Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Факторы информационного противостояния в отношениях России и НАТО

Работа №122112

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы101
Год сдачи2021
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
I глава Теоретические аспекты информационного противостояния России и НАТО
1.1 Научные подходы в исследовании феномена «информационная политика»
1.2 Этапы в развитии взаимодействия России и НАТО
1.3 Институты НАТО и России в информационной политике
1.4 Динамика факторов информационного противостояния во взаимодействии России и НАТО на постсоветском пространстве
Выводы по I главе
II глава Подходы России и НАТО в сфере кибербезопасности
2.1 Значение кибер-угроз для России и НАТО и взгляд на них
2.2 Анализ правовых документов России, США и стран НАТО
2.3 Подходы России и НАТО в области кибербезопасности: общее и особенное
Выводы по II главе
III глава Роль дипломатических институтов в урегулировании информационного конфликта между Россией и НАТО
3.1 Дипломатия сотрудничества США и России по вопросам кибербезопасности
3.2 Сотрудничество в области кибербезопасности России и НАТО в период администрации Б. Обамы и Д. Трампа 77
3.3 Факторы, тормозящие развитие интенсивных взаимоотношений России с Североатлантическим Альянсом и пути их преодоления 83
Выводы по III главе
Заключение 88
Список использованной литературы 92


Формирование и развитие мирового информационного пространства привело к наращиванию геополитического влияния путём использования информационных технологий с целью информационного воздействия на массовое сознание, общественный и государственный порядок в разных странах. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии превращаются в сильнейшее информационное оружие.
В последние годы угрозы, связанные с использованием ИКТ в военно-стратегических целей, стали мощным дестабилизирующим фактором, который задал новую направленность международных отношений.
Сегодня многие политологи, эксперты в области международных отношений говорят о возобновлении противостояния стран западного сообщества и России. При этом, фактор американского влияния оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику западных государств. С этой целью используется многообразный спектр инструментов: от мер финансовой поддержки до организации оппозиционных настроений в обществе, осуществление которых направлено на запугивание правящей власти. Существование подобного столкновения западного мира и России не является новым. Подобные идеи заложены, в том числе, в работах С. Хантингтона и Н.Я. Данилевского.
Для реализации идей противостояния страны Запада создавали и объединялись в различные коалиции. С середины XX века и по настоящее время таковой является Организация Североатлантического договора (НАТО). С течением времени с приходом в нашу жизнь информационно-телекоммуникационных технологий и их скоростным развитием происходит совершенствование применяемых инструментов, а также их смещение в новую информационную плоскость в отношении противника. Усиление роли воздействия информационных технологий на противника характерно также и для блока НАТО.
Усиливающиеся влияние России в мировом сообществе вызывает обеспокоенность со стороны Организации Североатлантического договора. В 2014 году Генеральный секретарь НАТО назвал политику России в контексте украинского кризиса и действия ИГИЛ главными угрозами безопасности НАТО.
В 2021 году НАТО принимает новую стратегическую концепцию в связи с изменением политической обстановки. По заявлению Йенса Столтенберга, она будет нацелена на сдерживание России и Китая.
Генсек альянса добавил, что новая концепция должна учитывать новый подход к России. «В концепции от 2010 года мы говорили о партнерстве с Россией, но с тех пор мы видим агрессивные действия по отношению к соседям, и ситуация сильно изменилась», - уточнил он. Прежняя концепция была направлена на «укрепление сотрудничества с Россией» и оставляла «дверь открытой для вступления в НАТО новых членов из числа европейских демократических стран».
Таким образом, российская угроза для НАТО становится камнем преткновения в отношениях с Россией.
Актуальность исследования связана с поворотом отношений между НАТО и Россией в конфронтацию после 2014 года. Обострившееся противостояние России и НАТО продолжается до настоящего момента. Информационное противоборство является главной формой во взаимодействии двух сторон. С двух сторон происходит широкое распространение программ и проектов в области ведения информационной политики.
Сложность в оценке инфо противоборства добавляет двойная парадигма в ведении политики двух сторон. Разный взгляд на определения «угроза», «кибербезопасность», «информационная политика» требуют отдельного анализа в работе с двух сторон.
Предмет исследования. Подходы в информационной политики НАТО и России.
Объект исследования. Информационная политика НАТО в отношении России.
