Введение
Глава 1. Опыт изучения нравственной культуры……………………………. 9
§1. Обзор научной литературы, посвященной изучению нравственной
культуры
§2. Понятие, признаки и типология нравственной культуры.
Глава 2. Характер межгенерационных изменений нравственной культуры.. 30
§1. Теоретические основы изучения межгенерационных изменений
нравственной культуры
§2. Трансформация нравственной культуры поколений в процессе
модернизации (по материалам Всемирного исследования ценностей
1981-2014 гг.)
Заключение
Список литературы
Приложение
Изучение межгенерационной динамики нравственной культуры продолжительное время ограничивалось недостаточностью эмпирического мате-риала. Однако во второй половине XX века этот материал появился благодаря проведению Всемирного исследования ценностей (1981-2014 гг.). Анализ и интерпретации ряда характеристик нравственной культуры, содержащихся в базах данных этого исследования делает возможным изучение межгенерационной динамики нравственной культуры как по всему миру, и в современной России.
Для изучения темы диссертации является наиболее полезной теория межгенерационного изменения ценностей Р. Инглхарта, с помощью которой можно объяснить эмпирические данные, характеризующие динамику пока-зателей нравственной культуры поколений. Суть теории Инглхарта заключается в том, что после второй мировой войны в большинстве индустриальных стран в результате быстрого экономического роста, а также усиленного развития государства благосостояния опыт личностного формирования в когортах более поздних годов рождения приводил к выработке иных ценностных приоритетов по сравнению с когортами более ранних годов рождения.
На протяжении истории большинство людей было главным образом озабочено угрозой экономических лишений, а то и голода. Однако исторически беспрецедентная степень экономической безопасности, какую узнало послевоенное поколение в индустриальных обществах, привела к постепенному сдвигу от «материалистических» ценностей (когда приоритет отдается, прежде всего, экономической и физической безопасности) к ценностям «постматериалистическим» (когда на первый план выдвигаются самовыражение и качество жизни). Сбор данных о межгенерационных ценностных изменениях на межстрановой основе начался еще в 1970 г. в ходе европейского ис-следования ценностей. В рамках Всемирного исследования ценностей (1981-2014 гг.) собран значительный массив данных, позволяющих выявить характер межгенерационных изменений нравственной культуры.
Существенным элементом теории Инглхарта является то, что он рассматривает общество как взаимосвязанную структуру, где изменения затрагивают сразу все сферы жизни общества. В определенной мере эта теория избавлена от монодетерменизма, как теория Карла Маркса, хотя частично и базируется на ней. По мнению Инглхарта, экономические, социальные, культурные и политические изменения «идут рука об руку», образуя предсказуемые последствия.
Актуальность работы заключается в изучении динамики межгенерационных изменений нравственной культуры в современной России в сравнении с другими странами. Анализ сущности и направления изменений нравственных установок, оценок и ценностей населения России позволит ответить на вопрос о характере этих изменений.
Степень разработанности темы исследования
Тема разработана недостаточно во многом из-за отсутствия в приклад-ной этике специальной теории, посвященной межгенерационной динамике нравственного сознания и поведения. Не хватает базовых подходов к определению понятия нравственной культуры, и особенно к ее типологизации, без которой любое исследование будет носить лишь отрывочный и бессистемный характер.
Однако стоит отметить, что, существует ряд работ, которые носят системообразующий характер. Так, например, существует работа А.С. Франц, в которой содержится культурологический анализ нравственной культуры со-временной России и рассматриваются различные ее модели.
Также следует выделить работу В.А. Кондрашова «Проблема происхождения нравственной культуры», в которой подробно рассматривается процесс происхождения нравственной культуры и ее классификация.
Проблема, которую я рассматриваю в своей работе, носит двойной характер. Для ее решения, с одной стороны, необходим анализ теоретических подходов к изучению понятия «нравственная культура», а с другой стороны, необходимо применение имеющихся теоретических положений в прикладном исследовании проявления различных признаков нравственной культуры.
