Аннотация 2
Abstract 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ 8
1.1 Социально-демографические аспекты населения стран
Центральной Азии 8
1.2 Социально- экономические причины выбора высших учебных
заведений Российской Федерации абитуриентами из стран Центральной Азии. 19
2. ОБЗОР МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ
ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ 25
2.1 Динамическая модель прогнозирования абитуриентов на основе
социально-демографических факторов стран Центральной Азии 25
2.2 Прогнозирование потока абитуриентов по востребованным
направлениям 30
2.3 Прогнозирования количества абитуриентов на основе модели
SIR, CIR и балансовой модели эпидемий 34
3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
МИГРАЦИИ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 42
3.1 Математическое моделирование образовательной миграции 42
3.2 Анализ результатов математической модели и обзор факторов
повлиявшие на результаты исследования 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Обмен опытом, технологиями и знаниями в различных сферах деятельности носит один из важнейших связующих звеньев в международных отношениях. Развивающиеся страны мира стремятся перенять опыт и технологии у более развитых стран, чей научно-технический, промышленный, экономический и социальный потенциал является лидирующим в мире.
Самыми важными сферами сотрудничества традиционно являются экономические сферы взаимоотношения, но вместе с этим страны всегда стремились обмену опытом в области образования и науки.
Подготовка и воспитание квалифицированных кадров, а также развитие собственной науки является стратегически важной отраслью для любой страны. Именно для таких целей создаются различные программы, обмен студентами, открываются филиалы крупнейших зарубежных вузов для того, чтобы дать возможность поступать и проходить обучение абитуриента из различных стран мира. На сегодняшний день сфера образования предлагает огромное количество направлений подготовки, выбора множества факультетов, форм обучения и уровней образования, начиная с бакалавра, специалитета, магистратуры и т.д. Вне всяких сомнений наука является дорогостоящей сферой деятельности государства, и ежегодно в страны тратят на ее развитие огромные средства. Предоставление образовательных услуг высшими учебными заведения могут осуществляется: в контрактной форме, за счет бюджетных средств, а также в рамках квотной компании и целевой формы с различными государствами предприятиями и компаниями заинтересованные в подготовке своих кадров в данных высших учебных заведениях.
Статус и престиж университета растет благодаря сильному профессорскому и преподавательскому составу, от открытий или вкладе высшего учебного заведения в мировую науку, но и от количества иностранных абитуриентов, которые хотели бы обучаться в стенах данного учебного заведения. Различные образовательные рейтинги и журналы ежегодно составляют топ лучших высших учебных заведений мира, собирая данные о каждом из них по определенным критериям формирую список лидеров. К лидерству в данных рейтингах стремятся все крупнейшие ВУЗы мира. Быть первым в данном списке это почет и признание его научного вклада в мировую науку и образование, показатель сильного профессорского и педагогического состава ВУЗа и его популярность при выборе его абитуриентами.
Совокупность всех этих факторов и разнообразие иностранных студентов накладывает нагрузку на высшее учебное заведение, в особенности на планирование бюджетных средств на учебный год, подсчет количества иностранных студентов на каждое направления обучения, предоставление обучения студентам на бюджетной, контрактной, квотной и целевой форме, а также выделение мест в общежитиях.
Согласно данным Министерства образования и науки Российской Федерации, больше всего поступать в высшие учебные заведения приезжают абитуриенты из таких стран как: Казахстан, Узбекистан, Китай, Туркменистан, Таджикистан, Индия, Египет, Беларусь, Украина и Киргизия. Особенностью данного списка является то, что половина представленных стран являются странами Центральной Азии. Абитуриенты из Казахстана и Узбекистана являются самыми многочисленными иностранными студентами обучающиеся в высших учебных заведениях России. В топ пять стран по количеству абитуриентов также входят абитуриенты из Туркменистана и Таджикистана, а десятку лидеров стран закрывают абитуриенты из Киргизии...
Рассмотреть и обосновать все факторы, влияющие на количество абитуриентов очень сложно, ввиду социальных, демографических, экономических и политических событий происходившие в России и в странах Центральной Азии в период исследования.