Хронологические рамки исследования определяются с момента поворота отношений России и НАТО в параллельную плоскость с 2014 года. Именно украинский кризис рассматривается как наиболее важный фактор информационного противостояния в данной работе.
Цель и задачи исследования. Цель исследования – выявить различия в подходах в информационной политики НАТО и России, разработать предложения по совершенствованию противодействия антироссийской информационной политики НАТО в отношении России.
Для достижения указанной цели были обозначены следующие задачи:
-изучить содержание понятия «информационная политика»;
-проанализировать зарубежный опыт реализации информационной политики, в том числе на основе анализа концептуальных документов в указанной сфере;
- выявить принципиальные отличия в подходах в области киберпространства со стороны НАТО и России через нормативно-правовые документы;
- определить механизмы сотрудничества России и НАТО в сфере кибербезопасности;
- выявить основные направления, инструменты и каналы реализации информационной политики НАТО в отношении России и рассмотреть место России в системе объектов информационного воздействия НАТО;
- изучить основные методы, инструменты информационной политики России в отношении стран-участниц НАТО;
- сравнить дипломатическое сотрудничество в области кибербезопасности России и стран НАТО во главе с США во время президенств Б. Обамы и Д. Трампа;
- определить тормозящие факторы развития отношений России и НАТО и перспективы их регулирования.
Методологическая основа исследования. Динамичный характер изменений в информационной сфере предопределил использование в качестве методологической основы принципов всесторонности, объективности, целостности, единства исторического и логического. В ходе написания магистерского исследования использовались такие методы, как:
- метод сравнительного анализа, примененный в ходе изучения подходов России, США, некоторых стран-союзниц НАТО к регулированию сферы информационной политики, закрепленных в концептуальных документах указанных стран;
- исторический и системный метод, используемый при анализе этапов развития информационной политики НАТО;
- анализ и обобщение информации, содержащейся в официальных документах Организации Североатлантического договора и Российской Федерации, сведений, полученных из открытых источников в сети Интернет, научных исследований и трудов.
Источниковая база. В рамках данного магистерского исследования важное значение было уделено работе с первоисточниками. Для выявления различий в понимании информационной политики в разных государствах были проанализированы концептуальные документы в сфере реализации информационной безопасности стран-участниц НАТО и документы со стороны Российской Федерации. Для отслеживания этапов развития информационной политики НАТО были проанализированы документы, выпущенные главами государств и правительств стран-участниц НАТО по итогам встреч, прошедших в Праге, Риге, Бухаресте, Страсбурге, Уэльсе, Варшаве, Лиссабоне.
При написании данной работы были проанализированы некоторые источники, имеющие прямое отношение к заданной теме исследования. В первую группы были отнесены концептуальные документы стран в области информационной политики и кибербезопасности. Здесь рассматривались такие документы, как Стратегия государственной информационной политики, Доктрина информационной безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности РФ, Стратегия современного информационного общества, Политика в области киберзащиты НАТО, Стратегическая концепция НАТО, Стратегия национальной кибербезопасности США. Кроме того, были изучены доклады группы «Fiveeyes», а также ежегодный доклад НАТО за 2020 год. Важное значение в этой группе имеют декларации по итогам встречи на высшем уровни в Лиссабоне, Риге. Помимо этого, были изучены Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности членов Организации Северо-Атлантического Договора, Таллинское руководство.
Во вторую группу источников вошли монографии отечественных и зарубежных авторов. Из научной литературы были изучены монографии В.О. Богомолова, А.И. Смирнова, В.Д. Попова, А.И. Соловьева, А.В. Манойло, а также статьи И.В. Ефремова, А.В. Манойло, Ю.А. Нисневич, В.М. Володина, посвященные проблематики в информационной сфере и информационным технологиям в сфере безопасности. Сюда вошли и научные работы зарубежных авторов: Маргеттс Хелен.,ConleyH., HernonP.,BlankS.J.
Говоря о вопросах реализации Россией информационной политики, а также информационного взаимодействия России и НАТО, были проанализированы аналитические доклады Центра стратегических коммуникаций НАТО, исследовательского комитета «Newknowledge» Колумбийского университета и CanfieldResearch, а также работы Стефана И. Бланка, А.И. Смирнова.
