Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОЙ ПСИХИАТРИИ XIX ВЕКА

Работа №34669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
541
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Алкоголизм как психическая и психиатрическая проблема в произведениях Ф. М. Достоевского и в работах психиатров XIX века 12
ГЛАВА II. Женская истерия в произведениях Ф. М. Достоевского и в работах психиатров XIX века 26
ГЛАВА III. Феномен эпилепсии в романах Ф. М. Достоевского и в работах психиатров XIX века 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

XIX век - это эпоха окончательного становления науки как таковой. В это время оформляются основные отрасли современной науки, ее роль в обществе начинает расти. Катализатором подобных изменений, несомненно, становятся политические, социальные и антропологические явления. Соответственно, интерес к человеку как к объекту анализа как естественных, так и гуманитарных наук начинает возрастать.
Особенно интересным для изучения человек представляется по отношению к социуму и себе самому. И это неудивительно, ведь в XIX век он входит в особом психическом состоянии. Этот факт ученые рассматривали во многих дисциплинах: истории, литературе, психологии и психиатрии как в особых отраслях врачебного дела. Во многих работах XIX век был определен как «нервный век».
В работе «Психофизические типы» Д.А. Дриль - отечественный социолог и криминалист - отмечал, что в XIX веке преимущественно можно выделить два вида темпераментов - сангвинический и «нервный». Первый отличатся особой живостью и бодростью человека. Как правило, любая работа кажется им легкой и доступной, что обусловлено благоприятным физическим состоянием и соответственно удовлетворительным психическим. Однако сангвиники встречаются все реже, поскольку большая часть людей так или иначе подвергаются физическим и «нравственным» испытаниям. По мнению Д.А. Дриля, на людей влияет прежде всего неблагоприятная среда, в особенности переполненные дома, лишенные достаточного света и воздуха, сопряженная с бедностью, особенно укоренившейся в Российской империи. Как следствие недостатка еды и сна, постоянных волнений и напряжений у человека возникают проблемы со здоровьем как тела, так и души. С целью «возбудить» мозг и активировать мыслительную деятельность человек начинает употреблять всевозможные стимуляторы: чай, кофе, алкоголь и т.д.
Однако они крайне пагубно влияют на организм человека, еще больше истощая его. Этот процесс в конце концов настолько «въедается» в тело, что затем начинает передаваться наследственным путем.
Важно, что физическое оскудение затем приводит к оскудению психическому. Человек становится более раздражителен, зол на себя и на весь мир в целом. Такое нравственное «вырождение» становится благоприятным условием для становления «убожеств, извращения, пороков и зла». В следствие этого увеличивается число людей, которые нравственно истощаются, и затем становятся на крайне сомнительный путь. Источником таких изменений и становятся «увеличение «общей нервности» и «ухудшение органической конституции масс», а итогом - увеличение числа самоубийств, душевных расстройств, пьянства, проституции [Дриль, 54].
Подобные явления, как уже было сказано ранее, находят отражение в науке и искусстве. Естественно, это обусловлено тем, что многие ученые, писатели, художники сами вырастали в такой среде и они создавали слепок с «нервной» жизни XIX века. В их число входили поэт Н.А. Некрасов, художники О.А. Кипренский и П.А. Федотов, архитектор А.Н. Воронихин и др. Многие из них сами становились типичными представителями этого века.
«Нервный» темперамент вкупе с талантом порой порождал исключительные произведения искусства. Этот феномен пытались изучить многие врачи того времени. Одним из них явился итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. В 1863 г. в своей книге «Гениальность и помешательство» он указал на однородность людского таланта и психических отклонений. Он считал, что произведения у гениальных людей рождаются так же спонтанно, как поступки и действия помешанных. Этому способствует прежде всего развитое воображение, которое «всегда являлось могучим фактором творческой деятельности» [Ламброзо, 76]. В качестве примера Ч. Ламброзо приводил И.-В. Гёте, Дж. Свифта и многих других деятелей искусства, творивших, как правило, в состоянии психического припадка.
