Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование регулирования регионального рынка труда

Работа №143064

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты регулирования регионального рынка труда 8
1.1. Рынок труда как объект регулирования 8
1.2. Роль государства в функционировании рынка труда в России и за рубежом 16
1.3. Институциональные основы государственного регулирования регионального рынка труда в России 24
Глава 2. Особенности регулирования и анализ текущей ситуации на региональном рынке труда 33
2.1. Деятельность органов исполнительной власти по регулированию рынка труда Санкт-Петербурга 33
2.2. Анализ отраслевых и социально-демографических особенностей рынка труда Санкт-Петербурга 40
2.3. Международный опыт оценки профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу 52
Глава 3. Направления совершенствования регулирования регионального рынка труда 59
3.1 Методика оценки профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу легкой промышленности Санкт-Петербурга 59
3.2 Рекомендации по совершенствованию регулирования регионального рынка труда 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Структура ВРП Санкт-Петербурга по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД-2007 и ОКВЭД2 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Структура занятых Санкт-Петербурга по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД-2007 и ОКВЭД2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Корреляционный и регрессионный анализ наблюдаемых показателей рынка труда Санкт-Петербурга 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Наблюдаемые статистические показатели использующиеся для оценки рынка труда Великобритании 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Характеристика выборки организаций вида экономической деятельности «Легкая промышленность» 93



Актуальность. Осуществление эффективного регулирования рынка труда является важной задачей, определяющей направления социально-экономического развития страны. Экономическое развитие и рост производительности труда невозможно представить без трудовых ресурсов, отвечающих требованиям непрерывно трансформирующейся экономики. Регулирование рынка труда на уровне регионов позволяет корректировать используемые меры в соответствии с нуждами и особенностями функционирования рынка труда в целях улучшения текущего положения и достижения целей долгосрочного развития.
Особенностью российского рынка труда является устойчивость к негативным внешним эффектам, которая проявляется в низком уровне безработицы даже в период кризиса, однако, основной проблемой остается низкая производительность труда, обусловленная, с одной стороны, устареванием материальной базы и, с другой стороны, дисбалансом спроса и предложения работников, соответствующей профессии и квалификации. Меры государственного регулирования, направленные на содействие занятости и реализуемые службами занятости населения, позволяют сократить возникающие диспропорции, однако, спрос на рабочие специальности, востребованные в традиционных отраслях экономики, остается не удовлетворен.
Рынок труда Санкт-Петербурга, будучи экономическим центром Северо-Запада России, характеризуется постоянным притоком рабочей силы, большую часть из которой составляют специалисты высокой профессиональной квалификации, которых привлекают карьерные возможности. Для рабочих специальностей, востребованных в традиционных, трудоемких отраслях, характерен неудовлетворенный спрос, в частности, обеспеченность предприятий легкой промышленности сотрудниками, в первую очередь швеями и портными (малая группа ОКЗ 753), составляет около 60%. Отрасль легкой промышленности сохраняет свою значимость для экономики города: так в 2019 году темпы прироста отгруженной продукции для производства одежды и кожи и изделий из кожи (входят в группу легкой промышленности) продемонстрировали наибольшее увеличение и составили 47,9% и 66,4% относительно показателей 2018 года. Несмотря на значительные трудности, обусловленные износом мощностей, нехваткой кадров, относительно высокими издержками размещения производства в Санкт-Петербурге, а не в приграничных областях, отрасль легкой промышленности продолжает развиваться.
Таким образом, рассмотрение профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу в разрезе отдельных сфер экономической деятельности необходимо для корректировки управленческих решений по вопросам регулирования регионального рынка труда.
Степень научной разработанности. Место государства и степень его вмешательства в процессы регулирования рынка труда отражена в классических работах таких ученых, как Дж. Кейнс, А. Маршалл, А. Пигу, Д. Рикардо, А. Смит, М. Фридман. В работах описываются основные теоретические положения о структуре и функциях рынка труда, а также причины, меры и последствия государственного регулирования.