Кроме того, необходимо отметить Интернет-источники, где были представлены заявления глав государств, Генерального секретаря НАТО и Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, доклады экспертов о будущих тенденциях информационной войны, материалы с конференций и работы с анализом текущего состояния отношений России и НАТО международных экспертов, а также новостные ленты bbc.com,currenttime.tv,ria.ru, tass.ru, rambler.ru, rg.ru.
Степень научной разработанности темы. В связи с возрастанием значимости применения информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности государства внимание многих ученых, исследователей, экспертов сосредоточено на изучении аспектов реализации информационной политики государства. Условно их можно разделить на две категории. К первой относятся те, кто занимается изучением технико-технологических составляющих информационной политики, в западной научной мысли именуемой кибербезопасностью. Ко второй следует отнести исследователей, чье внимание сконцентрировано на работе со сведениями и контентом, то есть изучающих информационную составляющую в классическом понимании. Для отражения сущности содержания понятия «информационная политика» были проанализированы работы российских и зарубежных исследователей, среди которых В.Д. Попов, Ю.А. Нисневич, В.О. Богомолов, В.Ф. Ницевич, А.И. Соловьев, М.Б. Брюггеман, С. Браман, П. Эрнон. В итоге было выявлено отсутствие единого подхода в научном сообществе к пониманию сущности и содержания информационной политики.
В целях понимания сущности деятельности базирующегося в г. Рига (Латвия) специализированного подразделения НАТО были проанализированы подходы к определению стратегической коммуникации и возможных форм ее осуществления (работы Кристофера К. Худа, Хелен З.Маргеттс).
Гипотеза исследования. Страны НАТО и Россия оперируют разными по значению понятиями в области информационной политики. Помимо различия в терминологии, указанные страны отличаются в подходах в кибербезопасности, вопросах регулирования Интернета. Различные подходы в концептуальных документах России и стран НАТО в области киберпространства являются основным препятствующим фактором в вопросе информационного противостояния стран.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в проведенном анализе концептуальных документов, регулирующих информационную политику стран НАТО и России. В частности, было установлено, что подходы к регулированию информационной сферы у государств разнятся. Проведена классификация общего и особенного в зарубежном опыте информационной политики. Для понимания сегодняшней информационной политики НАТО был проведен анализ официальных документов Альянса в этой сфере за период с конца 90-х годов XX века.
Практическая значимость исследования состоит в полученных выводах относительно возможных способов противодействия деструктивному информационному воздействию НАТО в отношении России.
Новизна исследования. Существующие работы российских и зарубежных исследователей рассматривают различные аспекты отношений России и НАТО, в том числе, связанные с информационным. Однако в настоящее время отсутствуют работы, представляющие собой анализ реализации информационной политики НАТО в отношении России на современном этапе за последние годы. Недостаточным представляется и сравнение основных методов, применяемых НАТО и Россией, направленных на информационное противодействие России и НАТО. Также интересным в работе представляется анализ изменений факторов информационного противостояния на постсоветском пространстве.
С учетом указанных факторов в магистерской работе подробно исследованы подходы к пониманию кибербезопасности, в том числе в контексте деятельности Организации Североатлантического договора.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, в котором обуславливается цель и задачи работы, выбор методов, гипотеза, степень изученности вопроса, практическая значимость и разделение источников литературы. Работа разделена на три главы.
К первой главе относятся теоретические аспекты информационного противостояния России и НАТО, в которой рассматриваются научные подходы к феномену «информационная политика», этапы в развитии отношений России и НАТО, институты НАТО и России, отвечающие за развитие информационной политики, динамика самих факторов информационного противостояния России и НАТО на постсоветском пространстве.
Во второй главе обозначены подходы России и НАТО к вопросу кибербезопасности, анализируются нормативно-правовые источники стран для определения и разграничения подходов стран в области кибербезопасности.
В третьей главе рассматриваются дипломатические институты в урегулировании информационного противостояния России и НАТО, а именно анализируется сотрудничество стран в период президенства Б. Обамы и Д. Трампа по вопросам кибербезопасности, отслеживаются факторы, препятствующие сотрудничеству России и НАТО в области кибербезопасности и перспективы их преодоления.