В Российском государстве подобный синтез гениальности и помешательства был присущ Ф.М. Достоевскому, который в своих произведениях стремился не просто рассказать о «нервных» людях, но и раскрыть их душу, попытаться подвергнуть их особому анализу.
За свою жизнь писатель испытал множество потрясений, которые, несомненно, нашли отражение затем в его произведениях.
Первым наиболее волнительным воспоминанием для Ф.М. Достоевского была ранняя смерть отца от рук крестьян. Затем последовало не менее сильное потрясение - арест по причине участия в кружке Петрашевского. Инсценировка казни в Петропавловской крепости полностью изменила мировидение писателя. Некоторые из его соратников, не выдержав психологической пытки, вовсе потеряли рассудок. Для Ф.М. Достоевского, по мнению многих исследователей, это обернулось началом припадков эпилепсии. Также особое отражение в творчестве писателя нашли азартные игры, преимущественно рулетка, которой он самозабвенно придавался. Эти и еще многие факты биографии писателя, нашедшие свое место в его творчестве, интересовали многих ученых в разных областях науки, в числе которых были психология и психиатрия.
Еще при жизни Ф.М. Достоевского было отмечено, что некоторые доктора, читая его книги, пытались постигнуть сознание душевнобольных людей. Действительно, его герои во врачебном плане представляют большой интерес, поскольку почти каждый из них обладает каким-либо психическим отклонением. Они впадают в агрессию, в том числе направленную против самих себя, становятся жертвами галлюцинаций и навязчивых состояний, страдают от всевозможных неврозов, фобий и нарушений личности, развратничают, предаются садизму. Как было сказано ранее, зачастую к таким состояниям человека приводят обычные стимуляторы, наиболее популярным из которых являются алкогольные напитки.
Для нашего исследования важно, что психиатры-современники писателя под понятиями «помешательство», «безрассудство» «безумство» и т.д. «разумели не какою-либо наукою определенные формы психического расстройства, а лишь известные душевные состояния» [Кандинский, 103]. Каждый из психиатров в зависимости от своего опыта и теоретических знаний вводил и пользовался своей классификацией, которая, естественно, не исчерпывала всех главных психопатологических форм.
Возможно, что Ф.М. Достоевский знал об этом факте, поэтому за его героями с медицинской точки зрения могут быть закреплены психологические диагнозы. Как правило, сам писатель не стремится диагностировать у своих героев психические заболевания, он, скорее, просто фиксирует их поведение и состояние в определенные моменты. Ф.М. Достоевский по большей мере субъективен, он излагает только свой взгляд на то или иное психическое явление. Однако В.В. Набоков в лекции, посвященной творчеству писателю, говорил об использовании им в своих произведениях некоторых сведений из медицинских справочников: «<...> можно убедительно доказать, что Достоевский многократно использовал сочинения немецкого врача Ц.-Г. Каруса «Психиатрия», опубликованное в 1846 г.» [Набоков, 183].
Интерес Ф.М. Достоевского к психическим заболеваниям, о котором говорили и его современники, во-первых, был связан со стремлением постигнуть свое душевное состояние. Известен факт, что писатель сам балансировал на грани между нормой и патологией. В прессе Ф.М. Достоевского называли сумасшедшим, неврастеником, говорили о затмении ума. Это писали в газетах и после издания «Бесов», и после «Братьев Карамазовых». Помимо этого, исследования ученых XX века позволили установить, что «329 предков в этой семье [Достоевских] страдали психическими заболеваниями, из них 41 были больны эпилепсией» [Гиндин. Для того чтобы изучить душевные болезни, писатель читал книги по психиатрии и психологии, беседовал и советовался со многими отечественными и зарубежными врачами. Ознакомившись с психическими патологиями, Ф.М. Достоевский находил им свое место в творчестве.