Изучению диспропорций на рынке труда посвящены исследования М. Вачтера, П. Даймонда, В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова, К. Писсаридеса, С.Ю. Рощина. Значительное внимание уделяется ценовым факторам, влияющим на соотношение спроса и предложения рабочей силы, но также рассматриваются и качественные характеристики, например, квалификация и компетенции.
Институциональные особенности функционирования и регулирования рынка труда нашли отражение в работах В.Е. Гимпельсона, В.В. Лукьяновой, Р.И. Капелюшникова, Е.А. Полищук. В исследованиях данных авторов описываются особенности рынка труда России и соответствующие меры государственного регулирования, которые проистекают из выделенных характерных черт.
Роли государства в процессах регулирования рынка труда России в целом и регионов в частности посвящены работы следующих ученых и исследователей: Н.А. Абузярова, Н.А. Волгин, Е.А. Ефимова, А.А. Зацарина, Р.И. Капелюшникова, А.В. Кашепов, К.Г. Кязимов, А.С. Малчинов, И.С. Маслова., А.И. Рофе, С.С. Сулакшин. В работах авторов отражается неравенство регионального развития в России, а также раскрываются причины существующих диспропорций.
Значительная часть работ посвящены поиску путей совершенствования регулирования занятости на региональном рынке труда и предлагают проведение анализа текущего положения, а также составление прогнозов. Наиболее часто рассматриваются диспропорции демографической структуры, характерные для России, тогда как профессионально-квалификационная структура спроса на рабочую силу рассматривается в меньшей степени ввиду сложности сбора информации. Основная цель исследований особенностей конъюнктуры рынка труда – установление структуры диспропорций в их количественном выражении, однако, качественным аспектам уделяется меньше внимания. Использование данных организаций, позволяет провести оценку состояния рынка труда региона в разрезе профессий и видов экономической деятельности, что позволяет расширить поле исследований спроса и предложения рабочей силы.
Цель исследования – обоснование и разработка методических подходов к оценке профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу на основании теоретических положений о функционировании рынка труда и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование регулирования регионального рынка труда.
В рамках исследования планируется решение следующих задач:
1. исследование теоретических подходов к регулированию спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
2. рассмотрение институциональных особенностей государственного регулирования рынка труда на уровне страны и региона;
3. проведение анализа экономических и демографических показателей, характеризующих состояние рынка труда Санкт-Петербурга;
4. исследование международного опыта оценки структуры занятых на основании данных о профессионально-квалификационной структуре работников организаций в разрезе профессий;
5. разработка и апробация методики оценки профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу в отрасли легкой промышленности Санкт-Петербурга на основании сведений организаций;
6. выработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование мер по регулированию регионального рынка труда с учетом диспропорций спроса и предложения рабочей силы.
Объект исследования – региональный рынок труда Санкт-Петербурга в совокупности его количественных и качественных характеристик.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализации мер регулирования регионального рынка труда в условиях существования структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы.
Гипотеза исследования – оценка профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу позволяет выявить существующие диспропорции спроса и предложения, необходимых для корректировки мер регулирования регионального рынка труда.
Среди основных методов исследования можно выделить:
 системный подход,
 анализ и синтез,
 сравнительный и статистический анализ,
 структурно-демографический анализ,
 регрессионный анализ.
Научная новизна состоит в исследовании профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу. Необходимость проведения данного анализа заключается в возможности изучения диспропорций рынка труда региона со стороны работодателей, тогда как значительная часть исследований сконцентрирована на проблемах структуры предложения рабочей силы. Предложенная методика оценки системы рабочих мест крупных и средних организаций отдельного вида экономической деятельности обосновывается устойчивой отраслевой структурой экономики Санкт-Петербурга, рассматриваемого в качестве примера. Разработанная методика универсальна и может быть адаптирована для анализа отраслей и отдельных видов экономической деятельности в других регионах.
