Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТОСА ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа №134337

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

этика и эстетика

Объем работы47
Год сдачи2018
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Предметное поле понятия воспитания
1.1 Воспитание: основные подходы и определения
1.2 Интегративный характер концепта «этос»
1.3 Этика и этос воспитания
Глава II. Этос воспитания в пространстве общественной морали
2.1 Концепт общественной морали в отечественной этике
2.2 Моральный идеал в этосе воспитания
2.3 Маркеры современного общества
2.4 Формирование этоса воспитания в современном обществе
Заключение
Список используемой литературы

Современное общество представляет собой сложную структуру,
взгляды и воззрения на него отличаются своей многоаспектностью. Если
раньше общество демонстрировало относительную стабильность, то
сейчас оно характеризуется своей неустойчивостью: одни технологии
сменяются другими, научно-технический прогресс движется
семимильными шагами, что сказывается и на социуме, связях его элементов.
Постиндустриальное, информационное общество ориентируется на
знание, в связи с чем возникает принципиально новый,
«интеллектуальный» класс, что в корне меняет общественную структуру.
Социальная стратификация теперь детерминируется уровнем
образования, владением знанием как важнейшим ресурсом современности.
На данном этапе общественного развития наблюдается
персонификации культуры, демократизация общества. Важнейшей
тенденцией является стремление людей «быть не таким, как все»,
отличаться от других. Информатизация общества, всеобщая
компьютеризация способствует утрате прочности социальных связей,
индивидуализации его членов. В связи с этим, грандиозные перемены
претерпевает и нормативно-ценностная система. Мораль, выполняющая
регулятивную функцию в обществе, теперь не находит своей
актуальности; иерархия ценностей изменяется на новую, отвечающую
требованиям, продиктованным современностью.
Воспитание, как один из наиболее важных, а возможно и главный
социальный институт, соответственно тоже имеет почву для
реорганизации, изменению векторов развития. Принципиально новыми4
являются проблемы на стыке воспитания и социально-культурных изменений в обществе.
Тема воспитания всегда будет являться актуальной в связи с тем,
что от него напрямую зависит судьба не только атомизированных
индивидов, но и всего общества, структура этого общества, качество
жизни внутри него. Интерес к проблеме воспитания непрерывно
демонстрируется с Античности и по сей день. Подходы, механизмы,
концепции, соответственно и определения воспитания разнятся в
зависимости от школ; оно является предметом изучения не только такой
науки как педагогика, но и психологии, социологии, философии, в частности и этики.
Воспитание обеспечивает успешность социализации индивида,
формирует в нем морального субъекта, «вводит» его в общество – не
только благодаря обучению образцам поведения, но и знакомству с его
нормативно-ценностной структурой. Воспитание делает человека
моральным, но и самой воспитательной деятельности, ее целям и
средствам можно дать моральную оценку.
Актуальность данной работы также обусловлена определенной
трансформацией в общественном сознании, появлению дискуссий вокруг
феномена общественной морали. В последние годы к ней наблюдается
интерес, обусловленный, в том числе, ее современными особенностями,
которыми являются развитие прикладной этики и появление
кодификации морали. В условиях изменения норм общественной морали
обновляется и воспитательный этос, формируя новую иерархию
ценностей. Ценностно-целевые установки воспитания играют ключевую
роль в организации воспитательной деятельности, формировании моделей
поведения, в частности и для педагогики, но остаются без должного
внимания. Цель данной работы – определить факторы формирования
этоса воспитания в современном обществе.5
Задачи данной работы состоят в следующем:
- определить цели и задачи воспитания как института;
- проанализировать воспитательный этос;
- проанализировать подходы к изучению общественной морали,
ее природы и функционированию в обществе, обозначить современные тенденции ее развития;
- определить социально-этические маркеры современного общества;
- выделить ценности воспитательного этоса в контексте современности;
- обозначить конституирующие факторы современного этоса воспитания.
Объектом данного исследования является современное общество,
предметом – ценности современного общества, формирующие этос воспитания.
Методологическими основаниями работы являются методы
междисциплинарного анализа, позволяющие дать целостный анализ
воспитания в современном обществе; методы концептуального анализа, на
основе которых были даны определения основных понятий работы, таких,
как «воспитание», «этос», «этос воспитания», «общественная мораль»;
методы многофакторного анализа морали современного общества, с
помощью которых стало возможным выделение основных факторов,