В заключении работы сделаны выводы о подходах к термину «информационная политика», а также о различиях в подходах России и НАТО в сфере кибербезопасности. Также были обозначены основные направления совершенствования системы обеспечения безопасности РФ и перспективы урегулирования возникновения глобальных угроз в области киберпространства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной работе были рассмотрены подходы к термину «информационная политика» и выявлены основные направления, инструменты и каналы реализации информационной политики НАТО в отношении России, изучены основные методы, инструменты информационной политики России в отношении стран-участниц НАТО, также удалось провести сравнительный анализ нормативно-правовых документов России и стран НАТО и, в связи с этим выявить различные подходы стран к кибербезопасности.
В рассмотренных концепциях и документов правового характера в области регулирования информационной политики существующая разница в использовании инструментов, практических подходах к кибербезопасности, регулировании Интернета в информационной политики странами является недостаточным препятствием между взаимоотношением России и НАТО. Все же проблема в выработке единого международно-правового инструмента в области кибербезопасности остается.
Подводя итоги, можно утверждать, сегодня США и НАТО считают, что Россия обладает достаточным потенциалом для угрозы Североатлантическому альянсу.
Реализация Соединёнными Штатами Америки экспансивной стратегической линии продолжается на весь миропорядок и отношение с Западными партнёрами, протекающие на фоне глобализационных и технологических процессов, где основным инструментом ведения диалога является гибридная война. Спектр российских угроз национальной безопасности имеет тенденцию, в связи с этим постоянно расширяться, что подтверждает актуальность данного исследования.
В ходе исследования были выявлены некоторые недостатки и, в связи с этим обозначены основные направления совершенствования системы обеспечения безопасности РФ, такие как устранение всех противоречий в законодательстве в области информационной политики и создание устойчивых институтов.
Прежде всего, для решения основных проблем РФ в области кибербезопасности, необходимо разрешить вопросы в нормативно-правовых документах, а именно выявить четкую выверенную стратегию по отношению к информационной политики в международных отношениях и закрепить в документально-правовой базе.
Динамичность факторов информационного противостояния подтверждается активными действиями со стороны НАТО и России на внешнеполитическом уровне. Украинский кризис является сильнейшим фактором, повлиявший на российско-натовское сотрудничество. Для возобновления эффективных дипломатических отношений России и НАТО необходимо устранение ряда проблем, вызванных данным кризисом.
Однако это - не единственный фактор, военная деятельность России вблизи границ НАТО, агрессивная военная политика, нарушение международных норм Россией в случае с применением отравляющего вещества в Великобритании в 2018 году также признаны НАТО дестабилизирующими действиями со стороны России.
Расширение НАТО, выход США из ДРСМД также занимают не последнее место в развитии диалога между НАТО и Россией.
Несмотря на политику открытых дверей НАТО и готовность сотрудничать с Россией по ряду вопросов, между странами существуют разногласия и настороженность в отношениях. Заявления о кибератаках не обходят стороной в России и США.
24 февраля 2021 года стало известно о заявлении компании Microsoft о том, что у нее имеются «основательные доказательства» причастности России к нашумевшей волне кибератак как минимум на девять федеральных ведомств США и десятки частных компаний. Касательно доказательств, американские эксперты ответили, что на предоставление фактов понадобится некоторое время.
Сенаторы Совета Федерации РФ полагают, что около половины всех кибератак на важные объекты России исходят из США.
Глава Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов привел данные из источников об общем количестве кибератак на «существенные объекты РФ» по сравнению с общим количеством кибератак из-за рубежа.
«По нашим оценкам, доля кибератак, осуществляемых из США, по чувствительным объектам РФ достигает как минимум 48–52%», — заявил Климов в декабре 2020 года во время круглого стола в СФ.
Россию называют одним из главных возмутителей спокойствия в глобальном интернете.
Таким образом, тема кибератак становится популярной на современном этапе. Другой вопрос заключается в действительности осуществления кибератак на критическую инфраструктуру. Так, российские эксперты предлагают разделять американские заявления о кибератаках на заявления с представленными доказательствами и заявления, необоснованные фактами.
Проблема киберугроз и вопросы, связанные с кибербезопасностью отражены в основных внешнеполитических документах стран НАТО и России.
Опасность глобального конфликта в киберпространстве усугубляется наличием ядерного арсенала у ведущих мировых держав. Применение оружия другого рода, отличного от оружия в киберпространстве, при возникновении угрозы национальной безопасности страны возможно, в некоторых доктринах стран данный факт подкрепляется наличием правовых документах.