Еще одной причиной интереса Ф.М. Достоевского к психиатрии также был вызван, как уже было сказано ранее, и самим «нервным» веком. Медицинские статьи печатались почти во всех журналах, тем самым вызывая еще больший писательский интерес. К сожалению, мало источников, с помощью которых можно было бы установить, что именно читал Ф.М. Достоевский. Но для нашего исследования важен непосредственно сам факт заинтересованности писателя психиатрией и психологией.
В произведениях Ф.М. Достоевского понятия «безумие», «сумасшествие», «умоисступление», «беспамятство», как и в работах психиатров XIX века, не используются однозначно: «С одной стороны, Ф.М. Достоевский относится к нему [феномену безумия] как к психической болезни, с другой - как к проявлению общей ненормальности восприятия, нервозности и эксцентричности, кроме того, безумие предстает перед нами и как нечто, противоположное понятию «норма» [Медведева, 35]. Герои писателя осознают свою «ненормальность», и то и дело говорят об этом, ищут признаки болезней в окружающих. При этом многие из них в своей речи используют специальную лексику, относящуюся к сфере медицины: «падучая», «бред», «белая горячка», «бешенство», «безумие» и т.д. Этот факт дает понять исследователям, что Ф.М. Достоевский был знаком с медицинской литературой.
Почти в каждой работе XIX века по психиатрии и психологии есть раздел, посвященный теоретическому описанию сумасшествия, безумия, бреда и других психических отклонений. Однако, как было сказано ранее, у каждого из докторов одни и те же признаки заболевания могут быть подведены под разные болезни. В работе «Душевные болезни, изложенные сообразно началам нынешнего учения...» П.А. Бутковский строит свою классификацию, отталкиваясь от трех соматических сфер: умственной, чувственной и желательной. В зависимости повышения и понижения деятельности в них психиатр описывает диагнозы, т.е. пишет о причинах заболевания, его течении, лечении и исходах. Например, к расстройствам умственной сферы со стороны «возвышенной его деятельности» относятся помешательства ума, сумасбродство, суемудрие и дурачество, а с «пониженной» - глупость. Со стороны чувственной сферы психиатр выделяет исступление и меланхолию, а с желательной - бешенство и равнодушие.
Совсем иначе мыслит немецкий психиатр В. Гризингер. В своей работе «Душевные болезни: о распознавании и лечении сумасшествия» он рассматривает формы психических заболеваний в зависимости от трех душевных состояний человека. Первое психиатр называет «состоянием душевной подавленности», к нему относятся разные виды меланхолии и ипохондрия. Затем следует «состояние психической экзальтации», которое в отличие от первого отличается более буйным поведением больного. В этот раздел входит рассмотрение бешенства и безумия. Третий раздел посвящен «состоянию психического расслабления», характеризующийся либо сильным ослаблением, либо полным отсутствием душевных сил. Сюда В. Гризингер включил частное помешательство (бессмыслие), общее помешательство (спутанность), апатическое слабоумие, идиотизм и кретинизм. Помимо рассмотрения основных психических заболеваний немецкий психиатр отдельно изучил особые осложнения помешательств. При сильном расстройстве душевных сил возможно появление физиологического ослабления, таких как менингит, паралич, эпилепсия и другие судорожные состояния.
В XIX веке в российской психиатрии было довольно известно имя П.П. Малиновского. Сочинение «Помешательство, описанное так, как оно является врачу в практике» от ряда работ других психиатров отличалось тем, что было написано, основываясь на личном опыте доктора. Понимая неоднозначность классификации психических заболеваний и трактовки терминов, П.П. Малиновский изначально за основное понятие принимает термин «помешательство». Под ним он понимает «нервную болезнь, в которой отправление мозга (прямо или сочувственно) изменяется так, что при кажущемся телесном здоровье, душевные способности, долгое время, проявляются неправильно» [Малиновский, 6]. Далее он выделяет четыре основных вида помешательства, каждый из которых, естественно, имеет свои отличительные черты. Первый вид называется «ограниченным помешательством» и подразумевает под собой душевное изменение к нескольким, к немногим или даже одному предмету и обстоятельству. Затем следует «общее помешательство», которое, в отличие от первого, выражено изменением отношения человека ко всему существующему. Как можно заметить, деление помешательства на два вида схоже с размышлениями В. Гризингера. Третий вид - глупость, т.е. полное психическое ослабление. И, наконец, четвертым видом П.П. Малиновский выделяет идиотизм или бессмыслие, когда проявления душевных способностей у человека не существует вовсе.
