Основы международного взаимодействия по реализации устойчивого туризма "The Cornerstones of the International Cooperation on the Sustainable Tourism Establishment"
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ устойчивого туризма 8
1.1. Предпосылки возникновения и идейные основы устойчивого развития 8
1.2. Проблемы унификации понятийного аппарата, терминологические и
содержательные различия 111
1.3. Этапы становления устойчивого туризма 17
Глава 2. Система международных институциональных и иных механизмов сотрудничества в сфере устойчивого туризма 29
2.1. Институциональный механизм сотрудничества государств, сформированный в рамках
системы Организации Объединенных Наций 29
2.2. Взаимодействие в сфере устойчивого туризма на базе неправительственных
организаций 45
2.3. Другие акторы и их значение для развития устойчивого туризма 59
Глава 3. Основные тенденции и препятствия международного сотрудничества в устойчивом туризме 65
3.1. Имплементация международно-правовых разработок по устойчивому туризму во внутригосударственное законодательство (на примере Европейского союза и Российской
Федерации) 65
3.2. Развитие государственно-частного партнерства 72
3.3. Международные проблемы и факторы, препятствующие взаимодействию сторон 78
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 86
Приложения 95
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ устойчивого туризма 8
1.1. Предпосылки возникновения и идейные основы устойчивого развития 8
1.2. Проблемы унификации понятийного аппарата, терминологические и
содержательные различия 111
1.3. Этапы становления устойчивого туризма 17
Глава 2. Система международных институциональных и иных механизмов сотрудничества в сфере устойчивого туризма 29
2.1. Институциональный механизм сотрудничества государств, сформированный в рамках
системы Организации Объединенных Наций 29
2.2. Взаимодействие в сфере устойчивого туризма на базе неправительственных
организаций 45
2.3. Другие акторы и их значение для развития устойчивого туризма 59
Глава 3. Основные тенденции и препятствия международного сотрудничества в устойчивом туризме 65
3.1. Имплементация международно-правовых разработок по устойчивому туризму во внутригосударственное законодательство (на примере Европейского союза и Российской
Федерации) 65
3.2. Развитие государственно-частного партнерства 72
3.3. Международные проблемы и факторы, препятствующие взаимодействию сторон 78
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 86
Приложения 95
Обострившиеся во второй половине XX века экологические проблемы стали катализатором идеи о пересмотре отношений человечества и окружающей среды на международном уровне. К концу 1980-х годов правительства большинства стран отметили рост мирового туризма и пагубные последствия этой отрасли для окружающей среды и общества в тех странах, в которых он развивался наиболее быстрыми темпами. Гаагская декларация 1989 года даже подчеркнула, что «потенциальное воздействие драматических изменений на экономику, окружающую среду и людей приобретает такие масштабы, что мы можем говорить о «туристской революции»», причем как в негативном, так и позитивном ключе.
Актуальность работы заключается в том, что воздействие сферы туризма и путешествий одновременно и локально, и в то же время выходит за рамки ведения национальных государств, что требует кооперации и разработки единой стратегии развития в наднациональных институтах. Именно поэтому 1990-е годы ознаменовались подписанием ряда международных соглашений, которые обозначили новый подход к глобальному пониманию проблем и обозначили новую роль туризма в контексте устойчивого развития. По заявлению представительницы ЮНЕП Шейлы Аггарвал-Хан, «сфера путешествий и туризма может сыграть ключевую роль в разрешении тройного кризиса планетарного масштаба».
В настоящее время правительства и международные организации явно заинтересованы в регулировании туристической индустрии и её адаптации к принципам устойчивого развития. Общественность, местное население и иные заинтересованные стороны уже начали оказывать давление снизу, требуя изменить туристический продукт, чтобы защитить окружающую среду, подчеркнуть свою культуру и получить доходы от туризма в местных сообществах. Поэтому так широко распространилась идея устойчивого туризма, которая сейчас повсеместно внедряется в практику. Однако, хоть и основные изменения проводятся на уровне предприятий, необходима общая чёткая стратегия поведения всех участников, единая научнотеоретическая и практическая база. Международное сотрудничество выступает ключевым элементом в их создании, так как позволяет работать вместе над общей целью с получением максимально доступных выгод путем масштабного обмена информацией и проведения масштабных исследований, экономя при этом время и ресурсы.