Разработка единой политики с союзными государствами по обеспечению международной безопасности в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и организованной преступностью является глобальной задачей на сегодняшнем этапе. Усиление совместно с союзниками шагов по координации и обновлению возможностей по обеспечении стратегической коммуникации и мониторингу для противостояния гибридным агрессиям, а также выработка коллективной реакции на агрессию является необходимом шагом в целях укрепления сотрудничества на международной арене.
Перспективы урегулирования возникновения глобальных угроз в области киберпространства связаны с выработкой механизма совместного противодействия угроз и коллективной реакцией России и стран НАТО на возникающие вызовы путем дипломатических встреч, конференций и семинаров.



1.Военная доктрина Российской Федерации” (утв. Президентом РФ 25.12.2014NПр-2976).
2.Действующая стратегическая концепция НАТО от 2010 года // РежимдоступаURL:https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_56626.htm (дата обращения: 25.04.21).
3.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 12.12.2016. № 50. - Ст. 7074.
4.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
5.Концепция государственной информационной политики //РежимдоступаURL:http://old.unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm(дата обращения: 25.04.21).
6.Концепция внешней политики Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 05.12.2016. № 49. -Ст. 6886.
7.Обзор политики в области противоракетной обороны 2019 //РежимдоступаURL: https://www.defense.gov/Portals/1/Interactive/2018/11-2019-Missile-Defense-Review/The%202019%20MDR_Executive%20Summary.pdf (дата обращения: 25.04.21).
8.Проект концепции национальной стратегии кибербезопасности Российской Федерации // Режим доступа URL: http://council.gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf(дата обращения: 25.04.21).
9.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 04.01.2016. № 1 Часть 2. -Ст. 212.
10.Стратегия развития информационного общества–2030: основные сведения // РежимдоступаURL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/(дата обращения: 25.04.21).
11.Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // РежимдоступаURL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/(дата обращения: 25.04.21).
12.BucharestSummitDeclaration // Организация Североатлантического договора. Режим доступа URL: https://www.nato.int/cps/us/natohq/official_texts_8443.htm(дата обращения: 25.04.21).
13.Comprehensive Annual Report on Public Diplomacy and International Broadcasting. U.S. Advisory Commission on Public Diplomacy, 2018, available at: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/05/2018- ACPD.pdf (accessed: 25.04.2021).
14.NATO: The Secretary General’s Annual Report 2020 // Режим доступа URL:https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2021/3/pdf/sgar20-en.pdf#page=16(датаобращения: 25.04.21).
15.NATO Strategic information policy // Public Intelligence. Режим доступа URL.: https://info.publicintelligence.net/NATO-STRATCOM-Policy.pdf.
16.Декларация саммита, выпущенная главами государств и правительств, участвовавшими в заседании Североатлантического совета в Праге 21 ноября 2002 года // Организация Североатлантического договора. Режим доступа URL: https://www.nato.int/docu/pr/2002/p02-127e.htm(дата обращения: 17.04.2021).
17.Декларация по итогам встречи на Высшем уровне в Лиссабоне // Организация Североатлантического договора. Режим доступа URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_68828.htm (дата обращения: 17.04.2021).
18.Заявление по итогам встречи на Высшем Уровне в Риге // Организация Североатлантического договора. Режим доступа URL:https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_37920.htm?selectedLocale=ru (дата обращения: 17.04.2021).
19.Политика ведения кибервойны // NATOMultimediaLibrary. Режим доступа URL.: http://www.natolibguides.info/cybersecurity#s-lg-box-14371177 (дата обращения: 17.04.2021).
20.ПолитикавобластикиберзащитыНАТО // NATO Communications and Information Agency. Режим доступа URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_49193.htm (дата обращения: 17.04.2021).
Научная литература
Монографии
21.Аксененко, С.И. Украинский национализм. Кризис или распад государства? – М.: Вече, 2016. – 411 с.
22.Богомолов В.О. Проблемы выработки и реализации информационной политики в современной России. - М.: ИИП, ФГОУ РАКО АПК, 2008. – 257 с.
23.Бандурин В.В. Информатизация и глобализация инновационной экономики: монография / И.Э.Есиповский, Д.С.Ушаков. - М., 2008. – 263 с.