Однако результаты моделирования показали, что тенденция к увеличению количества желающих получить высшее образование в России остается высокой и растет с каждым годом. Высшие учебные заведения России остаются самыми привлекательными из всех образовательных направлений мира для абитуриентов из стран Центральной Азии. В период пандемии в связи с закрытием границ и отсутствия возможности для очного обучения в России не сильно повлиял на количество абитуриентов в данный промежуток времени, хоть и наблюдался заметный спад, но уже после того как границы были открыты и ограничения сняты, наблюдалось восстановление прежних показателей численности студентов, а учитывая последние показатели количество студентов будет увеличиваться с каждым годом.
Балансовая модель на основе процентного прироста может стать хорошим инструментом для высших учебных заведений, которые каждый год проводят приемные компании для абитуриентов. Модель может помочь планировать бюджетные средства университета по предстоящим расходам, подготовки необходимого количества научных и образовательных материалов для обучения будущих студентов, позволяет планировать и распределять места в общежитиях, а также распределив нагрузку между преподавателями формировать новые группы исходя из количества новых студентов.
1. Захаров, В.В., Балыкина Ю.Е. Балансовая модель эпидемии COVID-19 на основе процентного прироста. // Информатика и автоматика. 2021. Том 20 № 5. ISSN 2713 - 3192 (печ.) ISSN 2713 - 3206 (онлайн) http: //www.ia. spcras. ru/index.php/sp
2. Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации Электронный ресурс. - Режим доступа:
http s: //minobrnauki .gov.ru/action/stat/hi ghed/
3. Study in Russia Электронный ресурс. Рекордное количество иностранных студентов выбрали Россию в 2020 году. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykh- studentov-vybrali-rossiyu-v-2020-godu/
4. PopulationPyramid.net Электронный ресурс. Центральная Азия.
Население в 2022 году. URL:
https://www.populationpyramid.net/ru/%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 1 %80%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%B0%D 1%8F- %D0%B0%D0%B7%D0%B8%D 1 %8F/2022/
5. Worldometers Электронный ресурс. Население мира в реальном времени. URL: https: //www.worldometers. info/population/
6. М-Бюро: аналитика и исследования Электронный ресурс. Модели и методы прогнозирования. URL: https: //www. mbureau.ru/blog/modeli-i- metody-pro gnozirovaniya
7. Логинов, В. М. Миграция населения: теория, история, современность Текст / В. М. Логинов. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 320 с.
8. Чернов, А. В. Международная миграция: проблемы и перспективы Текст / А. В. Чернов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. - 256 с.
9. Кузнецов, М. И. Прогнозирование численности абитуриентов в вузах России на основе анализа демографических тенденций Текст / М. И. Кузнецов // Высшее образование в России. - 2019. - № 3. - С. 75-82.
10. Кузьмина, К. В. Демографический анализ миграционных процессов в России Текст / К. В. Кузьмина // Народонаселение. - 2018. - № 2. - С. 97-105.
11. Попова, И. В. Миграционные процессы и образование: анализ тенденций и перспектив Текст / И. В. Попова. - М.: Изд-во РУДН, 2017. - 192 с.
12. Александров, В. И. Способы прогнозирования числа абитуриентов в вузы Текст / В. И. Александров // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Серия "Экономические науки". - 2017. - № 3 (262). - С. 18-22.
13. Баринов, В. А. Проблемы и методы прогнозирования числа поступающих в вузы Текст / В. А. Баринов // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 3. - С. 23-30.
14. Голубев, А. А. Обоснование методики прогнозирования числа абитуриентов на основе демографических показателей Текст / А. А. Голубев // Экономика и управление. - 2017. - № 6 (161). - С. 46-50.
15. Ерошенко, Н. В., Каштанов, Е. В. Методы прогнозирования числа абитуриентов в высшие учебные заведения Текст / Н. В. Ерошенко, Е. В. Каштанов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия "Экономика и управление". - 2014. - № 2. - С. 80-84...39