Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства формирования образа поэта XX века в русской культуре (лингвокультурологический аспект)

Работа №142658

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы154
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ. 4
Глава 1. Лингвист ические средст ва формирования образа поэт а. 9
1.1 Образность как лингвистическая категория 9
1.1.1 Понятие образа 9
1.1.2 Лексическое значение и образность 11
1.2 Национально-специфические и индивидуально-авторские образы 14
1.2.1 Картина мира и менталитет носителя языка 14
1.2.2 Средства образности и их семантическая структура 16
1.3 Функционально-семантический тип речи описание : классификации вариантов и
функционирование в текстах разных жанров 21
Выводы 24
Глава 2. Анализ языковых средст в описания образа. 25
2.1 Принципы отбора материала и методология анализа 25
2.2 Анализ языковых средств, используемых при формирования образа поэта 28
2.2.1 Образыпоэтов началаXX века 28
2.2.2 Образыпоэтов серединыXX века 40
2.2.3 Образыпоэтов концаXX века 46
2.2.4 Анализ образных средств в описании поэтов 52
2.3 Динамика изменения образа поэта в XX веке 70
2.4 Национальная специфика образа поэта в России (в сопоставлении с образом поэта в Китае
в XX веке) 83
Выводы 87
Заключение. 91
Список лит ерат уры 94
Список словарей. 98
Список ист очников 100
Прилож ение №1. 109
Прилож ение №2. 112
Прилож ение№3. 116
Прилож ение №4. 120
Прилож ение №5. 124
Прилож ение №6 128
Прилож ение №7. 131
Прилож ение №8 136
Прилож ение №9. 139
Прилож ение №10 143
Прилож ение №11. 147
Прилож ение №12 151

Данная диссертация посвящена выявлению языковых средств, используемых современниками при описании образа русского поэта XX века, существующего в сознании авторов - современников, носителей языка. Образ - это фиксированное в лингвистических средствах представление о фрагменте реального мира, которое в обобщённом виде передаёт отношение носителя языка к описываемому объекту [Арутюнова, 1998: 124; Баранов, 2002: 372]. Лингвистические средства, используемы для создания образа, могут иметь как прямое, так и переносное значение, но в любом случае они используются для максимально точного отражения его специфики, передачи не только общего значения, но и создания представимого варианта в его коннотативной окрашенности, «эмоциональной яркости» [Жеребило, 2010]. Этот компонент имеет национально-специфический характер и может меняться в разные отрезки исторического времени. Именно поэтому образ представляется наиболее целесообразным изучать в лингвокультурологическом аспекте.
Лингвокультурология предоставляет исследователю набор методов, которые направлены на выявление взаимосвязи языка и культуры. Анализ языковых средств на этом уровне позволит обратиться не только к семантике, заложенной в единичных словах (при помощи компонентного анализа), но и к более сложным единицам - сравнениям и метафорам. В связи с этим исследователи делят образы на языковые (первичные) и художественные (переосмысленные, вторичные, несущие эстетическую функцию). Выявление стереотипности описания поэта свидетельствует о наличии сформированного общего «эталона» в сознании носителя языка.
Образность исследовали Карасик В.И. (2002), Шмелев Д.Н. (1962), Верещагин Е.М. и Костомаров В.Г. (1990), Караулов Ю.Н. (1987), Кожинов В.В. (1964), Колесов В.В. (1986), Зарецкий В. (1963), Пустовойт П.Г. (1974), Мезенин С.М.(1983), Чернец Л.В. (2003), Михайлов М.М. (1991), Федоров А.И.
(1985), Эпштейн М.Н. (1987), Дремов А.К. (1956), Палиевский П. (1959), Москвин, В.П. (2004), Арутюнова, Н.Д. (1988) и др.
Лингвокультурологические исследования посвящены вопросам методологии анализа единиц (Воробьев 1997), сопоставлению лингвокультурологии и этнопсихолингвистики (Красных 2002), языка и культуры (Арутюнова 1998), проблемам коммуникативной деятельности (Карасик 2001), культуре и познанию (Вежбицкая 1996), становлению антропоцентрической парадигмы в языкознании (Воркачев 2001).
Если говорить об описании образа поэта, то до настоящего времени в-основном изучался только А.С. Пушкин (Туманов 1998; Иезуитова 1967; Ананьева 2018; Карпушкина 2000, и другие).
Таким образом, актуальность исследования определяется отсутствием работ, направленных на изучение языковых средств образности, используемых для создания образа поэта XX века в сознании носителя языка в сопоставительном аспекте - выявление динамики изменения образа на протяжении 20 века.
Объектом исследования является образ поэта XX века в русской культуре.
Предметом исследования выступают языковые средства описания образа поэта, исследуемые в лингвокультурологическом аспекте.
Цель исследования заключается в выявлении специфики языковых средств, используемых современниками при описании образа поэта XX века.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) уточнить соотношение терминов образ и образность в лингвистике.
2) проанализировать особенности структуры лексического значения образных средств и их роль в описании человека ;
3) уточнить специфику функционально-семантического типа речи описание применительно к категории образности в передаче облика поэтов;
4) отобрать примеры из текстов авторов - литературоведов и публицистов о поэтах 20 века;
5) классифицировать отобранные единицы по лексическим и морфологическим показателям;....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе диссертации были рассмотрены такие понятия и термины, как образ, образность, лексическое значение, коннотация, картина мира, менталитет, функционально-семантический тип речи описание и его разновидности. Общую взаимосвязь терминологического аппарата можно схематично отразить следующим образом (рис.1).
Картина мира, менталитет и образ существуют в пространстве сознания носителя языка. Образ является основанием для формирования образного представления - образности, отраженной в языковых средствах (в лексическом значении), которые являются предметом исследования. Образность при характеристике поэта, его внешнего вида, поведения, характера реализуется в функционально-семантическом типе речи описание. Такие единицы образности, как сравнение и метафора являются реализации всех указанных выше терминов и понятий.
При изучении языковых средств мы подробно рассмотрели только сравнения и метафоры, так как они дают наиболее цельный образ, относящийся в облику человека, а также потом, что это наиболее используемые языковые средства: сравнения используются 43 раза, а метафоры - 25 раз, и изучение сравнения и метафор больше свидетельствует об специфике языковых средств, используемых авторами при формировании образа поэта.
Материалы для исследования (180 фрагментов) взяты из воспоминаний поэтов и статей, написанных литературоведами, писателями, поэтами и исследователями как современниками, так и по прошествии определенного времени.
Описания поэтов 20-го века передают образ поэта. Согласно статистическим данным, среди 180 фрагментов, в которых найдено 667 единиц с положительной, 165 единиц с пейоративной коннотацией и 76 единиц с нейтральной коннотацией (табл.23). Общей тенденцией является преобладание положительных коннотаций над пейоративными.
В результате исследования был получен образ российского поэта трех периодов XX века. Поэты начала XX века, как правило, величественны и красивы, их внешности уделено большое внимание. Поэтов часто сравнивают со статуями, королевскими особами или произведениями искусства, что придает их образу ощущение дистанции и важности. Поэты середины XX века имеют такие общие черты характера, как доброта и мужество, и их внешность не так значима, как у поэтов начала века. Поэты середины века изображаются более близкими к простым людям, чем поэты начала века. В образе поэтов конца XX века акцентируется внимание на умение оригинально мыслить, глубоко и соединять поэзию с философией и религией.
В отличие от русских поэтов, образ китайского поэта основывается на поведении и характере, внешность не упоминается. Общей характеристикой описания поэтов начала века стало чувство патриотизма и желание лучшей жизни в будущем. Поэты середины века описывались как люди, которые наслаждались жизнью и были искренними. Для поэтов конца века важны сила характера, непокорность судьбе и стремление к независимости и новаторству.