Как уже было сказано ранее, степень разработанности темы в российской научной литературе незначительна. Кроме упомянутых работ А.С. Франц и В.А. Кондрашова, эта тема рассматривается главным образом в работах З.С. Левчука «Нравственная культура личности: сущностные характеристики и факторы развития» (2010), З.Я. Рахматуллиной и А.Я. Фаткуллиной «Роль нравственного воспитания и этического просвещения в становлении нравственной культуры современной личности» (2012). Отдельные аспекты нравственной культуры, связанные с изучением моральных установок российской молодежи, рассматриваются в статье В.В. Петухова «Общественная мораль и государство» (2005), а также в докладе Института социологии РАН «Молодежь новой России: ценностные приоритеты» (2007). В этих работах на основе обобщения данных всероссийских опросов анализируется состояние и тенденции изменения нравственного сознания под влиянием радикальных экономических и политических реформ.
Кроме перечисленных работ, отдельные проблемы, связанные с исследованием нравственной культуры, рассматриваются в как ряде научных работ. Д.Н. Белова в статье «К вопросу о коммуникации и нравственной культуре» анализирует нравственную культуру в контексте коммуникации как единственно-возможном пространстве ее существования. М.А. Винниченко, Т.Н. Герасимова, Е.Г. Гужва в статье «Нравственная культура личности как система морали» рассматривают философские аспекты исследования нравственной культуры. А.М. Волкова в статье «Нравственная культура студентов как основа культуры международного сотрудничества в сфере образования», анализирует влияние нравственной культуры на характер межнационального взаимодействия. Л.Н. Гринберг в работе «Философское осмысление понятия нравственная культура» рассматривает концептуальные аспекты включения в научный оборот понятия «нравственная культура».
Стоит отметить работу И.Н. Ерашенкова «Нравственная культура как фактор создания мира без границ», в которой исследуется деятельный потенциал нравственной культуры. В статье В.А. Кондрашова. «Понятие эти-ческой культуры: методологический аспект» рассматриваются различные варианты определения понятия нравственной культуры. И.М. Шадрина в статье «Нравственная культура учителя как результат взаимодействия с культу-рой как миром ценностей» раскрывает роль учителя в формировании нравственной культуры подрастающего поколения. П.Н. Устин в статье «Нравственные характеристики этической культуры (на примере современного студенчества)» обобщает результаты эмпирического исследования нравствен-ной культуры студенчества.
Особо следует отметить работы А.С. Лаптенка, посвященные исследованию нравственной культуры. Он считает, что «с помощью данного понятия можно описать то, …что вошло в обычаи, привычку, то, как своеобразно преломляются моральные нормы и ценности в зависимости от этнических, религиозных, социальных особенностей общества».
Для успешного проведения исследования необходимо грамотно определить объект и предмет исследования.
Объектом исследования является нравственная культура различных поколений современной России.
Предметом исследования является динамика межгенерационных изменений нравственной культуры.
Центральное место при изучении изменения ценностей занимает понятие нравственной культуры, которая может рассматриваться как тип отношения к Другому, который включает моральные установки, моральные оценки и ценностные ориентации, оказывает воздействие на развитие личности.
Нравственная культура рассматривается как система внебиологических, развивающихся, общественно значимых духовных ценностей, являющихся главной предпосылкой и продуктом всякой человеческой деятельности, ее устанавливающим, конструирующим и организующим началом, способствующим сохранению и воспроизводству всех вероятных сообществ, а также ориентиром для самореализации социальных групп и отдельных инди-видов.
Целью исследования является объяснение характера межгенерационных изменений нравственной культуры в ходе исторической трансформации современной России.
Задачи исследования:
• Систематизация научных работ, посвященных изучению нравственной культуры.
• Разработка авторского определения и типологии нравственной культуры.
• Выделение показателей различных типов нравственной культуры в материалах Всемирного исследования ценностей.
• Изучение изменения показателей нравственной культуры поколений населения России в период с 1990 по 2011 гг..
• Обобщение полученного эмпирического материала с целью выявления характера межгенерационных изменений нравственной культуры современной России.