Однако, ознакомившись и с другими работами психиатров XIX, можно сделать вывод, что существует ряд психических патологий, которые характеризуется врачами идентично. В их число входят такие диагнозы, как алкоголизм, неврастения, истерия, эпилепсия и др. Именно на этих заболеваниях будет сосредоточено наше исследование.
На данный момент нет специальных исследований, в которых осуществляется сопоставление произведений Ф.М. Достоевского с работами психиатров XIX века. Как правило, его творчество рассматривается в связи с психиатрическими работами XX-XXI вв., поскольку это время более полного и точного рассмотрения психиатрии как науки. В число таких работ входят: И. Е. Сироткина «Классики и психиатры: психиатрия в российской культуре
конца XIX — начала XX века», О.Н. Кузнецов «Достоевский над бездной безумия», З. Фрейд «Достоевский и отцеубийство», Л.Н. Яковлев «Достоевский: призраки, фобии, химеры (заметки читателя)» и др.
Психиатрический аспект в XIX веке и особенности анализа по отношению к творчеству Ф.М. Достоевского не были предметом исследования ранее. Это обусловило новизну нашего исследования и её актуальность.
Теоретическую основу исследования составляют исследования, посвященные изучению психопатологий героев русской литературы (Л.Н. «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната» Толстого, «Черный монах», «Ионыч» А.П. Чехова, «Накануне», «Новь», «Дым» И.С. Тургенева, «Записки сумасшедшего», «Мертвые души» Н.В. Гоголя и т.д. Отметим работы Н.Н. Баженова «Психиатрические беседы на литературные и общественные темы», П.Н. Долженкова «Чехов и позитивизм», Н. Риккардо «Вырождение. Литература и психиатрия в русской культуре конца XIX века», В.Ф. Чижа «Достоевский как психопатолог: Очерк», М. Фуко «История безумия в классическую эпоху».
Основным материалом для нашей работы послужили следующие романы Ф.М. Достоевского: «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы». Нами были выбраны поздние произведения писателя, поскольку психиатрия как наука в большей мере стала развиваться после 1860-х гг.
Объектом исследования явились образы героев и применяемые к ним приемы психологического анализа. На основании этого возможно рассмотреть соотнесенность научных тезисов XIX века о психическом состоянии человека и размышлений об этом Ф.М. Достоевского. Подобная работа даст основание судить о «следах чтения» каких-либо медицинских работ писателем или, напротив, его открытий в области психиатрии.
Общая цель работы состоит в выявлении взаимного влияния психиатрических работ XIX века и произведений Ф.М. Достоевского.
Для решения поставленной цели нужно решить ряд следующих задач:
• рассмотрение психиатрами алкоголизма как душевного заболевания и раскрытие психологии пьяницы Ф.М. Достоевским в его произведениях и социокультурном контексте в целом;
• изучение и дальнейшее сравнение феномена женской истерии в психиатрии XIX века и творчестве Ф.М. Достоевского;
• изучение основных существующих положений об эпилепсии во врачебной практике, затем сравнение их с описанием заболевания, данным Ф.М. Достоевским.
На защиту выносятся следующие положения:
• выведены взаимосвязь и взаимовлияние отечественных и зарубежных психиатрических работ XIX века и творчества Ф.М. Достоевского (в частности при создании образов героев)
• проанализирован психологический подход, используемый Ф.М. Достоевским при создании произведений
В качестве методологии исследования нами выбран комплексный анализ.