Цель исследования: определить значение международного сотрудничества, а также выявить основные препятствия развития международных отношений в сфере устойчивого туризма...
Актуальность работы заключается в том, что воздействие сферы туризма и путешествий одновременно и локально, и в то же время выходит за рамки ведения национальных государств, что требует кооперации и разработки единой стратегии развития в наднациональных институтах. Именно поэтому 1990-е годы ознаменовались подписанием ряда международных соглашений, которые обозначили новый подход к глобальному пониманию проблем и обозначили новую роль туризма в контексте устойчивого развития. По заявлению представительницы ЮНЕП Шейлы Аггарвал-Хан, «сфера путешествий и туризма может сыграть ключевую роль в разрешении тройного кризиса планетарного масштаба».
В настоящее время правительства и международные организации явно заинтересованы в регулировании туристической индустрии и её адаптации к принципам устойчивого развития. Общественность, местное население и иные заинтересованные стороны уже начали оказывать давление снизу, требуя изменить туристический продукт, чтобы защитить окружающую среду, подчеркнуть свою культуру и получить доходы от туризма в местных сообществах. Поэтому так широко распространилась идея устойчивого туризма, которая сейчас повсеместно внедряется в практику. Однако, хоть и основные изменения проводятся на уровне предприятий, необходима общая чёткая стратегия поведения всех участников, единая научнотеоретическая и практическая база. Международное сотрудничество выступает ключевым элементом в их создании, так как позволяет работать вместе над общей целью с получением максимально доступных выгод путем масштабного обмена информацией и проведения масштабных исследований, экономя при этом время и ресурсы.
Цель исследования: определить значение международного сотрудничества, а также выявить основные препятствия развития международных отношений в сфере устойчивого туризма...
Идея устойчивого туризма, которая к настоящему времени прошла совсем небольшой путь становления, начала вырабатываться в 1980-е годы на макроуровне благодаря тесному сотрудничеству глобальных институтов управления в рамках подготовки концепции устойчивого развития. Она формировалась по пути «сверху-вниз» и не сразу была воспринята всеми участниками позитивно, хотя сейчас приобретает всё большую актуальность в международных и национальных программах.
Сам процесс преобразования сферы туризма и путешествий непрерывен, он требует постоянного контроля, согласования действий и введения различных мер для урегулирования кризисных ситуаций. Именно активное взаимодействие между заинтересованными сторонами является необходимым условием устойчивого туризма и его дальнейшего развития.
В данном процессе центральным элементом выступает институциональный механизм сотрудничества государств в рамках системы Организации Объединенных Наций. Он ставит основной целью информационно-просветительскую деятельность, а также представляет собой главную движущую силу по разработке и подготовке ключевых конвенций и деклараций, которые регулируют весь спектр международных проблем в сфере туризма, касающихся охраны прав и свобод человека и гражданина, гармоничного экономического развития, охраны окружающей среды и сохранения всемирного культурного наследия, усиления межгосударственного сотрудничества, мира и безопасности, а также решения глобальных проблем.
Конференции Генеральной Ассамблеи ООН задают повестку дня, тем самым стимулируют работу отраслевых организаций и адаптацию вынесенных решений для конкретных сфер. К примеру, Повестка дня на XXI век в 1995 году благодаря ЮНВТО, Всемирному совету по путешествиям и туризму и Совету Земли была расширена и преобразована в Повестку дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма (1995). Также важную роль играют Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) и 5 его региональных экономических комиссий, которые ведут учёт статистки, реализуют программы и выступают платформой интеграции и сотрудничества.