Практическая значимость заключается в разработанных рекомендациях по оценке профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу в разрезе профессий по видам экономической деятельности. Уточненная профессионально-квалификационная структура спроса является качественной характеристикой структуры регионального рынка труда, используемой органами исполнительной власти в целях конкретизации мер государственного регулирования регионального рынка труда. Собранная информация может быть использована ответственными органами исполнительной власти, в частности Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и Центром занятости населения Санкт-Петербурга, в части оценки текущей ситуации, необходимой для принятия управленческих решений. Информация о структуре занятых в разрезе видов экономической деятельности и профессий может быть использована Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга и организациями высшего профессионального образования в процессе принятия решений о корректировке образовательного процесса.
Структура ВКР включает введение, основную часть работы, представленную тремя главами, заключение, список используемых источников и приложения. Первая глава отражает теоретические аспекты регулирования рынка труда и включает определения основных понятий, определение роли государства в вопросах регулирования рынка труда, рассмотрение методов государственного регулирования рынка труда, а также институциональные основы регулирования регионального рынка труда. Вторая глава включает описание нормативно-правовой системы регулирования рынка труда Санкт-Петербурга, анализ социально-экономического положения рынка труда Санкт-Петербурга, а также изучение международного опыта оценки текущего положения на рынке труда с использованием данных организаций для уточнения профессионально-квалификационной структуры. Третья глава содержит методику проведения анализа и сам анализ профессионально-квалификационной структуры легкой промышленности Санкт-Петербурга в 2019 году с использованием открытых данных организаций, а также содержит рекомендации по совершенствованию методических подходов к анализу текущего состояния рынка труда Санкт-Петербурга для корректировки дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.
К результатам исследования можно отнести систематизацию информации о функциях субъектов рынка труда и механизмах реализации их функций и полномочий, рассмотрение зарубежного опыта оценки рынка труда с использованием данных организаций для уточнения структуры рынка труда в разрезе отдельных профессий и видов экономической деятельности, разработку методики оценки профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу, а также составление рекомендаций по использованию методики для уточнения профессионально-квалификационной структуры в целях совершенствования регулирования рынка труда Санкт-Петербурга.
Информационную основу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики РФ (ФСГС РФ), данные регионального Управления ФСГС РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, данные о деятельности организаций, в том числе данные форм специальной оценки условий труда, данные финансовой отчетности, отраслевые исследования состояния отдельных видов экономической деятельности.
Апробация результатов научно-исследовательской практики представлена в виде статьи «Бенчмаркинг организаций для оценки профессионально-квалификационной структуры регионального рынка труда», подготовленной для публикации в научном сборнике «Эффективность труда и качество трудовой жизни XXI века» Международного форума труда в Санкт-Петербурге в 2020 году.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование рынка труда включает в себя множество аспектов анализа. Рассмотрены теоретические основы функционирования регионального рынка труда, включая как экономические, так и институциональные и нормативно-правовые стороны. Установлены роли и полномочия субъектов государственного регулирования регионального рынка труда, участвующих в процессах принятия управленческих решений. Так, службы занятости взаимодействуют с населением и работодателями, формирующими конъюнктуру рынка труда, а также выполняют функции проведения мониторинга и оценки текущего положения в соответствии с законодательно установленным порядком действий. Именно оценка текущей ситуации является основой как принятия оперативных управленческих решений, так и основой прогнозирования положения на рынке труда и разработки перспективных программ и проектов развития экономики и социальной сферы. Таким образом, обозначается важная проблема обеспечения высокого качества проводимой оценки.
Регулирование регионального рынка труда Санкт-Петербурга, пример которого рассматривается в данной работе, осуществляется на основании оценки текущего положения, проводимой Центром занятости населения при участии и взаимодействии различных комитетов города. Стоит отметить, что передаваемая информация не всегда детализирована: значительная часть показателей предоставляется по укрупненным категориям, что затрудняет процесс анализа. Кроме того, существуют проблемы преемственности сбора статистической информации, когда наблюдаемые показатели часто изменяются, а предыдущие значения невозможно пересчитать. Вместе с тем методологические рекомендации не поясняют, каким образом должен быть покрыт дефицит данных при ограниченности официальных источников статистической информации.