Структура данной работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей работе мы рассмотрели образы героев Ф.М. Достоевского, которые больны алкоголизмом, истерией, эпилепсией и сопоставили их с описаниями заболеваний, данных психиатрами его времени. Выявили, что Ф.М. Достоевский проявлял особый интерес к исследованиям в этой области. Стоит отметить, что подобного рода увлечение наукой вцелом характерно для писателей-реалистов второй половины XIX века.
В ранних произведениях («Хозяйка», «Униженные и оскорбленные») Ф.М. Достоевский просто описывает психические заболевания так, как они являются для другого человека. В позднем творчестве («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы») писатель предпринимает попытку более глубоко проникнуть в сознание нездоровых героев и тем самым показать их мироощущение. Важно, что в этот период литература опережает психиатрию в изучении психических состояний человека. Не случайно многие психиатры XIX века в своих лекциях и работах опирались на романы Ф.М. Достоевского.
Помимо этого, включение Ф.М. Достоевским в контекст произведений больных героев помогает отразить общее состояния «нервного» века, воссоздать его атмосферу.
Ф.М. Достоевского интересуют не просто проявления алкоголизма, истерии и эпилепсии как психических заболевания, а то как они вписываются в общее состояние Российской империи в XIX веке. Для писателя важно, каким образом измененные состояния человека влияют на развитие русского народного характера.
Перспективы работы связаны с расширением анализируемого материала и выявлением иных психических состояний, поскольку нами были выбраны наиболее наглядные заболевания. Также в дальнейшем возможно сопоставление Ф.М. Достоевского с произведениями его современников, с целью выявить художественный метод писателя.
Работа может быть использована при изучении и преподавании литературы в школе и вузе, будет полезна не только для филологов, но и студентов медицинского и психологического факультетов при изучении междисциплинарного аспекта.



1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. - Л.: Наука, 1972. -Т. 3: Село Степанчиково и его обитатели; Униженные и оскорбленные/ Текст подгот. и примеч. сост.: А. В. Архипова и др. - 541 с. Т. 6: Преступление и наказание. - 421 с. Т. 8: Идиот. - 509 с. Т. 14: Братья Карамазовы: Кн. 1-10. - 510 с. Т. 15: Братья Карамазовы: Кн. 11-22. Эпилог: Рукоп. ред. - 623 с. Т. 20: Статьи и заметки: 1862-1865. - 431 с.
2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 464 с.
3. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 томах - М.: Художественная литература, 1978 - 1985 гг. - Т. 17: Публицистические произведения. - 285 с.
4. Баженов Н.Н. Психиатрические беседы на литературные и общественные темы / Н.Н. Баженов / М.: Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1903. - 159 с.
5. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип / С.Н. Булгаков // Вопросы философии и психологии - 1902. - № 1. - С. 826-863.
6. Бутковский П.А. Душевные болезни, изложенные сообразно началам нынешнего учения психиатрии в общем и частном, теоретическом и практическом содержании / П.А. Бутковский. - СПб.: Типогр. И. Глазунова, 1834. - 327 с.
7. Гризенгер В. Душевные болезни: о распознавании и лечении сумасшествия / Пер. с нем. Под ред. Ф. В. Овсянникова. Изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 568 с.
8. Громов С.А. Краткое изложение судебной медицины для академического и практического употребления / С.А. Громов. - СПб.: Типография Штаба Отдельного Корпуса Внутренней Стражи, 1832. - 556 с.
9. Достоевская А. Г. Воспоминания / Сост., статья, комментарии: Б. Н. Тихомиров, И. С. Ярышева. — СПб.: Азбука, 2011. — 480 с.
10. Достоевская Л.Ф. Достоевский в изображении своей дочери / Л.Ф. Достоевская. - СПб.: Андреев и сыновья, 1992. - 246 с.