В работе на основе обобщения теоретического и эмпирического материала по теме исследования показано, что нравственная культура представляет собой тип отношения к Другому, проявляющийся в определенной структуре моральных установок, моральных оценок и ценностных ориентаций. Для изучения межгенерационных изменений этих признаков нравственной культуры в диссертации использовались данные российской части Все-мирного исследования ценностей, полученные в период с 1990 по 2011 гг. Анализ материалов этого исследования позволил выявить динамику признаков нравственной культуры младшего и старшего поколений в различные периоды новейшей истории России. В соответствии с этими периодами были два типа нравственной культуры: старый (советский) тип нравственной культуры и новый (российский) тип нравственной культуры. В качестве признаков старого типа нравственной культуры рассматривались: установки на воспитание послушания у детей и осторожное отношение к большинству людей, нетерпимое отношение к гомосексуализму, преимущественная ориентация на материалистические жизненные цели («обеспечение порядка в стране» и «борьба сростом цен»). В качестве признаков нового типа нравственной культуры рассматривались: установки на воспитание независимости у детей и доверительное отношение к большинству людей, терпимое отношение к гомосексуализму и преимущественная ориентации на постматериалистические жизненные цели («предоставление народу больших возможностей влиять на важные решения правительства» и «защита свободы слова»).
В ходе анализа эмпирических данных было установлено, что признаки старой культуры в большей степени присущи старшему поколению, первичная социализация которого проходила в советский период развития России. Признаки новой нравственной культуры в большей степени присущи младшему поколению, первичная социализация которого проходила в условиях перехода российского общества от индустриальной стадии развития к постиндустриальной стадии. Старая нравственная культура соответствует индустриальной стадии развития общества, а новая нравственная культура – постиндустриальной стадии. В рамках старой нравственной культуры преобладает институциональная регуляция поведения людей, а в рамках новой нравственной культуры преобладает личностная регуляция поведения людей.
Сравнение проявлений перечисленных признаков нравственной куль-туры у старшего и младшего поколений населения России (начинающей переход к индустриальной стадии) и Швеции (завершившей переход к постиндустриальной стадии) в период с 1990 по 2011 гг. позволило выявить, что у младшего поколения населения России в сравнении не только с младшим, но и старшим поколениями населения Швеции признаки новой нравственной культуры развиты в значительно меньшей степени. Вместе с тем, было установлено, что младшее поколение населения России превосходит старшее поколение по всем рассматриваемым признакам и что со временем этот разрыв увеличивается. По мере модернизации российского общества и его перехода к постиндустриальной стадии развития, у новых поколений россиян будут формироваться признаки нового типа нравственной культуры, который станет доминирующим тогда, когда представители поколений, выросшие в условиях перехода к новой стадии развития, будут преобладать в составе населения страны. В настоящее время зарождение нового типа нравственной культуры еще находится в начальной стадии.
Артёмов Г.П. Методология и опыт сравнительного исследования моральных оценок // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 17. Вып. 4. 2013.
Артёмов Г.П. Моральные установки как фактор ценностных конфликтов // Конфликтология. 2010. № 4.
Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: ценностно-нормативные системы // Социологические исследования. 2003. № 5.
Белова Д.Н. К вопросу о коммуникации и нравственной культуре. URL: //http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/kulturologiya_belova.pdf (дата обращения 23.10.16)
Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. 2004. № 10.
Брюхова Н.Г. Нравственная культура личности. Культура. Духовность. Общество. Изд-во «Центр развития научного сотрудничества». Новосибирск. 2014.
Винниченко М.А. Герасимова Т.Н., Гужва Е.Г. Нравственная культура личности как система морали // Мир образования – Образование в мире. №4. 2014.
Волкова А.М. Нравственная культура студентов как основа культуры международного сотрудничества в сфере образования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XXXII Международной научно-практической конференции. Новосибирск. 2013.
Всемирное исследование ценностей. Интегрированная база: WVS_ Longitu-dinal_WVS_Longitudinal_1981-2014_spss_v2014_11_25 URL: http://www worldvaluessurvey.org (дата обращения 19.09.2016).
Готово ли российское общество к модернизации? Аналитический доклад. Институт Социологии РАН. Москва. 2010.
Гусейнов А.А. Понятие морали // Этическая мысль. 2003. № 4.
