Введение 2
Глава 1. Концепт международной информационной безопасности 8
1.1. Подходы к определению угроз и термина информационной безопасности 8
1.2. Нормативно-правовая база обеспечения информационной безопасности РФ 25
Глава 2. Деятельность РФ по обеспечению международной информационной безопасности 35
2.1. Деятельность Российской дипломатии в ООН 35
2.2. Деятельность Российской дипломатии в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ, БРИКС,
АСЕАН 53
2.3. Двусторонние отношения РФ и США в области информационной безопасности 69
Заключение 80
Список источников и литературы 82
Источники 82
Литература 92
XXI век стал веком Информационно-Коммуникативных Технологий. Научно-технический прогресс привел к повсеместному применению интернета. Актуальность темы обуславливается “интернетизацией” всех сфер жизни, в том числе и международной политики. По данным статистики Social 2020 люди в среднем проводят в интернете 6 часов в сутки. Постоянно растущий объем данных в онлайн-пространстве делает их стратегическим ресурсом в борьбе за лидерство на мировой арене, а цифровой потенциал стал одним из определяющим фактором успешности государства. Всё больше угроз содержится в киберпространстве: террористические,
военно-политические или даже преступные. Кибератаки приобретают все большее значение в международных отношениях. Корпорации, государственный учреждения, военнизированные структуры становятся зависимы от интернета, вследствие этого растет разрушительный потенциал кибератак. Это приводит к тому, что информационная безопасность становится одним из главных направлений деятельности государств. Скорость и стоимость утечек данных в результате кибератак постоянно растут.
В марте 2023 г. была опубликована новая Национальная стратегия кибербезопасности США, что говорит о множестве изменений в понимании проблемы и политике американского руководства.
Государства, частные структуры и даже сети хактивистов огромные возможности для атак в киберпространстве. С начала СВО в начале 2022 г. резко возросло количество кибератак, как на гос. учреждения, так и на частные лица. Так, например, хакерское движение “Anonymous” объявили России “кибервойну”. А по словам генерала Пола Накасоне американские военные хакеры участвовали в “наступательных хакерских операциях для поддержки Украины”. В 2006 г. в России количество преступлений в компьютерной сфере было около 20 тыс., в 2021 г. 517 тыс. На 2022 г. использованием ИКТ совершено каждое четвёртое преступление. Технически возможно осуществить кибератаки на транспортную инфраструктуру, электросети, плотины, химические заводы, атомные электростанции и другие важнейшие объекты. Эти атаки могут иметь далеко идущие последствия, привести к большому количеству жертв среди гражданского населения и значительным физическим разрушениям.
Не смотря на очевидную угрозу, до сих пор поведение государств, компаний и людей не регулируется на международной арене.
Начиная с 1998 г. Российская дипломатия добивается принятия резолюции ООН об Информационной безопасности, предполагающий комплексный, всеобъемлющий подход, основанный на интернационализации, демилитаризации и “деидеологизации” интернета. Данный подход отвергался в связи с тем, что для западной стороны такой подход выглядел как система контроля интернета. Вся проблематика международной информационной безопасности тесно связана с Российско-американским противостоянием на международной арене в политической, экономической, технологической, идеологических сферах.
Поиск взаимовыгодных соглашений и идей, постоянное нарастание угроз в интернет пространстве привели к значительному продвижению в вопросах выработки универсальных правил поведения государств в интернете. Были заключены соглашения в рамках ШОС, двусторонние соглашения, а также созданы несколько рабочих групп в рамках ООН. Однако, в связи с обострением военно-политической обстановки, резкой поляризации мира и усилением соперничества между великими державами оборвался прогресс в достижении взаимовыгодного соглашения...
В рамках исследования был проведен анализ подхода Российской Федерации к международной информационной безопасности, его эволюции и существующих проблем. Целью работы было выявление особенностей и недостатков этого подхода, а также оценка уровня угроз информационной безопасности в современном мире.
В ходе исследования были достигнуты следующие задачи. Во-первых, был определен уровень угроз информационной безопасности, связанных с международными проце ссами и деятельностью акторов в киберпро странстве. Это позволило получить представление о сложности и многообразии вызовов, с которыми сталкиваются государства
Во-вторых, были выявлены различия в определениях основных понятий, касающихся международной информационной безопасно сти. Это позволило понять, что существует разногласие между различными государствами и акторами относительно того, что включает в себя информационная безопасность и какие меры необходимо принимать для ее обеспечения. В-третьих, была исследована концепция киберсдерживания в контексте информационной безопасности. Рассмотрение этой концепции позволило оценить стратегические подходы и инструменты, которые Россия применяет для защиты своих интересов в киберпространстве и предотвращения возможных угроз.
В-четвертых, была проанализирована нормативно-правовая база Российской Федерации в контексте достижения режима международной информационной безопасности.