1. Алефиренко, Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры - М.: Academia, 2002. -394 с.
2. Альбеткова, Р.И. Слово и образ. Журнал «Русский язык»№15/2002.
[Электронный ресурс]. Режим доступа URL:
https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200201505(дата обращения: 17.05.2022).
3. Апресян, Ю.Д. Избранные труды, том I. Лексическая семантика:2-е изд ., испр. и доп. - М.: Ш кола «Языки русской культуры», Издательская фирма «Восточная литература» РА Н , 1995 - VIII с .-472 с.
4. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка: учебник для ин-тов и фак-тов. иностр. яз. / И.В. Арнольд. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 1986.-276 с.
5. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: сб. ст./И.В. Арнольд; науч. ред. П.Е. Бухаркин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.­443 с.
6. Арутюнова, Н.Д. Референция и проблемы текстообразования : (Сб. науч. тр.)/ АН СССР, Ин-т языкознания, Пробл. группа "Логич. анализ яз."; [Отв. ред. Н. Д. Арутюнова]. - М. : Наука, 1988.-238 с.
7. Арутюновая, Н. Д. Язык и мир человека [Текст] / Н. Д. Арутюнова. - Москва : Языки русской культуры, 1998. - XV. -895 с.
8. Баранов, А.Н., Добровольский О.Д. Принципы семантического описания фразеологии // Вопросы языкознания. 2009. № 6.-21-34 с.
9. Бирих, А. К. Метонимия в современном русском языке : семантический и грамматический аспекты : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01. - Ленинград, 1987.-270 с.
10. Булычева, В.П. Средства образности в английских текстах экономическо й тематики: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Булычева В.П.; Волго гр. гос. ун-т. - Волгоград, 2010. -21с.
11. Виноградов, В.В. «Основные типы лексических значений слова»,
Избранные труды. Лексикология и лексикография. -М., 1977. - 162-189 с.
12. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Текст]. - М.: Гослитиздат, 1959. -654с.
13. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове: учебное пособие/ В.В. Виноградов. — 3-е изд. - М.: Высшая школа, 1986. - 639 с.
14. Водясова, Л.П. Описание как функционально-смысловой тип речи, его виды и роль в художественном тексте // Вестник угроведения. 2019. Т. 9. № 3. - 417-426 с.
15. Водясова, Л.П. Функционально-смысловые типы речи как коммуникативно и прагматически обусловленные разновидности монолога // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 3. -157-162 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