24.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: ЭКСМО, 2017. – 576 с.
25.Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: Монография. М.: МИФИ, 2003. – 388 с.
26.Маргеттс ХеленИнструменты правительства в эпоху цифровых технологий / Х. Маргареттс, К. Худ. -Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан, 2007. -147 с.
27.Нейсбитт Д. Мегатренды / Д. Нейсбитт; [пер. с англ. М.Б. Левина]. – М.:Издательство АСТ: ЗАО, 2003. – 251 с.
28.Ницевич В.Ф. Информационная политика в современном обществе. - М.: МГОУ, 2011. – 357 с.
29.Попов В. Д. Информациология и информационная политика. М.: РАГС, 2001. – 571 с.
30.Смирнов А.И. Современные информационные технологии в международных отношениях: монография / А.И. Смирнов. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 334 с.
31.Соловьев А.И. Политические коммуникации. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 332 с.
32.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / [пер. с англ. Т. Велимеева]. М.: Издательство АСТ, 2016. – 640 с.
33.Blank S.J. NATO after enlargement: new challenges, new missions, new forces / S. J. Blank – USA, 1998. –258 p.
34.Bruggemann M. Information policy and public sphere: EU communications and the promises of dialogue and transparency // Javnost-The Public (European Institute for Communication & Culture (EURICOM)). - 2010. Vol. 17. Issue 1. -158 p.
35.Conley H., Mina J., Stefanov R., Vladimirov M. The Kremlin Playbook. Understanding Russian Influence in Central and Eastern Europe. – Lanham, Boulder, New York, London, 2016. – 325 p.
36.Hernon P. Information Policy / P. Hernon, H.C. Relyea // Encyclopedia of library and information science - New York: Marcel Dekker, - 2003 – 355 p.
Статьи из журналов
37.Володин В.М. Обеспечение безопасности России и США в информационном и кибер-пространстве: правовые, политические, экономические аспекты / Володин В.М., Рожкова Л.В., Сальникова О.В. // Право и управление XXI век. - 2017. - №4. – С. 59-66.
38.Ефремов, И. В.Информационные технологии в сфере безопасности: практикум / Ефремов И.В., Солопова В.А. // Оренбургский государственный университет. - 2013. – С.8.
39.Зерфасс А. Инновации, общение и лидерство: новые разработки в стратегической коммуникации / А. Зерфасс, С. Хак // Международный журнал стратегической коммуникации. - 2007. - С. 101-111.
40.Манойло А.В. Современные стратегии кибербезопасности и киберобороны НАТО / Актуальные проблемы Европы. – 2020. №3. – С. 160-184.
41.Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Центр законодательной и парламентской работы. – 1999. - №2. – С.4-9.
42.Иванов Олег Модернизация стратегии НАТО и Россия // Современная Европа. – 2020. - №3. – С. 117-127.
43.Устинович Е. С. К вопросу о понятии современной политики государства в сфере информационных технологий // Сравнительная политика. – 2013. - №2(12). – С. 5-16.
44.Юдин И.В. Государственная информационная политика в Российской Федерации: проблемы и перспективы // «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». – Тамбов: Грамота, 2011. - №2 (8). Часть 3. C. 209-213.
45.Юдин И. В. Государственная информационная политика: онтологические основания дефинирования //Материалы IV-ой Международной научно-практической конференции «Проблемы конструкции и развития форм самоорганизации человеческих общностей», 21.04-28.04.2011. – Лондон-Киев, 2011. [Интернет-ресурс], свободный доступ: http://icp-ua.com/ru/node/470.
46.Tsvetkova N.A. Dealing with a Resurgent Russia: Engagement and Deterrence in US International Broadcasting // ВестникСПбГУ. – 2019. –P. 435-448.
47.Weingarten F.W. Federal information policy development: The Congressional perspective //United States government information policies: Views and perspectives. - 1989. – P. 135.
Материалы из сети Интернет
48.Александр Саможнев Доклад о реформе НАТО: до 2030 года РФ и КНР остаются главными соперниками // Российская газета. Режим доступа URL: https://rg.ru/2020/12/02/doklad-o-reforme-nato-do-2030-goda-rf-i-knr-ostaiutsia-glavnymi-sopernikami.html (дата обращения: 25.04.21).