11. Дриль Д.А. Психофизические типы в их соотношении с преступностью и её разновидности (частная психология преступности). Нервные, истерики, эпилептики и оскудалые разных степеней / Д.А. Дриль. - М.: Типография А.И. Мамонтова и Ка, 1890. - 190 с.
12. Кандинский В.Х. К вопросу о невменяемости / В.Х. Кандинский.
- М.: Склад издания в книжном магазине А.А. Ланга, 1890. - 239 с.
13. Кандинский В.Х. Общепонятные психологические этюды /
B. Х. Кандинский. - М.: Издание книгопродавца А. Ланг, 1881. - 235 с.
14. Ковалевская С. В. Воспоминания детства. Нигилистка. /
C. В. Ковалевская. - М: Сов. Россия, 1989. - 112-140 и 173-182 с.
15. Ламброзо Ч. Гениальность и помешательство / Пер.
К. Тетюшинова. - СПб.: Азбука, 2015. - 352 с.
16. Малиновский П.П. Помешательство, описанное так, как оно является врачу в практике / П. Малиновский. - СПб: тип. К. Крайя, 1847. - 324 с.
17. Маудсли Г. Физиология и патология души / Пер. с англ. И. Исаина. - СПб.: О.И. Бакст, 1871. - 523 с.
18. Пушкарев А.Н. О душевных болезнях в судебно-медицинском отношении / А.Н. Пушкарев. - СПб.: Типография военно-ученых заведений, 1848. - 265 с.
19. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания / И. А. Сикорский // Вопросы нервно-психической медицины. - 1905. - № 4. - С. 608-622.
20. Страхов Н.Н. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском / Н.Н. Страхов // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: в 2 т. / сост. К. Тюнькин. - М., 1990. - Т. 1. - С. 375-532.
21. Фрезе А.У. Очерк судебной психологии / А.У. Фрезе. - Казань: Типо- и литография К.А. Тилли, 1874. - 266 с.
22. Фрейд З. Достоевский и отцеубийство / З. Фрейд // Вопросы литературы. - 1990. - № 8. - С. 167-181.
23. Яновский С.Д. Болезнь Ф.М. Достоевского / С.Д. Яновский // Новое время. - 1883. - №1793.
24. Яновский С.Д. Воспоминания о Достоевском/ С.Д. Яновский // Русский вестник. - 1885. - №176.
II. Научно-теоритическая литература
25. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин М.: Советская Россия, 1979. - 316 с.
26. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1971. - 463 с.
27. Сироткина И. Е. Классики и психиатры: психиатрия в российской культуре конца XIX — начала XX века / И. Е. Сироткина / М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 272 с.
28. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 624 с.
III. Научно-критическая литература
29. Бем А.Л. Достоевский. Психоаналитические этюды / А.Л. Бем. - Берлин: Петрополис, 1938. - 190 с.
30. Бехтерев В.М. Достоевский и художественная психопатология / В.М. Бехтерев // Психология судьбы. - 1996. - № 4. - С. 151-172.
31. Богданов Н.Н. Священная болезнь князя Мышкина - morbus sacer Федора Достоевского / Н.Н. Богданов // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. - М.: Наследие, 2001. - С. 337-358.
32. Бурсов Б.И. Личность Достоевского: роман-исследование / Б. И. Бурсов. - Л.: Сов. писатель, 1974. - 672 с.
33. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»
/ В.Е. Ветловская. - СПб.: Издательство «Пушкинский до», 2007. - 640 с.
34. Гессе Г. Сиддхартха / Г. Гессе. - М.: АСТ, 2004. - 448 с.
35. Гиндин В.П. Психопатология в русской литературе /
В. П. Гиндин. - М.: ПЕР СЭ, 2012. - 224 с.
36. Долженков П.Н. Чехов и позитивизм / П.Н. Долженков. - М.: Издательство «Скорпион», 2003. - 192 с.
