Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Типология вопросов в ток-шоу: когнитивно-прагматический аспект (на материале ток-шоу "101 вопрос взрослому")

Работа №142688

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава1. Теоретические основы исследования особенностей функционирования вопросительных предложений в ток-шоу с учетом
когнитивно-прагматического подхода 9
1.1 Типы классификаций вопросительных предложений в русском языке. 9
1.1.1 Структурная классификация. Типы вопросительных
предложений 9
1.1.2 Семантическая классификация. Прямые и косвенные
вопросительные речевые акты 14
1.1.3 Функциональная классификация 21
1.1.4 Стилистическая классификация. Эмоциональность
вопросительных предложений 25
1.2 Особенности описания вопросительных предложений в
когнитивно-прагматическом аспекте 29
1.2.1 Роль вопросительных предложений в коммуникативном акте. ...29
1.2.2 Роль вопросительных предложений в информационной структуре
интервью 31
1.2.3 Функции вопросительных предложений в интервью 34
Выводы 37
Глава 2. Характеристика функционирования вопросительных
предложений в ток-шоу "101 вопрос взрослому" 39
2.1 Общее описание материала исследования 39
2.2 Тематический анализ. Типичные темы интервью ребенок-взрослый. 41
2.3 Типичные интенции вопросительных предложений для интервью
ребенок-взрослый 49
2.3.1 Запрос мнения 51
2.3.2 Запрос информации 56
2.3.3 Запрос совета 61
2.3.4 Запрос объяснения 65
2.4 Форма введения вопроса 67
2.5 Место вопросительных предложений в структуре реплики-стимула.. 70
Выводы 73
Заключение 76
Список литературы 79
Список словарей 85
Приложение 86

Вопросительные предложения - это синтаксическая единица, классифицируемая в зависимости от цели высказывания. Для иностранцев функционирование вопросительных предложений - важная и сложная синтаксическая категория при изучении русского языка.
Особенности вопросительных предложений привлекли внимание многих исследователей. Например, исследователь из Китая У Баоянь объектом анализа выбрала функцию вопросительных предложений в дискуссии интернет-дневников (У Баоянь, 2008). Интересна для нашего исследования статья А.А. Стрельцова «Три подхода к категории вопросительности» (Стрельцов, 2017), в которой рассматриваются современные представления о вопросе и вопросительном предложении с позиций лингвистики, прагмалингвистики и логики.
В современных лингвистических исследованиях продолжает рассматриваться вопрос о классификации вопросительных предложений с учетом когнитивно-прагматического подхода. Актуальным остаётся вопрос выделения семантических типов вопросительных предложений в соответствии с основными и второстепенными функциями предложения. Исследуются типы вопросительных предложений и функции вопросительных предложений. Для более глубокого изучения вопросительных предложений необходимо понять функцию вопросительных предложений в ток-шоу "101 вопрос взрослому". Описанное выше определяет актуальность этого исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые проводится системный анализ типов вопросительных предложений и их функций с когнитивно-прагматической точки зрения на материале ток-шоу "101 вопрос взрослому"(1 канал).
Объектом исследования является функционирование вопросительных предложений в ток-шоу.
Предметом исследования является семантика и прагматика использования вопросительные предложения в ток-шоу.
Материалом исследования служат ТВ ток-шоу "101 вопрос взрослому" на 1 канале. Это ток-шоу, в котором взрослый герой отвечает на вопросы детей от 9 до 17 лет. Общение модерирует ведущий, чей голос звучит за кадром. Благодаря детской непосредственности, искренности и отсутствия страха задать неудобный вопрос известному человеку — разговор получается очень ярким и интересным.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ содержания и характера вопросов и интенций спрашивающих в ток-шоу "101 вопрос взрослому" с когнитивно-прагматической точки зрения позволит определить различные характеристики типов вопросительных предложений и составить классификацию для более адекватного понимания, усвоения и употребления иностранными учащимися, изучающими русский язык.
Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить особенности функционирования вопросительных предложений с учетом когнитивно-прагматического подхода на материале ток-шоу "101 вопрос взрослому".