формирующих современный воспитательный этос.
При написании данной работы было использовано 38 источников.
Анализ этоса воспитания производится на основе монографии В.И.
Бакштановского и Ю.В Согомонова, работ М. Вебера, М. Оссовской,
И.Г. Фихте, С.И. Гессена. Феномен общественной морали исследуется6
преимущественно в рамках работ отечественных этиков Р.Г. Апресяна,
А.А. Гусейнова и А.С. Лаптенка. Социально-этические характеристики
общества были выделены на основе работ З. Баумана, Д. Белла, М.
Кастельса, Ж. Бодрийяра и Э. Гидденса. Данная работа опирается на
источники как на русском, так и на иностранном языке.
Настоящая работа состоит из 2 глав, 7 параграфов, введения,
заключения и списка используемой литературы из 38 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данный этап общественного развития характеризуется как
постиндустриальная эпоха, отличающаяся широкой информатизацией и
компьютеризацией. Информация и знание стали ключевым ресурсом,
владение которым определяет положение и успешность индивида.
Образованность теперь является потенциальной возможностью социальной мобильности.
Воспитание – многосоставной и поэтапный процесс,
представляющий собой нечто вроде «нравственного обучения»,
имеющего целью становление морального субъекта и обеспечение социализации индивида.
Успешную интеграцию в социум обеспечивает такая функция
нравственного воспитания как трансляция ценностей, в том числе
культурных, норм общественной морали. Ориентиром в этом процессе
будет выступать данный моральный идеал, нравственный образец и
непосредственно пример воспитателя.
Описанные в работе определения общественной морали
доказали, что современное состояние философии морали далеко от
постулирования единого понимания этого феномена. Общественная
мораль определяется как противопоставление индивидуальной, т.е. как
коллективная, не-личная, которая не питает интереса к атомизированной
личности; как отражение общих нравственных принципов в
общественной жизни; как результат деятельности общественных
институтов, направленной на установление солидарности и
справедливого распределения прав и обязанностей; как совокупность
моральных стандартов поведения, соответствующих тем ролям, которые
отводятся человеку в различных группах внутри общества; как42
практическое оформление самой идеи морали; а также – как
объективированную совокупность норм и нравов, фиксирующих
общее благо. Важнейшим конституирующим элементом общественной
морали и нравственного идеала является моральная идеология.
В ходе написания работы было установлено, что принципиальной
разницы между понятиями этоса и этики воспитания нет. Необходимое
уточнение требуется в случае, когда речь идет о наборе ценностей
воспитательной деятельности, присущему конкретному обществу, и это
будет являться этосом воспитания. Этикой воспитания будет
теоретизированное знание об этосе, его анализ.
Также была доказана возможность существования этоса воспитания
современного общества. Несмотря на то, что семантика «этоса»
подразумевает ограниченное распространение ценностей, само
воспитание ставит перед собой «сверхзадачи», имеющие глобальное
значение, поэтому воспитательный этос в своей структуре содержит
общечеловеческие ценности, которые и составляют ядро этоса
воспитания современного общества.
Среди факторов формирования воспитательного этоса была
выделена моральная идеология, конституирующая общественную мораль,
в поле которой существует воспитательный этос, и нравственный идеал,
на который опирается воспитание. Другим фактором является облик
воспитания, его самодетерминация, а также положение субъекта и
объекта воспитания. Так, демократизация общества способствовала
признанию детства в качестве особенного жизненного этапа,
уважительному отношению к воспитаннику, борьбе с воспитательным
деспотизмом, произволом и грубостью.
В работе были выделены особенности современного общества и
ценности, обусловленность которых они определяют. Так, одной из43
особенностей является глобализация, которая оформляет потребность
общества в такой ценности, как ответственность. Мультикультурализм,
совместное проживание представителей различных культур, утверждает
толерантность как условие такого сосуществования.
Сетевое устройство общественных и экономических связей,
отличающееся своей антииерархичностью, дало толчок к
индивидуализированности общества, отсутствии потребности к прочным
социальным связям и способствовало признанию индивидуальной
ответственности в качестве особо востребованной ценности. Внутри
цифровой культуры в качестве ценностей утвердились минимализм,
прагматизм, осознанность, а также быстрая обучаемость, как
необходимые качества в условиях информатизации общества.
Таким образом, на основе выделенных факторов, конституирующих
этос воспитания, определилась и его ценностная структура в
современном обществе. Ее составляют следующие ценности:
- взаимная ответственность;
- уважение, забота;
- толерантность;
- осознанность, прагматизм;
- индивидуальная ответственность


1. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации)
// Вопросы философии, 2006, №5. – С. 3–17.
2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ.
редакция А.И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – 830 с.
3. Артемьева О.В. Социальная перспектива этики добродетели.
Монография Общественная мораль: философские, нормативноэтические и прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.:
Альфа-М, 2009 - URL:
http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html
4. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика и этос воспитания:
социодинамика контекстов. Тюмень: Центр прикладной этики; НИИ
прикладной этики ТюмГНГУ, 2002. – 256 с.
5. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005. – 390
с.
6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального
прогнозирования. – М.: Academia, 2004. – 788 c.
7. Беляева Е.В. Исторические формы общественной морали.
Монография Общественная мораль: философские, нормативноэтические и прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.:
Альфа-М, 2009 - URL:
http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html
8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с
фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. – М.: Республика; Культурная
революция, 2006. – 269 с.
9. Богданова М.В. Этос современного отечественного университета (как
возможна социология этоса) / Научная монография / Отв. ред. В.И.
Бакштановский. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2010. –
220 с.45
10. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и
послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс,
1990. – 808 с.
11. Гасилин А.В. Минимализм как этика цифровой культуры //
Философия и общество, №4 (2017). – С. 83-95.
12. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную
философию/Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: «Школа-Пресс»,
1995. – 448 с.
13. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.
– М.: Весь мир, 2004. – 120 с.
14. Голозубов А.В. Герой и героическое в социокультурном пространстве
XX века: опыт тоталитаризма и общества потребления // Теория и
практика управления социальными системами. – 2013. - №1. – С. 39-
47.
15. Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о
месте морали в современном обществе) // Общественная мораль:
философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под
ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. – С. 36-49.
16. Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избр. Труды //Сост.
Р.Г.Апресян. – М.:Гардарики, 2002. – 523 с.
17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии/
Пер. с фр. и послесловие А.Б.Гофмана. – М.:Наука, 1990. – 575 с.
18. Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение.
Мультикультурализм. – СПб.: Алетейя, 2005. – 156 с.
19. Ильенков Э.В. Диалектика идеального. // Логос №1 (2009). – С. 6-62.
20. Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на западе.
Антология. – М.: Academia, 1999. – 640 c.
21. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и
культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ,
2000. – 608 с.46
22. Кашников Б.Н. Прагматика общественной морали. Монография
Общественная мораль: философские, нормативно-этические и
прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М,
2009 - URL: http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html
23. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М.: Гнозис,
1995. – 192 с.
24. Лаптенок А.С. Феномен общественной морали. Монография
Общественная мораль: философские, нормативно-этические и
прикладные проблемы / Под общ. ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М,
2009 - URL: http://iphras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/soc_eth.html
25. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. – М.: Мысль, 2010. –
Т.1 – 744с.
26. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали.
М.: Прогресс, 1987. – 528 с.
27. Разин А.В. Глобальный мир и взаимная ответственность // Материалы
конференции «Моральная ответственность в современном мире»,
посвященной 75-летию академика РАН А.А. Гусейнова/ Философский
факультет МГУ имени М.В. Ломоносова / Под ред. А.В. Разина, И.А.
Авдеевой. – М.: Издатель Воробьев А.В., 2015. – 240 с.
28. Рогожа М.М. Этические импликации смыслов тоталитаризма в
исследованиях Ханны Арендт. – М.: Этическая мысль. – Т.15. – С.
221-245.
29. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск:
Изд.Новосиб.университета, 1995. – 514 с.
30. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Том 1. Эмиль, или О
воспитании. / Под редакцией Г.Н. Джибладзе; сост. А.Н. Джуринский.
– М.: Педагогика, 1981. – 656 с.
31. Соловейчик С.Л. Размышления о воспитании совести // Знание – сила.
М., 1987. № 9. – С. 60-67.47
32. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. М.:
Мысль, 1988. – 892 с.
33. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 26.12.2012. - URL:
минобрнауки.рф/документы/2974
34. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации / И.Г. Фихте; пер. А.А. Иваненко.
– СПб.: Наука, 2009. – 349 с.
35. Hampton, Keith N. Persistent and Pervasive Community: New
Communication Technologies and the Future of Community // American
Behavioral Scientist Vol. 60 issue: 1 (2016), pp. 101-124. – URL:
https://doi.org/10.1177/0002764215601714
36. Lane, Robert E. The Decline of Politics in a Knowledgeable Society //
American Sociological Review, Vol. 31, No. 5 ( Oct., 1966), pp. 649-662.
– URL: http://www.jstor.org/stable/2091856
37. Lyon, David. Being Human in the “Information Society” // Philosophia
Reformata, Vol. 58, No. 2 (1993), pp. 173-186. – URL:
http://www.jstor.org/stable/24708913
38. McLaughlin, Terrence. The Educative Importance of Ethos // British
Journal of Educational Studies, Vol. 53, No. 3, Values, Ethics and
Character in Education (Sep., 2005), pp. 306-325. – URL:
http://www.jstor.org/stable/3699245

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