37. Ермаков И.Д. Психоанализ литературы. Пушкин. Гоголь.
Достоевский. / И.Д. Ермаков - М.: «Новое литературное обозрение», 1999. - 512 с.
38. Ефремов В.С. Достоевский: психиатрия и литература /
В. С. Ефремов. - СПб.: Издательство «Диалект», 2006. - 464 с.
39. Кантор В.К. «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского / В.К. Кантор. - М.: Худож. лит., 1983. - 192 с.
40. Кузнецов О.Н. Достоевский над бездной безумия /
Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. - М.: Когито-центр, 2003. - 232 с.
41. Лахманн Р. Истерический дискурс Достоевского / Р. Лахманн // Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика:
Сб. статей/ под ред. К.М. Богданова, Ю.Н. Мурашова, Р. Николози. - М.: Новое издательство, 2006. - С. 148-168.
42. Медведева Д.А. Проблема безумия в романах Ф. М. Достоевского 1865-1880-х гг. / Д.А. Медведева, А.А. Казаков // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - №351. - С. 33-39.
43. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского / Е. М. Мелетинский. - М.: РГГУ, 2001. - 190 с.
44. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество /
К. В. Мочульский. - Париж: Ymca-Press, 1980. - 563 с.
45. Муратов В.А. Типы вырождения в романе Достоевского «Братья Карамазовы» // Общество невропатологов и психиатров. Отчеты за 1897 - 1900 гг. - 1901. - С. 210-212.
46. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Пер. И. Н. Толстого. - М.: Издательство Независимая газета, 1999. - 440 с.
47. Ноговицын О.М. Свобода и зло в поэтике Ф.М. Достоевского / О.М. Ноговицын // Вопросы культурологии. - 2007. - №10. - С. 59-62.
48. Риккардо Н. Вырождение. Литература и психиатрия в русской культуре конца XIX века / Пер. с нем. Н. Ставрогина / Под ред. Е. Моховой - М.: НЛО, 2019. - 512 с.
49. Розенталь Т.К. Страдание и творчество Достоевского. Психогенетическое исследование / Т.К. Розенталь. - Ижевск: ERGO, 2011. — 56 с.
50. Сараскина Л.Е. «Бесы»: роман-предупреждение / Л. Е. Сараскина. - М.: Сов. Писатель, 1990. - 478 с.
51. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. Слово живое и мертвое / Ю.И. Селезнев - М.: Алгоритм, 2014. - 496 с.
52. Ситников Ю.В. Ф.М. Достоевский о свободе: подходит ли либерализм для России? / Ю.В. Ситников // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т.11. - №3. - С. 501-509.
53. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей /
А. П. Скафтымов. - М.: Художественная литература, 1972. - 548 с.
54. Твардовская В.А. Достоевский в общественный жизни России (1861-1881) / В.А. Твардовская. - М.: Наука, 1990. - 340 с.
55. Харабет К.В. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского в «разрезе» девиантологии / К.В. Харабет // Российская юстиция. - 2009. - №5. - С. 20-29.
56. Чиж В.Ф. Достоевский как психопатолог / В.Ф. Чиж. - М.: Университетская типография, 1885. - 124 с.
57. Яковлев Л.Н. Достоевский: призраки, фобии, химеры (заметки читателя) / Л.Н. Яковлев. - Харьков: Каравелла, 2006. - 125 с.
IV. Справочно-библиографическая литература
58. Манн Ю.В. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред.
А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия, 1962—1978.
59. Маслин М.А. Достоевский Федор Михайлович / М.А. Маслин //
Новая философская энциклопедия / Научно.-ред. совет: В.С. Стёпин,
А. А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. — М.: Мысль, 2000. - С. 693 - 694.
V. Интернет-источники
60. Психопатические типы в «Братьях Карамазовых». - URL:. http://www.psvchiatrv.ru/stat/132 (дата обращения: 16.06.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