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Говоря о вопросительных предложениях, мы часто обращаем внимание только на их форму и грамматику. Представленная выпускная квалификационная работа работа посвящена системному анализу типов и функций вопросительных предложений с точки зрения когнитивно-прагматической.
Выбранный нами материал представляет собой российское ТВ ток-шоу "101 вопрос взрослому" на 1 канале. Беседы между детьми и взрослыми от 9 до 17 лет. Вопросительные предложения играют активную роль в продвижении диалога и общения в ток-шоу. Содержание ток-шоу "101 вопрос взрослому" интересно, а вопросы и ответы диалога просты и понятны, что делает возможным использование этого ток-шоу в преподавании РКИ.
В теоретическую основу Первой главы были положены следующие работы: анализ состава и структурных характеристик (Н.Ю. Шведова, В.А. Белошапкова и др.); характеристика и классификация с точки зрения речевого акта ( Н. Д. Арутюнова, А. Ю. Маслова, Дж.Р. Серль, М. А. Кронгауз, И. В. Винантова и др.); описание характеристик функции и эмоциональности (Н. Ю. Шведова, Пер Ростан, Е. Н. Воробьева, В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова и др.) и т.п.
Вторая глава посвящена анализу вопросительных предложений, полученных путем целенаправленной выборки из ток-шоу "101 вопрос взрослому" (6 выпусков ток-шоу). Выборка составила 151 вопрос и ответ. В центре внимания находится анализ вопросительных предложений с позиций его когнитивно-прагматической аспекта и семантической структуры. Предлагается выделение типичных тем и интенций для интервью ребенок-взрослый, описываются формы введения вопроса и выявляется место вопросительных предложений в структуре реплики-стимула.
Анализ содержания вопросов показал, что детей в ток-шоу больше интересует настоящая жизнь, опыт, профессия адресата (главного героя) и взгляды адресата (главного героя) на жизнь, ценности и взгляды на некоторые социальные явления.
Анализ формы введения вопросов, то есть описание перед вопросами показал, что дети с разным характером используют разные формы введения вопросов. Дети с прямолинейным характером используют формат прямого запроса, а дети с более эвфемистическим характером используют менее прямой формат запроса.
Анализируя содержание и характер вопросов и интенций спрашивающих в ток-шоу "101 вопрос взрослому", мы выявили различные характеристики типов вопросительных предложений(интонация, вопросительные местоимения, общевопросительные и частновопросительные предложения, первичная и вторичная функция, прямые и косвенные вопросительные речевые акты). На этой основе мы установили различные классификации вопросительных предложений (тематической классификации, классификации интенций, классификации форм), чтобы иностранные студенты, изучающие русский язык, могут в полной мере усвоить употребление вопросительных предложений. В процессе наша гипотеза подтвердилась.
Описание и анализ отобранного материала вносит новизну в изучение вопросительных предложений, а созданные правила классификации позволяют изучать вопросительные предложения как с функциональной, так и семантической стороны. Учитывая потребности учащихся в разных языковых средах, ток-шоу может быть использовано в аудитории РКИ на занятиях по грамматике (синтаксису), чтению текстов, написанию текстов, прагматике, а также при подборе и организации вопросов в выступлениях или интервью.


1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова - Изд. 2-е. -М.: Издательство советской энциклопедии, 1969. - 608 с.
2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 368 с.
3. Арутюнова Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. -М.: Сов. Энциклопедия, 1990. - 683 с.
4. Белошапкова В. А. Современный русский язык. Синтаксис / В. А. Белошапкова. - М.: Высшая школа, 1977. - 248 с.
5. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.
6. Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А., Земская Е. А. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов / В. А. Белошапкова Е. А. Брызгунова Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.
7. Бабайцева В. В., Николина Н. А., Чеснокова Л. Д. и др., под ред. Дибровой Е. И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник для студ. высш. учеб, заведений. Морфология. Синтаксис / [В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д.Чеснокова и др.] ; под ред. Е. И.Дибровой. - 3-е изд., стер. - М., 2008. - 624 с.
8. Блох М. Я. Строй диалогической речи: монография / М. Я. Блох, С. М. Поляков. -М.: Прометей, 1992. - 154 с.
9. Васильев Л. М. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. - 1971. -№ 5. - С. 105-113.
10. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: учебник. - М.: Агар, - 2000. - 416 с.
11. Власян Г. Р Вопросительные предложения в свете теории речевых актов / Г. Р Власян. // Вестник Южно-уральского Государственного Университета. Серия:Лингвистика. - 2006. - № 6. - С. 125 - 127.
12. Воробьева Е. Н. Вопросительное предложение и контекст // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. -№ 1. С. 49 - 52.
13. Винантова И. В. Классификация косвенных речевых актов, выраженных в вопросительной форме (на материале английского языка) // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. -2009.-№43(181).-С. 31-34.
14. Гак В. Г. Прагматика, узус и грамматика речи / В. Г. Гак // Иностранные языки в школе. - 1982. - № 5. - С. 7 - 11.
15. Гак В. Г. Сопоставительная прагматика / В. Г. Гак // Филологические науки. - 1992. - №3. - С.78 - 90....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