49.Байден, Европа и Россия: перспективы сдерживания и сотрудничества // Голос Америки. Режим доступа URL:https://www.golosameriki.com/a/biden-us-europe-russia--prospects/5669944.html (дата обращения: 05.05.21).
50.Будущее НАТО: источники неопределенности и возможные сценарии развития // Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Режим доступа URL.: http://ru.valdaiclub.com/files/23349/(дата обращения: 05.05.21).
51.Будущие тенденции информационной войны, проводимой Россией // ИноПресса. Режим доступа URL: https://www.inopressa.ru/article/11Sep2018/lacroix/information.html(дата обращения: 15.04.21).
52.Генсек НАТО объяснил, почему Крым вошел в состав России // РИА НОВОСТИ. Режим доступа URL: https://ria.ru/20190806/1557199014.html(дата обращения: 17.04.21).
53.Генсек НАТО считает ИГИЛ и Россию главными угрозами для альянса // ВЕСТИ.RU. Режим доступа URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2012834&cid=9(дата обращения: 17.04.21).
54.Группы быстрого реагирования НАТО для борьбы с кибернападениями. Режим доступа URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_85161.htm?selectedLocale=ru(дата обращения: 17.04.21).
55.Две доктрины: чем отличаются подходы России и США к информационной безопасности // Рамблер. Режим доступаURL: https://news.rambler.ru/other/41347930-dve-doktriny-chem-otlichayutsya-podhody-rossii-i-ssha-k-informatsionnoy-bezopasnosti/ (дата обращения: 17.04.21).
56.Защита от кибератак // Организация Североатлантического договора. Режим доступа URL.: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_49193.htm(дата обращения: 17.04.21).
57.Иван Тимофеев Россия и НАТО: «новая нормальность»? // РСМД. Режим доступаURL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-nato-novaya-normalnost-/ (дата обращения: 24.04.21).
58.ИльмарРааг: Sputnik распространяет позиции своей страны, это не журналистика // DELFI. Режим доступа URL: http://rus.delfi.ee/daily/estonia/ilmar-raag-sputnik-rasprostranyaet-pozicii-svoej-strany-eto-ne-zhurnalistika?id=73787753(дата обращения: 05.05.21).
59.Как на самом деле работает российская пропаганда в XXI веке // ИноПресса. Режим доступа URL: https://www.inopressa.ru/article/30Aug2018/buzzfeed/propaganda.html(дата обращения: 05.05.21).
60.КибервойнаРоссии и США // TADVISERРежим доступа URL:https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Кибервойна_России_и_США (дата обращения: 05.05.21).
61.Министр обороны Латвии: Россия – потенциальный агрессор // EurAsiaDaily. Режим доступа URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/19/ministr-oborony-latvii-rossiya-potencialnyy-agressor(дата обращения: 05.05.21).
62.Настоящее время: https://www.currenttime.tv(дата обращения: 05.05.21).
63.НАТО нацелит новую стратегию на сдерживание России и Китая // Рамблер. Режим доступаURL: https://news.rambler.ru/army/45839326-nato-natselit-novuyu-strategiyu-na-sderzhivanie-rossii-i-kitaya/ (дата обращения: 15.03.21).
64.НАТО-2030: Североатлантический альянс ждет трансформация // Евразия Эксперт. Режим доступа URL: https://yandex.ru/turbo/eurasia.expert/s/nato-k-2030-zhdet-transformatsiya/ (дата обращения: 15.03.21).
65.Николай Баранов Политика в области информационной безопасности. URL: https://www.nicbar.ru/politology/study/56-kurs-informatsionnaya-bezopasnost-v-mezhdunarodnykh-otnosheniyakh/596-tema-11-politika-v-oblasti-informatsionnoj-bezopasnosti-ssha-i-nato (дата обращения: 15.04.21).
66.Ничего личного, просто бизнес. Россия, Китай и терроризм – это теперь синонимы // Urfonews. Режим доступа URL: https://urfonews.ru/20210220/14341.html(дата обращения: 25.04.21).
67.Елена Черненко Россия сделает все, чтобы не проиграть киберсоревнование // Международная жизнь. Режим доступа URL: https://interaffairs.ru/news/show/15266 (дата обращения: 19.04.21).