Кроме того, были рассмотрены концепции и резолюции, выдвигаемые Россией в ООН. Также были исследованы многосторонние соглашения по вопросам международной информационной безопасности. Рассмотрение этих соглашений позволило выявить прогресс и сложности в процессе международного сотрудничества в области информационной безопасности
Можно говорить о том, что подход РФ к обеспечению информационной безопасности опирается как на мирные, так и силовые средства в рамках киберсдерживания. Процесс создания режима международной информационной безопасности осложнен не только расхождением в понимании проблематики среди экспертов и правителей различных стран, но и политической обстановке, а именно киберконфликту между США и РФ, Исходя из идеи укрепления суверенитета Российское руководство продвигает свое видение информационной безопасности как концепции невмешательства в дела других стран при помощи союзников и коллег по ОДКБ, СНГ, ШОС и в меньшей степени БРИКС, АСЕАН. Опираясь на РГОС РФ старается вовлечь как можно больше акторов в процесс выработки правил поведения в информационной безопасности, при этом ограничивая участие негосударственных акторов.
Также в ходе исследования был проанализирован киберконфликт между Российской Федерацией и Соединенными Штатами. И РФ и США хоть и находятся в состоянии киберконфликта, но не предпринимают слишком разрушительных кибер операций против друг друга, что вызвано политикой киберсдерживания обеих стран. Со стороны политического аспекта информационной безопасности обе страны ограничивают доступ друг друга к своей внутренней политики и социума путем цензуры.
Исходя из проведенного исследования, можно заключить, что Российская Федерация имеет свой особый подход к международной информационной безопасности, основанный на идеях суверенитета, равенства и ответственного поведения государств в киберпро странстве и информационном пространстве.
1. Beckstrom, Rob. Speech at the London Conference on Cyberspace. // ICANN. November 2, 2011. URL:
https://www.icann.org/en/system/files/files/beckstrom-speech-cybersecurity- london-02nov11-en.pdf(Дата обращения 07.03.2023)
2. Council of Europe: Convention on Cybercrime. // European Treaty Series - №. 185 - Budapest. November 23, 2001. URL: https://rm.coe.int/1680081561 (Дата обращения 15.05.2023)
3. Digital 2020: 3.8 billion people use social media.[Электронный ресурс]// We are social. URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2020/01/digital-2020-3-8-billion-people-use -social-media/ (Дата обращения 10.12.2022)
4. ISO, 2012. ISO / IEC 27032:2012. // Information Technology Security techniques - Guidelines for cybersecurity. URL: https://www.iso27001security.com/html/27032.html(Дата обращения 14.05.2023)
5. Oxford Advanced Learner’s Dictionary. [Электронный ресурс]// URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/definition/english/cyber?q=cybe r (Дата обращения 28.02.2023)
6. The cybersecurity impact of Operation Russi by Anonymous. // ComputerWeekly.com. URL: https://www.computerweekly.com/feature/The-cyber-security-impact-of-Ope ration-Russia-by-Anonymous (Дата обращения 05.12.2022)
7. US military hackers conducting offensive operations in support of Ukraine, says head of Cyber Command. // Skynews. URL: https://news.sky.com/story/us-military-hackers-conducting-offensive-operati ons-in-support-of-ukraine-says-head-of-cyber-command-12625139 (Дата обращения 05.03.2023)
8. В Нью-Йорке со скандалом открылась сессия РГОС по кибербезопасности. // Московский комсомолец. URL: https://www.mk.ru/politics/2022/07/26/v-nyuyorke-so-skandalom-otkrylas-s essiya-rgos-po-kiberbezopasnosti.html (Дата обращения 15.11.2022)
9. Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. [Электронный ресурс]: резолюция, принятая Генер. Ассамблеей Орг. Объедин. Наций 68/98* от 24 июня 2013 г. A/68/98*. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/371/68/PDF/N133 7168.pdf?OpenElement (Дата обращения 9.03.2023)
10. Группа правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. [Электронный ресурс]: резолюция, принятая Генер. Ассамблеей Орг. Объедин. Наций 70/174 от 22 июля 2015 г. A/70/174. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/228/37/PDF/N152 2837.pdf?OpenElement (Дата обращения 09.03.2023)
11. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г.Санья, о.Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года)// Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/907(Дата обращения 05.04.2023)
12. Доклад правительственных экспертов по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности [Электронный ресурс]: 30 июля 2010. A/65/201. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N10/469/59/PDF/N104 6959.pdf?OpenElement (Дата обращения 08.03.2023)
13. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895). // Информационно-правовой портал Гарант.ру. URL: https://base.garant.ru/182535/(Дата обращения (05.03.2023)
14. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте
международной безопасности. Доклад Генерального секретаря [Электронный ресурс] 10 июля 2010. A/55/140. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/535/04/PDF/N005 3504.pdf?OpenElement (Дата обращения: 04.03.2023)
15. Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности. м [Электронный ресурс]: резолюция Генер. Ассамблеи Орг. Объедин. Наций 57/53 от 30 декабря 2002 г. A/RES/57/53 //URL: https://ifap.ru/ofdocs/un/5753.pdf(Дата обращения 04.03.2023)..(62)