Необходимо подчеркнуть, что важную роль в продвижении устойчивого туризма играет как сама ООН, так и её специализированные учреждения ЮНВТО и ЮНЕСКО и программа ЮНЕП. На них возложены задачи по координации процесса достижения устойчивости в туризме, под их эгидой было проведено огромное количество конференций для различных участников, разработано и подписано множество документов, например, Всемирная хартия устойчивого туризма (1995), Глобальный этический кодекс туризма (1999), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003), Всемирная хартия устойчивого туризма + 20 (2015), Рамочная конвенция по этике туризма (2019) и т.д. Работая над вопросами биоразнообразия, изменения климата, загрязнения пластиком, эффективности использования ресурсов, экологического управления, они руководят следующими важнейшими глобальными программами в сфере туризма: «Программа устойчивого туризма в составе 10-летней рамочной программы в области Устойчивого потребления и производства» (ЮНЕП), «Всемирное наследие и устойчивый туризм» (ЮНЕСКО), ST~EP (Sustainable Tourism and Elimination of Poverty - Устойчивый туризм и искоренение нищеты) (ЮНВТО и ЮНКТАД).
В силу многофакторности сферы туризма, вклад в рамках своих полномочий и приверженности ЦУР также вносят МОТ, ИКАО, ИМО, ФАО, ВОЗ, ЮНИДО и др. специализированные учреждения и их региональные представительства касательно вопросов защиты прав туристов, их безопасности, здоровья и беспрепятственного перемещения по миру, развития соответствующей инфраструктуры и проч...
Сам процесс преобразования сферы туризма и путешествий непрерывен, он требует постоянного контроля, согласования действий и введения различных мер для урегулирования кризисных ситуаций. Именно активное взаимодействие между заинтересованными сторонами является необходимым условием устойчивого туризма и его дальнейшего развития.
В данном процессе центральным элементом выступает институциональный механизм сотрудничества государств в рамках системы Организации Объединенных Наций. Он ставит основной целью информационно-просветительскую деятельность, а также представляет собой главную движущую силу по разработке и подготовке ключевых конвенций и деклараций, которые регулируют весь спектр международных проблем в сфере туризма, касающихся охраны прав и свобод человека и гражданина, гармоничного экономического развития, охраны окружающей среды и сохранения всемирного культурного наследия, усиления межгосударственного сотрудничества, мира и безопасности, а также решения глобальных проблем.
Конференции Генеральной Ассамблеи ООН задают повестку дня, тем самым стимулируют работу отраслевых организаций и адаптацию вынесенных решений для конкретных сфер. К примеру, Повестка дня на XXI век в 1995 году благодаря ЮНВТО, Всемирному совету по путешествиям и туризму и Совету Земли была расширена и преобразована в Повестку дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма (1995). Также важную роль играют Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) и 5 его региональных экономических комиссий, которые ведут учёт статистки, реализуют программы и выступают платформой интеграции и сотрудничества.
Необходимо подчеркнуть, что важную роль в продвижении устойчивого туризма играет как сама ООН, так и её специализированные учреждения ЮНВТО и ЮНЕСКО и программа ЮНЕП. На них возложены задачи по координации процесса достижения устойчивости в туризме, под их эгидой было проведено огромное количество конференций для различных участников, разработано и подписано множество документов, например, Всемирная хартия устойчивого туризма (1995), Глобальный этический кодекс туризма (1999), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003), Всемирная хартия устойчивого туризма + 20 (2015), Рамочная конвенция по этике туризма (2019) и т.д. Работая над вопросами биоразнообразия, изменения климата, загрязнения пластиком, эффективности использования ресурсов, экологического управления, они руководят следующими важнейшими глобальными программами в сфере туризма: «Программа устойчивого туризма в составе 10-летней рамочной программы в области Устойчивого потребления и производства» (ЮНЕП), «Всемирное наследие и устойчивый туризм» (ЮНЕСКО), ST~EP (Sustainable Tourism and Elimination of Poverty - Устойчивый туризм и искоренение нищеты) (ЮНВТО и ЮНКТАД).
В силу многофакторности сферы туризма, вклад в рамках своих полномочий и приверженности ЦУР также вносят МОТ, ИКАО, ИМО, ФАО, ВОЗ, ЮНИДО и др. специализированные учреждения и их региональные представительства касательно вопросов защиты прав туристов, их безопасности, здоровья и беспрепятственного перемещения по миру, развития соответствующей инфраструктуры и проч...