68.Прокремлевский Интернет-ресурс «Спутник» начал работу в Латвии // LatvijasSabiedriskieMediji. Режим доступа URL: https://rus.lsm.lv/statja/novosti/politika/prokremlevskiy-internet-resurs-sputnik-nachal-rabotu-v-latvii.a168780/(дата обращения: 19.04.21).
69.Путин утвердил Основы госполитики в области международной информационной безопасности // ТАСС. Режим доступаURL: https://tass.ru/politika/11127443 (дата обращения: 25.04.21).
70.Ромашкина Наталья Информационный суверенитет или почему России нужна стратегия информационной безопасности // РСМД. Режим доступа URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/informatsionnyy-suverenitet-ili-pocheniu-rossii-nuzhna-strategiya-informatsionnoy-bezopasnosti/ (дата обращения: 19.04.21).
71.Сергей Лавров Глобальные проблемы кибербезопасности и международные инициативы России по борьбе с киберпреступностью // РСМД. Режим доступаURL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/statya-ministra-inostrannykh-del-rossiyskoy-federatsii-s-v-lavrova-globalnye-problemy-kiberbezopasno/ (дата обращения: 17.04.21).
72.Совещание послов и постоянных представителей Российской Федерации // Администрации Президента России. Режим доступа URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52298(дата обращения: 17.04.21).
73.Трамп передумал сотрудничать с Россией по кибербезопасности // Русская служба BBCNEWS. Режим доступа URL:https://www.bbc.com/russian/news-40545776 (дата обращения: 25.04.21).
74.Трамп уже перечеркивает Гамбург // Свободная пресса Режим доступа URL:https://svpressa.ru/politic/article/176566/ (дата обращения: 25.04.21).
75.Braman S. Defining information policy // Journal of Information Policy. Режим доступа URL: http://jip.vmhost.psu.edu/ojs/index.php/jip/article/view/19/14(датаобращения: 25.04.21).
76.Countering Russian propaganda // Per Corcodiam, 2016. – C.14-20. Режим доступа URL: https://www.stratcomcoe.org/journal-european-security-and-defense-issues-countering-russian-propaganda(датаобращения: 25.04.21).
77.CyberDefence // Организация Североатлантического договора. Режим доступа URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_78170.htm(датаобращения: 25.04.21).
78.Defending the networks. The NATO Police on Cyber Defence 2011 // Организация Североатлантического договора. Режим доступа URL: https://www.nato.int/nato_static/assets/pdf/pdf_2011_08/20110819_110819-policy-cyberdefence.pdf(дата обращения: 17.04.21).
79.Hearings on Putin’s Invasion of Ukraine and the Propaganda that Threatens Europe. The Senate Foreign Relations Committee Subcommittee on Europe and Regional Security Cooperation, November 3, 2015. Testimony of Aron L, available at: https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/110315_Aron_Testimony.pdf (accessed: 24.04.2021).
80.Hearings on Russian Social Media Influence: Understanding Russian Propaganda in Eastern Europe. The Senate Select Committee on Intelligence, August 1, 2018, available at: https://www.intelligence.senate.gov (accessed: 21.04.2021).
81.Internet Trolling as a hybrid warfare tool: the case of Latvia: results of the study // NATO Strategic Centre of Excellence. Режим доступа URL: https://www.stratcomcoe.org/internet-trolling-hybrid-warfare-tool-case-latvia-0 (дата обращения: 15.04.21).
82.Josh Gold The Five Eyes and Offensive Cyber Capabilities: Building a Cyber-Deterrence Initiative: 2020-josh-gold-five-eyes-and-offensive-cyber-capabilities.pdf (дата обращения: 17.04.21).
83.LauraBrent Роль НАТО в кибернетическом пространстве. Режим доступа URL: https://www.nato.int/docu/review/ru/articles/2019/02/12/rol-nato-v-kiberneticheskom-prostranstve/index.html (дата обращения: 21.04.21).
84.NATO builds its Cyberdefences // The New York Times. Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2011/02/28/opinion/28iht-edabrial28.html (дата обращения: 17.04.21).
85.Serb supporters sock it to NATO, U.S. Web sites // CNN.com.Режимдоступа URL: http://edition.cnn.com/TECH/computing/9904/06/serbnato.idg/index.html(датаобращения: 17.04.21).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