Международный опыт проведения оценки рынка труда свидетельствует о том, что значительную часть информации можно получать по результатам взаимодействия с работодателями. Опыт проведения оценки текущей ситуации Великобритании построен на проведении обследований рабочей силы, которые используется в России, а также на получении данных работодателей, позволяющих детализировать структуру рынка труда с точностью до рабочего места или конкретной профессии – основных категорий анализа. Кроме того, оценка текущего положения включает также качественные методы исследования, в частности проведение анализа основных тенденций конкретной отрасли или проведение форсайт-сессий, использующихся в ЕС и США.
В целях повышения качества проводимого исследования структуры рабочей силы, необходимой для принятия управленческих решений, в рамках данной работы предлагается использование данных специальной оценки условий труда, регулярно предоставляемой организациями. Документ содержит информацию о численности персонала по отдельным профессиям, что при обобщении информации позволяет уточнить профессионально-квалификационную структуру конкретного вида экономической деятельности. Предложенная методика проведения анализа текущего положения конкретной отрасли, проводимая для установления тенденций развития и для детализации профессионально-квалификационной структуры рынка труда адресована КТЗН, а также Центру занятости населения, непосредственно проводящему оценку текущего положения.
Детализация профессионально-квалификационной структуры экономической сферы на основании данных отдельных организаций позволяет установить причины несоответствия спроса и предложения на отдельные профессии, обуславливающие возникновение острой нехватки кадров. Кроме того, предоставление детализированной информации о профессионально-квалификационной структуре регионального рынка труда направлено на согласование мер по регулированию рынка труда. Поскольку ответственные комитеты Санкт-Петербурга регулярно обмениваются информацией в рамках проведения мониторинга и оценки текущего положения на рынке труда, то предоставление расширенной информации позволило бы скорректировать проводимую политику в сфере подготовки кадров.
Таким образом, поставленные задачи и цель исследования выполнены в полном объеме, а также подтверждена гипотеза об уточнении мер государственного регулирования посредством детализации профессионально-квалификационной структуры занятых.



Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10-ФЗ.
5. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125 – ФЗ.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Президент России // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 15.11.2019 г.).
7. Правительство Российской Федерации. Постановление от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1642/ (дата обращения: 11.03.2020 г.).
8. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 06.11.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс» // URL: https://bit.ly/2wjRki4 (дата обращения: 11.03.2020 г.).
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 февраля 2012 года № 178н «Об утверждении Методики разработки прогноза баланса трудовых ресурсов» [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс // URL: http://docs.cntd.ru/document/902332734 (дата обращения: 29.03.2020 г.).
10. Приказ Министерства труда и социального развития РФ № 448 от 27 июня 2019 г. [Электронный ресурс] //Минтруд России // URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/1362 (дата обращения: 12.03.2020 г.).
11. Указание ФСЗ РФ от 03.08.1995 N П-4-8-11 «Об установлении минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки (переподготовки) граждан по направлению службы занятости» [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7475/ (дата обращения: 10.03.2020 г.).
12. Постановление Госкомстата РФ от 27.06.2003 N 64 «Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследование рабочей силы)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44235/ (дата обращения: 25.03.2020 г.).
13. Приказ Росстата от 30.06.2017 N 445 (ред. от 07.12.2018) «Об утверждении Основных методологических и организационных положений по проведению выборочного обследования рабочей силы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219641/ (дата обращения: 12.03.2020 г.).
14. Приказы (постановления) Росстата об утверждении статистического инструментария (с 2016 г.) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики // URL: https://gks.ru/bgd/free/b16_27/Main.htm (дата обращения: 07.04.2020 г.).
15. Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».
16. Закон Санкт-Петербурга от 28.05.2008 № 342-56 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области содействия занятости населения в Санкт-Петербурге» (с изменениями от 02.07.2019).
17. Закон Санкт-Петербурга от 07.12.2016 № 683-121 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в Санкт-Петербурге».
18. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 № 790 «Об утверждении Порядка участия органов местного самоуправления в организации временного трудоустройства отдельных категорий граждан».
19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 №1099 «Об установлении размера финансовой поддержки безработным гражданам членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости Санкт-Петербурга, а также порядка и условий ее предоставления».
... Всего источников –123


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