Ерашенков И.Н. Нравственная культура как фактор создания мира без границ URL: http://yeroshenkov.fo.ru/blog/1114 (дата обращения 18.12.16).
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся ценности // Политические исследования. 1997. № 4.
Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: «Новое издательство». 2011.
Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: 2011.
Интегрированная база Всемирного исследование ценностей.
Кабо В. Первобытная доземледельческая община Москва: Наука. 1986. URL: http://vladimirkabo.com/primitive_preagricultural_community_//12.htm
Кондрашов В.А. Проблема происхождения нравственной культуры. URL http://zhurnal.lib.ru/k/kondrashow_w_a/ocherk21.shtml (дата обращения 13.01.17).
Кондрашов В.А. Понятие этической культуры: методологический аспект // Журнал «Самиздат». URL: http://samlib.ru/k/kondrashow_w_a/ ocherk20.shtml (дата обращения 15.12.16).
Лапин Н.И. Сверяем человеческие измерения модернизации // Мир России. 2011. № 2.
Лаптенок А.С Феномен общественной морали. С. 2. URL: // upl-file//ethics/ethics/RC/ed/f/soc_eth/ (дата обращения 20.12.16)
Лаптенок А.С. Мораль в информационном обществе: верность традициям или новые парадигмы // Дискурсы этики. Альманах: Выпуск 4 (5) / Под ред. В.Ю. Перова. СПб, Изд.во Русской христианской гуманитарной академии. 2013.
Лозовая Е.Н. Философское осмысление понятия «нравственная культура» // Проблемы социально-экономического развития Сибири. Том. 1. 2009.
Мартынова, Е.А., Чекушкина, Е.Н., Шабаева, Е.С. Формирование нравственной культуры личности в образовательном пространстве инновационного вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 3. 2013. URL: http://www.online-science.ru/userfiles/file/qjptoeb15 dzvuvhnggdoinjbdoeakupq.pdf
Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад Института социологии РАН. М., 2007. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html (дата обращения 10.03.16.).
Муздыбаев К. Жизненные стратегии современной российской молодежи: межпоколенческий анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том. VII. № 1. URL: www.jourssa.ru/2004/1/9aMusdybaev.pdf (дата обра-щения 25.04.16.).
Петухов В.В. Общественная мораль и государство // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2005. № 4.
Петухов В.В. Российская трансформация и общественная мораль // Социологические исследования. 2015. № 12.
Рахматуллина, З.Я., Фаткуллина, А.Я. Роль нравственного воспитания и в становлении нравственной культуры современной личности // Вестник ВЭГУ. Социально-экономические и общественные науки. 6 (62). 2012.
Ромах О.В., Скоморохова Я.Ю. Нравственная культура в национальных аспектах // Аналитика культурологии. Тамбов. № 23. 2012 URL http://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah (дата обращения 23.10.16).
Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения // Социологические исследования. №2. 2008
Рукавишников В.О. Халман Л. Эстер П. Мораль в сравнительном измерении// Социологические исследования. 1998. № 6.
Седова Н.Н. Сдвиги в морально-нравственных ориентациях россиян // Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров). Аналитический доклад / Под ред. М.К. Горшкова и В.В. Петухова. М., 2011.
Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Устин П.Н. Нравственные характеристики этической культуры (на примере современного студенчества) // Ученые записи казанского университета. Том 151. Кн. 5. Ч. 1. Гуманитарные науки, 2009.
Франц А.С. Нравственная культура: Стратегия Исследования идеального образа, Екатеринбург 2005.
Франц А.С. Нравственная культура как ресурс самосовершенствования человека // Образование и наука. 2005. № 4(34).
Франц А.С. Российская нравственная культура. Поливариантность эмпирических моделей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. Специальность 24.00.01 – теория и история культуры. Екатеринбург. 2005.
Шадрина И.М. Нравственная культура учителя как результат взаимодействия с культурой как миро ценностей // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2014. № 23.
Штомпка, П. Доверие – основа общества. М.: 2012.
Uslaner E.-M. Trust as a moral value // Handbook of Social Capital / Dario Castig-lione Jan W. van Deth and Guglielmo Wolleb eds. Oxford: Oxford University Press. 2008. P. 1-43.