науке», житель столичных деревянных окраин Василий Ордынов в повести «Хозяйка»; старый, скаредный, необщительный мелкий чиновник Семен Прохарчин в рассказе «Господин Прохарчин», который старается экономить на всем и притворяется нищим; бедная девочка, живущая в каморке на чердаке большого петербургского дома, Неточка Незванова…
Художественное пространство в русской классике находится в отношениях сложной корреляции с реальным историческим временем и реальным географическим пространством . Несомненно, произведения Достоевского имеют большое культурно-историческое значение. При этом писатель «уделяет огромное внимание “петербургской России” в большинстве своих произведений, и поэтико-этнографический анализ их буднично-бытовых сторон и подробностей» . В романе «Униженные и оскорбленные» с помощью изображения трагической и мрачной судьбы семьи Смита раскрывается тема нищеты, горя и петербургского быта. Внучка старика Смита Нелли – типичный представитель дна общества, чья история «позволила Достоевскому изобразить петербургские трущобы и притоны с их обитателями, где господствуют нищета, болезни, пороки и преступления» . При описании мест событий Достоевский изображает облик тогдашнего Санкт-Петербурга. Спустя более 150 лет, город значительно укрупнился, появились новые улицы и районы. Места, которые были упомянуты в романе «Униженные и оскорбленные» – Вознесенский проспект, Большая Морская улица, Шестая линия Васильевского острова, Литейный проспект – до сих пор сохранились. Рассматривая проблему пространства, мы обращаем внимание на символическое значение определенного городского пространства.
Актуальность темы определяется тем, что проблема пространства у Достоевского изучается, в основном, в романах «Преступление и наказание», «Идиот», а в данной работе рассматривается художественное пространство в относительно меньше изученном произведении писателя «Униженные и оскорбленные».
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в настоящей работе впервые предпринята попытка изучения проблемы пространства с точки зрения городской семиотики в одном из ранних романов Достоевского «Униженные и оскорбленные», имеющим во многих аспектах переходный характер. Пространство как важная составляющая часть художественного мира отражает особенности поэтики творчества писателя.
Основным материалом исследования служит роман «Униженные и оскорбленные» (1861).
Предметом исследования в настоящей работе является изображение пространства в романе Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», а именно: его образы, детали и различные топографические объекты.
Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть семиотику внешнего и внутреннего городского пространства.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) выявить основные подходы, понятия и принципы исследования художественного пространства;
2) изучить литературную традицию «Петербургского текста»;
3) выделить и проанализировать описания внешнего городского пространства в романе «Униженные и оскорбленные»;
4) проанализировать описания внутреннего городского пространства и выделить мотивы лестниц, углов, интерьеров в романе «Униженные и оскорбленные».
Гипотеза исследования – Изображение внешнего и внутреннего городского пространства связано с возможностью/невозможностью возрождения и душевным состоянием героев.
В работе использованы и теоретико-типологический, текстологический, и семиотический методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно раскрывает тему «Бедных людей» в творчестве Достоевского и углубляет представление о проблеме пространства как о важной части художественного мира писателя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы в вузовском учебном процессе, в курсах, семинарах по истории русской литературы XIX в., культурологии и городской семиотике Санкт-Петербурга.
Квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка использованной и цитируемой литературы.
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся цели и задачи, определяется гипотеза, предмет, методология, теоретическая и практическая значимость, рассматривается история изучения проблемы.
В первой главе – «Семиотика пространства Санкт-Петербурга в творчестве Ф. М. Достоевского» рассматриваются основные интерпретации романа и определяются основные темы в творчестве писателя, связанные с семиотикой Санкт-Петербурга.
Во второй главе – «Пространственная организация в романе “Униженные и оскорбленные”» анализируются основные городские пространства на основе разработанной модели семиотики города Санкт-Петербурга и рассматриваются важные мотивы лестниц, углов и интерьеров в изображении внутреннего городского пространства.
В ходе диссертационной работы была проанализирована организация пространства в художественном мире романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
В настоящей диссертации делается вывод о том, что, во-первых, роман является одним из важных ранних петербургских текстов Достоевского, но проблема пространства в этом произведении остается малоизученной. Организация пространства в тексте обладает яркой чертой поэтики писателя. В изображении внешнего городского пространства Достоевский уделяет особое внимание описанию тротуаров, улиц, домов и прохожим на этих местах. Таким образом создается фантастичная, болезненная атмосфера в городе.
Следует еще добавить, что определенное городское пространство обладает неким символическим значением. Вознесенский проспект символизирует гибель и смерть, так как здесь часто происходят кризисные происшествия; Васильевский остров приобретает значение сложного возрождения. Смерть представителя Васильевского острова Нелли подразумевает сложность воскресения острова и его жителей; а доходные дома символизируют периферийное положение героев; противостоящая городскому пространству провинция является символом настоящего воскресения и душевной свободы. В романе только семья Ихменевы получила возможность возрождения, уехав из Петербурга в русскую провинцию.
Анализируя изображения интерьеров комнат, лестниц и углов, мы выявили, что эти мотивы отражают психологическое состояние героев. Лестницы являются признаком кризисных ситуации и всегда связанны с чувством страха, грусти. Темные углы больше говорят о душевной безвыходности и замкнутости героев.
Итак, в романе Достоевский изображает внутреннее и внешнее городское пространство, показывает проблему столичного города в связи с капитализацией и модернизацией, обсуждает возможность возрождения города и его жителей, выражает сочувствие униженным и оскорбленным людям. В конце писатель предлагает решение возрождения с помощью христианских идей – прощения, любви и милосердия.
В настоящей диссертации делается вывод о том, что, во-первых, роман является одним из важных ранних петербургских текстов Достоевского, но проблема пространства в этом произведении остается малоизученной. Организация пространства в тексте обладает яркой чертой поэтики писателя. В изображении внешнего городского пространства Достоевский уделяет особое внимание описанию тротуаров, улиц, домов и прохожим на этих местах. Таким образом создается фантастичная, болезненная атмосфера в городе.
Следует еще добавить, что определенное городское пространство обладает неким символическим значением. Вознесенский проспект символизирует гибель и смерть, так как здесь часто происходят кризисные происшествия; Васильевский остров приобретает значение сложного возрождения. Смерть представителя Васильевского острова Нелли подразумевает сложность воскресения острова и его жителей; а доходные дома символизируют периферийное положение героев; противостоящая городскому пространству провинция является символом настоящего воскресения и душевной свободы. В романе только семья Ихменевы получила возможность возрождения, уехав из Петербурга в русскую провинцию.
Анализируя изображения интерьеров комнат, лестниц и углов, мы выявили, что эти мотивы отражают психологическое состояние героев. Лестницы являются признаком кризисных ситуации и всегда связанны с чувством страха, грусти. Темные углы больше говорят о душевной безвыходности и замкнутости героев.
Итак, в романе Достоевский изображает внутреннее и внешнее городское пространство, показывает проблему столичного города в связи с капитализацией и модернизацией, обсуждает возможность возрождения города и его жителей, выражает сочувствие униженным и оскорбленным людям. В конце писатель предлагает решение возрождения с помощью христианских идей – прощения, любви и милосердия.



